Публикация Личностно - ориентированный подход в выявлении и развитии музыкально - творческих способностей детей.
статья по теме

Личностно-ориентированный подход в выявлении и развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_i_razvitie_muzykalno-tvorcheskih_sposobnostey.docx24.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             

           Личностно - ориентированный  подход в  выявлении  и  развитии          

      музыкально – творческих  способностей  детей дошкольного  возраста

              Тюрина Марина Анатольевна,  музыкальный руководитель,

МАДОУ  «Детский сад №12» г. Усинск,  Республика Коми


                   Личностно - ориентированный  подход в   выявлении  и  развитии

                                     музыкально - творческих способностей детей.

                                               

Значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с  высоко мотивированными детьми является  сегодня  крайне необходимой. Именно благодаря индивидуальным способностям, правильному  определению творческих наклонностей  детей,  человек  становится успешным  в той или иной сфере жизни.

Способности не имеют ничего общего с приобретенными умениями и навыками человека,  но именно они объясняют легкость их получения. Ребенок – маленький хранитель уникальных  способностей.  Но  конкретные способности  нужно развивать в  зависимости от наклонностей  детей.  Поэтому, выявление способных,  одаренных детей  начинается уже в детском саду.  В своей  педагогической практике для выявления    детей с задатками  музыкальности использую  метод наблюдения  за ребенком в  повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий.  Особое внимание уделяю поведению,  индивидуальным  и психологическим особенностям, речи, памяти, логического мышления, проявлению музыкальности по  следующим  критериям:  

Выраженное стремление к музыкальной деятельности

  1. Проявляет интерес к музыке.
  2. Выражает желание петь, танцевать, выступать
  3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.

Доминирующие характеристики в  игровой, творческой  деятельности:

  1. Инициативность  
  2. Образность
  3. Эмоциональность

Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

  1. Заинтересованность
  2. Инициативность
  3. Активность

Музыкально – одарённый  ребёнок выделяется из общего коллектива детей в  группе.  Он  заметно эмоциональнее и  восприимчивее  к музыке,  с  удовольствием  ее   слушает.  Как правило, у  таких детей   вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты. Некоторые произведения  им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны.   О музыкальных способностях  свидетельствует  отличная память на музыкальные произведения,   постоянное  напевание  мелодий и повторение простых мелодий на слух. Отличная способность   определения  и различения  звука музыкальных инструментов.   Каждый услышанный звук  не остается без  комментария.  Определение направления звука и местонахождения его источника.  Различение голосов. Сопровождение  активной мимикой слов и движений.  

Индивидуальный подход помогает мне  выявить не только  музыкальные  способности, но  и распознать  творческие  наклонности  детей. Только личностно - ориентированный  подход  в  развитии   ребенка способен обеспечить положительную динамику во всех  его творческих начинаниях. Насильно привить любовь к тому или иному виду искусства невозможно. Это может негативно отразиться на психологическом состоянии ребенка в будущем.  Существуют определенные признаки, которые позволяют определить в какой сфере музыкально - творческого  развития   малышу будет комфортно, а его деятельность  более продуктивна.  Учитываю  не только способности и возможности, но и предпочтения,  желания самого ребенка.  Кто-то  из детей больше любит  петь,  кто- то  с удовольствием  участвует в  инсценировке,   более ритмичные  охотно  танцуют,  играют  в оркестре на  детских музыкальных  инструментах, но, как правило,  дети с высокими творческими (художественными) способностями успешно  проявляют себя  почти во всех видах деятельности.

 Категория    одаренных и способных  детей  с задатками  музыкальности  имеют доминирующую активную, ненасыщенную  познавательную, двигательную  потребность;  легко усваивают дополнительный материал,  испытывают радость от  новых творческих работ,   не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом.

Поэтому в детском саду созданы благоприятные условия  разной  направленности  для реализации творческого потенциала  детей.  

Уже несколько лет у нас работает, созданная мной  вокальная студия «Конфетти». Дети любят петь.  Исполнение песен – это одна из постоянных потребностей дошкольников в творческой сфере.  Это  самый доступный  вид  деятельности,  где детская самостоятельность проявляется  в активном  восприятии,  исполнении вокальных произведений  и способствует  самовыражению   эмоций и  чувств.  Программа  вокальной  студии рассчитана на  два года, в которую включены  упражнения  на  развитие певческих навыков, на умение  моделировать  мелодическую линию с помощью различных  символов и знаков, пение  по графическим рисункам,  дыхательная гимнастика,  творческие задания с сочинением мелодии и  музицированием, ритмические игры.  Поэтому  занятия по вокалу детвора посещает с большим желанием.

Первыми, кто заинтересован в  раскрытии  и развитии задатков  детей, являются,  конечно, родители.  Поэтому  содружество  нашего  детского сада и семьи носит системный характер,   поддерживается  групповыми и  индивидуальными формами  работы,   совместным обсуждением  родителями и педагогами  вопросов  организации  музыкальной деятельности ребенка, учитывая  опыт семейного воспитания.    На  обсуждения выносятся  как общие,   так  и специальные  способности   ребенка, его  возрастные и индивидуальные проявления, характер и уровень художественно-музыкальных впечатлений. Родители получают консультации и рекомендации  о роли музыки в развитии дошкольника, по организации музыкального развития детей в семье.

В  результате совместной  работы,  нам  важно  заручиться  одобрением  родителей  на дополнительные  занятия  с  их  детьми,   а так же,  согласием  и поддержкой  на участие  детей в  различных    мероприятиях. Таким образом, родители делают первый шаг к раскрытию творческого потенциала малышей и   готовят   их к следующим этапам на пути к творческой самореализации.  

Такая направленность  позволяет выявить детей с более высоким  уровнем музыкального развития и реализовать их творческие  способности,  мотивировать их к продолжению музыкального творчества  за пределами детского сада (музыкальная школа, вокальные и хореографические студии города и т.д.).

Стимулирование  и поощрение  творческой деятельности  распространяется на детей  не только с высокими показателями  музыкальности, но  и для детей с общим уровнем развития  подбираю  такие творческие  задания, роли, чтобы  они  совпали с их  возможностями, чтобы   ребенок мог ощутить свою нужность, значимость  и радость от соприкосновения с музыкой и творчеством.

В процессе работы у детей раскрываются  артистические, музыкальные, хореографические, театральные способности.  Это  их вдохновляет,  вызывает желание  включаться  в разные виды художественной и музыкальной  деятельности, повышает интерес  и, следовательно, стимулирует мотивацию  для  развития и  проявления своих  умений и навыков.  Каждый ребенок может проявить  свои индивидуальные  способности,  выступая на мероприятиях внутри детского сада, участвуя в музыкальных спектаклях,   на утренниках, творческих встречах, спортивных праздниках,  на  городских площадках города - творческих фестивалях, конкурсах, праздниках.

Подготовка  и участие в мероприятиях различного  уровня способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, обогащает ее нравственно-эстетический мир, формирует активную жизненную позицию. Создает атмосферу духовной наполненности, в которой созревают  наиболее благоприятные  предпосылки для развития  детского творчества, для личностного роста, гармонизации эмоциональной сферы ребенка. Помогает  успешной интеграции ребенка в мир социальных отношений и пропаганде детского художественного творчества.

Участие воспитанников в  творческих,  конкурсных и фестивальных мероприятиях  говорит о  развитой  внутренней активности детей, способности постановки  цели и получения  результатов.  Ребенку в полной мере предоставлена   возможность реализации права  на самовыражение, развитие и проверки себя  на эмоциональную устойчивость и  восприимчивость.

Старчук М. Психология одарённости детей и подростков. Музыкальная одарённость

Москва: Академия, 1996

П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. Методика музыкального воспитания, Музыка,1990г.

Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., Изд-во Флинта, 1998

Богоявленская Д. Психология творческих способностей Москва, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр

Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....

Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для   музыкально- творчески -  способных детей....

Консультация для родителей «Личностно – ориентированный подход в развитии музыкально - творческих способностей детей».

Цель личностно – ориентированного подхода - создание условий для раскрытия индивидуальных особенностей и личности дошкольника....

Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»   Здравствуй...

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное...

Приложение №1 к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Календарное планирование музыкально-творческих заданий на 2022-2023 год

Приложение №1  к программе по выявлению музыкально-творческих способностей детей «Музыкальные звездочки» в ходе образовательного процесса по музыкально-художественной деятельности. Ка...