Программа "До-ми-соль-ка" по развитию вокальных навыков у детей дошкольного возраста
методическая разработка по музыке (средняя группа) по теме
Программа "До-ми-соль-ка" направлена на развитие вокальных способностей детей от 4-х до 7-ми лет. Автор подробно раскрывает формы и содержание работы с дошкольниками и сопровождает их методическими рекомендациями, раскрывающими путь развития детей - от подражания к самостоятельности и к творчеству.
Система формирования вокальных способностей детей прошла апробацию и показала высокую эффективность. Она способствует развитию эмоций, воображения, интереса к музыке, вкуса, творческому развитию детей.
Данная программа адресована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений и руководителям вокальных студий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст Программы "До-ми-соль-ка" | 355 КБ |
Дети вокальной группы. фото | 2.13 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Краснодарского края
Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1
муниципального образования Усть-Лабинский район
До-ми-соль-ка
Программа развития вокально-хоровых способностей
у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Краснодар
2013 г.
Рецензент:
доцент кафедры развития ребенка младшего возраста
Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования
З.Г. Прасолова
Автор-составитель программы:
Кашина Л.Е. –музыкальный руководитель МАДОУ детский сад №1 г. Усть-Лабинска Краснодарского края.
Программа «До-ми-соль-ка» направлена на развитие вокальных способностей детей от 4-х до 7-ми лет. Автор подробно раскрывает формы и содержание работы с дошкольниками и сопровождает их методическими рекомендациями, раскрывающими путь развития детей - от подражания к самостоятельности и к творчеству.
Система формирования вокальных способностей детей прошла апробацию и показала высокую эффективность. Она способствует развитию эмоций, воображения, интереса к музыке, вкуса, творческому развитию детей.
Данная программа адресована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений и руководителям вокальных студий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………….. | 4 |
Цели и задачи программы дополнительного образования «До-ми-соль-ка»…………………………………………........................ | 7 |
Структура программы…………………………………………….. 8
Основные принципы построения работы с детьми……………… 8
Этапы работы над песней………………………………………… 9
Формы организации, режим занятий и оборудование по программе дополнительного образования «До-ми-соль-ка»…………………………………………………………………… | 11 |
Формы творческих отчётов вокального кружка…………………. 12
Обучение основным певческим навыкам………………………… 13
Требования к подбору репертуара………………………………… 14
Содержание программы……………………………………………. 15
1-й год обучения. Средняя группа………………………………… 15
2-й год обучения. Старшая группа………………………………... 22
3-й год обучения. Подготовительная к школе группа…………… 31
Используемая литература……….……………………………… | 41 |
Приложение……………………………………………………….. | 42 |
Пояснительная записка
Представленная вашему вниманию программа направлена на развитие музыкальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе развития певческих навыков в ходе кружковой работы. Пение является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создаёт условия для их эмоционального музыкального общения.
Многие исследователи в области музыкального воспитания (Б.В.Асафьев, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов) обращали внимание на необходимость формирования культуры чувств и эмоций детей средствами музыкального воспитания. Известно, что заучить чувства нельзя, их можно только воспитать. Сила эмоционального воздействия исполняемой песни рассматривается в музыкальной педагогике как одно из основных условий успешности педагогической работы в данном направлении.
Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребёнка. Она развлекает, успокаивает и развивает ребёнка. В. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли. Песня сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности.
Народные песни, песни классиков и современных композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки. Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей жизни, о своих чувствах.
Совместное пение развивает чувство коллективизма. Эту особенность пения замечательно подметил К.Д.Ушинский: «В песне, - пишет он, - а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Вот почему наши крестьяне поют хоровую песню при всякой работе, требующей соединения сил; вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство, несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…».
Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углублённо переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности.
Заметно положительное влияние пения на физическое развитие детей.
Современное качественно новое содержание обучения и развития ребенка предполагает использование в работе компьютерных технологий как нового способа передачи знаний. Программа предусматривает использование мультимедийных презентаций, привлекая внимание детей анимационными картинками и аудио-эффектами, что делает познавательный процесс интересным и выразительным, у ребят создаётся радостное настроение, следовательно, улучшается качество усвоения материала.
Презентации желательно использовать по всем видам музыкальной деятельности: при разучивании попевки или новой песни, («Эхо»,
«Бубенчики», «Хомячок», «Детский сад», «Если добрый ты», «Неразлучные друзья», «Два весёлых гуся», «Моя Россия», «Ты не бойся, мама»); при закреплении выученного репертуара, контроля и проверки знаний («Русская народная песня – всё о ней», «Угадай мелодию», «Загадки из нотной тетрадки», «Угадай песню», «Узнай композитора», «Чья это песенка?», «Такие разные песни», «Песенный мир»).
Особого внимания заслуживают мультимедийные презентации с заданиями к музыкально – дидактическим играм («Определи по ритму», «Поможем Дюймовочке», «Какой инструмент лишний?», «Звуки разные бывают», «Мама и детки?», «Домик - крошечка», «Назови композитора», «Волшебный светофор», «Три кита – три жанра музыки», «Определи ритм», «Теремок»). Использование дидактических игр на интерактивной доске или столе позволяют детям развить внимание и логическое мышление, сенсорные способности. Дети активно вовлекаются в процесс обучения, что развивает их творчество и музыкальность.
Рекомендуется использование приобретённой электронной программы по музыкальному развитию «В мире музыки», где дети имеют возможность слушать, изучать, петь и играть с предложенным материалом.
Широкие возможности интерактивного оборудования позволяют нам сделать весь процесс обучения детей более интересным, динамичным, превращая его в интересную и увлекательную игру. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме.
Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательной работе позволяет повысить её качество, в какой-то мере облегчая труд педагога. Также выводит деятельность ДОУ на новый качественный уровень, обновляя содержание образовательного процесса, обеспечивая качество образованности воспитанника, соответствующее современным государственным стандартам образования.
Цели и задачи программы «До-ми-соль-ка»
Цель данной программы: воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке, развитие ребёнка, формирование средствами музыки разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи певческой деятельности:
- Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
- Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).
- Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
В программе представлена система развития вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста, начиная со средней группы. Она рассчитана на три года обучения: 1год – средний возраст детей, 2 год – старший и 3 год обучения – дети подготовительной к школе группы.
Структура программы
Программа состоит из разделов:
1 Содержание работы с детьми.
2 Методические рекомендации.
2.1. Работа с ансамблем.
2.2. Обучение основным певческим навыкам.
2.3. Требование к подбору репертуара.
3 Основная программа работы с детьми.
Перспективные планы работы вокальных кружков на 3 года обучения.
4 Приложение
Основные принципы построения работы с детьми
При обучении детей пению используем следующие принципы:
- Принцип воспитывающего обучения. Развиваем у детей ряд положительных качеств: внимание, умение заниматься в коллективе, выслушивать указания педагога, организованно выполнять задания, желание помогать друг другу и т.д.
- Принцип сознательности и активности. Стремимся воспитывать у детей сознательное отношение к пению, заинтересованность пением.
- Принцип наглядности. Образец исполнения песни педагогом, сочетание слухового и зрительного восприятия.
