Введение ФГОС ДО в ДОУ
статья на тему

Ольга Петровна Ивахина

Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС ДО, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_fgos_do_v_dou.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Введение  ФГОС ДО  в  ДОУ»
Подготовил:  воспитатель 1 категории  Ивахина Ольга Петровна
ГБДОУ №2 Пушкинского района.
С 01 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален ФГОС дошкольного образования — федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Таким образом слово ФГОС постепенно вошло в нашу жизнь и стало привычным.
Введение стандарта с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию.
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный  шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования. Традиционно считалось, что основная задача детского сада – подготовить ребёнка к школе, но теперь образование в ДОУ рассматривается  как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, а не как предварительный этап перед обучением к школе.
В основе лежит деятельностный подход,  когда ребёнок начинает  узнавать мир через деятельность.
Деятельность - должна стать основой обучения ребёнка т.е. уйти от монологической речи воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами добывает знания себе сам. 
Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии. Ребёнок  должен почувствовать себя хозяином в том, что может ответить, когда ответь, как ответить. Иными словами, нет скованности.  Ребёнок не загоняется  в определённые рамки,  даётся возможность высказаться  всем.
Это не означает, что с ним не занимаются.  Воспитатели занимаютя развитием ребёнка, знают  все его физиологические особенности, но не требуют, чтобы ребёнок читал и писал. Всему этому ребёнка  научат в школе.                                                                                                        Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Диктующая педагогика изжита и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста, социально-коммуникативное развитие, познавательно развитие, речевое развитие,  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они  представлены в образовательной программе дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности, любознательность, способность выбирать себе род занятий, участников для этого вида занятия.
Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Развитая крупная и мелкая моторика;
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:
1.Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, 
2.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, педагогических работников и детей;
3.Уважение личности ребенка;
4.Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
 Как влияет принятие новых стандартов на деятельность ДОУ?
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние  на существование и развитие деятельности ДОУ.
Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.
  Каждое дошкольное  учреждение должно провести поэтапную работу по переходу к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Это сложный и многоплановый процесс.
Анализируя готовность педагогов ДОУ к введению ФГОС можно сказать, что внедрение ФГОС в систему дошкольного образования послужило неким толчком для развития и совершенствования  педагогов. На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, педагоги испытывают затруднения, связанные с реализацией ФГОС и нуждаются в методической помощи. Систематическая работа, организованная по повышению педагогами профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень. 
Есть стандарт который определяет требования к развивающей предметно-пространственная среде, она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей. Вопрос организации предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стоит особенно актуально. Педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметной среды, но средства приобрести что-нибудь не позволяют. Организацию развивающей среды нужно строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы.
Какие результаты мы ожидаем получить от введение ФГОС ДО? В первую очередь – это повышение качества образования в учреждении. Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов. Создание современных условий для пребывания и развития детей дошкольного возраста в образовательном учреждении. Изменение  отношения  воспитателя к ребёнку как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение, естественно будет учитываться и возраст ребёнка.

Список литературы:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / «Об утверждении федерального госудврственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2.  Предметно - пространственная среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. - СПб, Детство-Пресс,  2010
  3. Нечаев, М.П. Методическая деятельность дошкольной образовательной организации в реализации ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие / М.П. Нечаева, Г.А. Романова. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 212 с.
  4. Скоролупова О.А.  Введение ФГОС дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ /О.А. Скоролупова. – М.: Скрипторий 2003, 1014. – 172 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительные технологии. Непрерывность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколения

" Непрерывность образования детей дошкольного  и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколеия"-программа мастер - класса для инструкторов по физич...

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

Методическое сопровождение образовательного процесса в свете введения ФГОС в дошкольное образование

Об изменениях в законодательстве РФ, касающихся деятельности ДОУ Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

Введение ПДОУ в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Нориативно-правовое и  программно-методическое обеспечение введения платных дополнительных образовательных услуг в ДОО....

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...