Программа "В гостях у сказки"
рабочая программа (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ИВОЛГИНСКИЙ РАЙОН»
МДОУ ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА»
Утверждаю:
Заведующий
МДОУ детский сад «Рябинка» _________ Хлебодарова Т.П.
Приказ № _______
от «___»_______2017г
ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«В гостях у сказки»
Авторы:
Воронина Т.Р
Симакова А.М
С. Сотниково
2017- 2018 учебный год
Содержание
Раздел I. Целевой…………………………………………………………………………………………..………………………………….31.1.Нормативная база, на основании которой сформирована программа……..…………………………………………………………………………………………………………………….4
1.2. Цель и задачи реализации программы……………………………………………………………………………………………….………………………….5
1.3. Принципы к формированию программы…………………………………………………………………………………………………………………………..5
1.4. Сетевая форма реализации программы…………………………………………………………………………………………………………………….…….6
1.5. Планируемые результаты освоения программы (Целевые ориентиры)………………………………………………..………………………………………………………………………....7
1.6. Ожидаемые результаты реализации программы ………………………………….…….……………………………………........................................................................................7
Раздел II. Содержательный………………………………………………………………………………………………………...8
2.2. Комплексно-тематическое планирование………………………………………………………………………………………………………………………..8
2.3. Программа взаимодействия с семьями воспитанников…………………………………………………………………………..................................................................13
Раздел III. Организационный……………………………………………………………………………………………………....................15
Программа дополнительного образования
«В гостях у сказки»
Раздел I. Целевой
- Дополнительная образовательная программа (ДОП) «В гостях у сказки» разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273, Приказа МОиН РФ от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Программа разработана с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы,парциальных программ: Маханева М.Д. Театральные занятия в детском саду; Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.; Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001 – 126 с.; Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.; Р.И. Карпова, Т.П. Хлебодарова, К.В. Байкова «Звезды в ладонях». – Улан-Удэ 2013.
Данная программа рассчитана на 2018-2019 учебный год.
Актуальность
С каждым годом растет число детей с отклонениями в речевом развитии. Страдает внешнее оформление речи: выразительность, эмоциональность и т.д. Это объясняется неуверенностью детей, которая возникает вследствие недостаточного общения, снижением общей и речевой моторики. Для развития речи необходимо создать такие условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Одним из таких условий, способствующих раскрепощению личности, является театрализованная деятельность.
Процесс театрализованных игр довольно увлекательный и пользуется неизменной любовью у детей. Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют как герои сказок.
Театрализованная деятельность в детском саду развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Выбор части программы, формируемой участниками образовательных отношений «В гостях у сказки» обусловлен тем, что развитию выразительной стороны речи, ее звуковой и интонационной культуре способствует творческая деятельность в игре, в подражании, в сказках и произведениях художественной литературы.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. В результате целенаправленного использования театрализованных игр во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее. Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Речевое развитие» с углубленным интегрированным решением задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Цель программы – средствами театрального искусства развивать творческие и артистические способности детей. Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением. Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи.
Задачи:
1.Создать необходимые условия для развития творческой и речевой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане воплощения и переживания роли, взятой на себя, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей умение имитировать характерные движения сказочных животных, формировать у детей простейшие образно-выразительные умения.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, жесты).
5. Активизировать словарь детей, интонационный строй, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь.
6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Вид образовательной деятельности. Дети совершенствуют свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д.
Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
Сетевая форма реализации программы:МДОУ детский сад «Рябинка» осуществляет работу на основе сетевого взаимодействияс сельским поселением, МАОУ Сотниковской школы, Модельной сельской библиотекой, Сельским домом культуры.Взаимодействие основано на договоре от 12.01.2015г.
Цель сетевой формы работы:Взаимодействие с социальными партнерами, решение общих проблем воспитания, развития, обучения дошкольников, проведение общих мероприятий на территории школы и детского сада.
Планируемый результаты программы (как целевые ориентиры):
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру;
- способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения;
- умение подражать образу героев;
- умение работать в коллективе.
Ожидаемые результаты реализации программы
-К концу первого года обучения дети должны владеть следующими умениями и навыками:
-Дети овладевают навыками выразительной речи;
-правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
-Проявляют интерес, желание к театральному искусству;
-Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
-Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей;
-Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений;
-Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр;
-Установлен тесный контакт с родителями.
-адекватно реагировать на речь педагога, касающуюся режимных моментов;
-отвечать на вопросы в рамках ситуации;
-рассказывать наизусть небольшие стихотворения, считалочки, рифмовки, петь песенки;
Раздел II Содержательный
Комплексно-тематическое планирование
Тема | Цель | Мероприятия | Итог |
«Прогулка с куклами» | Развивать воображение детей; учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства. | Сценка «Мастерица». Разминка « Игра с куклами». Катание на саночках. | -Разыгрывания сказки на музыкальном занятие. |
«Сказки из сундучка» | Познакомить детей с новой сказкой; закреплять умение слушать сказку внимательно; побуждать желание обыгрывать сказку в пластических этюдах |
| -Показ спектакля в группе. |
«Приключения в лесу» | Побудить интерес детей к разыгрыванию знакомой сказки; научить выражать свои эмоции в настольном театре мягкой игрушки; учить играть спектакль, не заучивая специально текст. |
| |
«Такие разные эмоции» | Познакомить с понятия «Эмоция». Знакомить с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость и т.д.; учить распознавать эмоциональное состояние по мимике; учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую эмоцию у себя на лице. | Рассматривание сюжетных картинок. Упражнение «Изобрази эмоцию». | -Музыкальное развлечение «Курочка ряба» |
«В гостях у бабушки» | Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации. | Игра «Дружок». Этюд «Курочка, цыплята и петушок» | -Изготовление масок для сказки. |
«Сундучок, откройся» | Пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером | Слушание музыки к сказке.. /Выход Деда, Бабы, Курочки Рябы, Мышки. Выразительное исполнение своих ролей. Музыкальное сопровождение, костюмы героев сказки, маски, сундучок, куклы и игрушки – герои сказки. | |
«Такое разное настроение» | Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить отмечать смену настроения героев; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами | Игровое занятие. Беседа о смене настроения героев, /радость, печаль и т.д./ | -Выставка-фоторепортаж: «Мой лучший друг» - Квест «Путишествие по сказкам» |
«Спешим на представление» | Вызвать у детей эмоциональный настрой на постановку сказки; формировать у детей чувство уверенности при выступлении перед зрителями. | Драматизации музыкальной сказки «Курочка Ряба». | |
«Дружные ребята» | Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу; воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу.); совершенствовать умение логично излагать свои мысли. | Слушание песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Беседа о друге. Рассказ из личного опыта. | -изготовление атрибутики к игре «Ярмарка» |
«Любимые сказки» | Развивать память детей; учить пересказывать сказку при помощи кукольного и настольного театров; учить отвечать на вопросы по содержанию сказок; развивать эмоциональную сторону речи детей, создать эмоционально-положительный настрой на сказку. | Беседа о любимых сказках. | |
Сказка «Царевна несмеяна» | Познакомить со сказкой «Царевна несмеяна». Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты; совершенствовать средства выразительности в передаче образа | Рассматривание иллюстраций и репетиция сказки «Царевна несмеяна». Распределение ролей. Характеристика героев сказки. | -Показ сказки «Царевна несмеяна» |
«Ярмарочная площадь» | Вызывать эмоциональный отклик детей; вовлечь в фольклорное действие; побуждать к импровизации; учить разыгрывать сценки. | Разучивание музыкальной композиции к сказке - «Ярмарка»,/танец ложкарей, хоровод с платками, | |
«Веселые затеи» | Совершенствовать умения детей | Пантомимическая игра «Изобрази героя». | -Конкурс игра «Изобрази героя» -Смотр-конкурс «Самая оригинальная игра по ПДД» - показ сказки по ПДД |
«Кто стучится в нашу дверь?» | Побудить детей к сюжетно-ролевой игре; включаться в ролевой диалог; развивать образную речь. Совершенствовать навыки четкого и эмоционального | Упражнения на выразительность голоса, | |
«Веселое представление» | Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике. | Драматизация музыкальной сказки «Путешествие Элли в изумрудную страну ПДД ». |
|
«Мир театра» | Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе. | Проект «Удивительный мир театра» | -«Путешествия Элли в изумрудную страну ПДД» -Оформление альбома «Театры родного города» |
«Веселые игры» | Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство. Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта. , учить называть их на английском и бурятском языках. Формировать представления о безопасном поведении в лесу. | «Веселые игры в стране «Театралии»». Проект «Лето красное настало» | квест –игра по преемственности со школой Праздник «День защиты детей» |
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- Реализация данной программы проектов, направленных на практическое применение полученных компетенций, где ребенок выступает полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-Образовательные события: «Диалог культур: погружение в поликультурное пространство», через предметно-пространственную развивающую среду; «мини-музеев: «Русская изба», уголок «В гостях у сказки»;
-Организация культурно досуговой деятельности совместно с детьми и родителями (проведение праздников, развлечений, конкурсов, мастер-классов, театрализованных постановок и т.д.), родители являются непосредственными участниками процесса.
Работа с родителями через консультации, встречи-беседы, дискуссии, тренинги-знакомства.
Просветительская деятельность: Анкетирование, День открытых дверей, информационные стенды, родительские собрания.
Содержательное взаимодействие: Организация выставок детского творчества(тематические выставки детского творчества, персональные выставки детей, выставки родителей), Взаимодействие родителей на детских, концертах и праздниках (утренники, развлечения, досуги, мероприятия, события, флешмобы). «Педагогические гостиные»«Творческие вечера»,Проведение тренингов, мастер-классов (тренинговые игры, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений, мастер-классы по образовательным областям, по видам деятельности, культурным практикам.),конкурсы.
Взаимодействие с родителями по реализации программы
Перспективный план работы с родителями театрального кружка «В гостях у сказки ». (2018учебный год)
Месяц | Форма работы | Участники | Задачи |
Сентябрь Октябрь | Показ театрализованного представления Издательская деятельность: буклеты «Играем дома с родителями». | Родители, дети, воспитатели. | Развивать интерес к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству со своим ребёнком |
Ноябрь Декабрь | Фото-стенд «Театральная семья» Оформление папки- передвижки «Ты детям сказку расскажи», «Поиграйте в кукольный театр дома». | Родители, дети, воспитатели. | Способствовать освоению активной позиции родителями в деятельности детского сада |
Январь Февраль | Папка – раскладушка «Театрализованная деятельность дошкольников». Изготовление костюмов для сказки «Царевна несмеяна» | Воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности. |
Март Апрель | Апрель Фотоальбом: «Театрализованная деятельность в детском саду». | Родители, воспитатели | Вызвать интерес у родителей к жизни ДОУ Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы в театральном уголке, помощь в подготовке атрибутов для выступлений в сказки по ПДД, детских костюмов. |
Май Июнь | Выставка театральных кукол, сделанных руками родителей. Шитье костюмов для сказки. | Родители дети, воспитатели | Вызвать у родителей интерес в совместной деятельности с детьми и воспитателями. |
Раздел III Организационный
Кадровый потенциал МДОУ детский сад «Рябинка»
Для реализации данной программы в дошкольном учреждении имеются такие специалисты как:
- Воспитатели
- Музыкальный руководитель
- Физкультурный инструктор
- Преподаватель английского
- Преподаватель бурятского языка
Материальное обеспечение:
1.Групповые комнаты
2. Кабинет бурятского языка
3. Кабинет английского языка
4.Музыкальный зал
5.Физкультурный зал
6. Мини-музей «Русская изба»
Список литературы:
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.
2. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "КНОРУС", 2007.
3. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.
4. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.
5. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.
6. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.
7. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.
8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
9. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
10. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.
11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших дошкольников: Программа и репертуар.-М., 2001-160 С.
12.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети» Пособие для воспитателей , педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.-М., 2004-208 С.
Мониторинг детского РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В гостях у сказки »
№ | Фамилия, имя ребёнка | Этюдный тренаж | Кукольные спектакли | Этюды с куклами | Игры- драматизации | Музыкально- ритмические движения | Итоговая уровневая оценка |
- «отлично»
- «хорошо»
- «удовлетворительно»
- «неудовлетворительно»
Оценка знаний, умений и навыков детей:
«Отлично» – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной и театральной деятельности).
«Хорошо» – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной и театральной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.
«Удовлетворительно» – ребёнок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к музыкальной и театральной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности. «Неудовлетворительно» – (редко встречаемая оценка) – негативное о ношение ребёнка к музыкальной и театральной деятельности, связанное, как правило, с отклонениями в его здоровье или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).
Условные обозначения:
- «отлично»; - «удовлетворительно»; - «хорошо»; - «неудовлетворительно»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя "В гостях у сказки"
С этого года я разработала свою рабочую программу по музыкальному развитию в ДОУ.Разработатывая эту программу - я опиралась на программу " ОТ рождения до школы" Веракс...
Программа по дополнительной образовательной услуги «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста
Программа по обучению детей театральному искусству «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста разработана на основе парциальной программы А.И.Бурениной «Театр всевозможного», Т.С.Григ...
1. Программа по ознакомлению детей 6 - 7 лет с нотной грамотой; 2. Тематические музыкальные занятия для малышей; 3. Творческая работа по проблеме слушания музыки в детском саду; 4. Сценарий "В гостях у сказки"
1. Программа рассчитана на изучение материала детьми старшего, подготовительного к школе возраста в условиях детского сада. Занятия проводятся музыкальным руководителем по подгруппам. Цель: расширение...
"В гостях у сказки" (конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе детского сада по программе "Радуга")
Интегрированное итоговое занятие по математике в старшей группе по программе "Радуга". Конспект составлен и оформлен согласно правилам аттестации педагогов на 2014 год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования...
Фрагмент рабочей программы по реализации образовательной темы «В гостях у сказки» (речевое развитие) с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» в средней группе.
Данный материал написан в помощь педагогам для написания рабочей программы, на его основе можно разработать реализацию любой образовательной темы недели в детском саду...