Педагогический проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «В детский сад – с радостью!»
проект (младшая группа) на тему
Педагогический проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста
«В детский сад – с радостью!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_po_adaptatsii_2.docx | 46.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Земляничка»
Педагогический проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста
«В детский сад – с радостью!»
Воспитатель 2-ой младшей группы № 8
Минаева Евгения Федоровна
Новосибирск 2015
Актуальность проблемы
По данным официальной статистики, распространённость патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличиваются на 4-5%.
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10 % старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания, поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этих заболеваний и найти пути их устранения.
Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Они помечают, что именно в этом возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается, потому, что разлучаясь с матерью, многие дети уже более осознанно переживают эмоциональный стресс со всеми его отрицательными последствиями.
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, перелом привычных форм жизни.
Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.
Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка 4 -го года жизни является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка не только в детском саду, но и в школе. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект «В детский сад – с радостью!»
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
1. Строгий режим дня;
2.Отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
3. Новые требования к поведению;
4. Постоянный контакт со сверстниками;
5. Новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
6. Другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.
Общая задача воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
ДЛЯ ЭТОГО НУЖНЫ:
- Знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;
- Подготовительная работа в семье;
- Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.
Младший возраст - это чрезвычайно ответственный период в развитии ребенка, он считается самым главным в социальном, личностном развитии ребенка.
При несвоевременном развитии блокируются многие функции ребенка:
- неудовлетворенность ребенка в общении блокирует познавательное развитие;
- сенсорный голод сказывается на развитии мозга.
Диагностика компетентности родителей показала, что 16% из них не знают причин отставания детей, 34% не знают и не владеют средствами воспитания, есть родители, которые не знают чем занять дома детей. Анкетирование показало, что более 50% из-за низкого уровня психолого-педагогической культуры не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка.
При поступлении в детский сад 65% детей старше 3-х лет не умеют правильно держать ложку, у них слабо развита мелкая моторика руки, низкая познавательная активность, не развита речь детей, отсутствует общение между сверстниками и взрослыми.
Возраст 3-х лет считает возрастом упрямства и негативизма, это связано с возрастным кризисом 3-з лет. Кризис трех лет характеризуется целым рядом поведенческих проявлений, которые получили особое название - "семизвездие кризиса трех лет". По моим наблюдениям, беседам с родителями видно, что во многих семьях этот период протекает сумбурно и не подвергался анализу с их стороны.
Все вышеуказанное позволяет сделать мне вывод, что у родителей не достаточный уровень компетентности в вопросах подготовки ребенка к поступлению в ДОУ, отсутствие опыта семейного воспитания и особенностей развития детей раннего возраста. А это в свою очередь ведет к осложнениям в здоровье детей в период адаптации к условиям детского сада, задержке психического и познавательного развития.
Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
- сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.
Задачи:
- Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Вид проекта: краткосрочный.
Основные участники проекта: дети 2 младшей группы, возраст: 3-4 года; родители детей, посещающих 2 младшую группу; воспитатель; медицинская сестра, психолог, старший воспитатель.
Время реализации проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Стратегия достижения поставленных задач
Цели и задачи, решающиеся мною в ходе педагогического проекта, требуют применения соответствующих методов:
- Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);
- Анкетирование (родителей);
- Наблюдения;
- Беседа;
- Продукты совместной деятельности детей и родителей.
