Прогулка для подготовительной группы
материал (подготовительная группа) на тему

Карташева Светлана Сергеевна

Картотека прогулок расчитана для детей подготовительной группы. Она содержит все вид детельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Декабрь

Прогулка 1

1.Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Ход наблюдения

Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы,

Снегу — хоть давай взаймы всем другим бесснежным зимам... (Н. Асеев)

Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам  в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

 Вопросы: За каким месяцем идет декабрь? Что изменилось на участке в детском саду по сравнению c ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие защитные свойства у снега?  Найдите на нашем участке приметы зимы.

Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.

Стихотворение М.Сухоруковой «Декабрь студеный»:

     Как на речке изумрудные мосты,

     Ну а в поле белоснежные холсты.

     В заметенном студеном декабре

     Семь погод все куролесят на дворе.

 2.Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

3.Подвижные игры:

Игра в снежки.

Цель: закреплять навыки в метании предметов.  

Прыжки на одной ноге.

Цель: воспитывать чувство равновесия.

4.Индивидуальная работа:  Развитие движений.

Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия

5. Сюжетно-ролевая игра: «Аптека»

Цели: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

6. Исследовательская деятельность: «Как появляется тень?»

Цель: Установить сходство тени и объекта.

Прогулка 2

1.Наблюдение за ветром и осадками. 

Цель: объяснить, почему глубина снега в разных местах разная

Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная. Рассказать детям о снегозадержании на полях, вдоль железной дороги.

Стихотворение В.Лисичкина «Ветерок»:

     Был малюткой ветерок,

     Да подрос за вечерок,

     Стал задира и буян –

     Настоящий ураган!

2.Исследовательская деятельность

Цель: Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.

Измерить глубину снега в разных частях участка (у забора, в песочнице, под деревьями и т.д.).

3.Трудовая деятельность: Постройка фигур из снега на участке.

Цели:  учить строить из снега фигуры; воспитывать дружеские отношения.

4.Подвижные игры

«Совушка».

Цели:    учить внимательно слушать команду воспитателя;  развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.

«Жмурки».

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве,

5.Индивидуальная работа: «Попади в цель».

Цель: развивать глазомер и силу броска.

6.Сюжетно-ролевая игра: «Моряки», «Мы плывем на север» 

Цель: Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Прогулка 3

1.Наблюдение за воробьем

Цели: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;

формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;

 учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Ход наблюдения:

Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца —

Покормите молодца.                            В. Мирясова

 Беседа: Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.) Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)

Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)  Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.) Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)  Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.) Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

Продолжать наблюдение за признаками зимы (декабрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

Солнце в декабре светит, но не греет.

Декабрь – пора хмурого неба и рано вечереющих дней.

Год декабрем кончается, а зима начинается.

В зимний холод всякий молод.

Не велик мороз, да краснеет нос.

2.Трудовая деятельность

Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. 

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

3.Подвижные игры  «Попади в цель».

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.

«Встречные перебежки».

Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.

4.Индивидуальная работа Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.

5.Исследовательская деятельность: «Волшебная рукавичка»

Цель: Выявить способность магнита перетягивать предметы.

6.Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери» 

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

Прогулка 4

1.Наблюдение за снегопадом

Цели: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.

 Вопросы: При какой погоде снежинки образуют снежную пыль,  крупу, хлопья?

Почему снег хрустит под ногами? Почему снег бывает рыхлый?

Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.

Загадка: Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

               Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

               На поля и на луга до весны легли снега.

               Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.      (Декабрь)

2.Исследовательская деятельность:

Цель: определить свойсва снежинки.

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

3.Трудовая деятельность: Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.

 Цель: развивать умение работать сообща.

 4.Подвижная игра «Снежная карусель».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.

5.Индивидуальная работа  Развитие движений.

Цель: учить метать снежки вдаль.

6.Сюжетно-ролевая игра: «Шоферы» 

Цель: Обогатить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения.  Воспитывать уважение к труду водителя

Прогулка 5

1.Наблюдение за рябиной

    Цели: расширять знания о рябине; продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Нарядилась рябинушка, вышла погулять.
Платье в красных бусинках — их не сосчитать.
Стала с ребятишками хоровод водить,

С платьица по бусинке каждому дарить.

Стали ярче рябинушки щеки детворы,

Щедрые у рябинушки для детей дары!

Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.

Вопросы: Какие на вкус ягоды рябины зимой? Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?

Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.

Стихотворение Н.Голиновской «Письмо на снегу»:

      Вышит снег красивой строчкой,

      Словно белая сорочка.

      Папу я зову во двор:

      - Погляди, какой узор!

      Смотрит папа сверху вниз:

      - Тут письмо тебе, Денис!

      Пишут птицы и зверюшки:

      «Сделай нам, Денис, кормушки!»

Упражнение «Назови правильно» - развивать грамматический строй речи:

След зайца – заячий.

След лисы – лисий.

След птицы – птичий.

След от лыж – лыжный.

След от санок – санный.

2.Исследовательская деятельность: Сравнить ягоды до мороза и после.

3.Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от снега.

Цель: оказывать помощь дворнику.

4.Подвижная игра «Кто скорее добежит до флажка?».

Цель: отрабатывать навыки подлезания под дугу.

«Раз, два, три — беги!».

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.

5.Индивидуальная работа

Цель: продолжать отработку техники прыжка в длину с места; использовать зрительные ориентиры.

6.Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на теплоходе». 

Цель: Расширить и углубить знания детей о работниках водного транспорта. 2. Дать детям сведения о том, какие бывают теплоходы, куда они плывут, что перевозят. 3. Воспитывать у детей уважение к труду работников водного транспорта. 4. Активизация словаря: трап, КАПИТАН, капитанский мостик, штурвал, палуба, матросы, пристань, мачта.

Прогулка 6

1.Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

Цели: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения:

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.) Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.) Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

♦ Рассказать  о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.

Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по

веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)

Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)

Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)

Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)

Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)

2.Трудовая деятельность Укрепление снегом корней молодых деревьев.

 Цель: побуждать к природоохранной деятельности.

 3.Подвижные игры  «Птицы и кукушка».

Цели: развивать ловкость, быстроту; выполнять характерные движения по содержанию игры.

 «Лягушки и цапля».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

4.Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

5.Исследовательская деятельность:  «Почему мяч отскакивает от земли?»

Цель: дать знания о том, что чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

 С мячиками (хорошо надутым и спущенным) «Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет»

Детям предлагается постучать об землю сначала спущенным мячом, потом – обычным. Есть ли разница? В чем причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: он упругий, в нем воздух  и чем  больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

6.Сюжетно-ролевая игра: «Мы идем в гости»

Цель: обучение детей культуре поведения в гостях

Прогулка 7

1Наблюдение за трудом дворника

Цели: продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать обогащению словаря;

воспитывать любовь и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Вопросы: Что делает дворник зимой на территории детского сада? Какие орудия труда он использует для работы?  Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

Нужна ли работа дворника людям и природе?

Продолжать наблюдение за снегом при постройке снежных фигур. Показать, что пластичность, вязкость снега зависят от его влажности (полить снег водой и слепить фигурку). Подчеркнуть, что снег стал влажный и липкий.

Дидактическая игра «Слова-родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов (к слову «снег»).

Как называется комок из снега, который бросают, играя?  (Снежок)

А звездочка из снега?   (Снежинка)

Кого лепят дети зимой из снега?   (Снеговика)

Как называют внучку Деда Мороза, снежную девочку?    (Снегурочка)

А цветы, которые первыми вырастают из-под снега?     (Подснежники)

2.Исследовательская деятельность 

Цель: выявить защитные свойства снега.

Поместить баночки с одинаковым количеством воды:

-на поверхности сугроба,

-зарыть неглубоко в снег,

-зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

3.Трудовая деятельность Строительство горки из снега для кукол.

Цели:  учить трудиться сообща;  воспитывать трудолюбие.

4.Подвижные игры «Два мороза».

Цели:  упражнять в беге; закреплять умение соблюдать правила игры.

«Ловкая пара».

Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

5.Индивидуальная работа “Мы – лыжники”

Цели: упражнять в лыжном шаге (скольжение); развивать ловкость, выносливость.

6.Сюжетно-ролевая игра: «Строители». Сюжет: Строим мост. 

Цель: Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Прогулка 8

1Наблюдение за инеем.

Цель:  Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем.

Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

Стихотворение А.Каминчук «Зима»:

      Стоят деревья в инее –

      То белые, то синие.

      Столбами синеватыми

      Стоят дымки над хатами.

      И все на свете в инее –

      То белое, то синее.

Наблюдение за тенью. Сравнить тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.

Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь  (тень).

2.Исследовательская деятельность  Состояние почвы

Цель: учить самостоятельно делать вывод

  Сделать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)

 3.Трудовая деятельность Подметание дорожек на участке младших групп.

Цель: воспитывать желание трудиться, оказывать посильную помощь.

 4.Подвижные игры «Бездомный заяц».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.

«Следопыт».

Цель: развивать внимание и наблюдательность.

5.Индивидуальная работа  Развитие движений.

Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию. 

6.Сюжетно-ролевая игра: «Гости» 

Цель: расширять словарный запас слов, учить задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог; способствовать развитию общительности;

Прогулка 9

1.Наблюдение за хвойными деревьями

Цели: закреплять знания о деревьях; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Ход наблюдений

Вопросы: Для чего нужен лес? Что он дает человеку? Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками с веток. Чем пахнет зима? Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему? Какие деревья украшают лес зимой?

Стоят дома высокие,

 Этажи несчетные,

Шпили колючие,

Под тучами могучими.

О каких деревьях говорится в стихотворении? (О ели.) Кто ее сестра?

-А наверху, над мглою этой, перерастая лес, одна,

 В лучах заката, в бликах света горела яркая сосна.

    Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»?  Как переносится по лесу сосновая пыльца? (Ветер ее разносит.) Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются? (Семена летят по ветру и быстро вращаются, как маленькие пропеллеры; помогают им крутиться полупрозрачные крылышки.) В чем сходство хвойных деревьев?

Чем отличаются деревья друг от друга? Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер.)

Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.

Стихотворение Ф.Тютчева:

      Чародейкою Зимою

      Околдован, лес стоит –

      И под снежной бахромою,

      Неподвижною, немою,

      Чудной жизнью он блестит.

      И стоит он, околдован, -

      Не мертвец и не живой, -

      Сном волшебным очарован,

      Легкой цепью пуховой…

 2.Трудовая деятельность Сгребание снега к деревьям.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.

3.Подвижная игра

«Ловкая пара».

Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

  «Встречные перебежки».

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

4.Индивидуальная работа: Катание с горки на ледянке. Игры со снегом.

Цель: продолжать учить соблюдать правила безопасности.

5.Сюжетно-ролевая игра: «На улице»

Цель: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте.

6.Исследовательская деятельность: 

Цель: Установить зависимость веса от материала и размера.

Прогулка 10

Наблюдение за вороной

Цели: находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).

Ход наблюдения

Голос ворона узнает каждый. «Кру-кру-кру...» — разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен.

А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон — пернатый хищник.

Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

Стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»:

     Покормите птиц зимой!

     Пусть со всех концов

     К вам слетятся, как домой,

     Стайки на крыльцо.

     Не богаты их корма,  горсть зерна нужна,

     Горсть одна –  и не страшна   будет им зима.

2.Трудовая деятельность Уборка участка от снега.

Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.

3.Подвижная игра «Раз, два, три — беги!».

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.

«Кони».

Цели: учить выполнять характерные движения по содержанию игры; развивать ловкость, быстроту.

4.Индивидуальная работа Закрепление навыков ходьбы по глубокому снегу.

Цель: развивать силу, выносливость.

5.Сюжетно-ролевая игра: «Строим мост через реку»

Цель: Учить находить для игры предметы — заместители.

6.Исследовательская деятельность:

Цель: продолжать знакомить со свойствами снега.

 Почему снег под шубой начал таять позже, а в открытом виде раньше?

Прогулка 11

 1.Наблюдение за работой дворника

Цели: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас;

формировать стремление к порядку и чистоте; прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Вопросы: Что делает дворник на участке детского сада зимой? Какие орудия труда нужны дворнику в это время года? Как может дворник помочь деревьям зимой?

Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

2.Исследовательская деятельность. Опыт.

Цель:  Выявление механизма образования инея.

Ёмкость  с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.

Загадка: Не снег и не лед,

                А серебром деревья уберет.  (Иней)

3.Трудовая деятельность:  Вскапывание снега в песочнице.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.

4.Подвижные игры 

«Цветные автомобили», «Салки».

 Цели: учить действовать по сигналу;

закреплять умение двигаться приставным шагом в разные стороны.

5.Индивидуальная работа  Развитие движений.

Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.

6.Сюжетно-ролевая игра:  «Утро в детском саду»

Цель: напомнить детям об  обязанностях сотрудников детского сада; развивать коммуникативные умения;

Прогулка 12

1.Наблюдение за ветром

Цели: расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям.

Ход наблюдения

Ветер дул всю ночь, шумели ели, морщинилась вода.

                                Сосны старые скрипели, ивы гнулись у пруда,

                                Выло, дуло, завывало. И когда пришел рассвет,

                                Ветра будто не бывало, будто не было и нет.

Вопросы: Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.) Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.) С какой стороны дует сегодня ветер? Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)

Наблюдение за снегом. Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра (липкий, рассыпчатый, сухой).

Загадка: Он пушистый, серебристый,

                Но рукой его не тронь:

                Станет капелькою чистой,

                Как поймаешь на ладонь.      (снег)

Дидактическая игра «Кто больше?» “ Какой снег зимой?”  (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).   

2.Трудовая деятельность  Постройка горки.

Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

3.Подвижные игры 

«Кто самый меткий?».

Цели: упражнять в метании предметов; развивать глазомер.

 «Зарисуй дерево».

Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.

4.Индивидуальная работа «Найди предмет».

Цели: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;

находить предмет по описанию.

5.Исследовательская деятельность:

Цель: расширять знания о свойствах металла, рассказать, чем он может быть опасен на морозе.

6.Сюжетно-ролевая игра: “Столовая”

Цель: продолжать знакомить с работниками столовой, их работой и обязанностями. Развивать коммуникабельность.

Карточка 13

1.Наблюдение за синицей.

Цели: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Ход наблюдения

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

Вопросы: Что это за птица? Как люди заботятся о них? Какую пользу синицы приносят?

Наблюдение за деревьями.

Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

Ход наблюдения: Что делают зимой деревья? Хорошо им или плохо зимой? Как мы можем помочь пережить холодную зиму? В каком состоянии находятся деревья зимой?

Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым периодом: корни получают очень мало воды. Листья же продолжают ее испарять. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад — старение и опадение листьев накануне зимы.

2.Трудовая деятельность Очистка дорожек ото льда и снега.

Цели: закреплять навыки работы с лопатой;

воспитывать настойчивость, самостоятельность.

3.Подвижные игры

«Ловишки с мячом».

Цель: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.

 «Кати в цель».

Цель: развивать координацию движений.

4. Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

5.Сюжетно-ролевая игра: «Магазин»

Цель: Учить находить в природе предметы заместители.

6.Исследовательская деятельность: Как можно играть с ветром?

Показать, как играют с вертушкой. Спросить, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдать, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит?

Карточка 14.

1.Наблюдение за работой дворника.

Цели: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас;

формировать стремление к порядку и чистоте; прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения: Что делает дворник на участке детского сада зимой? Какие орудия труда нужны дворнику в это время года? Как может дворник помочь деревьям зимой?

      Первый зимний снежок белым пухом лежит.

Первый легкий мороз  веселит и бодрит.

Наблюдение за домашними животными зимой.

Цели:  закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года;  формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

Ход наблюдения

                 Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю.

         Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

                Помощники наши — корова, баран

      И конь вороной темногривый

                     Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

Вопросы: Каких домашних животных вы знаете?  Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы? Почему животных перестали выгонять на пастбища?

Как люди ухаживают за домашними животными? Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой. Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные. Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?

Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?

2.Трудовая деятельность Сбор снега для постройки горки для куклы.

Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

3.Подвижные игры

«Два мороза», «Мы веселые ребята».

Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.

4.Индивидуальная работа

Цель: Закрепление навыков ходьбы в заданном направлении.

5.Сюжетно-ролевая игра: «Кафе».

Цель: Знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира.

Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы – заместители и атрибуты для игры.

6.Исследовательская деятельность: 

Цель: выяснить и обосновать, попадает ли к корешкам воздух?

Зимой воздух к корешкам попадает, но замедленно, так как земля твердая, промерзлая.

Карточка №15

1. Наблюдение за березой, рябиной. 

Цель: Учить детей называть и узнавать деревья по кроне, ветвям, стволу.

Обратить  внимание детей на то, что деревья зимой стоят без листьев, и хорошо видно ствол и ветки, что все деревья разные по высоте, есть низкие, есть высокие. Объяснить  детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками. Как чувствуют себя деревья зимой? Для чего засыпают снег вокруг деревьев?

 2.Труд: Сгребание снега к кустарникам и деревьям для утепления корней.

Цель: формировать элементарные трудовые навыки путем непосредственного участия детей в посильных трудовых действиях. 

3.Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Попади в цель».

Цель: Добиваться улучшения координации движений, умение придавать силу броску.

4.Индивидуальная работа:

Цель: продолжать обучать  правильному  приземлению во время прыжка.

5.Сюжетно-ролевая игра: «На границе»

Цель:  формировать у дошкольников представления о воинах пограничниках. Способствовать военно - патриотической подготовке. Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет, ролевое взаимодействие в игре, умение вести диалог.

6.Исследовательская деятельность: 

Цель: продолжать знакомить со  свойствами  льда, снега и воды.

 Если вода замерзает, то лед увеличивается.

Карточка №16

1.Наблюдение за ветром.

Цель: продолжать знакомить со свойствами ветра.

В ветреную погоду понаблюдать за быстро и низко несущимися облаками, раскачивающимися ветками деревьев. Спросить детей, откуда дует ветер. Понаблюдать, как ветер поднимает, метет с земли снег. Объяснить детям, что это метель. Понаблюдать за метелью, за тем как ветер поднимает с земли массы снега. Предложить детям послушать, как завывает ветер.

«Ветер — ветрецо, не дуй мне в лицо, а дуй мне в спину, чтоб идти было в силу».

Почему против ветра идти тяжело?

2.Труд: Сооружение горки для кукол и малышей.

Цель: Учить доводить работу до результата и уметь оценивать свою работу.

3.Подвижные игры: «Не оставайся на земле»

Цель: Способствовать развитию ловкости.

Спорт.упраж.: Ходьба по снегу.

Цель: Учить детей безопасно приземляться при падении.

Самостоятельная деятельность детей: Игры на снежных постройках.

4.Исследовательская деятельность: Замерзание жидкости.

Цель:  Выявить процесс замерзания разных жидкостей.

5.Индивидуальная работа: «Не наскочи».

Цель: Учить бегать между двумя линиями.

6.Сюжетно-ролевая игра: «Моряки»

Цель: Воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, взаимопомощь; умение играть в коллективе. Расширять знания детей о людях разных профессий на корабле. Развивать умение строить новые сюжетные линии в процессе игры.

Карточка №17

1.Наблюдение за падающими снежинками.

Цель: развивать эстетический вкус 

Посмотреть, как грустно падают снежинки. Как просматриваются дома, деревья сквозь снег. Обратить внимание детей как падает снег: быстро или медленно, прямо летят снежинки или кружатся. Какими стали дома, скамейки? Почувствовать запах снега.

На заборе на крылечке, все блестит и все бело.

Нет свободного местечка, всюду снега намело.

                Когда повяли все цветы,

                Мы прилетели с высоты.

                Мы, как серебряные пчелки,

                Уселись на колючей елке.

                Мы улетели на поля,

                И стала белою земля.

2.Подвижные игры: «Мы веселые ребята»

Цель: Формировать умение соблюдать правила, действовать по сигналу.

Спорт.игра: Хоккей с мячом.

3.Труд: Подкормка птиц у большой кормушки, уборка снега из кормушки.

Цель: продолжать воспитывать заботливое отношение к животному миру.

4.Индивидуальная работа: Метание снежков в цель.

Цель: Развивать меткость, глазомер. 

5.Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на машинах»

Цель: Обучение передвижению в колонне, соблюдая заданную дистанцию и скорость;

6.Исследовательская деятельность: 

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды в жидком и твердом состоянии

 Залить в емкость цветную воду, где вода быстрее замерзнет, в маленькой посуде или в большой?

Карточка №18 

1.Наблюдение снегоуборочным транспортом за

Цели: Подвести детей к пониманию того, что люди трудятся друг для друга. Объяснить, для чего люди создают технику.

 Чем снегоуборочный транспорт  отличается от другой техники? Понаблюдать за работой снегоуборочной машины, как ловко и быстро она сгребает снег железной лопатой, предложить подумать, сколько бы пришлось работать людям, если бы они собирали снег вручную. Пояснить, что снег увозят на поля, так как снежный покров является источником влаги в весенний период.

2.Подвижные игры: Попади в цель.

Цель: Упражнять детей в метании, развивать глазомер.

3.Труд: Очистка от снега лавочек.

4.Индивидуальная работа: Скольжение по ледяным дорожкам.

Цель: Учить держать равновесие.

5.Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек »

Цель: Учить находить для игры предметы — заместители.

6.Исследовательская деятельность: «Почему птицы летают?»

Цель: Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде;

для чего нужны крылья птицам (опыты с бумажными птицами)



Предварительный просмотр:

Декабрь

Прогулка 1

1.Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Ход наблюдения

Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы,

Снегу — хоть давай взаймы всем другим бесснежным зимам... (Н. Асеев)

Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам  в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

 Вопросы: За каким месяцем идет декабрь? Что изменилось на участке в детском саду по сравнению c ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие защитные свойства у снега?  Найдите на нашем участке приметы зимы.

Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.

Стихотворение М.Сухоруковой «Декабрь студеный»:

     Как на речке изумрудные мосты,

     Ну а в поле белоснежные холсты.

     В заметенном студеном декабре

     Семь погод все куролесят на дворе.

 2.Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

3.Подвижные игры:

Игра в снежки.

Цель: закреплять навыки в метании предметов.  

Прыжки на одной ноге.

Цель: воспитывать чувство равновесия.

4.Индивидуальная работа:  Развитие движений.

Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия

5. Сюжетно-ролевая игра: «Аптека»

Цели: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

6. Исследовательская деятельность: «Как появляется тень?»

Цель: Установить сходство тени и объекта.

Прогулка 2

1.Наблюдение за ветром и осадками. 

Цель: объяснить, почему глубина снега в разных местах разная

Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная. Рассказать детям о снегозадержании на полях, вдоль железной дороги.

Стихотворение В.Лисичкина «Ветерок»:

     Был малюткой ветерок,

     Да подрос за вечерок,

     Стал задира и буян –

     Настоящий ураган!

2.Исследовательская деятельность

Цель: Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.

Измерить глубину снега в разных частях участка (у забора, в песочнице, под деревьями и т.д.).

3.Трудовая деятельность: Постройка фигур из снега на участке.

Цели:  учить строить из снега фигуры; воспитывать дружеские отношения.

4.Подвижные игры

«Совушка».

Цели:    учить внимательно слушать команду воспитателя;  развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.

«Жмурки».

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве,

5.Индивидуальная работа: «Попади в цель».

Цель: развивать глазомер и силу броска.

6.Сюжетно-ролевая игра: «Моряки», «Мы плывем на север» 

Цель: Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Прогулка 3

1.Наблюдение за воробьем

Цели: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;

формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;

 учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Ход наблюдения:

Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца —

Покормите молодца.                            В. Мирясова

 Беседа: Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.) Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)

Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)  Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.) Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)  Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.) Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

Продолжать наблюдение за признаками зимы (декабрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

Солнце в декабре светит, но не греет.

Декабрь – пора хмурого неба и рано вечереющих дней.

Год декабрем кончается, а зима начинается.

В зимний холод всякий молод.

Не велик мороз, да краснеет нос.

2.Трудовая деятельность

Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. 

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

3.Подвижные игры  «Попади в цель».

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.

«Встречные перебежки».

Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.

4.Индивидуальная работа Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.

5.Исследовательская деятельность: «Волшебная рукавичка»

Цель: Выявить способность магнита перетягивать предметы.

6.Сюжетно-ролевая игра: «Дочки-матери» 

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

Прогулка 4

1.Наблюдение за снегопадом

Цели: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.

 Вопросы: При какой погоде снежинки образуют снежную пыль,  крупу, хлопья?

Почему снег хрустит под ногами? Почему снег бывает рыхлый?

Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.

Загадка: Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

               Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

               На поля и на луга до весны легли снега.

               Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.      (Декабрь)

2.Исследовательская деятельность:

Цель: определить свойсва снежинки.

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

3.Трудовая деятельность: Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.

 Цель: развивать умение работать сообща.

 4.Подвижная игра «Снежная карусель».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.

5.Индивидуальная работа  Развитие движений.

Цель: учить метать снежки вдаль.

6.Сюжетно-ролевая игра: «Шоферы» 

Цель: Обогатить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения.  Воспитывать уважение к труду водителя

Прогулка 5

1.Наблюдение за рябиной

    Цели: расширять знания о рябине; продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Нарядилась рябинушка, вышла погулять.
Платье в красных бусинках — их не сосчитать.
Стала с ребятишками хоровод водить,

С платьица по бусинке каждому дарить.

Стали ярче рябинушки щеки детворы,

Щедрые у рябинушки для детей дары!

Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.

Вопросы: Какие на вкус ягоды рябины зимой? Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?

Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.

Стихотворение Н.Голиновской «Письмо на снегу»:

      Вышит снег красивой строчкой,

      Словно белая сорочка.

      Папу я зову во двор:

      - Погляди, какой узор!

      Смотрит папа сверху вниз:

      - Тут письмо тебе, Денис!

      Пишут птицы и зверюшки:

      «Сделай нам, Денис, кормушки!»

Упражнение «Назови правильно» - развивать грамматический строй речи:

След зайца – заячий.

След лисы – лисий.

След птицы – птичий.

След от лыж – лыжный.

След от санок – санный.

2.Исследовательская деятельность: Сравнить ягоды до мороза и после.

3.Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от снега.

Цель: оказывать помощь дворнику.

4.Подвижная игра «Кто скорее добежит до флажка?».

Цель: отрабатывать навыки подлезания под дугу.

«Раз, два, три — беги!».

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.

5.Индивидуальная работа

Цель: продолжать отработку техники прыжка в длину с места; использовать зрительные ориентиры.

6.Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на теплоходе». 

Цель: Расширить и углубить знания детей о работниках водного транспорта. 2. Дать детям сведения о том, какие бывают теплоходы, куда они плывут, что перевозят. 3. Воспитывать у детей уважение к труду работников водного транспорта. 4. Активизация словаря: трап, КАПИТАН, капитанский мостик, штурвал, палуба, матросы, пристань, мачта.

Прогулка 6

1.Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

Цели: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения:

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.) Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.) Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

♦ Рассказать  о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.

Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по

веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)

Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)

Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)

Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)

Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)

2.Трудовая деятельность Укрепление снегом корней молодых деревьев.

 Цель: побуждать к природоохранной деятельности.

 3.Подвижные игры  «Птицы и кукушка».

Цели: развивать ловкость, быстроту; выполнять характерные движения по содержанию игры.

 «Лягушки и цапля».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

4.Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

5.Исследовательская деятельность:  «Почему мяч отскакивает от земли?»

Цель: дать знания о том, что чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

 С мячиками (хорошо надутым и спущенным) «Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет»

Детям предлагается постучать об землю сначала спущенным мячом, потом – обычным. Есть ли разница? В чем причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: он упругий, в нем воздух  и чем  больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

6.Сюжетно-ролевая игра: «Мы идем в гости»

Цель: обучение детей культуре поведения в гостях

Прогулка 7

1Наблюдение за трудом дворника

Цели: продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать обогащению словаря;

воспитывать любовь и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Вопросы: Что делает дворник зимой на территории детского сада? Какие орудия труда он использует для работы?  Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

Нужна ли работа дворника людям и природе?

Продолжать наблюдение за снегом при постройке снежных фигур. Показать, что пластичность, вязкость снега зависят от его влажности (полить снег водой и слепить фигурку). Подчеркнуть, что снег стал влажный и липкий.

Дидактическая игра «Слова-родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов (к слову «снег»).

Как называется комок из снега, который бросают, играя?  (Снежок)

А звездочка из снега?   (Снежинка)

Кого лепят дети зимой из снега?   (Снеговика)

Как называют внучку Деда Мороза, снежную девочку?    (Снегурочка)

А цветы, которые первыми вырастают из-под снега?     (Подснежники)

2.Исследовательская деятельность 

Цель: выявить защитные свойства снега.

Поместить баночки с одинаковым количеством воды:

-на поверхности сугроба,

-зарыть неглубоко в снег,

-зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

3.Трудовая деятельность Строительство горки из снега для кукол.

Цели:  учить трудиться сообща;  воспитывать трудолюбие.

4.Подвижные игры «Два мороза».

Цели:  упражнять в беге; закреплять умение соблюдать правила игры.

«Ловкая пара».

Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

5.Индивидуальная работа “Мы – лыжники”

Цели: упражнять в лыжном шаге (скольжение); развивать ловкость, выносливость.

6.Сюжетно-ролевая игра: «Строители». Сюжет: Строим мост. 

Цель: Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Прогулка 8

1Наблюдение за инеем.

Цель:  Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем.

Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

Стихотворение А.Каминчук «Зима»:

      Стоят деревья в инее –

      То белые, то синие.

      Столбами синеватыми

      Стоят дымки над хатами.

      И все на свете в инее –

      То белое, то синее.

Наблюдение за тенью. Сравнить тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.

Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь  (тень).

2.Исследовательская деятельность  Состояние почвы

Цель: учить самостоятельно делать вывод

  Сделать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)

 3.Трудовая деятельность Подметание дорожек на участке младших групп.

Цель: воспитывать желание трудиться, оказывать посильную помощь.

 4.Подвижные игры «Бездомный заяц».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.

«Следопыт».

Цель: развивать внимание и наблюдательность.

5.Индивидуальная работа  Развитие движений.

Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию. 

6.Сюжетно-ролевая игра: «Гости» 

Цель: расширять словарный запас слов, учить задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог; способствовать развитию общительности;

Прогулка 9

1.Наблюдение за хвойными деревьями

Цели: закреплять знания о деревьях; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Ход наблюдений

Вопросы: Для чего нужен лес? Что он дает человеку? Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками с веток. Чем пахнет зима? Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему? Какие деревья украшают лес зимой?

Стоят дома высокие,

 Этажи несчетные,

Шпили колючие,

Под тучами могучими.

О каких деревьях говорится в стихотворении? (О ели.) Кто ее сестра?

-А наверху, над мглою этой, перерастая лес, одна,

 В лучах заката, в бликах света горела яркая сосна.

    Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»?  Как переносится по лесу сосновая пыльца? (Ветер ее разносит.) Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются? (Семена летят по ветру и быстро вращаются, как маленькие пропеллеры; помогают им крутиться полупрозрачные крылышки.) В чем сходство хвойных деревьев?

Чем отличаются деревья друг от друга? Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер.)

Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.

Стихотворение Ф.Тютчева:

      Чародейкою Зимою

      Околдован, лес стоит –

      И под снежной бахромою,

      Неподвижною, немою,

      Чудной жизнью он блестит.

      И стоит он, околдован, -

      Не мертвец и не живой, -

      Сном волшебным очарован,

      Легкой цепью пуховой…

 2.Трудовая деятельность Сгребание снега к деревьям.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.

3.Подвижная игра

«Ловкая пара».

Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

  «Встречные перебежки».

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

4.Индивидуальная работа: Катание с горки на ледянке. Игры со снегом.

Цель: продолжать учить соблюдать правила безопасности.

5.Сюжетно-ролевая игра: «На улице»

Цель: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте.

6.Исследовательская деятельность: 

Цель: Установить зависимость веса от материала и размера.

Прогулка 10

Наблюдение за вороной

Цели: находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).

Ход наблюдения

Голос ворона узнает каждый. «Кру-кру-кру...» — разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен.

А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон — пернатый хищник.

Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

Стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»:

     Покормите птиц зимой!

     Пусть со всех концов

     К вам слетятся, как домой,

     Стайки на крыльцо.

     Не богаты их корма,  горсть зерна нужна,

     Горсть одна –  и не страшна   будет им зима.

2.Трудовая деятельность Уборка участка от снега.

Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.

3.Подвижная игра «Раз, два, три — беги!».

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.

«Кони».

Цели: учить выполнять характерные движения по содержанию игры; развивать ловкость, быстроту.

4.Индивидуальная работа Закрепление навыков ходьбы по глубокому снегу.

Цель: развивать силу, выносливость.

5.Сюжетно-ролевая игра: «Строим мост через реку»

Цель: Учить находить для игры предметы — заместители.

6.Исследовательская деятельность:

Цель: продолжать знакомить со свойствами снега.

 Почему снег под шубой начал таять позже, а в открытом виде раньше?

Прогулка 11

 1.Наблюдение за работой дворника

Цели: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас;

формировать стремление к порядку и чистоте; прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Вопросы: Что делает дворник на участке детского сада зимой? Какие орудия труда нужны дворнику в это время года? Как может дворник помочь деревьям зимой?

Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

2.Исследовательская деятельность. Опыт.

Цель:  Выявление механизма образования инея.

Ёмкость  с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.

Загадка: Не снег и не лед,

                А серебром деревья уберет.  (Иней)

3.Трудовая деятельность:  Вскапывание снега в песочнице.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.

4.Подвижные игры 

«Цветные автомобили», «Салки».

 Цели: учить действовать по сигналу;

закреплять умение двигаться приставным шагом в разные стороны.

5.Индивидуальная работа  Развитие движений.

Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.

6.Сюжетно-ролевая игра:  «Утро в детском саду»

Цель: напомнить детям об  обязанностях сотрудников детского сада; развивать коммуникативные умения;

Прогулка 12

1.Наблюдение за ветром

Цели: расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям.

Ход наблюдения

Ветер дул всю ночь, шумели ели, морщинилась вода.

                                Сосны старые скрипели, ивы гнулись у пруда,

                                Выло, дуло, завывало. И когда пришел рассвет,

                                Ветра будто не бывало, будто не было и нет.

Вопросы: Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.) Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.) С какой стороны дует сегодня ветер? Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)

Наблюдение за снегом. Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра (липкий, рассыпчатый, сухой).

Загадка: Он пушистый, серебристый,

                Но рукой его не тронь:

                Станет капелькою чистой,

                Как поймаешь на ладонь.      (снег)

Дидактическая игра «Кто больше?» “ Какой снег зимой?”  (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).   

2.Трудовая деятельность  Постройка горки.

Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

3.Подвижные игры 

«Кто самый меткий?».

Цели: упражнять в метании предметов; развивать глазомер.

 «Зарисуй дерево».

Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.

4.Индивидуальная работа «Найди предмет».

Цели: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;

находить предмет по описанию.

5.Исследовательская деятельность:

Цель: расширять знания о свойствах металла, рассказать, чем он может быть опасен на морозе.

6.Сюжетно-ролевая игра: “Столовая”

Цель: продолжать знакомить с работниками столовой, их работой и обязанностями. Развивать коммуникабельность.

Карточка 13

1.Наблюдение за синицей.

Цели: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Ход наблюдения

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

Вопросы: Что это за птица? Как люди заботятся о них? Какую пользу синицы приносят?

Наблюдение за деревьями.

Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

Ход наблюдения: Что делают зимой деревья? Хорошо им или плохо зимой? Как мы можем помочь пережить холодную зиму? В каком состоянии находятся деревья зимой?

Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым периодом: корни получают очень мало воды. Листья же продолжают ее испарять. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад — старение и опадение листьев накануне зимы.

2.Трудовая деятельность Очистка дорожек ото льда и снега.

Цели: закреплять навыки работы с лопатой;

воспитывать настойчивость, самостоятельность.

3.Подвижные игры

«Ловишки с мячом».

Цель: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.

 «Кати в цель».

Цель: развивать координацию движений.

4. Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

5.Сюжетно-ролевая игра: «Магазин»

Цель: Учить находить в природе предметы заместители.

6.Исследовательская деятельность: Как можно играть с ветром?

Показать, как играют с вертушкой. Спросить, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдать, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит?

Карточка 14.

1.Наблюдение за работой дворника.

Цели: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас;

формировать стремление к порядку и чистоте; прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения: Что делает дворник на участке детского сада зимой? Какие орудия труда нужны дворнику в это время года? Как может дворник помочь деревьям зимой?

      Первый зимний снежок белым пухом лежит.

Первый легкий мороз  веселит и бодрит.

Наблюдение за домашними животными зимой.

Цели:  закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года;  формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

Ход наблюдения

                 Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю.

         Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

                Помощники наши — корова, баран

      И конь вороной темногривый

                     Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

Вопросы: Каких домашних животных вы знаете?  Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы? Почему животных перестали выгонять на пастбища?

Как люди ухаживают за домашними животными? Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой. Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные. Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?

Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?

2.Трудовая деятельность Сбор снега для постройки горки для куклы.

Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

3.Подвижные игры

«Два мороза», «Мы веселые ребята».

Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.

4.Индивидуальная работа

Цель: Закрепление навыков ходьбы в заданном направлении.

5.Сюжетно-ролевая игра: «Кафе».

Цель: Знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира.

Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы – заместители и атрибуты для игры.

6.Исследовательская деятельность: 

Цель: выяснить и обосновать, попадает ли к корешкам воздух?

Зимой воздух к корешкам попадает, но замедленно, так как земля твердая, промерзлая.

Карточка №15

1. Наблюдение за березой, рябиной. 

Цель: Учить детей называть и узнавать деревья по кроне, ветвям, стволу.

Обратить  внимание детей на то, что деревья зимой стоят без листьев, и хорошо видно ствол и ветки, что все деревья разные по высоте, есть низкие, есть высокие. Объяснить  детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками. Как чувствуют себя деревья зимой? Для чего засыпают снег вокруг деревьев?

 2.Труд: Сгребание снега к кустарникам и деревьям для утепления корней.

Цель: формировать элементарные трудовые навыки путем непосредственного участия детей в посильных трудовых действиях. 

3.Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Попади в цель».

Цель: Добиваться улучшения координации движений, умение придавать силу броску.

4.Индивидуальная работа:

Цель: продолжать обучать  правильному  приземлению во время прыжка.

5.Сюжетно-ролевая игра: «На границе»

Цель:  формировать у дошкольников представления о воинах пограничниках. Способствовать военно - патриотической подготовке. Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет, ролевое взаимодействие в игре, умение вести диалог.

6.Исследовательская деятельность: 

Цель: продолжать знакомить со  свойствами  льда, снега и воды.

 Если вода замерзает, то лед увеличивается.

Карточка №16

1.Наблюдение за ветром.

Цель: продолжать знакомить со свойствами ветра.

В ветреную погоду понаблюдать за быстро и низко несущимися облаками, раскачивающимися ветками деревьев. Спросить детей, откуда дует ветер. Понаблюдать, как ветер поднимает, метет с земли снег. Объяснить детям, что это метель. Понаблюдать за метелью, за тем как ветер поднимает с земли массы снега. Предложить детям послушать, как завывает ветер.

«Ветер — ветрецо, не дуй мне в лицо, а дуй мне в спину, чтоб идти было в силу».

Почему против ветра идти тяжело?

2.Труд: Сооружение горки для кукол и малышей.

Цель: Учить доводить работу до результата и уметь оценивать свою работу.

3.Подвижные игры: «Не оставайся на земле»

Цель: Способствовать развитию ловкости.

Спорт.упраж.: Ходьба по снегу.

Цель: Учить детей безопасно приземляться при падении.

Самостоятельная деятельность детей: Игры на снежных постройках.

4.Исследовательская деятельность: Замерзание жидкости.

Цель:  Выявить процесс замерзания разных жидкостей.

5.Индивидуальная работа: «Не наскочи».

Цель: Учить бегать между двумя линиями.

6.Сюжетно-ролевая игра: «Моряки»

Цель: Воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, взаимопомощь; умение играть в коллективе. Расширять знания детей о людях разных профессий на корабле. Развивать умение строить новые сюжетные линии в процессе игры.

Карточка №17

1.Наблюдение за падающими снежинками.

Цель: развивать эстетический вкус 

Посмотреть, как грустно падают снежинки. Как просматриваются дома, деревья сквозь снег. Обратить внимание детей как падает снег: быстро или медленно, прямо летят снежинки или кружатся. Какими стали дома, скамейки? Почувствовать запах снега.

На заборе на крылечке, все блестит и все бело.

Нет свободного местечка, всюду снега намело.

                Когда повяли все цветы,

                Мы прилетели с высоты.

                Мы, как серебряные пчелки,

                Уселись на колючей елке.

                Мы улетели на поля,

                И стала белою земля.

2.Подвижные игры: «Мы веселые ребята»

Цель: Формировать умение соблюдать правила, действовать по сигналу.

Спорт.игра: Хоккей с мячом.

3.Труд: Подкормка птиц у большой кормушки, уборка снега из кормушки.

Цель: продолжать воспитывать заботливое отношение к животному миру.

4.Индивидуальная работа: Метание снежков в цель.

Цель: Развивать меткость, глазомер. 

5.Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на машинах»

Цель: Обучение передвижению в колонне, соблюдая заданную дистанцию и скорость;

6.Исследовательская деятельность: 

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды в жидком и твердом состоянии

 Залить в емкость цветную воду, где вода быстрее замерзнет, в маленькой посуде или в большой?

Карточка №18 

1.Наблюдение снегоуборочным транспортом за

Цели: Подвести детей к пониманию того, что люди трудятся друг для друга. Объяснить, для чего люди создают технику.

 Чем снегоуборочный транспорт  отличается от другой техники? Понаблюдать за работой снегоуборочной машины, как ловко и быстро она сгребает снег железной лопатой, предложить подумать, сколько бы пришлось работать людям, если бы они собирали снег вручную. Пояснить, что снег увозят на поля, так как снежный покров является источником влаги в весенний период.

2.Подвижные игры: Попади в цель.

Цель: Упражнять детей в метании, развивать глазомер.

3.Труд: Очистка от снега лавочек.

4.Индивидуальная работа: Скольжение по ледяным дорожкам.

Цель: Учить держать равновесие.

5.Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек »

Цель: Учить находить для игры предметы — заместители.

6.Исследовательская деятельность: «Почему птицы летают?»

Цель: Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде;

для чего нужны крылья птицам (опыты с бумажными птицами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему "Люблю берёзку русскую..."

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...

Конспект прогулки в подготовительной группе на тему "Люблю берёзку русскую..."

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...

Конспект прогулки в подготовительной группе

Примерный конспект прогулки...

Конспект организации и проведения прогулки в подготовительной группе

Понаблюдать с детьми за явлениями природы. Продолжать знакомить детей со свойствами снега....

Технологическая карта режимного момента "Подготовка к прогулке, прогулка" в подготовительной группе

конспект режимного момента с элементами экспериментирования (опыты с водой в помещении и на улице)...

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

Совместная прогулка детей подготовительной группы с детьми младшей группы

Совместная прогулка детей подготовительной группы с детьми младшей группы...