- Принцип систематичности. Песни даются в определённой последовательности, усложняются с возрастом.
- Принцип прочности. Повтор выученных песен с использованием разнообразных элементов нового.
Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому педагогу необходимо знать основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом, Детские лёгкие малы по своей ёмкости – отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Невелик и диапазон детских голосов:
у детей 4-5 лет - ре - си
у детей 5-6 лет - ре – до²
у детей 6-7 лет - до - ре²
Поэтому нашей первоочередной задачей является охрана голоса ребёнка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении. Очень важно, чтобы ребёнок пел только естественным голосом.
Основные музыкальные звуки, на которых построены мелодии песен из репертуара данной программы, соответствуют диапазону голоса детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого зависит качество звука и дыхания. Надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот. Стулья должны соответствовать росту детей. Подробнее певческая установка расписана по возрастам в перспективном планировании данной программы.
Этапы работы над песней
Работу над песней условно можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои методы м приёмы.
1 этап: ознакомление с песней, её непосредственное восприятие.
Цель: заинтересовать детей, раскрыть содержание музыкального произведения, определить музыкальные средства выразительности.
Методы: наглядный, словесный.
Приёмы: выразительное исполнение песни, образное слово, беседа о характере музыки.
2 этап: разучивание песни, проводится основная работа по обучению детей певческим навыкам и умениям. (5-8 занятий)
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приёмы: упражнения, показ приёмов исполнения, выразительное чтение текста, разъяснение незнакомых слов, чтение текста шёпотом, с чёткой артикуляцией, моделирование мелодии на фланелеграфе, показ движения звуков рукой, дидактические игры, исполнение мелодии на детских музыкальных инструментах, пение вместе и по одному.
3 этап: выразительное исполнение выученной песни, её закрепление.
Исполнение любимых песен по желанию, в играх, в свободной деятельности, перед гостями, на праздниках и развлечениях для малышей.
На каждом занятии предлагается использование музыкально-дидактической игры для развития у детей умения слушать музыкальный звук – воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и протяжённость.
Большое значение в развитии музыкальных способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста играет песенное творчество, оно осуществляется с помощью различных заданий, которые с возрастом усложняются. Подобные задания предоставляют ребёнку необходимую для него возможность творческого самовыражения.
Развивающая среда в музыкальном зале способствует процессу развития музыкальных способностей детей: портреты композиторов, картины и иллюстрации, соответствующие содержанию песен, игрушки, костюмы и атрибуты для инсценирования песен, большой выбор детских музыкальных инструментов, театральные куклы, музыкально-дидактические игры и пособия.
Формы организации, режим занятий и оборудование по программе дополнительного образования «До-ми-соль-ка»
В дошкольном учреждении кружковая работа по развитию у детей вокальных навыков проводится организованно, последовательно. Занятия проводятся после обеда, два раза в неделю. Продолжительность занятий с детьми среднего возраста – 20 минут, с детьми старшего возраста – 25 минут, с детьми подготовительной к школе группе – 30 минут.
Работа с ансамблем.
В работе с детьми вокальной группы стоит задача развивать интерес и прививать любовь к ансамблевому пению, сформировать необходимые навыки, как основу для достижения выразительного исполнения, воспитывать художественный вкус, развивать певческий голос, музыкальный слух.
Дети, посещающие вокальный кружок, имеют некоторый запас музыкальных представлений. Поэтому перед руководителем кружка стоит задача обогатить его новыми музыкальными впечатлениями, развить слуховое восприятие. Перед началом работы проводиться учет музыкально-вокальных данных детей, посещающих кружок с целью определения диапазона голоса, музыкального слуха, памяти, чувства ритма (пропевание детьми любимых песен).
Само слово «ансамбль» означает единство, согласованность совместного исполнения. Дыхание, нюансировка, звукообразование, произношение является одним из важнейших требований ансамбля. Коллективное пение требует стройности, умения слушать друг друга, не выделяться силой звучания. Большое значение для чистоты воспроизведения мелодии имеет исполнение вокальных произведений без сопровождения (а капелла). На каждом занятии дети исполняют народные песни, прибаутки, попевки.
В результате обучения в кружке дети не только овладевают певческими навыками, но и обогащают свой словарный запас. Старшие дети называют композиторов, знакомятся с некоторыми специальными терминами: напевность, отрывистость, дикция, ансамбль, темп, запев, припев, фраза и т.д.
Формы творческих отчётов вокального кружка:
1. Участие в «Вечере знакомств».
2. Выступления на утренниках, развлечениях, проводимых в детском саду.
3. Концерты для детей детского сада.
4. Организация концертов для детей Дома ребёнка, СОШ № 3.
5. Участие в районных конкурсах, семинарах.
6. Выступление перед ветеранами.
7. Выступления на родительских собраниях.
8. Отчётные концерты перед своими родителями.
С родителями детей, посещающих вокальный кружок, проводим беседы, консультации по вопросам уровня развития музыкальных способностей их детей, с перспективой на дальнейшее их обучение в студиях, музыкальных школах.
На занятиях вокального кружка должна царить атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности. В процессе обучения детей необходим живой, эмоциональный тон речи педагога, иногда и вовремя сказанная шутка. Это активизирует внимание детей, повышает интерес к песне. Мы, педагоги, работающие с детьми, должны построить работу так, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою значимость на занятиях и в коллективе.
Обучение основным певческим навыкам
Занимаясь с детьми вокальной группы, мы обучаем их простейшим певческим навыкам:
- правильному звукообразованию. Это способ извлечения звука. Учим детей петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает и отрывистым, поэтому учим детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Подбираем упражнения по протяжному пропеванию гласных и чёткому произношению согласных звуков.
- правильному дыханию. Следим, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. От этого зависит выразительность исполнения, слитность звучания голосов в ансамбле. Педагог показывает наглядно, как надо дышать, не поднимая плеч, бесшумно, спокойно, медленно выдыхать.
- хорошей дикции. Это правильное и ясное произношение слов. Учим детей певческой дикции. Объясняем, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чём поётся. Исполнение текста должно быть чётким, выразительным, учим подчёркивать голосом логические ударения. Условием хорошей дикции является понимание детьми смысла слов.
- чистоте вокальной интонации. Это интонационно точное воспроизведение мелодии, что зависит от степени развитости музыкального слуха и от объёма слуховых представлений. Развитию чистоты интонации способствуют различные упражнения, построенные на небольших интервалах. В этой работе мы особое внимание уделяем индивидуальным особенностям каждого ребёнка. Одному ребёнку показать, как протянуть звук «потоньше», «повыше», другому - какое положение придать губам, третьему – спеть погромче или тише.
- ансамблю – стройному, согласованному пению. Основа ансамбля – целостность, слитность звучания. Приучаем слушать себя и других, сливаться с общим пением, следим, чтобы ни один голос не выделялся. Большое значение в этом имеет концентрация внимания: проигрывание вступления или первой фразы, первого интервала песни.
Все эти навыки тесно связаны между собой. Работу над ними проводим одновременно с выделением какого-либо навыка. Задания, изложенные в программе, систематизированы по возрастам по принципу от простого к сложному, позволяющие детям постепенно осваивать разнообразные певческие навыки и умения.