Вид деятельности | Место проведения | Срок | Ответственные |
Подготовительный этап (организационный) | |||
Изучение методической литературы Составление перспективного плана работы Подготовка анкет и адаптационных листов Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГТ в группе ( модернизация «Уголка ряженья», игрового пространства «Семья», преобразование среды к сюжетно-ролевым играм, обновления пособий для сенсорной зоны -развития мелкой моторики, «Уголок Здоровья», расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину), внести конусный, пальчиковый, ложковый, варежковый театры, театр мягкой игрушки, подбор игрушек-забав, кукол би-ба-бо). Переоборудование всех зон деятельности в группе по возрастным особенностям. Помещение информации в родительский уголок. Изготовление стенда: - для вас родители - наши работы Изготовление картотек: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, дыхательная гимнастика Изготовление аудиотеки | Группа, методический кабинет Методический кабинет Кабинет психолога Группа Группа Приемная Приемная Группа Группа | 1 неделя сентября 1 неделя сентября 1 неделя сентября
1 неделя сентября 1 неделя сентября 1 неделя сентября 2 неделя сентября 2 неделя сентября | Старший воспитатель, воспитатель Старший воспитатель, воспитатель Психолог, воспитатель Воспитатель, психолог Воспитатель Воспитатель, психолог Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
Основной (адаптационно-исследовательский) | |||
Знакомство с семьей Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ: -социально-демографический паспорт семьи -личные дела воспитанников Анкетирование. - «Давайте познакомимся» - «Готов ли ваш ребенок к посещению детского сада» Ведение адаптационных карт Диагностика вновь прибывших детей. Ознакомление родителей с системой работы ДОУ Информационная деятельность, информационные листы-памятки с кратким материалом. Консультации: а) «Готовим малыша в детский сад» б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям» в) «Значение режима в сохранении здоровья детей» г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка» д) «Нужен ли ребенку дневной сон» е) «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника» ж) «Стиль воспитания в семье, самодиагностика: «Какой вы родитель». Организованные тематические встречи «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению» Беседы с родителями Проведение режимных моментов с музыкальным сопровождением Оформление уголка уединения психологической разгрузки. | Группа Группа, приемная Группа Группа Группа Группа Приемная Приемная, группа Группа Группа, приемная Группа, музыкальный зал, спортивный зал Группа | По мере поступления детей По мере поступления детей По мере поступления детей Сентябрь 1 неделя пребывания ребенка в группе 1 день пребывания ребенка в группе На протяжении всего проекта На протяжении всего проекта Сентябрь Ежедневно Ежедневно 2 неделя сентября | Воспитатель Воспитатель, медицинский работник, заведующая
|
Воспитатель Воспитатель Воспитатель психолог Воспитатель Воспитатель, психолог Воспитатель, психолог Старший воспитатель, психолог, воспитатель Воспитатель, психолог Воспитатель, музыкальный руководитель Воспитатель, психолог | |||
Заключительный этап (результативность) | |||
Анкета для родителей (повторная) Организация выставки с материалами об адаптационном периоде (Фотовыставка). Оформление презентации «Жизнь детей в адаптационный период» для родителей. Диагностическое обследование. Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми) Итог проектной деятельности: праздник с детьми и родителями «Праздник Знакомства». Анализ деятельности. | Группа Приемная Группа Группа Группа, кабинет психолога Музыкальный зал, группа Группа | Ноябрь 4неделя ноября 3 неделя ноября 4 неделя ноября По мере необходимости 4 неделя ноября 4 неделя ноября | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель, психолог Воспитатель, психолог Воспитатель, музыкальный руководитель Воспитатель |
Основные направления проекта
- Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
- Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
- Позитивное развитие отношений в детском коллективе;
- Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
- Снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
- Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
- Активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.
- Сформированность у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Практическая значимость проекта:
Проект может использоваться как в методической работе, так и воспитателями младших групп дошкольных учреждений.
Бюджет проекта (смета расходов)
Наименование | Имеется | Приобрести |
Методическая литература | 3000 | - |
Канцелярские товары | - | 10000 |
Компьютер | 25500 | - |
МФУ | 5000 | - |
Игрушки, театры, настольно печатные игры | - | 10000 |
Магнитофон, диски | 1500 | - |
Стенд | - | 2000 |
Сухой бассейн | 3300 | - |
Худож литература | 1500 | - |
Палатка (домик) | 679 | - |
Фотоаппарат, фотобумага | 5600 | - |
Спортивное оборудование | 6000 | - |
Проектор | 20000 | - |
Экран | 4560 | - |
Пианино | 36990 | - |
Дорожки здоровья | 4200 | - |
Центр песка и воды | 1300 | - |
Итого: | 119129 | 22000 |
Всего: | 141129 |
Приложение 1
Анкета для родителей (повторная, со всей группой)
Просим отметить ответ, с которым вы согласны или дописать свой вариант
1. Что больше всего на сегодняшний день беспокоит и волнует вас (по поводу ребенка)
а) здоровье ребенка;
б) его своевременное развитие и вопросы воспитания;
в) самочувствие и перепады настроения;
г) капризы, непослушание, истерики, плохой аппетит, беспокойный сон;
д) ничего, все хорошо;
е) другое______________________________________________
2. Что вы знаете по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада:
А) Не знаю
Б) Знаю
В) Другое
3. В чем вы видите причину более длительно вхождения ребенка в детский сад, чем ожидали?
