«Духовно – нравственное воспитание через приобщение детей к русской народной культуре».
статья на тему
Статья содержит информацию о духовно - нравственном воспитании через приобщение детей к русской народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt_syropyatova.docx | 45.05 КБ |
Предварительный просмотр:
« Духовно – нравственное воспитание через приобщение детей к русской народной культуре».
В настоящее время родители водят детей на дополнительные занятия, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры, семейные традиции, совместные праздники времени свободного не остается.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, в этом возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения. Поэтому актуальной для меня темой стало « Духовно – нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры»
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал, такие как В. А. Сухомлинский, Е.И. Тихеева, Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина, О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова и др. Анализ программ показывает, что духовно – нравственное воспитание представляет собой приоритетное направление в развитии единого образовательного пространства. Это такие программы как «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.П.Князевой и М.Д.Маханевой; Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Программа А.В.Бородиной «Культура и творчество в детском саду» сохраняет светский характер образования и включает знания об основах православной культуры, отечественных традиций в культуре, быту, воспитании; развитие творческих способностей. Особый интерес для меня вызвала программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» разработанная профессором И.А. Кузьминым. Она направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры, я провела диагностику педагогического процесса по Н.В.Верещегиной и представлений детей о православной культуре А.В.Бородиной. Определила критерии: знания детей устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси, а также знание своей семьи и её традиций, ребенок имеет представление о церковных православных праздниках, об иконе, понимает смысл украшения рождественской елки, знает направления народного творчества, может использовать их элементы в театрализованной деятельности. Полученные результаты показали, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого.
Исходя из выше сказанного, я поставила цель работы: приобщение дошкольников к традициям жизни русского народа, к истокам народной и православной культуры, посредством формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
Определила следующие задачи:
- знакомить с традициями жизни русского народа, с истоками народной культуры;
- формировать представления детей об основах православной культуры;
- привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским православным национальным традициям.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает ведущая идея: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.
Для успешного решения поставленных задач по формированию интереса к истокам русской народной культуры были выбраны следующие направления работы:
- знакомство детей с устным народным творчеством и фольклором;
- знакомство детей с бытом русского народа;
- знакомство с декоративно – прикладным искусством;
- знакомить с игровым, музыкальным творчеством русского народа и православными праздниками;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
Определила формы работы с детьми:
- тематические занятия, беседы;
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры- драматизации, подвижные);
➢ чтение и обсуждение произведений разных жанров;
➢ просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;
➢ мини-музеи;
➢ тематические досуги, праздники, экскурсии.
Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок. Для организации образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию: знакомству с русской народной, православной культурой в группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, которая включает:
- иллюстрированный материал;
- подборка фольклорного материала;
- фотоэкспозиции предметов русского быта;
- подборка дидактических игр;
- атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников;
- макеты русской избы, русской деревни.
Проводя работу по знакомству детей с народным искусством, в группе был создан мини-музей «Матрёшки»; дети с большим интересом играют с матрёшками, развивая мелкую моторику.
Знакомство детей с бытом русского народа мы начинаем в мини-музее русской избы «Светлица», который был создан в нашем детском саду при участии родителей. Задача формирования образа музея как хранителя предметов культурного наследия — развитие интереса детей к экспонатам музеев, историческому прошлому. При посещении такого мини-музея дети знакомятся с истоками русского народного искусства, которые присутствуют в образе традиционной деревни, с устройством крестьянского дома, получают представление о том, что дом - это не просто строение, а живой организм со своими внешностью и характером. С ребятами смотрели презентации и видеофильмы о русском быте, как жили люди на Руси, об истории русского костюма.
В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Чтобы дети осознали смысл пословиц, я использую наглядность, т.е. содержание выражаем в рисунке. Для этого мы ведём работу по созданию «Книги народной мудрости». В своей работе очень часто я использую русские народные сказки. Русская народная сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка — творение народа. Сказка — это духовное богатство народной культуры, познавая которую ребенок познает сердцем свой народ.
Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение я стараюсь уделить народным подвижным играм, в которых сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка. Использование в работе с детьми русских народных игр, потешек, прибауток, сказок, считалок позволяет решать сразу несколько задач: развитие памяти, внимания, смекалки, речи.
Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью и с историей народных промыслов. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Знакомя детей с историей народных промыслов декоративно — прикладного искусства, изучаю характерные особенности каждого промысла. Воспитываю у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни, формирую у детей и духовный патриотизм.