Требования к подбору репертуара.
- Песни должны быть педагогически ценными, высоко идейными, воспитывающими чувство любви к Родине, природе, труду, дружбе.
- Песни должны быть высокохудожественными, т. е. едиными по содержанию и форме.
- Песни должны отвечать дидактическим требованиям: доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности.
В программе дан примерный музыкальный репертуар, который подобран в соответствии с возрастными особенностями детей. Педагогам рекомендуется подбирать песни описательного, повествовательного, танцевального, игрового характера, песни протяжные, лирические, торжественные, героические, грустные и весёлые, по своему усмотрению. Если для исполнения берется песня под фонограмму, необходимо, чтобы обязательно присутствовало мелодическая линия в аккомпанементе.
Содержание программы
1-й год обучения. Средняя группа
Приоритетные задачи:
- Воспитание интереса, потребности к пению.
- Формирование умения петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах «ре - си») первой октавы.
- Развитие умения брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
- Вырабатывать у детей стремление петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки - развивать певческие навыки и умения.
- Побуждение детей к творчеству (самостоятельно сочинять мелодии, импровизировать на заданный текст).
Перспективное планирование работы вокального кружка
Певческая установка:
- учить сидеть прямо, занимая всё сиденье, опираясь на спинку стула;
- руки свободно лежат вдоль туловища, кисти у живота, ноги вместе.
Таблица 1
Сентябрь | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевка Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Упражнять в умении удерживать интонацию на одном звуке, точно передавать ритмический рисунок песни. Четко произносить слова, петь в умеренном темпе, затем в подвижном. Воспроизводить интервал чистой кварты в восходящем направлении. Развивать звуковысотный слух Учить работать губами, языком, нижней челюстью при проговаривании. | «Андрей – воробей» Р.н.м. «Горн трубит» (та-ра-ра) «Мама и детки»: (ИКТ) («Собака и щенок» «Кошка и котёнок» «Большой и маленький петушок») Шапка да шубка, Вот он, наш Мишутка. |
3. Усвоение певческих навыков | Упражнять в умении точно передавать поступенное и скачкообразное развитие мелодии вверх и вниз. Учить правильно, брать дыхание между музыкальными фразами. | «Два весёлых гуся» укр.н.п. (ИКТ) «Белочка» Н. Парфёнова |
4. Развитие песенного творчества | Развивать у детей умение самостоятельно находить интонацию, пропевая различные звукоподражания. | «Кто как поёт?» (кошка, собачка, курочка) |
Октябрь | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Подводить к умению самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Учить показывать рукой направление звука (снизу вверх или сверху вниз). Упражнять в чёткой передаче простого ритмического рисунка. Развивать эмоциональную отзывчивость, учить петь слаженно, в умеренном темпе. Упражнять в чистом интонировании на одном звуке: большая дудочка играет - РЕ 1 октавы, маленькая - ЛЯ 1 октавы. Развивать у детей чувство ритма, умение различать колыбельную и плясовую. Развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата. | «Зайка» В.Карасёвой «Дудочка» «Зайцы на поляне» Цыплёнок и курица Пьют водицу на улице. |
3. Усвоение певческих навыков | Учить слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него; прислушиваться к пению товарищей. Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, подводить к умению петь выразительно. Правильно произносить гласные в словах, согласные в конце слов. | «Улыбка» В.Я.Шаинского «Песенка ёжика» С. Насауленко |
4. Развитие песенного творчества | Развивать у детей умение самостоятельно находить интонацию, пропевая своё имя. | «Как тебя зовут?» «Спой имя любимой игрушки» |
Ноябрь | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Продолжать развивать у детей умение слышать и эмоционально откликаться на песни разного характера, знакомить с русской народной песней. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Расширять у детей певческий диапазон с учётом их индивидуальных возможностей. Учить петь без музыкального сопровождения вместе с педагогом. Вырабатывать навык чистого пения поступательного движения мелодии вверх, вниз. Пение звукоряда на звукоподражании. Закреплять развитие звуковысотного слуха, знакомить с 3-мя разными регистрами. Произносить текст в умеренном, затем в быстром темпе. Работать над звукопроизношением. | « Лесенка» Е.Тиличеевой На слогах «ЛЯ», «ДУ», «ТУ», «У». «3 медведя» Пять опят У пеньков опять. |
3. Усвоение певческих навыков | Подводить детей к умению контролировать слухом качество пения, к выразительному исполнению, передавая характер песни. Упражнять детей в чистом пропевании малой секунды, терции, кварты. Учить самостоятельно начинать пение после вступления, вовремя брать дыхание, используя показ взрослого. Подводить к умению петь а капелла. | «Осень в золотой косынке» Н.Бобковой
«Как у нашей Дуни» Русск.нар.п. |
4. Развитие песенного творчества | Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении. Находить свои интонации в звукоподражании. | «Кто как поёт?» (петушок, гусёнок, птичка, утёнок) |
Декабрь | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Уметь слышать и различать вступление. Прислушиваться друг к другу во время пения. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Учить слышать и показывать рукой направление движения мелодии вверх и вниз. Точно воспроизводить простой ритмический рисунок. Учить петь подвижно, легко, естественным голосом. Следить за произношением гласных и согласных в середине и в конце слов. Воспроизводить интервал чистой кварты в нисходящем порядке. Развивать ритмическое восприятие, умение играть на детских музыкальных инструментах. Учить чёткому произношению в умеренном, затем в быстром темпе, делая акцент на звук «З». | «Петрушка» В. Карасёвой «Колокольный звон» (Бим-бом) «К нам гости пришли» Зимним утром От мороза На заре звенят берёзы. |
3. Усвоение певческих навыков | Закреплять умение петь естественным голосом, добиваться лёгкого, подвижного звучания. Следить за правильным, чётким произношением слов. | «Зимушка-зима» И. Вахрушевой «Песенка пингвинов» З. Роот |
4. Развитие песенного творчества | Продолжать развивать первоначальные творческие проявления детей в пении. Музыкальный ответ детей на музыкальный вопрос педагога. | -«Где ты?» - «Я здесь» - «Что ты хочешь, кошечка?» - «Молочка немножечко» |
Январь | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Упражнять в чистом интонировании большой секунды, терции, кварты. Формировать умение петь протяжно, напевно, в умеренном темпе. Учить детей различать звуки по высоте в пределах квинты. Проговаривать скороговорку с разнообразными интонациями: испуганно, печально. | «Колыбельная» Е. Тиличеевой «Где мои детки?» Е. Тиличеевой Волк на лужайке – Задрожали зайки. |
3. Усвоение певческих навыков | Учить вовремя вступать, петь самостоятельно с музыкальным сопровождением. Петь без музыкального сопровождения народную песню при поддержке голоса педагога. | «Снежный вальс» С. Куликова «Бай, качи…» русск.нар.песня |
4. Развитие песенного творчества | Продолжать стимулировать и развивать песенные импровизации у детей. Музыкальный ответ детей на музыкальный вопрос педагога. | - «Что растёт в лесу?» - «Ягоды, грибы». - «Как тебя зовут?» |
Февраль | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Учить слышать во время пения себя и товарищей, контролируя слухом качество исполнения. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Воспроизводить рукой движение мелодии вверх, вниз (поступенное и скачкообразное). Упражнять в точной передаче ритмического рисунка знакомых попевок (хлопками, на металлофоне, на ударных инструментах, голосом). Добиваться чёткого пропевания на одном звуке. Развивать звуковысотный слух, закреплять пройденный материал. Работать над различными вариантами проговаривания текста: умеренно, быстро. | «Петрушка» В. Карасёвой «Лесенка» Е. Тиличеевой «Заведём мотор» (Дын-дын-дын) «Найди игрушку» Шашки - на столе, Шишки на сосне. |
3. Усвоение певческих навыков | Упражнять в чистом интонировании мелодии, в умении удерживать интонацию на одном звуке. Отчётливо произносить окончания слов. Учить чередавать пение с игрой на музыкальных инструментах. | «Наш оркестр» Н. Караваевой
«Маме» З.Качаевой |
4. Развитие песенного творчества | Продолжать стимулировать и развивать песенные импровизации у детей. | «Спой свою колыбельную» (на слог «баю-бай») |
Март | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Подводить детей к умению самостоятельно определять характер песни, высказываться о ней, называть любимую песню. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка |
Развивать артикуляционный аппарат у детей. Упражнять в точном интонировании мелодии попевки, в умении передать её ритм на ударных, моделирование мелодии на фланелеграфе. Продолжать развивать ритмический слух, точно повторять за педагогом заданный ритмический рисунок. Учить навыкам чёткой дикции, добиваясь единого темпа произношения. | Мимическая гимнастика «Андрей-воробей» русск. нар. мел. «Сыграй, как я» Дед Данила Делил дыню: Дольку Диме, Дольку Дине. |
3. Усвоение певческих навыков | Закреплять умение начинать пение после вступления самостоятельно, с музыкальным сопровождением и чередуя пение с игрой на ДМИ Упражнять в пропевании более сложного ритмического рисунка. Учить петь выразительно, смягчать концы фраз. | «Весенняя» Н. Шестаковой «Две тетери» русск.нар.песня |
4. Развитие песенного творчества | Развивать творческие проявления детей при простых импровизациях. | «Позови подругу или друга». |
Апрель
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Учить самостоятельно узнавать песню по вступлению. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Учить точно воспроизводить ритмический рисунок песни (прохлопывая и отстукивая палочками), моделирование на фланелеграфе её мелодии. Правильно пропевать нисходящее поступательное движение мелодии сверху вниз. Пение звукоряда на звукоподражании. Закреплять музыкальный слух, музыкальную память, пройденный материал. Закреплять навыки чёткого произношения, Исполнять в различных вариантах проговаривания, с разными интонациями: таинственно, торжественно. | «Василёк» русск.нар.п. На слогах «ЛЯ», «ДУ», «ТУ», «У». «Буратино» Скворцы и синицы – Весёлые птицы. |
3. Усвоение певческих навыков | Учить петь подвижно, естественным голосом, передавая весёлый характер песни. Следить за чётким и ясным произношением слов. Петь выразительно, согласованно, вместе и по одному. (под фонограмму). | «Настоящий друг» Б.Савельева «Золотая рыбка» С. Швец |
4. Развитие песенного творчества | Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять мелодию марша. | Мы идём, мы идём, Весело поём. |
Май | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Закреплять у детей интерес к музыке разного характера, желание её слушать, петь, высказываться о ней. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Закреплять умение детей петь попевку, удерживая мелодию на одном звуке, сопровождая показом руки. Интонировать чистую кварту вниз. Учить детей различать тембровую окраску голоса. Добиваться единого темпа произношения, развивая подвижность артикуляционного аппарата. | «Месяц май» Е.Тиличеевой «Заведём мотор» (Дын) «Колокольный звон» (Бим-бом) «Узнай по голосу» Е.Тиличеевой Кукушка кукушонку Купила капюшон. |
3. Усвоение певческих навыков | Учить детей петь согласованно, выразительно, вместе начиная и заканчивая пение. Закреплять умение петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, напевно, легко и подвижно. Правильно брать дыхание между короткими музыкальными фразами. | «Добрый дождик» Т.Евсеевой «Детский сад» И.Пономарёвой |
4. Развитие песенного творчества | Закреплять у детей навык самостоятельно находить несложные интонации, учить сочинять мелодию плясовой. | «Спой свою плясовую» (на слог «ля-ля-ля») |
Предполагаемый результат.
Показатели уровня музыкального развития детей:
- Способность к запоминанию и самостоятельному исполнению песен.
- Умение петь протяжно, чётко произносить слова, вместе начинать и заканчивать пение.
- Использование разнообразных импровизаций в песенном творчестве.
- Инсценирование совместно с педагогом песен, хороводов, пение а капелла при его голосовой поддержке.
2-й год обучения. Старшая группа
Приоритетные задачи:
- Воспитание интереса, потребности к пению.
- Формирование певческих навыков, умения петь лёгким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы.
- Развитие умения брать дыхание перед началом песни, между фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
- Воспитание самостоятельности в исполнении песен хором и сольно, с музыкальным сопровождением и без него.
- Развитие песенного музыкального вкуса с помощью создания фонда любимых песен детей.
- Обучение детей выразительному, творческому исполнению песен разного характера под фонограмму, а капелла, без поддержки взрослого.
- Развитие умения импровизировать в пропевании мелодий.
- Формирование умения сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный марш, плавный вальс, весёлую плясовую.
Перспективное планирование работы вокального кружка
Певческая установка:
- сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула;
- ноги твёрдо стоят на полу, руки свободно лежат у живота;
- голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно;
- губы упруги, подвижны;
- в зависимости от этапа разучивания песни, положение при пении
целесообразно менять: сидя, стоя, в центре зала, свободно
группируясь, инсценируя.
Таблица 2 | ||
Сентябрь | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра. В) чистоговорка | Закрепить у детей умение точно определять и интонировать поступенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх. Вырабатывать чёткую артикуляцию. Учить внятно произносить слова в быстром темпе. Исполнять эту попевку, транспонируя по полутонам вверх. Развивать динамический слух Чётко проговаривать скороговорку в умеренном темпе. Акцент на шипящий «ш» и свистящий «с». | «Лесенка» Е.Тиличеевой
На слоге «ЛЯ» «Тихие и громкие звоночки» Рустамова Шла Саша по шоссе И сосала сушку |
3. Усвоение певческих навыков | Учить своевременно начинать и заканчивать песню. Учить правильно брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами. Учить исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном. Закрепить умение петь естественным звуком, без напряжения. | «Осенняя песенка» Н.Маслухиной «В золоте берёзонька» Г.Вихаревой |
4. Развитие песенного творчества | Развивать у детей ладотональный слух, самостоятельность, инициативу, творческую активность. | «Пчела жужжит» Т. Ломовой |
Октябрь | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на русские народные песни разнообразного характера и содержания. | «Русская народная песня – всё о ней» (ИКТ) |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Упражнять в чистом интонировании мелодии, построенной на поступенном движении сверху вниз. Добиваться точного попадания на первый звук. Учить протягивать половинные ноты. Вырабатывать правильное дыхание, напевность. Пропевать распевку на слогах напевно, отрывисто, чётко, внятно. Развивать у детей чувство ритма Учить чётко проговаривать чистоговорку в умеренном, затем в быстром темпе. | «Василёк» р.н.м. «ДА-ДА-ДА…..» «БА-БА-БА……»
«Учитесь танцевать» Кукушка купила ушат, Решила купать кукушат. |
3. Усвоение певческих навыков | Закрепить умение петь естественным звуком, выразительно. Учить выполнять логические ударения в музыкальных фразах. Отчётливо произносить гласные в словах, согласные в конце слов. Уточнять у детей умение петь с музыкальным сопровождением без поддержки педагога и без сопровождения с помощью взрослого (а капелла) | «Моя Россия» Г.Струве (ИКТ) «На горе-то калина» русск.нар.песня |
4. Развитие песенного творчества | Развивать самостоятельность в нахождении песенной интонации для окончания мелодии, начатой педагогом. Формировать ладотональный слух. | «Самолёт» Т. Бырченко |
Ноябрь | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Развивать эмоциональную отзывчивость на песни весёлого и шуточного характера. Отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Учить детей чисто интонировать на одном звуке. Пропевать на слогах, транспонируя по полутонам вверх. Уточнять представление детей о высоких и низких звуках в пределах септимы. Показывать движением руки мелодический скачок. Добиваться чистоты интонирования. Развивать у детей звуковысотный слух. Учить точно воспроизводить музыкальную фразу. Учить чёткому произношению, правильной артикуляции в умеренном темпе. | «Эхо» Е.Тиличеевой «МА-МЭ-МИ-МО-МУ» «Качели» Е.Тиличеевой Во дворе трава На траве – дрова. |
3. Усвоение певческих навыков | Учить петь лёгким звуком, в оживлённом темпе. Петь естественным голосом, слаженно, выразительно, передавая весёлый, шуточный характер песен. Уметь слышать в аккомпанементе и менять в пении динамику, темп звучания. | «Дружим с музыкой» Л.Олиферовой «Лисята» С.Швец |
4. Развитие песенного творчества | Учить самостоятельно применять приобретённый музыкальный опыт – умение подобрать ритмический рисунок, придумать другую последовательность низких и высоких звуков. | «Пароход гудит» Т.Ломовой |
Декабрь | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Развивать эмоциональную отзывчивость на песни танцевального и игрового характера. Продолжать отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей. | «Чья это песенка?» (ИКТ) |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Учить петь лёгким звуком, в умеренном темпе, передавая весёлый характер песни. Упражнять в чистом интонировании скачков мелодии на кварту вниз и вверх, отчётливо произносить согласную в конце слога. Пение звукоподражаний на интервале малая секунда в нисходящем направлении. Развивать у детей звуковысотный и ладовый слух. Продолжать учить правильной артикуляции, чёткому произношению в быстром темпе, выговаривая звук «р». | «Дятел» Н. Леви «Игра на балалайке» (ЛЯ-ЛЯ) «Домик крошечка» З.Роот (ИКТ) Сорок сорок В короткий срок Съели сырок. |
3. Усвоение певческих навыков | Учить петь самостоятельно, без педагога, с музыкальным сопровождением. Правильно и отчётливо произносить гласные в словах и согласные в конце слов. | «Добрый жук» А.Спадавеккиа «Просто пришла зима» Л. Старченко |
4. Развитие песенного творчества | Расширять музыкально- практический опыт детей, ладотональный слух. Формировать первоначальные творческие проявления, используя вопросно-ответную форму при выполнении задания. | «Зайка, где бывал?» М.Скребковой |
Январь | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни лирического и торжественного характера. Продолжать учить контролировать слухом качество пения товарищей. | «Такие разные песни» (ИКТ) |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Упражнять детей в точной передаче голосом долгих и коротких звуков, правильно брать дыхание между фразами. Интонировать квинту вниз, следить за правильным интонированием. Развивать ритмический слух, различать длинные и короткие звуки, моделирование на фланелеграфе. Учить чёткому произношению звука «р» (утрирование) | «Простая песенка» А.Александрова «Песенка чибиса» (ЧИВ-ЧИВ) «Прогулка» Хорош пирожок – Внутри творожок. |
3. Усвоение певческих навыков | Закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления, правильно брать дыхание. Точно передавать мелодию, петь без напряжения, легко, естественно. | «Чудо-сказки» Н. Голикова «Снег – снежок» Т. Лагутиной |
4. Развитие песенного творчества | Расширять практический опыт детей, приобретённый ими в процессе общения с музыкой. Развивать чувство лада, первоначальные навыки песенной импровизации на самостоятельно придуманный текст. | «Зайка» Т.Бырченко «Спой свою колыбельную» |
Февраль | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Упражнять в чистом интонировании мелодии и отдельных мелодических ходов. Добиваться чёткой артикуляции и правильного, ясного произношения слов. Распеваться по трезвучиям. Добиваться точного попадания на верхние звуки. Учить петь в подвижном темпе. Развивать звуковысотный слух. Моделирование на фланелеграфе. Продолжать учить утрированному произношению звука «р». Учить соблюдать вальсовый метроритм. | «Ехали медведи» А.Андреевой На слог «ЛЯ» «Ступеньки» Раз дрова, два дрова, три дрова. |
3. Усвоение певческих навыков | Учить петь выразительно, передавая различный характер песен, следуя за изменением динамики и темпа. Учить произносить все слова внятно, отчётливо, понимать значение слов, встречающихся в песнях. | «Семечки» русск. нар.п. «Три желания» А.Зарицкой «Песенка-чудесенка» И.Смирновой |
4. Развитие песенного творчества | Развивать ладотональный слух. Формировать первоначальные навыки песенной импровизации на заданный текст. Стимулировать инициативу детей, самостоятельный поиск при выполнении задания. | «Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! Бежит курочка с ведром Заливает кошкин дом! |
Март | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера. Контролировать качество собственного исполнения и товарищей. Самостоятельно определять характер песни, высказываться о нём. | «Загадки из нотной тетрадки» (ИКТ) |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Упражнять в точном определении высокого и низкого звуков в пределах сексты, в чистом интонировании этого интервала снизу вверх и сверху вниз. Учить различать звуки по высоте в пределах квинты (высокий – средний – низкий). Чисто интонировать. Выкладывать на фланелеграфе ритм, проигрывать на металлофоне попевку. Развивать звуковысотный слух. Произносить подвижными, упругими губами в умеренном темпе. | «Эхо» Е.Тиличеевой (ИКТ) «Бубенчики» Е.Тиличеевой (ИКТ) «Три поросёнка» Мама Милу Мыла с мылом. Мила мыло не любила. |
3. Усвоение певческих навыков | Закреплять умение точно попадать на первый звук мелодии после вступления. Петь легко, подвижно, естественно, без напряжения. Петь выразительно, передавая характер песни в целом, а также смену темпа в запеве и припеве. | «Белые ромашки» под фонограмму (из телепередачи «Песенка года») «Добрая весна» М. Сидоровой «Ты не бойся, мама» М.Протасова (ИКТ) |
4. Развитие песенного творчества | Развивать ладовое чувство, умение на тонике закончить мелодию, спетую взрослым. Формировать навыки песенной импровизации на предлагаемый текст. Развивать самостоятельность, инициативу. | «Лифт» Бырченко |
Апрель | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Учить слушать, определять и называть жанровую основу песни: вальс, пляска. Слышать, называть: вступление, заключение, запев, припев. Самостоятельно определять характер песни, высказываться о нём. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Учить детей самостоятельно, на слух, определять долгие и короткие звуки. Точно передавать голосом чередование коротких и долгих звуков. Формировать правильное дыхание. Упражнять в чистом интонировании малой терции вниз, чистой кварты вниз. Развивать музыкальную память, умственные способности, различать жанры музыкальных произведений. Продолжать учить чётко произносить скороговорку, но в подвижном темпе. | «Сложим песенку» Е.Тиличеевой «Кукушка» (КУ-КУ) «Колокольный звон» (БИМ-БОМ) «Что делают в домике?» От топота копыт Пыль по полю летит |
3. Усвоение певческих навыков | Продолжать учить правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Подводить к умению петь без музыкального сопровождения и без поддержки педагога отдельные фразы и маленькие песенки. Учить сольному исполнению песен. | «Песенка цветов» З.Роот «Дружат дети» Д.Львова- Компанейца |
4. Развитие песенного творчества | Учить самостоятельно найти песенную интонацию для окончания мелодии, спетой педагогом. Развивать ладотональный слух. Закрепить умение импровизировать, сочиняя мелодию на самостоятельно придуманный текст. | «Гуси» Т. Бырченко «Спой свою плясовую» |
Май | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Проверить у детей умение самостоятельно узнавать песню по вступлению, мелодии, называть её, высказываться о характере. Чувствовать жанр (песня-марш, песня- танец) | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Работать над расширением диапазона детского голоса; способствовать выравниванию его звучания при переходе от высоких к низким звукам и наоборот. Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы. Пропевание знакомых мелодий на слогах, с разными интонациями. Развивать музыкальный слух, музыкальную память, закреплять пройденный материал. Учить произносить чётко, внятно, обнажая зубы, в умеренном темпе, затем в быстром. | «Не летай, соловей» Г.Кикты На слог «ЛЯ», «ДУ», «ДО», «ДУ» «Волшебный волчок» Карл у Клары Украл кораллы. |
3. Усвоение певческих навыков | Следить за чистотой интонации. Продолжать учить петь легко, без форсирования звука, с чёткой дикцией. Учить при пении правильно формировать гласные. Закреплять привычку слушать и слышать себя и товарищей. | «Отличное настроение» Л.Старченко «Ходила младешенька» русск. нар. п. |
4. Развитие песенного творчества | Формировать у детей представление о танцевальной музыке – польке. Развивать чувство лада, умение найти свой вариант мелодии, сохранив характер польки и тональность мелодии. | «Играй, сверчок» Т. Ломовой |
Предполагаемый результат.
Показатели уровня музыкального развития детей:
- Выразительность исполнения песен.
- Освоение большего объёма разнообразного репертуара.
- Умение правильно петь (без напряжения, плавно, лёгким звуком, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.
- Умение петь самостоятельно с музыкальным сопровождением и без него, под фонограмму, а капелла, хором и индивидуально.
- Использование разнообразных импровизаций в творческом процессе.
- Способность к инсценированию содержания песен.
3-й год обучения. Подготовительная к школе группа
Приоритетные задачи:
- Развитие способности к выразительному, одухотворённому исполнению песен.
- Совершенствование певческого голоса и вокально-хоровых представлений.
- Закрепление практических навыков выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы.
- Развитие умения брать дыхание и удерживать его до конца фразы.
- Совершенствование дикции и логического ударения.
- Закрепление умения петь самостоятельно, коллективно и индивидуально, под фонограмму, а капелла.
- Формирование адекватной оценки и самооценки.
- Совершенствование импровизаций в пропевании мелодий на заданную тему, в придумывании собственных.
- Обогащение словарного запаса детей.
Перспективное планирование работы вокального кружка
Певческая установка:
- сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула;
- ноги твёрдо стоят на полу, руки свободно лежат;
- голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно;
- губы упруги, подвижны;
- в зависимости от этапа разучивания песни, положение при пении
целесообразно менять: сидя, стоя, в центре зала, свободно
группируясь, инсценируя.
Таблица 3 | ||
Сентябрь | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Обогащать музыкальные впечатления детей, учить слушать и слышать себя и товарищей. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Расширять диапазон детского голоса. Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения вверх-вниз по звукоряду. Совершенствовать память детей, узнавая знакомые песни, закреплять пройденный материал. Учить произносить чётко, внятно, в быстром темпе, упругими тубами, обнажая зубы. | «В детский сад» Е.Тиличеевой Мимическая гимнастика «Поможем Дюймовочке» З. Роот (ИКТ) Карл у Клары Украл кораллы, А Клара у Карла Украла кларнет. Мама, ты нас не ищи, Щиплем щавель мы на щи. |
3. Усвоение певческих навыков | Учить детей петь легко, не форсирую звук, с чёткой дикцией. Учить петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук. | «Здравствуй, Кубань» С.Юдиной «Осень, в гости просим» Н. Маслухиной «Ой, вставала я ранёшенько» русск.н.песня |
4. Развитие песенного творчества | Развивать стремление самостоятельно мсполнять окончание песенки. Придумывать мелодию на заданный текст. | «Поезд» Т.Бырченко Все мы весело живём, Дружно песенки поём. |
Октябрь | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Развивать умения различать эмоциональное содержание песен, высказываться о характере песен. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Продолжать расширять детский диапазон голоса. Способствовать усвоению детьми интонационных оборотов, включающих различные интервалы Распеваться на одном звуке, поднимаясь по полутонам. Закреплять умение петь согласованно всем вместе и учить петь соло. Развивать чувство ритма, музыкальную память, музыкальный слух. Развивать органы голосового аппарата, работать над дикцией. | «Жук ползёт» О.Лепина МА-МЭ-МИ-МО-МУ РА-РЭ-РИ-РО-РУ «Определи по ритму» (ИКТ) Маланья – болтунья Молоко болтала, Выбалтывала, Да не выболтала. Из-под пилки Сыпятся опилки. |
3. Усвоение певческих навыков | Учить петь хором, по одному, с музыкальным сопровождением и без него. Добиваться выразительного исполнения песен. Учить передавать характер и смысл каждой песни. | «Что такое детство?» Т.Бокач «Со вьюном» рус.нар.песня «Самовар» С.Швец |
4. Развитие песенного творчества | Стимулировать сочинение собственных мелодий марша, колыбельной, используя свой музыкальный опыт, музыкальный багаж представлений о жанре, о песенной форме. | «Сочини марш» «Сочини колыбельную» |
Ноябрь | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера, Прививать любовь к русской народной песне. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Уточнить умение детей воспроизводить голосом поступенное движение мелодии, точно интонируя и сохраняя ритмический рисунок. Закрепить умение удерживать интонацию на одном звуке, добиваться умения широко раскрывать рот, работая нижней челюстью. Различать и правильно называть жанры музыки, развивать музыкальную память. Добиваться быстрого темпа в произношении, утрируя звук «р» и чётко произнося «ч». | «Музыка» Е.Тиличеевой Мимическая гимнастика. «ДА-ДО-ДЭ – АЙ!» «3 кита» (ИКТ) Четыре чёрненьких Чумазеньких чертёнка Чертили чёрными Чернилами чертёж. У зайки Бубы Заболели зубы. |
3. Усвоение певческих навыков | Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом. Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко. | «Детство» А.Филипповой «Земелюшка - чернозём» Русск. нар.мел. «Неразлучные друзья» В.Я.Шаинского (ИКТ) |
