Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
статья на тему
В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_nravst_vosp._putem_narodn._igr.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
В пределах детского сада воспитателю вручаются важные полномочия: ему препоручается родительская власть, он не только учит и воспитывает детей, он дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что воспитатель имеет дело с детьми неопытными, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания.
Наша работа по духовно- нравственному воспитанию детей, основывается на «Программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста в детском саду»М.А.Васильевой и др., раздел «Ознакомление с окружающим» и «Нравственное воспитание». Педагоги также черпают информацию и интересный материал из парциальных программ по православной культуре «Мир - прекрасное творение» и по духовно-патриотическому воспитанию «Лад».
Цель работы: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа;
-способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).
- формировать моральное сознание и моральные оценки;
-помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл непосредственно образовательной деятельности под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей, которые проводятся 1-2 раза в месяц во вторую половину дня.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Масленица, навстречу Пасхе)
- тематические выставки детского творчества,
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры,
- экскурсии на природу (красота Божьего мира)
- слушание колокольной и духовной музыки на тематической непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с использованием соответствующих записей,
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших),
- занятия для родителей и сотрудников в гостиной «Прикосновения любви святой».
Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:
- анкетирования по выявлению сформированных знаний у детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;
- чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Легенды о матерях» Ивана Панькина, «Разноцветная бабочка» Андрея Платонова, «Синица» Алексея Толстого, «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
- игр: «Интервью у мамы», «Ласковые фанты»,
- бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»
- непосредственно-образовательной деятельности: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной»
- экскурсий на работу к мамам,
- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек,
- творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов.
- совместные мероприятия детей и мам.
В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.
Одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой непосредственно-образовательной деятельности небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. Предполагается использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви, окончивший свои дни в старости как монах Киево-Печорской лавры. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.
Тема защитников Отечества была бы не полностью раскрыта без серьезного внимания к роли женщины. Понятно уважение к мужеству и жертвенности женщины, участвующей в боях, к ее трудовым подвигам в быту, но нам кажется очень важным раскрыть и другое. Фундаментальное понимание защиты Отечества состоит в том, что женщины хранят семью, рожают и воспитывают детей. Без этого героям нечего и некого было бы защищать.
Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию( у нас работает кружок по ознакомлению с фольклором «Ладушки»), через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.
Приоритет духовного пронизывает также народный календарь, служащий канвой годового цикла. Здесь достаточно упомянуть о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.
Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.
Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии к церкви.
Дети, под руководством педагога и священника, знакомятся с внутренним убранством церкви, посещают библиотеку, церковную лавку, рассматривают колокольню, слушают, звон колоколов.
Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.
Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди - это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через встречи в гостиной «Прикосновения любви святой», на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, роль отца в воспитании детей и создании духовной атмосферы в семье, просматриваются видеофильмы, проходят нравственные проповеди,
встречи со священнослужителем. Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 76% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.
Информационно-познавательный материал для взрослых, связанный с православным календарем систематически помещается в уголке для родителей.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Образовательные организации, в том числе и наше дошкольное образовательное учреждение выбирает наиболее актуальное содержание и эффективные методы данной образовательной работы исходя из условий, в которых находится, контингента воспитанников, приоритетных направлений работы.
В своей работе важным считаю развитие у детей понимания культурного наследия, воспитания к нему уважительного, бережного отношения. Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Основываясь на психологических особенностях детей, а именно ведущем виде деятельности – игре, образовательную работу по нравственному воспитанию строю на организации игровой деятельности. Использование народных игр является целесообразным методом, так как в народных играх отражаются народные традиции, особенности национальных праздников, семейный уклад и быт, олицетворяются объекты природы. Игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста помогает не только сформировать представления о традициях народа, но и разбудить живой отклик в душах воспитанников.
Если первоначально проводится работа по ознакомлению с русскими народными играми, то в старшем дошкольном возрасте, в процессе расширения знаний и представлений детей о других народах, национальностях и культурах, в практику игровой деятельности входят и игры других народов. Мы ознакомимся с народными играми саами, белорусскими, русскими, украинскими народными играми.
Данные народные игры разнообразные по своему содержанию:
- На бытовые и семейные темы: белорусская игра «Посадка картофеля», «Хлебец» украинская народная игра, «Ловля рыбы» саамская народная игра.
- По ознакомлению с природой и природными приметами, природным календарём: белорусская народная игра «Просо», «Тополёк» русская народная игра.
- Народными праздниками, традициям: русская народная игра "Карусели", "Снежная баба", хоровод "Мы по лугу пойдем".
Народные игры разнообразны и по формам проведения: игры-пляски, танцы, соревнования, состязания, потехи, конкурсы, развлечения, театрализованные действа, игровые праздники, хороводы и т.д.).
В ходе работы я отметила, что детям интересны любые народные игры, независимо от социокультурной и национальной принадлежности, а следовательно народная игра – прекрасное средство воспитания толерантного, уважительного отношения к людям разных национальностей.
Народные игры не только ценны сами по себе, но и являются основой для познавательной работы, основанной на живом детском интересе. Стараюсь при включение народной игры в практическую игровую деятельность детей заинтересовать их историей её возникновения, общими представлениями о конкретном народе или национальности. На основе игры формирую мотив к познавательной проектной деятельности, в ходе которой мы с воспитанниками создаём тематические мини-музеи «Саамы», уголок «Моя родина – Россия», «Вот она какая – Белоруссия».
Важным направление является взаимодействие с родителями. Наиболее продуктивными и полезными формами работы считаю практикумы, на которых знакомим родителей как можно с помощью народной игры рассказать детям: как жили русские люди, как отдыхали и работали, чем украшали свой быт, какие праздники отмечали, как сохранить народные игры? И родительские тематические собрания с использованием ИКТ.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Наши дети должны хорошо знать традиции разных национальных культуры, понимать, что Россия – многонациональное государство. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего.
Литература:
- Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
- Бунина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – С – П. «Детство – Пресс» 2001.
- Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
- Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. — М.: Мозаика-Синтез, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация процесса духовно-нравственного воспитания"
Организация процесса духовно-нравственного воспитания...
Доклад «Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».
Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитания и образования детей дошкольного возрастав традициях православной культуры. где главным и основным признаком является любовь. Поэтому я изл...
«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»
Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитывать детей в традициях православной культуры, где главным и основным признаком является любовь. В своей презентации я показала, как мы в...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
организация системы духовно-нравственного воспитания дошкольников
Материал об организации работы дошкольников в связи с требованиями ФГОС...
Организация системы духовно - нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО
Работа по духовно нравственному воспитанию в детском саду на основе сотрудничества семьи и детского сада даёт положительные результаты....