Духовно-нравственная культура для детей 4-7 лет
календарно-тематическое планирование на тему
Планирование на основе программы, разработанной Шевченко Л.Л. "Добрый мир. Православная культура для малышей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravosl.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 муниципального образования «Город Донецк»
Духовно-нравственная культура
Воспитатели: Иващенко О.А.
Симонова Е.О.
Планирование составлено на основе программы, разработанной Шевченко Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей» Программа «Добрый мир» – это программа духовно-нравственного образования дошкольников, одно из действенных средств в борьбе за чистоту детских душ. Программа создана для обучения детей с целью достижения их духовно-нравственного развития, готовности к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно-нравственная культура народов России», обеспечивающая преемственность в решении задач воспитания и развития детей. Православная культура определяется через ведущие христианские добродетели, отражающие её сущность: «Православная культура – это то, чем жили, и что много веков создавали добрые, благочестивые люди с верой, надеждой и любовью к Творцу нашего мира». Задачи воспитания духовно-нравственной культуры дошкольников являются в настоящее время актуальной задачей системы современного образования. Это объясняется введением в ФГОС НОО новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых есть «Основы православной культуры» Основной целью программы является формирование базовой культуры на основе отечественных традиций духовных и нравственных ценностей.
Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
- создание условий творческого развития;
- воспитание любви к Родине, семье
- интеграция личности в национальную и мировую культуру;
- обеспечение ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями дошкольного и начального общего образования.
Отбор содержания произведён в соответствии с принципами:
- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности познакомиться с традиционной культурой России;
- исторического и культурного соответствия религиозным традициям России:
- личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного возраста;
- систематичности, последовательности.
Работа по духовно-нравственному развитию строится на соответствующих возрасту видах деятельности и формах работы с дошкольниками и направлена на укрепление духовно-нравственного здоровья детей. Занятия по духовно-нравственной культуре проводятся 1 раз в месяц, в совместной деятельности используются разнообразные ситуации морального выбора, жизненные ситуации, беседы, практически все виды игр, анализ различных произведений художественной литературы и искусства.
Необходимо создавать условия для формирования личности ребенка в соответствии следующих задач:
- Воспитывать у детей нравственные чувства (милосердие, сострадание, сопереживание, послушание родителям, любовь к семье, Родине, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбие, стыдливость совершения безнравственных поступков, взаимопомощь, ответственность и забота). Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбия и лени, послушания, честности, милосердия, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность);
- Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры из жизни святых и людей благочестивых, прививать навыки доброделания и благотворительности;
- Учить строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях; не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение;
- Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики;
- Формировать умения оценивать свои и чужие поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других;
- Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.
Перспективно – тематическое планирование в старшей группе Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Духовно-нравственная культура
Месяц | Тема недели | Тема занятия | Используемая литература |
сентябрь | Впечатления о лете | Занятие 1 Свет, день, ночь | Шевченко Л.Л. стр.61 |
октябрь | Как мы следы осени искали | Занятие 2 Небо. Чтение рассказа «Осень» | Шевченко Л.Л. стр.63-66 |
ноябрь | Мы разные, мы вместе | Занятие 3 Земля, вода, растения | Шевченко Л.Л. стр.67 |
декабрь | Мир игры | Занятие 4 Солнце, луна, звезды | Шевченко Л.Л. стр.72 |
январь | Рождественское чудо | Занятие 5 Православные праздники | Шевченко Л.Л. стр.90 |
февраль | Наши добрые дела | Занятие 6 Птицы, рыбы, насекомые. Кого мы встречаем на наших прогулках. | Шевченко Л.Л. стр.73 |
март | Мир книг | Занятие 7 Животные, человек | Шевченко Л.Л. стр.79 |
апрель | Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли | Занятие 8 День отдыха(покоя)-воскресенье. | Шевченко Л.Л. стр.84 |
май | Экологическая тропа | Занятие 9 Наш мир. Чтение стихотворения «Всюду чудеса живут» | Шевченко Л.Л. стр.85-87 |
Перспективно – тематическое планирование в средней группе Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Духовно-нравственная культура
Месяц | Тема недели | Тема занятия | Используемая литература |
сентябрь | Мир игры | Занятие 1 Наш красивый добрый мир | Шевченко Л.Л. стр.59 |
октябрь | Домашние животные | Занятие 2 Чтение рассказа «Наш мир» | Шевченко Л.Л. стр.61 |
ноябрь | Поздняя осень | Занятие 3 Рассматривание картины «Что увидели дети за окошком» | Шевченко Л.Л. стр.61 |
декабрь | Новогодние чудеса | Занятие 4 Чем порадовать друг друга | Шевченко Л.Л. стр.61 |
январь | Зимние забавы | Занятие 5 Рождество Христово | Шевченко Л.Л. стр.90 |
февраль | Защитники Отечества | Занятие 6 Защитники Отечества | Шевченко Л.Л. стр.121 |
март | Эх, масленица | Занятие 7 Сырная седмица | Шевченко Л.Л. стр.90 |
апрель | Пасхальный звон | Занятие 8 Праздник Пасхи | Шевченко Л.Л. стр.91 |
май | Мир вокруг нас | Занятие 9 Чтение рассказа «Какие мы счастливые» | Шевченко Л.Л. стр.61 |
Перспективно – тематическое планирование в подготовительной к школе группе Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Духовно-нравственная культура
Месяц | Тема недели | Тема занятия | Используемая литература |
сентябрь | Чтобы было интересно | Занятие 1 Хорошо-плохо | Шевченко Л.Л. стр.93 |
октябрь | Дела и заботы осенней порой | Занятие 2 О послушании, трудолюбии | Шевченко Л.Л. стр.98 |
ноябрь | День матери | Занятие 3 О милосердии, любви, заботе | Шевченко Л.Л. стр.100 |
декабрь | Мой мир | Занятие 4 О прощении, упрямстве | Шевченко Л.Л. стр.105 |
январь | Я и мои друзья | Занятие 5 О скромных, смиренных, гордых | Шевченко Л.Л. стр.108 |
февраль | Мир профессий | Занятие 6 О воровстве, хитрости, смелости, совести | Шевченко Л.Л. стр.110 |
март | Моя семья | Занятие 7 Семья. Род. Отношения детей и родителей. | Шевченко Л.Л. стр.114 |
апрель | Весна в окно стучится | Занятие 8 Праздник Воскресение Христово | Шевченко Л.Л. стр.134 |
май | До свидания, детский сад | Занятие 9 Благодарение | Шевченко Л.Л. стр.135 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование основ культуры казаков в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
14 октября в моей группе состоялся фольклорный праздник "Казачья покровская ярмарка "...
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей: формирование семейных ценностей и семейной культуры
Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине....
Проект: Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры
Внеурочная деятельность учителя - логопеда. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства....
«Духовно – нравственное воспитание через приобщение детей к русской народной культуре».
Статья содержит информацию о духовно - нравственном воспитании через приобщение детей к русской народной культуре....
Доклад «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
Опыт работы по развитию духовно-нравстенному воспитанию дошкольников...
Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...