4. Развитие песенного творчества | Побуждать детей импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (сочини мелодию марша, польки) на заданный текст. Развивать творческую активность, самостоятельность. | Мы идём, крепче шаг Мы несём красный флаг. Я притопну каблучком, Я махну платочком. Полечу я ветерком, Закружусь листочком. |
Декабрь | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Учить детей высказываться о форме песни, о темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении, о характере песни в целом, её жанре. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии. Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, (моделирование на фланелеграфе). Петь легко, отрывисто знакомые мелодии на слоги. Совершенствовать музыкальную память, развивать творчество и певческие способности. Развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата, работать над правильным звукопроизношением. | «Музыкальное эхо» М.Андреевой На слог «Тёх – тёх» «Динь – динь» «Угадай мелодию» (ИКТ) Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел У ежа – ежата, У ужа – ужата. |
3. Усвоение певческих навыков | Учить детей правильно выполнять логические ударения в пении. Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая) | «Зима» М. Сидоровой «Новогодний бал» Т.Бокач «Песня Снегурочки» С.Юдиной |
4. Развитие песенного творчества | Продолжать развивать ладотональный слух у детей. Самостоятельно сочинять мелодию весёлой и грустной песенки на заданный текст. Развивать самоорганизацию, способность к естественному самовыражению. | «Снежок» Т.Бырченко Солнце ярко светит, Весело на свете. Дождик льёт как из ведра, Загрустила детвора. |
Январь | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Развивать эмоциональную отзывчивость детей на песни разного характера. Подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение. | «Угадай песню» (ИКТ) |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Продолжать учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать поступенное движение мелодии вверх, вниз. Передавать ритм на металлофоне. Пропевать на заданном слоге напевно, отрывисто, протяжно, шёпотом. Закрепить представления детей о ритмических отношениях звуков, умение точно воспроизвести заданный ритм. Работать над чётким и правильным произношением всех звуков в умеренном, затем быстром темпе. Проговаривать с разнообразными интонациями: радостно, робко, таинственно, печально. | «Вверх, вниз» Е.Тиличеевой На слог «БА», «ЗА», «ГА». «Теремок» (ИКТ) Течёт речка, печёт печка. Увидел волк козу, Забыл и про грозу. |
3. Усвоение певческих навыков | Закреплять умение детей самостоятельно вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. Точно интонировать в заданном диапазоне. Добиваться выразительного исполнения песен. | «Во кузнице» Русск. нар. песня «Если добрый ты» Б.Савельева (ИКТ) «Капитан» З. Роот |
4. Развитие песенного творчества | Учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст | Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. «Сочини и спой считалку» |
Февраль | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Учить осмысленно воспринимать жанровую канву каждой песни: песня-марш, песня-танец. Расширять словарный запас детей. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Упражнять в чистом пропевании придуманной мелодии, в четкой дикции. Формировать хорошую артикуляцию. Пение трезвучия вниз и вверх на заданный текст. Развивать активное слуховое внимание, звуковысотный слух. Учить правильной артикуляции в умеренном и быстром темпах. Исполнять с разнообразными интонациями: радостно, робко, таинственно, печально. | «Где нотки живут?» «Дружно мы живём, Песенки поём» За – инь- ка, Ё –лоч –ка. «Волшебный светофор» (ИКТ) Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб. Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили. |
3. Усвоение певческих навыков | Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. Петь с музыкальным сопровождением и под фонограмму. | «Мама, мамочка» С.Юдиной «Гай зелененький» кубанская песня «Оставайся, бабушка, такой» М.Сидоровой |
4. Развитие песенного творчества | Развивать ладотональный слух, используя вопросно-ответную форму: педагог поёт вопрос, ребёнок поёт ответ. | - «Зайка, зайка, где бывал?» - «На лужайке танцевал» - «Что растёт в лесу?» |
Март | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Воспитывать эмоциональную отзывчивость на песни, выражающие любовь к природе, к Родине. Развивать восприимчивость к весёлым, жизнерадостным и нежным, лирическим песням. | |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность моделированием на фланелеграфе. Петь, чисто интонируя, выразительно, естественным голосом. На заданном слоге пропевать попевку по трезвучиям вверх и вниз. Формировать ладотональный слух, ощущение и нахождение тоники. Расширять знания детей о видах музыкальных инструментов. Продолжать развивать органы голосового аппарата, добиваться чёткого произношения звуков. Добиваться ритмичного и динамичного ансамбля. |
«Ехали» А.Филиппенко На слог «МА» «БА» «ПА» «Учёный кузнечик» «Какой инструмент лишний?» (ИКТ) Колпак под колпаком Под колпаком колпак. |
3. Усвоение певческих навыков | Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом песни. Петь выразительно, лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | «Детский сад» К.Костина (ИКТ) «Облака из пластилина» М.Протасова «Аннушка» укр. нар мел. |
4. Развитие песенного творчества | Продолжать учить импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно. | Улетают птицы вдаль, Расставаться с ними жаль. Весенний день звенит! Встречай, скворец летит! «Придумай свою песенку». |
Апрель | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Продолжать учить самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их исполнения, проявляя при этом и самокритичность к собственному пению. | «Песенный мир» (ИКТ) |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Продолжать развивать умение удерживать интонацию на одном, повторяющемся звуке, транспонируя мелодию вверх по полутонам. Упражнять в чистом интонировании мелодии, умении петь напевно, ласково, в темпе вальса.. Развивать гармонический и ладотональный слух у детей. Работать подвижными, упругими губами, опуская нижнюю челюсть, добиваясь единого темпа. | ДА-ДЭ-ДИ-ДО-ДУ СА-СЭ-СИ-СО-СУ «Колыбельная» М. Качурбиной «Сколько нас поёт?» Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула. Три сороки – тараторки Тараторили на горке. |
3. Усвоение певческих навыков | Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам, выполнять паузы, в соответствии с текстом делать логические ударения. Петь а капелла и под фонограмму. | «Тучи в голубом» «Галушечки» рус.нар. песня |
4. Развитие песенного творчества | Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню-марш, песню-вальс, песню-польку. | «Сочини песенку – марш» «Сочини песенку – вальс» «Сочини песенку- польку» «Весенняя песенка» А.Агафонникова |
Май | ||
Направления | Программное содержание | Репертуар |
1. Восприятие музыки | Проверить умение детей самостоятельно дать оценку качеству пения. Уточнить, какие песни дети помнят, узнают, называют композитора. Продолжать учить передавать в пении более тонкие динамические изменения. | «Узнай композитора» (ИКТ) |
2. Развитие музыкального слуха и голоса А) попевки Б) дидактическая игра В) чистоговорка | Закреплять навык звуковысотной ориентировки, добиваясь быстрого и точного пропевания мелодического оборота выше-ниже. Пение трезвучия вверх и вниз на заданный текст. Развивать музыкальный слух, совершенствовать музыкальную память. Произносить текст нараспев, негромко, в умеренном темпе, добиваясь чёткости, выразительности в произношении слов. | «Весенний луч» В.Левиной «В садик мы идём Песенки поём» «Пти – и – чка» «Ма – моч – ка» «Волшебный волчок» Коля колья колет, Поля поле полет. Оса боса и без пояса. |
3. Усвоение певческих навыков | Закреплять навык естественного звукообразования, умения петь легко, свободно, без напряжения. Следить за правильным дыханием, Петь выразительно, осмысливая характер песни её содержание. Точно передавать пунктирный ритм, петь а капелла и под фонограмму. | «Детство» С .Ветрова
«Хомячок»А.Абелян (ИКТ) «Пошла млада за водой» Русская нар. п. |
4. Развитие песенного творчества | Расширять опыт детей в поисках певческих интонаций, развивать самостоятельность, инициативу, творческую активность. | «Сочини свою колыбельную» Здороваться и прощаться напевно, бойко, задорно, ласково. |
Предполагаемый результат.