А) ребенок был не готов по ряду показателей (навыки самостоятельности – режим - вредные привычки - еда)
Б) у ребенка слабое здоровье, понижен иммунитет;
В) ребенок был не готов к общению с чужими людьми, боялся;
Г) другое _______________________________________________
4. В чем Вы видите причины болезни ребенка?
А) некачественный уход за детьми со стороны персонала группы
Б) низкий уровень оздоровительной работы, проводимый в детском саду;
В) неблагоприятный психологический климат в группе;
Г) слабый фон здоровья ребенка, сниженный иммунитет;
Д) безответственное отношение других родителей к здоровью детей группы (приводят своего больного ребенка в группу)
Е) другое __________________________________________________
5. Что Вас удивило, встревожило, обрадовало, огорчило в ребенке во время адаптации?
А) обрадовало ________________________________________
Б) встревожило _________________________________________
В) огорчило ______________________________________________
6. Заметили ли Вы какие-либо положительные изменения в ребенке (развитие – поведение - навыки) за этот период? Какие? Чему он успел за этот период научиться?
А) положительные изменения ____________________________
Б) без ответа ____________________________________________
7.Что Вас тревожит, волнует и беспокоит в организации жизни детей в группе на сегодняшний момент? (нужное подчеркнуть)
Питание; режим; отношение к ребенку; уход за ним; требования, предъявляемые к ребенку; занятия; игровая среда, организация режимных моментов; прогулки – одежда, смена персонала.
8. С кем из специалистов детского сада Вы хотели бы встретится? Что Вы хотели бы уточнить и узнать? Консультации по каким вопросам Вам необходимы?
Логопед_________________________________________________________ Психолог____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-
Приложение 2 .
Циклограмма деятельности воспитателя
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Встреча детей под детские песни с использованием тактильного контакта. Утреннее приветствие. | ||||
Беседа с родителями о физическом и психическом состоянии ребенка, самостоятельные игры детей с любимыми игрушками | ||||
Двигательная деятельность (утренняя гимнастика, подвижные игры, игры малой подвижности, игры с правилами, упражнения на профилактику нарушений осанки) с использованием аудиотеки | ||||
Гигиенические процедуры с использованием стихотворного текста, потешек, адаптационные игры, наблюдения за изменениями в природе | ||||
Пальчиковая гимнастика с использованием стихотворного текста | Дыхательная гимнастика со стихотворным текстом | Упражнения с элементами звукоподражания. | Чтение, проговаривание потешек. | Игры на формирование общения с детьми. |
Завтрак с использованием спокойной музыки или стихотворного текста | ||||
Игры с песком и водой | Игры в сухом бассейне | -рисование крупой, песком, манкой, красками, карандашами | Игры в сухом бассейне | - лепка (пластилином, соленым тестом) |
Адаптационные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, ситуативные разговоры, слушание аудиосказок. | ||||
Засыпание под спокойную музыку, чтение сказок. | ||||
Постепенный подъем, гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска, упражнения для профилактики плоскостопия) | ||||
Конструктивная деятельность - игры с крупными деталями конструктора | Сенсорные игры. | -подвижные игры, -хороводные игры, | дидактические игры, музыкальные игры | Театрализованные игры (показ настольного театра, показ кукольного театра). |
Индивидуальная работа по ИЗО | Индивидуальная работа по ЗКР | Индивидуальная работа по конструированию | Настольно печатные игры | дидактические и развивающие игры на сближение малышей друг с другом и воспитателем |
Беседа с родителями о проведенном дне, свободные игры детей с любимыми игрушками, развивающие игры, сюжетные игры. |
Приложение 3
Игры, которые я использовала в течение проекта.
- Колыбельные песни.
Колыбельная мамы и доченьки, Колыбельная Медведицы из мультфильма "Умка", Котинька-коток, Месяц над нашею крышею светит, Носики-курносики, Песня Звездочета из фильма «Про Красную Шапочку», Русские народные колыбельные.
- «Сборник Детских Песен» 43 песни
- Сборник сказок К. Чуковского «Краденое солнце», русские народные сказки, потешки, «Ладушки», Про смелого мышонка, О. Корнеева Быть послушным хорошо!, сборник стихов В. Маяковского и др.
- Потешки при умывании: «Водичка-водичка», «Мыло душистое», «Ай, лады, лады, лады». «Чище мойся, воды не бойся!» «От водички», «Знаем, знаем, да-да-да».
- Потешки при одевании: «Мы с тобой пойдем гулять». «Раз, два, три, четыре, пять». «Одеваем ревушку». «Если хочешь прогуляться, Нужно быстро одеваться»
- Адаптационные игры: Игра «Волшебный стул», «Дождик», «Апельсин», «Веселые клоуны», «Это Я», Упражнение «Наши ножки», Игра «Пляшут наши детки!»
- Игры на формирование общения: «Давайте познакомимся», «Скажи хорошо о своем товарище», «Комплименты», «Давайте поздороваемся», «Учимся общаться», «Улыбка делает чудеса».
- Потешки для кормления: «Ванечка, Ванюша», «Варись, варись, кашка», «Ворона», «Вот это – хорошая девочка», «Глубоко - не мелко», «Кот на печку пошел»
- Игры с песком и водой: «следы на песке», «рисунки на песке», «куличи», «игра в повара», «песчаные водоемы».
- Игры в сухом бассейне: «Воронки», «Ныряем», «Перекат», «Достань со дна бассейна», «Кто больше?», «Поздоровайся».
- Аудиосказки: В. Зотов «Дятел», «Ёж», « Кукушка», «Курочка и петушок», « Лисички». Народные «Муравьишка», «Сказки перед сном», «Умный кот». С. Маршак «Робин-Бобин».
- Дыхательная гимнастика: «Перекличка животных», «Трубач», «Топор», «Ворона», «Гуси».
- Физкультминутки: «Есть в лесу», «Ёжик», «Ёлочка», « Загудел паровоз», «Заинька», «Звуки», «Как приятно в речке плавать!»
- Пальчиковая гимнастика: «Мой Мизинчик, где ты был?», « Большой пальчик хочет спать», «Ивану-большаку - дрова рубить», «Сидит белка на тележке», «Раз, два, три, четыре, пять!», « Дружно пальцы встали в ряд», «У оленя дом большой», «Солим капусту», «Постираем мы платочки».
- Сенсорные игры: «Укрась бабочку», «Почини одежду зайчатам», «Спрячь мышку», игры с бельевыми прищепками, « Полянка», «Игра-шнуровка». Использовала упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам. Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.
- Дидактические игры: «Подбери чашки к блюдцам», «Бусы», «Заплети косичку», «Разложи фигуры по местам!», «Найди окошко для фигурки».
- Музыкальные игры: «Угадай, на чем играю», «Трубы и барабан», «Птица и птенчики», «Весело-грустно», «Угадай-ка», «Три сестрички», «Зайцы», «Что делают мишки».
- Настольно - печатные игры: «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?», «А что было потом?», «Отгадай, какую картинку спрятали», «Отгадай, кто это?». Составление разрезных картинок и кубиков, «Звездопад», «Скворечники и птички», «Эмоции и цвет».
- Настольный театр русской народной сказки «Репка». Настольный театр «Колобок», Сказка "Теремок".
- Кукольный театр: «В лесу», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок».
- Сюжетные игры: «Птички в гнездышках», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пес», «Конники», «Поезд», «Трамвай».
- Игры малой подвижности: «Так можно, так не можно», «Найди и промолчи», «Береги предмет!», «Веселые снежинки», «Жучок», «Листья на ветру», «Быстро по местам!», «Фигуры», «Овощи и фрукты».
- Подвижные игры: «Карусель», «Воробушки и автомобиль», «Раз, два, три – беги!», «Вейся, венок», «Акула и рыбки», «Зайка беленький сидит», «Мой весёлый звонкий мяч», «Солнышко и дождик», «Самолёты».
- Хороводные игры: «Большие и маленькие ножки», «Мы по лесу идем», «По ровненькой дорожке», «Зайка шел», «Пузырь», «Мы на луг ходили», «Ровным кругом», «Мы топаем ногами», «Кошки – мышки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «С мамой. с папой в детский сад!»
Создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада посредством активного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения....
Презентация для родителей младшей группы на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
Презентация к родительскому собранию на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"...
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги в детский сад»
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги в детский сад»...
Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Я пришел в детский сад"
Проект по адаптации...
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Проект по адаптации детей 2-3 летнего возраста к детскому саду, срок проведения 6 месяцев. В проекте прописаны игры и занятия с детьми....
Педагогический проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Я пришел в детский сад!»
Адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет в дошкольном учреждении протекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей в период адаптации и ранней социализации в детском ...
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) в условиях детского сада "От идеи до результата"
Актуальность проекта: адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые ...