Публикация Личностно - ориентированный подход в выявлении и развитии музыкально - творческих способностей детей.
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_i_razvitie_muzykalno-tvorcheskih_sposobnostey.docx | 24.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Личностно - ориентированный подход в выявлении и развитии
музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста
Тюрина Марина Анатольевна, музыкальный руководитель,
МАДОУ «Детский сад №12» г. Усинск, Республика Коми
Личностно - ориентированный подход в выявлении и развитии
музыкально - творческих способностей детей.
Значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с высоко мотивированными детьми является сегодня крайне необходимой. Именно благодаря индивидуальным способностям, правильному определению творческих наклонностей детей, человек становится успешным в той или иной сфере жизни.
Способности не имеют ничего общего с приобретенными умениями и навыками человека, но именно они объясняют легкость их получения. Ребенок – маленький хранитель уникальных способностей. Но конкретные способности нужно развивать в зависимости от наклонностей детей. Поэтому, выявление способных, одаренных детей начинается уже в детском саду. В своей педагогической практике для выявления детей с задатками музыкальности использую метод наблюдения за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий. Особое внимание уделяю поведению, индивидуальным и психологическим особенностям, речи, памяти, логического мышления, проявлению музыкальности по следующим критериям:
Выраженное стремление к музыкальной деятельности
- Проявляет интерес к музыке.
- Выражает желание петь, танцевать, выступать
- В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.
Доминирующие характеристики в игровой, творческой деятельности:
- Инициативность
- Образность
- Эмоциональность
Характер общения и поведения на музыкальных занятиях
- Заинтересованность
- Инициативность
- Активность
Музыкально – одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива детей в группе. Он заметно эмоциональнее и восприимчивее к музыке, с удовольствием ее слушает. Как правило, у таких детей вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. О музыкальных способностях свидетельствует отличная память на музыкальные произведения, постоянное напевание мелодий и повторение простых мелодий на слух. Отличная способность определения и различения звука музыкальных инструментов. Каждый услышанный звук не остается без комментария. Определение направления звука и местонахождения его источника. Различение голосов. Сопровождение активной мимикой слов и движений.
Индивидуальный подход помогает мне выявить не только музыкальные способности, но и распознать творческие наклонности детей. Только личностно - ориентированный подход в развитии ребенка способен обеспечить положительную динамику во всех его творческих начинаниях. Насильно привить любовь к тому или иному виду искусства невозможно. Это может негативно отразиться на психологическом состоянии ребенка в будущем. Существуют определенные признаки, которые позволяют определить в какой сфере музыкально - творческого развития малышу будет комфортно, а его деятельность более продуктивна. Учитываю не только способности и возможности, но и предпочтения, желания самого ребенка. Кто-то из детей больше любит петь, кто- то с удовольствием участвует в инсценировке, более ритмичные охотно танцуют, играют в оркестре на детских музыкальных инструментах, но, как правило, дети с высокими творческими (художественными) способностями успешно проявляют себя почти во всех видах деятельности.
Категория одаренных и способных детей с задатками музыкальности имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную, двигательную потребность; легко усваивают дополнительный материал, испытывают радость от новых творческих работ, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом.
Поэтому в детском саду созданы благоприятные условия разной направленности для реализации творческого потенциала детей.
Уже несколько лет у нас работает, созданная мной вокальная студия «Конфетти». Дети любят петь. Исполнение песен – это одна из постоянных потребностей дошкольников в творческой сфере. Это самый доступный вид деятельности, где детская самостоятельность проявляется в активном восприятии, исполнении вокальных произведений и способствует самовыражению эмоций и чувств. Программа вокальной студии рассчитана на два года, в которую включены упражнения на развитие певческих навыков, на умение моделировать мелодическую линию с помощью различных символов и знаков, пение по графическим рисункам, дыхательная гимнастика, творческие задания с сочинением мелодии и музицированием, ритмические игры. Поэтому занятия по вокалу детвора посещает с большим желанием.
Первыми, кто заинтересован в раскрытии и развитии задатков детей, являются, конечно, родители. Поэтому содружество нашего детского сада и семьи носит системный характер, поддерживается групповыми и индивидуальными формами работы, совместным обсуждением родителями и педагогами вопросов организации музыкальной деятельности ребенка, учитывая опыт семейного воспитания. На обсуждения выносятся как общие, так и специальные способности ребенка, его возрастные и индивидуальные проявления, характер и уровень художественно-музыкальных впечатлений. Родители получают консультации и рекомендации о роли музыки в развитии дошкольника, по организации музыкального развития детей в семье.
В результате совместной работы, нам важно заручиться одобрением родителей на дополнительные занятия с их детьми, а так же, согласием и поддержкой на участие детей в различных мероприятиях. Таким образом, родители делают первый шаг к раскрытию творческого потенциала малышей и готовят их к следующим этапам на пути к творческой самореализации.
Такая направленность позволяет выявить детей с более высоким уровнем музыкального развития и реализовать их творческие способности, мотивировать их к продолжению музыкального творчества за пределами детского сада (музыкальная школа, вокальные и хореографические студии города и т.д.).
Стимулирование и поощрение творческой деятельности распространяется на детей не только с высокими показателями музыкальности, но и для детей с общим уровнем развития подбираю такие творческие задания, роли, чтобы они совпали с их возможностями, чтобы ребенок мог ощутить свою нужность, значимость и радость от соприкосновения с музыкой и творчеством.
В процессе работы у детей раскрываются артистические, музыкальные, хореографические, театральные способности. Это их вдохновляет, вызывает желание включаться в разные виды художественной и музыкальной деятельности, повышает интерес и, следовательно, стимулирует мотивацию для развития и проявления своих умений и навыков. Каждый ребенок может проявить свои индивидуальные способности, выступая на мероприятиях внутри детского сада, участвуя в музыкальных спектаклях, на утренниках, творческих встречах, спортивных праздниках, на городских площадках города - творческих фестивалях, конкурсах, праздниках.
Подготовка и участие в мероприятиях различного уровня способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, обогащает ее нравственно-эстетический мир, формирует активную жизненную позицию. Создает атмосферу духовной наполненности, в которой созревают наиболее благоприятные предпосылки для развития детского творчества, для личностного роста, гармонизации эмоциональной сферы ребенка. Помогает успешной интеграции ребенка в мир социальных отношений и пропаганде детского художественного творчества.
Участие воспитанников в творческих, конкурсных и фестивальных мероприятиях говорит о развитой внутренней активности детей, способности постановки цели и получения результатов. Ребенку в полной мере предоставлена возможность реализации права на самовыражение, развитие и проверки себя на эмоциональную устойчивость и восприимчивость.
Старчук М. Психология одарённости детей и подростков. Музыкальная одарённость
Москва: Академия, 1996
П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. Методика музыкального воспитания, Музыка,1990г.
Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., Изд-во Флинта, 1998
Богоявленская Д. Психология творческих способностей Москва, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр
Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....
Развитие музыкальных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
Консультация для родителей...
Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»
Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для музыкально- творчески - способных детей....
Консультация для родителей «Личностно – ориентированный подход в развитии музыкально - творческих способностей детей».
Цель личностно – ориентированного подхода - создание условий для раскрытия индивидуальных особенностей и личности дошкольника....
Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»
Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру» Здравствуй...
Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год
Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...
Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Ка...