Показатели уровня музыкального развития детей:
- Выразительность исполнения песен.
- Освоение большого объёма разнообразного репертуара.
- Способность петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их музыкально и с желанием, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
- Способность сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно спокойно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
- Сформированность чувства ансамбля (пение, не отставая и не опережая друг друга, не выкрикивая отдельных слов песни).
- Умение самостоятельно петь песни с музыкальным сопровождением, коллективно, индивидуально, а капелла, инсценировать игровые песни.
- Способность к активному творчеству в процессе импровизации мелодии и придумывании своих собственных сочинений.
- Сформированность способности адекватной оценки и самооценки.
Список используемой литературы:
1. Методика музыкального воспитания в детском саду. Н. А. Ветлугина,
М. – 1976 г.
- Музыка – детям. Н. А. Метлов, М. – 1985 г.
- Музыка от А до Я. Э. Финкельштейн, С.-П. – 1993 г.
- Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. З.Я. Роот . М. – 2004.
- Музыкально – дидактические игры и упражнения в малокомплектном ДОУ. А. Н. Зимина. – М., 1999.
- Музыкальный букварь, Н. Ветлугина. - М., 1995.
- Музыкально-дидактические игры для дошкольников. Н.Г.Кононова. – М., 1982.
- Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», Каплунова И., Новоскольцева И. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.
- Развитие музыкальных способностей детей. М. А. Михайлова, Ярославль – 1997 г.
- Учите детей петь. Т.М. Орлова, С.И.Бекина. – М., 1986.
Приложение 1
Музыкально – дидактические игры
«Весёлые матрёшки»
Цель: Учить различать звуки по высоте.
Ход: Дети сидят на стульях, у них в руках матрёшки разной величины: высокие, средние и низкие.
Воспитатель: Дети, сейчас ваши матрёшки будут плясать. Но для этого нужно внимательно слушать, какой звук звучит. Если низкий (играет низкий звук на металлофоне) - запляшут низкие матрёшки, если средней высоты (играет) - запляшут матрёшки среднего роста. Если высокий (играет) - будут плясать только высокие матрёшки.
Объясняет, что матрёшка пляшет в руках у детей, покачиваясь.
Воспитатель исполняет звуки разной высоты, меняя последовательность
звучания.
«Зайцы»
Цель: Развивать чувство ритма.
Ход: На планшете изображены лес, поляна, в прорезь вставляются картинки «Зайцы спят» и «Зайцы пляшут». Воспитатель: Дети, хотите пойти погулять на полянку? Смотрите, здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда
услышите музыку. Звучит музыка колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют её и вставляют соответствующую картинку.
Игра «К нам гости пришли»
Цель: Развивать чувство ритма.
Ход: Воспитатель сообщает детям о том, что в гости должны прийти игрушки. Стук в дверь. Воспитатель подходит к двери, незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришёл к вам в гости, чтобы с вами поиграть и поплясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Аналогично обыгрывается приход остальных игрушек. Зайчик пляшет под удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под чёткие удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.
Найди игрушку
Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с пластинками программных произведений.
Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.
Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).
Буратино
Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т.д.), знакомым детям
Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца — из коробки достают картинку паровоза и т. д.
Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.
Ступеньки
Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).
Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
В игре участвует несколько детей.
Три поросенка
Игровой материал. На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой фа первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке — Нуф-Нуфа, под пластинкой ля первой октавы — поросенок в красной шапочке — Наф-Наф, под пластинкой до второй октавы — поросенок в желтой шапочке — Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. 8—12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.
Прогулка
Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).
Ход игры. Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе, но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок — выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие — частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит воспитатель,— и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.
«Пошел частый, сильный дождь»,— продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
Определи по ритму
Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, дают по 2—3 карточки.
Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).
При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).
Учитесь танцевать
Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.
При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
Громко-тихо запоем
Игровой материал. Любая игрушка.
Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
Игру можно провести как развлечение.
Сколько нас поет?
Игровой материал. Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-картинки (для каждого играющего), музыкальные инструменты. В игре можно использовать другой игровой материал — три карточки с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третьей трое, рис. 22—23)
Ход игры. Ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек. Вызванный ребенок выкладывает матрешек на фланелеграфе или вставляет в кармашки планшета. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка.
При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.
Игра проводится с небольшой подгруппой детей в свободное от занятий время. Необходимо, чтобы вначале педагог был в роли ведущего.
Волшебный волчок
Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка (рис. 24).
Ход игры. Вариант 1. В грамзаписи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.
Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии.
Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.
Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время.
Игра может быть использована и в группах младшего дошкольного возраста.
Что делают в домике?
Игровой материал. На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная (рис. 25). Проигрыватель с пластинками и поощрительные значки.
Ход игры. Воспитатель-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на фортепиано (или звучит, мелодия в грамзаписи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-консультация для музыкальных руководителей «Методы развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста»
Презентация для молодых педагогов - музыкантов отражающая тему вокальной деятельности в работе с дошкольниками....
Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста
В этой статье мы рассмотрим эту тему с разных сторон по нескольким этапам формирование развитие вокальных способностей у детей....
Проект по развитию вокальных способностей у детей дошкольного возраста «Веселые нотки»
Проект по развитию вокальных способностей у детей дошкольного возраста«Веселые нотки»...
Конспект воспитательно-образовательной деятельности по развитию вокальных способностей у детей дошкольного возраста
Конспект воспитательно-образовательной деятельности по развитию вокальных способностей у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и г...
Консультация для родителей «Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и г...