Психологический тренинг для педагогов "Сплочение коллектива"
план-конспект занятия на тему
Психологический тренинг для педагогов на тему:
«Сплочение коллектива»
Цель: сплочение педагогического коллектива.
Задачи тренинга:
- усовершенствование коммуникативных навыков педагогов;
- формирование благоприятного психологического климата;
- развитие доброжелательного отношения друг к другу;
- построение эффективного командного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Барвинок» города Алушты
Педагог-психолог
Минакова Ю.Ю.
Психологический тренинг для педагогов на тему:
«Сплочение коллектива»
Цель: сплочение педагогического коллектива.
Задачи тренинга:
- усовершенствование коммуникативных навыков педагогов;
- формирование благоприятного психологического климата;
- развитие доброжелательного отношения друг к другу;
- построение эффективного командного взаимодействия;
- повышение самооценки и эмоциональной устойчивости педагогов.
Ход тренинга:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
Исходя из всего вышесказанного, я предлагаю Вам представить, что мы один коллектив, который нуждается в максимальной реализации своего потенциала и в этом нам помогут упражнения, которые я для Вас приготовила.
Упражнение 1 «Возьми салфетки».
Цель: знакомство участников тренинга, создание в группе позитивной атмосферы.
Необходимые материалы: бумажные салфетки.
Описание: участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
Можно попросить участников поделиться информацией, так или иначе связанной с темой тренинга. Например, о факторах, влияющих на продуктивную командную работу и т.д.
Упражнение 2 «Чем мы похожи».
Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.
Описание: участники стоят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Анастасия, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет платьев (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Анастасия выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Упражнение 3 «Супер предмет».
Цель: активизация мышления, развитие умения работать в команде.
Описание: участники делятся на несколько групп так, чтобы в каждой было по 2-3 человека. Команды должны в течение нескольких минут придумать и записать как можно больше способов применения таких предметов как ручка, линейка и лист бумаги. Когда время заканчивается, команды зачитывают свои варианты, и повторяющиеся способы использования предмета вычеркиваются. В итоге побеждает та группа, которая дала наибольшее количество оригинальных ответов.
Упражнение 4 «Подарок».
Цель: формирование свободной атмосферы в группе.
Необходимые материалы: музыкальная композиция, сверток с призом (требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол).
Описание: педагоги сидят в кругу, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Ведущий включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот – следующему и т. д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С началом звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.
Упражнение 5 «Австралийский дождь».
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Описание: - Уважаемые коллеги, знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони)
Начинает капать дождь. (Щелканье пальцами)
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по ногам)
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам)
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами)
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам)
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по ногам)
Редкие капли падают на землю. (Щелканье пальцами)
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней)
Солнце! (Руки вверх).
Упражнение 6 «Передай одним словом».
Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
Необходимые материалы: карточки с напечатанными на них названиями эмоций.
Описание: ведущий раздает карточки, на которых написаны названия эмоций, а участники, не показывая карточки друг другу, должны прочитать стишок «Наша Таня громко плачет» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные должны отгадать, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Список эмоций: радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, холодное равнодушие, заинтересованность, уверенность, усталость, энтузиазм.
Рефлексия «Когда я буду вспоминать, то…».
Цель: возможность подвести итоги тренинга, оценить работу друг друга.
Описание: каждый участник должен закончит фразу: «Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь...».
Каждый участник высказывает свое мнение о проведенном занятии: что понравилось, что нет; что изменилось в эмоциональном состоянии; какое настроение в данную минуту.
Использованные источники:
- Басаргина Д. В., Семенова Т. В. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера – СПБ.: Речь, 2010. – 174 с.
- Фоппель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе)
- Авидон И., Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. – Азово, 2010 -
- http://www.trepsy.net/
Приложение 1.
Анкета «Обратная связь»
1. Ваша степень включенности в занятие (обведите нужный балл):
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Что мешало Вам быть включенным в занятие? _________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Самые интересны (полезные) для Вас эпизоды/упражнения, во время которых удалось узнать что-то новое: __________________________________________
___________________________________________________________________
4. Что Вам не понравилось на занятии? Почему? ____________________________
______________________________________________________________________
5. Ваши мысли после тренинга __________________________________________
__________________________________________________________________
6. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.)________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для работы с коллективом: «Здоровье — дороже золота».
Здоровье педагогов – проблема деликатная. Профессиональноездоровье педагогов – основа эффективности их работы. Педагоги в дошкольном образовательном учреждении являются ...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЕДИНЕНИЯ И СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА»
Данный тренинг предназначен для педагогических работников ОУЦель: формирование командного духа и доброжелательного отношения внутри коллектива, возможность молодых специалистов поближе познакоми...
Психологический тренинг с педагогическим коллективом «КОЛЛЕКТИВ НАШ? ТВОРЧЕСКИЙ!»
Тренинг направлен на развитие творческих способностей педагогов путем нахождения необычных способов применения обычных вещей....
Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"
В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...
Психологический тренинг на сплочение коллектива "Мы одна команда"
Цель тренинга:сплочение коллектива; снятие эмоционального напряжения для укрепленияпсихологического здоровья воспитателей.Задачи тренинга:- способствование позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию...
Психологический тренинг на сплочение коллектива "Образование Галактики"
Конспект психологического тренинга на сплочение для коллектива детского сада...
Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...