Своих воспитанников знакомлю с русской народной игрушкой. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других — дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы. Кукла участвовала и во взрослых обрядах. Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.
Знакомя детей с народными праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем возможность детям ознакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Обогащению знания православных праздников помогает знакомство с такими праздниками, как Рождество, Пасха, Троица и др. Детскому восприятию присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому и на музыкальных занятиях и в повседневной игровой деятельности вводим детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов.
Одним из направлений моей работы является духовно – нравственное воспитание детей через приобщение к основам православной культуры. Работа проводится в рамках кружка «Радость моя». Моей целью не стоит научить детей правильно креститься и знакомить с молитвами. Я хочу показать детям, как прекрасен божий мир. Знакомлю со святыми Сергием Радонежским и Серафимом Саровским с их житием, ведь они являются примером той добродетели, какую я хочу привить в детях своей группы.
При знакомстве с русской избой дети познакомились с таким понятием, как «красный угол». Это - то место в доме, где хранятся иконы. Так же знакомлю детей с различными иконами и их значением. Дети могут различить и узнать такие иконы как «Господа Вседержителя», «Божией матери», «Святая Троица», иконы святых «Серафима Саровского» и «Сергия Радонежского», иконы «Рождества Христова» и «Пасхи». Посмотрев видеофильм, дети познакомились с такими профессиями, как иконописцы и узнали, как пишут иконы. Знакомлю детей и с православным храмом, его значением для православных христиан, с храмами Нижнего Новгорода и их названиями. При помощи презентаций и иллюстраций мы ходим на так называемую «виртуальную» экскурсию в храм. Дети узнают, что и где находится в храме, как себя правильно вести в таком месте.
Моя работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей моих воспитанников. Самопознание, самоуважение маленького человечка, доброе отношение к другим начинает формироваться в семье. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Приобщение семьи к православной культуре я начала с родительского собрания, на котором познакомила с программой своего кружка «Радость моя», программами по ознакомлению детей с основами православной культуры. Получила разрешение на ознакомление детей с православной культурой от родителей. В приемной оформлена рубрика «Православие для дошколят». Родители стали полноправными участниками педагогического процесса и моими единомышленниками.
После проведения системы работы по теме была проведена повторная диагностика, и показатели значительно улучшились. По ее итогам можно сделать следующие выводы:
- Все дети имеют представление об устном народном творчестве, используют его в повседневной жизни;
- Вырос процент детей проявляющих устойчивый интерес к истории своего народа, к народным промыслам, дети правильно называют предметы быта старины, понимают их назначение;
- Большинство детей правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла, однако затрудняются их применять в разных видах деятельности;
- Увеличился процент детей, которые правильно называют членов своей семьи, определяют родственные отношения, но не все дети знают традиции своей семьи;
- Снизился процент детей не имеющих представление о церковных православных праздниках, иконах, выросло число детей знающих смысл украшения рождественской елки.
А еще раз хочу сказать, что знакомство детей с русской народной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью и православными праздниками с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми будут восхищаться в нашей стране и в других странах мира.
Список используемой литературы:
1. А.В.Бородина Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста « Культура и творчество в детском саду». 2015г.
2.Берсенева Л. «Секреты русского сувенира» // Дошкольное воспитание - №3 – 2003 – С.26 – 29.
2.Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С.46 – 52.
3.Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Козлова С.А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990.
4.Власенко О.П., Дьяченко В.Ю. «Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру». Волгоград: Учитель, 2008.
5. Е.А.Алябьева «Нравственно –этические беседы и игры с дошкольниками» 6. О.П.Князева и М.Д.Маханева Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
7. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова Программа по духовно – нравственному воспитанию « Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» 2012г.
9. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова Учебно-методическое пособие « Моя малая Родина» г.Н.Новгород, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре на занятиях и в повседневной жизни»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь....
Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре
Консультация для воспитателей детского сада, родителей детей о воспитании духовности детей через приобщение к русской народной культуре....
Воспитание духовности у детей среднего и старшего возраста через приобщение детей к русской народной культуре
Презентация на тему "Воспитание духовности у детей среднего и старшего возраста через приобщение детей к русской народной культуре".Цель: Воспитание духовно - нравственных ценносте...
Консультация "Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре"
Русские народные традиции несут в себе мудрость, формировавшуюся веками; жизненные истины: человеколюбие, совестливость, трудолюбие; максимально развивают индивидуальность, но в тоже время, учат общес...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Консультация для воспитателей «Воспитание духовно-нравственной личности через приобщение детей к русской народной культуре»
Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся...