Конспект." Здоровьесберегающие технологии с использованием нестандартного игрового оборудования"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Здоровьесберегающие технологии с использованием нестандартного игрового оборудования, изготовленного своими руками для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Работая с детьми старшей группы, мы обратили внимание, что у наших детей были ярко выражены нарушения как речи, так и мелкой моторики рук. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
Учитывая эти факты, мы в различных формах работы с детьми используем здоровьесберегающие технологии по средствам нестандартного игрового оборудования, изготовленного своими руками.
Цель:
Обеспечить детям возможность сохранить здоровье, формировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Задачи:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие речи;
- учитывая темперамент ребёнка, воздействовать на психомоторную деятельность, путём выбора цвета тренажёра педагогом.
- самомассаж пальцев и ладоней, а также благотворное воздействие на активные точки;
- развитие тактильного восприятия;
- развитие координации движения;
- развитие мышления;
- развитие воображения;
- релаксация и снятие мышечного напряжения.
- развитие концентрации внимания;
Предполагаемый результат.
- Повышенный уровень развития мелкой моторики рук детей.
- Повышение уровня развития речи и обогащение словарного запаса детей.
- Познакомить родителей с формами здоровьесберегающей технологии.
- Развить интерес детей к здоровому образу жизни.
Материальное оснащение.
- Игровой тренажёр «Ладошки».
- Игра «Сухой бассейн».
- Тренажер «Су-Джок».
- Мячик с пупырышками.
- Резиновый коврик с жестким ворсом.
Методика.
Игровой тренажёр «Ладошки».
Вариант №1 стимуляция активных точек кончиков пальцев рук и ладошек.
Выполнение соотнесения пальцев рук и ладоней с тренажёром и удержание в течение 2-3 секунд, смена положения и выполнение дополнительных движений (хлопки в ладони, положили ладони в стороны, вперёд, вверх и т.д.) по заданию педагога.
Вариант №2 с использованием стихотворной формы:
1.
Вышли пальчики гулять | Ритмичные движения больших пальцев по тренажёру |
А вторые догонять | Ритмичные движения указательных пальцев по тренажёру |
Третьи пальчики – бегом | Ритмичные движения среднихпальцев по тренажёру |
А четвёртые – пешком | Ритмичные движения безымянныхпальцев по тренажёру |
Пятый пальчик поскакал | Ритмичные касания мизинцами |
Поскользнулся и упал. | Мягкий удар кистями рук или ладошками |
2.
Раз, два, три, четыре, пять | Последовательно опускают пальцы на тренажер (5-е,4-е,3-и,2-е и большие) |
Будем вещи мы стирать: | Трём ладошки по тренажёру |
Платье брюки и носочки | Последовательно опускаем пальчики по одному начиная с мизинца левой руки ,потом правой руки и тд. |
Юбку, кофточку, платочки. |
|
Шарф и шапку не забудем_ |
|
Их стирать мы тоже будем. | Трём ладошками по тренажёру |
Вариант №3 с использованием музыкального сопровождения:
Ритмичные движения ладони и пальцев рук в ритм музыки.
Игра «Сухой бассейн».
Вариант №1.
Ритмично сжимать и разжимать содержимое бассейна, произнося стихи или потешки (снятие психомоторного напряжения).
Вариант №2.
Ребенок читает стихотворение и одной рукой ищет в бассейне маленькую игрушку, затем, не доставая её, пытается отгадать, что это за игрушка (предварительно игрушки показывают ребенку). Руки можно менять.
В ведро насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Вариант №3.
Ребенок берет из бассейна в одну или обе руки по горошине и начинает катать её пальцами по очереди ( большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем), произнося стихи-потешки.
Вариант №4.
Двумя руками одновременно из бассейна достают по одной горошине (фасоль, рис или др.) и кладут рядом с бассейном в зарание заготовленные емкости. Движения сопровождаются словами стихов, считалок или счета. Затем можно переложить крупу тем же способом обратно.
Тренажер «Су-Джок».
Вариант №1.
Катать шарик-тренажер между ладоней круговыми движениями, читая стишок (в зависимости от лексической темы).
Раз, два, три, четыре –
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Вариант №2.
Большим пальцем, без помощи другой руки, прокатать шарик-тренажер по остальным пальцам. Движения сопровождаются стихами пальчиковых игр.
Вариант №3.
Пружинки по очереди надеть на пальчики и прокатать по всей длине, ритмично произнося слова стихов пальчиковых игр.
На бане я играю
И на кнопки нажимаю.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будет песенка звучать.
Мячик с пупырышками.
Вариант №1.
Перекатывать мячик в руках, произнося стихи потешек.
Вариант №2.
Сжимать и разжимать мячик в ладонях. Движения сопровождать словами потешек или считалок (в зависимости от лексической темы).
Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтер, строитель…
Сразу всех не называю,
Вам продолжить предлагаю.
Вариант №3.
Мячик подбрасывать в верх и ловить, ритмично произнося считалку или стишок (в зависимости от лексической темы).
Я летучая, прыгучая,
Улетела бы за тучу я.
Да соскучилась бы вскоре –
До того люблю я море.
Вариант №4.
Два ребенка садятся друг напротив друга (~ 1 метр), перекатывают по полу мяч, прижимая его ладонью и произнося по одной строчке (по одному слову) по очереди слова потешек.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем фрукты собирать.
На деревьях мандарины,
Сливы, груши, апельсины,
Киви, яблоки, гранат, -
Ах какой чудесный сад!
Резиновый коврик с жестким ворсом.
Вариант №1.
Ритмично под музыку или читая стихи, поднимать и опускать ладони (пальцы) на поверхность коврика, меняя интенсивность нажатия.
Пианино мне купили,
Стану я на нем играть
И на клавиши цветные
Буду плавно нажимать.
Вариант №2.
«Перекатывать» ладони по коврику, изображая волну.
Вариант №3.
Опускать ладони на коврик, меняя руки и делая движения «кулак – ладонь».
Ручки как глазки: открылись – закрылись.
Словно из сказки они появились.
Один кулак, одна ладошка
И поменяй их быстро, крошка.
Теперь ладошка и кулак
И все быстрее делай так
Перспективное планирование работы.
№ | Месяц | НОД | Совместная деятельность | Индивидуальная работа | Работа с родителями |
1 | Январь | 2 раза в неделю (Коммуникация и Формирование целостной картины мира) | Ежедневно, во второй половине дня | По мере необходимости | Индивидуальные беседы с родителями о различных способах развития мелкой моторики рук детей. |
2 | Февраль | 2 раза в неделю (Коммуникация и Формирование целостной картины мира) | Ежедневно, во второй половине дня | По мере необходимости | Информация в родительском уголке «Развиваем мелкую моторику вместе!» |
3 | Март | 2 раза в неделю (Коммуникация и Формирование целостной картины мира) | Ежедневно, во второй половине дня | По мере необходимости | Консультация для родителей «Нестандартные формы развития мелкой моторики» |
4 | Апрель | 2 раза в неделю (Коммуникация и Формирование целостной картины мира) | Ежедневно, во второй половине дня | По мере необходимости | Индивидуальные беседы с родителями о различных способах развития мелкой моторики рук детей. |
5 | Май | 2 раза в неделю (Коммуникация и Формирование целостной картины мира) | Ежедневно, во второй половине дня | По мере необходимости | Рекомендации на лето в родительском уголке «Нестандартные формы развития мелкой моторики» |
Календарное планирование работы.
№ | Месяц | Неделя | Лексическая тема | Название игры (тренажера) |
1
| Январь | 3-я | Мебель |
|
4-я | Посуда |
| ||
2 | Февраль | 1-я | Транспорт |
|
2-я | ПДД |
| ||
3-я | Профессии |
| ||
4-я | Профессии |
| ||
3 | Март | 1-я | Весна |
|
2-я | Я и моя семья |
| ||
3-я | Аквариумные рыбки |
| ||
4-я | Речные и озерные рыбы |
| ||
4 | Апрель | 1-я | Комнатные растения |
|
2-я | Космос |
| ||
3-я | Первые весенние цветы |
| ||
4-я | Одежда, обувь, головные уборы |
| ||
5 | Май | 1-я | Поздняя весна |
|
2-я | Птицы прилетели |
| ||
3-я | Насекомые |
| ||
4-я | Лето полевые цветы |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motorika.docx | 682.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25
комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Здоровьесберегающие технологии с использованием нестандартного игрового оборудования, изготовленного своими руками для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Работая с детьми старшей группы, мы обратили внимание, что у наших детей были ярко выражены нарушения как речи, так и мелкой моторики рук. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
Учитывая эти факты, мы в различных формах работы с детьми используем здоровьесберегающие технологии по средствам нестандартного игрового оборудования, изготовленного своими руками.
Цель:
Обеспечить детям возможность сохранить здоровье, формировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Задачи:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие речи;
- учитывая темперамент ребёнка, воздействовать на психомоторную деятельность, путём выбора цвета тренажёра педагогом.
- самомассаж пальцев и ладоней, а также благотворное воздействие на активные точки;
- развитие тактильного восприятия;
- развитие координации движения;
- развитие мышления;
- развитие воображения;
- релаксация и снятие мышечного напряжения.
- развитие концентрации внимания;
Предполагаемый результат.
- Повышенный уровень развития мелкой моторики рук детей.
- Повышение уровня развития речи и обогащение словарного запаса детей.
- Познакомить родителей с формами здоровьесберегающей технологии.
- Развить интерес детей к здоровому образу жизни.
Материальное оснащение.
- Игровой тренажёр «Ладошки».
- Игра «Сухой бассейн».
- Тренажер «Су-Джок».
- Мячик с пупырышками.
- Резиновый коврик с жестким ворсом.
Методика.
Игровой тренажёр «Ладошки».
Вариант №1 стимуляция активных точек кончиков пальцев рук и ладошек.
Выполнение соотнесения пальцев рук и ладоней с тренажёром и удержание в течение 2-3 секунд, смена положения и выполнение дополнительных движений (хлопки в ладони, положили ладони в стороны, вперёд, вверх и т.д.) по заданию педагога.
Вариант №2 с использованием стихотворной формы:
1.
Вышли пальчики гулять | Ритмичные движения больших пальцев по тренажёру |
А вторые догонять | Ритмичные движения указательных пальцев по тренажёру |
Третьи пальчики – бегом | Ритмичные движения среднихпальцев по тренажёру |
А четвёртые – пешком | Ритмичные движения безымянныхпальцев по тренажёру |
Пятый пальчик поскакал | Ритмичные касания мизинцами |
Поскользнулся и упал. | Мягкий удар кистями рук или ладошками |
2.
Раз, два, три, четыре, пять | Последовательно опускают пальцы на тренажер (5-е,4-е,3-и,2-е и большие) |
Будем вещи мы стирать: | Трём ладошки по тренажёру |
Платье брюки и носочки | Последовательно опускаем пальчики по одному начиная с мизинца левой руки ,потом правой руки и тд. |
Юбку, кофточку, платочки. | |
Шарф и шапку не забудем_ | |
Их стирать мы тоже будем. | Трём ладошками по тренажёру |
Вариант №3 с использованием музыкального сопровождения:
Ритмичные движения ладони и пальцев рук в ритм музыки.
Игра «Сухой бассейн».
Вариант №1.
Ритмично сжимать и разжимать содержимое бассейна, произнося стихи или потешки (снятие психомоторного напряжения).
Вариант №2.
Ребенок читает стихотворение и одной рукой ищет в бассейне маленькую игрушку, затем, не доставая её, пытается отгадать, что это за игрушка (предварительно игрушки показывают ребенку). Руки можно менять.
В ведро насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Вариант №3.
Ребенок берет из бассейна в одну или обе руки по горошине и начинает катать её пальцами по очереди ( большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем), произнося стихи-потешки.
Вариант №4.
Двумя руками одновременно из бассейна достают по одной горошине (фасоль, рис или др.) и кладут рядом с бассейном в зарание заготовленные емкости. Движения сопровождаются словами стихов, считалок или счета. Затем можно переложить крупу тем же способом обратно.
Тренажер «Су-Джок».
Вариант №1.
Катать шарик-тренажер между ладоней круговыми движениями, читая стишок (в зависимости от лексической темы).
Раз, два, три, четыре –
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Вариант №2.
Большим пальцем, без помощи другой руки, прокатать шарик-тренажер по остальным пальцам. Движения сопровождаются стихами пальчиковых игр.
Вариант №3.
Пружинки по очереди надеть на пальчики и прокатать по всей длине, ритмично произнося слова стихов пальчиковых игр.
На бане я играю
И на кнопки нажимаю.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будет песенка звучать.
Мячик с пупырышками.
Вариант №1.
Перекатывать мячик в руках, произнося стихи потешек.
Вариант №2.
Сжимать и разжимать мячик в ладонях. Движения сопровождать словами потешек или считалок (в зависимости от лексической темы).
Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтер, строитель…
Сразу всех не называю,
Вам продолжить предлагаю.
Вариант №3.
Мячик подбрасывать в верх и ловить, ритмично произнося считалку или стишок (в зависимости от лексической темы).
Я летучая, прыгучая,
Улетела бы за тучу я.
Да соскучилась бы вскоре –
До того люблю я море.
Вариант №4.
Два ребенка садятся друг напротив друга (~ 1 метр), перекатывают по полу мяч, прижимая его ладонью и произнося по одной строчке (по одному слову) по очереди слова потешек.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем фрукты собирать.
На деревьях мандарины,
Сливы, груши, апельсины,
Киви, яблоки, гранат, -
Ах какой чудесный сад!
Резиновый коврик с жестким ворсом.
Вариант №1.
Ритмично под музыку или читая стихи, поднимать и опускать ладони (пальцы) на поверхность коврика, меняя интенсивность нажатия.
Пианино мне купили,
Стану я на нем играть
И на клавиши цветные
Буду плавно нажимать.
Вариант №2.
«Перекатывать» ладони по коврику, изображая волну.
Вариант №3.
Опускать ладони на коврик, меняя руки и делая движения «кулак – ладонь».
Ручки как глазки: открылись – закрылись.
Словно из сказки они появились.
Один кулак, одна ладошка
И поменяй их быстро, крошка.
Теперь ладошка и кулак
И все быстрее делай так
Перспективное планирование работы.
№ | Месяц | НОД | Совместная деятельность | Индивидуальная работа | Работа с родителями |
1 | Январь | 2 раза в неделю (Коммуникация и Формирование целостной картины мира) | Ежедневно, во второй половине дня | По мере необходимости | Индивидуальные беседы с родителями о различных способах развития мелкой моторики рук детей. |
2 | Февраль | 2 раза в неделю (Коммуникация и Формирование целостной картины мира) | Ежедневно, во второй половине дня | По мере необходимости | Информация в родительском уголке «Развиваем мелкую моторику вместе!» |
3 | Март | 2 раза в неделю (Коммуникация и Формирование целостной картины мира) | Ежедневно, во второй половине дня | По мере необходимости | Консультация для родителей «Нестандартные формы развития мелкой моторики» |
4 | Апрель | 2 раза в неделю (Коммуникация и Формирование целостной картины мира) | Ежедневно, во второй половине дня | По мере необходимости | Индивидуальные беседы с родителями о различных способах развития мелкой моторики рук детей. |
5 | Май | 2 раза в неделю (Коммуникация и Формирование целостной картины мира) | Ежедневно, во второй половине дня | По мере необходимости | Рекомендации на лето в родительском уголке «Нестандартные формы развития мелкой моторики» |
Календарное планирование работы.
№ | Месяц | Неделя | Лексическая тема | Название игры (тренажера) |
1 | Январь | 3-я | Мебель |
|
4-я | Посуда |
| ||
2 | Февраль | 1-я | Транспорт |
|
2-я | ПДД |
| ||
3-я | Профессии |
| ||
4-я | Профессии |
| ||
3 | Март | 1-я | Весна |
|
2-я | Я и моя семья |
| ||
3-я | Аквариумные рыбки |
| ||
4-я | Речные и озерные рыбы |
| ||
4 | Апрель | 1-я | Комнатные растения |
|
2-я | Космос |
| ||
3-я | Первые весенние цветы |
| ||
4-я | Одежда, обувь, головные уборы |
| ||
5 | Май | 1-я | Поздняя весна |
|
2-я | Птицы прилетели |
| ||
3-я | Насекомые |
| ||
4-я | Лето полевые цветы |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация игровой деятельности в уголке «Кухня» с использованием нестандартного игрового оборудования
Цель: Формировать первичные представления о продуктах питания и труде повара.Задачи:• Знакомиться с блюдами, которые кушает человек и способами их приготовления;• Закреплять полученные ...
Игровая программа для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного спортивного оборудования.
В материале описаны игры малой и большой подвижности с " Умным кругом!"...
«Развитие мыслительных способностей у детей раннего возраста с использованием нестандартного игрового оборудования»
Знакомство детей раннего возраста с видами нестандартного игрового оборудования....
Мастер – класс «Использование здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования.»
Мастер – класс«Использование здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования.»...
Использование нестандартного -игрового оборудования в своей работе
Примеры пособий для занятий по физической культуре созданные своими руками...
"Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного игрового оборудования "Парашют""
Распространение личного профессионального опыта по использованию нестандартного игрового оборудования «Парашют» в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Презентация мастер-класса «Использование нестандартного игрового оборудования для профилактики плоскостопия у детей раннего возраста»
Актуальность Здоровье ребенка зависит от того, как будет организована здоровьесберегающая среда, в которой он живет. Под понятием "здоровьесберегающая среда" мы подра...