Консультация для родителей "Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста"
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Искусство пения еще в период античности считалось первым признаком наличия у человека образования. Это мнение можно применить и в наше время, поскольку развитие вокальных данных у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы дошкольника и его творческой любознательности.
О том, как научить ребенка петь, и пойдет речь далее.
Особенности обучения пению детей дошкольного возраста
При обучении пению маленьких детей обязательно должны учитываться физиологические особенности. Так, голосовые связки у них тонкие и короткие, размер гортани в три раза меньше, чем у взрослого, меньше и объем легких. Благодаря этому звуки, издаваемые детьми легкие и высокие, но слабые. При обучении маленьких детей лучше всего использовать игру. Именно через нее они намного легче усваивают весь материал и навыки, к тому же, не теряют интереса к самим занятиям. Родителям, не имеющим музыкального образования, заниматься с детьми пением самостоятельно не рекомендуется. Это лучше доверить профессионалам. До 6 - 7 лет все занятия пением для детей носят игровую форму и длятся недолго, всего по 30 минут.
Родителям необходимо запомнить, что для успешного обучения ребенка мало выбрать ему опытного педагога и методику, намного важнее его желание заниматься пением. Если его нет, то все занятия превратятся для чада в пытку.
Игровая методика обучения детей дошкольного возраста пению
Интонации голоса
Перед тем как перейти с ребенком непосредственно к пению, необходимо предоставить ему возможность услышать собственный голос. Для этого подойдут игры, в которых ребенку необходимо будет воспроизвести отдельные интонации, например, радости и печали. Так как в обыденной жизни эти нотки в голосе ребенку уже знакомы, его будет проще приобщить к музыке, ведь схожие интонации присущи и музыкальным ритмам.
Речь
Не менее важно заниматься с ребенком постановкой речи и дикции, поскольку при пении нужно правильно и четко воспроизводить звуки. Хорошим подспорьем в этом является артикуляционная гимнастика. Она помогает ребенку разогреть мышцы челюсти, языка и щек.
Игра «Язычок»
Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения.
Например: «Влево (протыкаем языком щеку слева),
вправо (теперь щеку справа),
Раз (опять слева),
Два (опять справа).
Вверх (протыкаем языком верхнюю губу).
Вниз (нижнюю),
Вверх — вниз (еще по разу верхнюю и нижнюю губу).
Язычок, не ленись!
Губы, просыпайтесь (вибрируем губами)!
Ротик, открывайся (очень широко открываем рот)!
Язычок, покажись (кусаем кончик своего языка),
и зубов не страшись (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!
А зубы-то, а зубы кусают даже губы (кусаем нижнюю губу).
Кусаются, кусаются (кусаем верхнюю губу) и не унимаются.
А губы то хохочут (в улыбке открываем верхние зубы),
то сильно обижаются (выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).
То весело хохочут (в улыбке открыть верхние зубы),
то снова обижаются (выворачиваем нижнюю губу).
Зубам надоело кусать - стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами).
Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!
Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами).
Не сердитесь, не кусайтесь (проводим языком между нижней губой и зубами),
а вместе с нами улыбайтесь (улыбаемся)!
Дыхание
Не менее важным пунктом обучения ребенка пению является постановка дыхания. Правильное дыхание ребенку необходимо для того, чтобы научиться регулировать силу воспроизводимого звука. Сделать это можно при помощи упражнений, в которых ребенку дается задание надуть как можно больше живот, задуть свечу, дуя при этом на нее как можно дольше, и прочее. Благодаря таким занятиям задействуются нижние отделы легких, которые необходимы при пении.
Игры, развивающие вокальные навыки
Как тебя зовут?
Цель: развитие чувства ритма, звуковысотного слуха.
Игровой материал: ударные инструменты.
Ход игры: Взрослый спрашивает ребёнка: «Как тебя зовут?», ударяя на каждом слоге по бубну (треугольнику, в ложки, кубики, палочки и т.д.). Ребёнок отвечает так же, ударяя по протянутому ему бубну, отмечая слоги своего имени. Затем взрослый аналогично придумывает другие вопросы («Что ты делаешь?», «Как меня зовут?» и т.п.), а ребёнок отвечает.
Музыкальный мешочек
Цель: развитие музыкальной памяти, певческих навыков.
Игровой материал: красиво оформленный мешочек, в нём игрушки - персонажи песен.
Ход игры: Взрослый достаёт из мешочка по одной игрушке, ребёнок поёт песню про эту игрушку, или танцует танец, или играет с этой игрушкой. Например: утёнок - «Танец маленьких утят», Чебурашка - «Песня Чебурашки», кукла - «Колыбельная» кукле, мячик - игра с мячиком и т.д.
Игра с песенкой (игрушкой)
Цель: развитие музыкального слуха.
Игровой материал: игрушка - персонаж песни.
Ход игры: Дети, расположившись по кругу, поют песню про игрушку и передают её из рук в руки по фразам песни. Сначала можно передавать игрушку без пения, просто слушая музыку.
Прячем песенку
Цель: развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти.
Ход игры: Дети поют песню, затем по условному знаку (хлопку) продолжают петь про себя, по другому знаку (притоп) - снова поют вслух. Сначала можно «прятать» песенку не беззвучно, а очень тихо.
Громко - тихо запоём
Цель: развитие динамического слуха.
Игровой материал: игрушка.
Ход игры: Водящий закрывает глаза, взрослый прячет игрушку. Водящий начинает искать игрушку, а дети в это время начинают петь любую знакомую песенку то тихо, то громко, в зависимости от того, на каком расстоянии находится водящий от игрушки.
Поющий город
Цель: развивать музыкальный слух.
Ход игры: Взрослый и дети договариваются о том, что они попали в поющий город, где все жители не говорят, а поют, сами придумывая мелодии. Петь можно любые вопросы, ответы, предложения (например: «Давай поиграем! Очень хорошо! Во что мы будем играть?» и т.п. ) или знакомые стихи, т.е. самим придумать музыку на стихи.
Поющие листочки
Цель: развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки.
Ход игры: Взрослый и ребенок договариваются о том, как они показывают поющие листочки, как поет листочек: высоко, низко, какой звук? Затем один из играющих поет за листочек, показывая его рукой и голосом ,например:
Осиновый (рябиновый) – и-и-и;
Каштановый – а-а-а;
Кленовый – о-о-о;
Дубовый – у-у-у и т.д.
Другой играющий должен угадать, что это за листочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "До-ми-соль-ка" по развитию вокальных навыков у детей дошкольного возраста
Программа "До-ми-соль-ка" направлена на развитие вокальных способностей детей от 4-х до 7-ми лет. Автор подробно раскрывает формы и содержание работы с дошкольниками и сопровождает их методическими ре...
Презентация-консультация для музыкальных руководителей «Методы развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста»
Презентация для молодых педагогов - музыкантов отражающая тему вокальной деятельности в работе с дошкольниками....
Консультация "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"
Культурно - гигиенические навыки дошкольников...
Консультация для родителей "Привитие навыков ОБЖ детям дошкольного возраста"
Консультация для родителей"Привитие навыков ОБЖ детям дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и г...
Консультация для родителей «Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и г...
Самообразование музыкального руководителя. 2024 – 2025г.Тема самообразования: «Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста на основе различного песенного репертуара (классика, современность, фольклор)».
Актуальность:Понимание проблемы музыкального воспитания детей на современном этапе, предполагает их процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Детское исполнительство...