Духовно-нравственная культура для детей 4-7 лет
календарно-тематическое планирование на тему

Иващенко Ольга Александровна

Планирование на основе программы, разработанной Шевченко Л.Л. "Добрый мир. Православная культура  для малышей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravosl.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 муниципального образования «Город Донецк»

Духовно-нравственная культура

Воспитатели:  Иващенко О.А.

                          Симонова Е.О.

Планирование составлено на основе программы, разработанной Шевченко Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей»                                          Программа «Добрый мир» – это программа духовно-нравственного образования дошкольников, одно из действенных средств в борьбе за чистоту детских душ. Программа создана для обучения детей с целью достижения их духовно-нравственного развития, готовности к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно-нравственная культура народов России», обеспечивающая преемственность в решении задач воспитания и развития детей.                                                        Православная культура определяется через ведущие христианские добродетели, отражающие её сущность: «Православная культура – это то, чем жили, и что много веков создавали добрые, благочестивые люди с верой, надеждой и любовью к Творцу нашего мира».  Задачи воспитания духовно-нравственной культуры дошкольников являются в настоящее время актуальной задачей системы современного образования. Это объясняется введением в ФГОС НОО новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых есть «Основы православной культуры»                                                                                  Основной  целью программы является  формирование базовой культуры на основе отечественных традиций духовных и нравственных ценностей.

Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение  следующих задач:

  • духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
  • формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
  • приобретение культурологических знаний, необходимых для  разностороннего развития детей;
  • создание условий творческого развития;
  • воспитание любви к Родине, семье
  • интеграция личности в национальную и мировую культуру;
  • обеспечение ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями дошкольного и начального общего образования.

        Отбор содержания произведён в соответствии с принципами:

  • культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности познакомиться с традиционной культурой России;
  •  исторического и культурного соответствия религиозным традициям России:
  • личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного возраста;
  • систематичности, последовательности.

Работа по духовно-нравственному развитию строится на соответствующих возрасту видах деятельности и формах работы с дошкольниками и направлена на укрепление духовно-нравственного здоровья детей.                       Занятия по духовно-нравственной культуре проводятся 1 раз в месяц, в совместной деятельности используются разнообразные ситуации морального выбора, жизненные ситуации, беседы, практически все виды игр, анализ различных произведений художественной литературы и искусства.

Необходимо создавать  условия для формирования личности ребенка в соответствии следующих задач:

  • Воспитывать у детей нравственные чувства (милосердие, сострадание, сопереживание, послушание родителям, любовь к семье, Родине, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбие, стыдливость совершения безнравственных поступков, взаимопомощь, ответственность и забота). Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбия и лени, послушания, честности, милосердия, кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность);
  • Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры из жизни святых и людей благочестивых, прививать навыки доброделания и благотворительности;
  • Учить строить отношения в группе на основе  взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях; не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение;
  • Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики;
  •  Формировать умения оценивать свои и чужие поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других;
  • Побуждение  детей к украшению своей души добрыми качествами.

Перспективно – тематическое планирование  в старшей группе                   Образовательная область:  Социально-коммуникативное развитие 

Духовно-нравственная культура

Месяц

Тема недели

Тема занятия

Используемая литература

сентябрь

Впечатления о лете

Занятие 1

Свет, день, ночь

Шевченко Л.Л. стр.61

октябрь

Как мы следы осени искали

Занятие 2

Небо. Чтение рассказа «Осень»

Шевченко Л.Л. стр.63-66

ноябрь

Мы разные, мы вместе

Занятие 3

Земля, вода, растения

Шевченко Л.Л. стр.67

декабрь

Мир игры

Занятие 4

Солнце, луна, звезды

Шевченко Л.Л. стр.72

январь

Рождественское чудо

Занятие 5

Православные праздники

Шевченко Л.Л. стр.90

февраль

Наши добрые дела

Занятие 6

Птицы, рыбы, насекомые. Кого мы встречаем на наших прогулках.

Шевченко Л.Л. стр.73

март

Мир книг

Занятие 7

Животные, человек

Шевченко Л.Л. стр.79

апрель

Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли

Занятие 8

День отдыха(покоя)-воскресенье.

Шевченко Л.Л. стр.84

май

Экологическая тропа

Занятие 9

Наш мир. Чтение стихотворения «Всюду чудеса живут»

Шевченко Л.Л. стр.85-87

Перспективно – тематическое планирование  в средней группе                   Образовательная область:  Социально-коммуникативное развитие 

Духовно-нравственная культура

Месяц

Тема недели

Тема занятия

Используемая литература

сентябрь

Мир игры

Занятие 1

Наш красивый добрый мир

Шевченко Л.Л. стр.59

октябрь

Домашние животные

Занятие 2

Чтение рассказа «Наш мир»

Шевченко Л.Л. стр.61

ноябрь

Поздняя осень

Занятие 3

Рассматривание картины «Что увидели дети за окошком»

Шевченко Л.Л. стр.61

декабрь

Новогодние чудеса

Занятие 4

Чем порадовать друг друга

Шевченко Л.Л. стр.61

январь

Зимние забавы

Занятие 5

Рождество Христово

Шевченко Л.Л. стр.90

февраль

Защитники Отечества

Занятие 6

Защитники Отечества

Шевченко Л.Л. стр.121

март

Эх, масленица

Занятие 7

Сырная седмица

Шевченко Л.Л. стр.90

апрель

Пасхальный звон

Занятие 8

Праздник Пасхи

Шевченко Л.Л. стр.91

май

Мир вокруг нас

Занятие 9

Чтение рассказа «Какие мы счастливые»

Шевченко Л.Л. стр.61

Перспективно – тематическое планирование  в подготовительной к школе группе                                                                                                                         Образовательная область:  Социально-коммуникативное развитие 

Духовно-нравственная культура

Месяц

Тема недели

Тема занятия

Используемая литература

сентябрь

Чтобы было интересно

Занятие 1

Хорошо-плохо

Шевченко Л.Л. стр.93

октябрь

Дела и заботы осенней порой

Занятие 2

О послушании, трудолюбии

Шевченко Л.Л. стр.98

ноябрь

День матери

Занятие 3

О милосердии, любви, заботе

Шевченко Л.Л. стр.100

декабрь

Мой мир

Занятие 4

О прощении, упрямстве

Шевченко Л.Л. стр.105

январь

Я и мои друзья

Занятие 5

О скромных, смиренных, гордых

Шевченко Л.Л. стр.108

февраль

Мир профессий

Занятие 6

О воровстве, хитрости, смелости, совести

Шевченко Л.Л. стр.110

март

Моя семья

Занятие 7

Семья. Род. Отношения детей и родителей.

Шевченко Л.Л. стр.114

апрель

Весна в окно стучится

Занятие 8

Праздник Воскресение Христово

Шевченко Л.Л. стр.134

май

До свидания, детский сад

Занятие 9

Благодарение

Шевченко Л.Л. стр.135


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование основ культуры казаков в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

14 октября в моей группе состоялся фольклорный праздник "Казачья покровская ярмарка "...

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей: формирование семейных ценностей и семейной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине....

Проект: Духовно – нравственное развитие и воспитание детей на основе православной культуры

Внеурочная деятельность учителя - логопеда. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства....

«Духовно – нравственное воспитание через приобщение детей к русской народной культуре».

Статья содержит информацию о духовно - нравственном воспитании через приобщение детей к русской народной культуре....

Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...