Влияние развивающих игр Никитиных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
статья на тему

Александрова ЕленаВикторовна

обзорная статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_nikitinyh.docx16.99 КБ
Файл nikitiny.pptx950.8 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние развивающих игр Никитиных на интеллектуальное развитие
детей дошкольного возраста

Никитиных называют классиками семейной педагогики.

Система воспитания Никитиных включает в себя:

  • Активное физическое развитие;
  • Раннее развитие природных способностей;
  • Создание условий для опережающего развития ребёнка;
  • Заинтересованность родителей.

 Основная цель Никитиных – развитие интеллекта, изобретательских и исследовательских способностей. Методика обучения чтению, обсуждение произведений искусства подробно Никитиным не рассматриваются. Их авторские развивающие игры в основном предназначены для логики и памяти, построения образов.

 

 Развивающие игры Никитиных — это часть обучающей и развивающей среды.

Игры направлены на развитие интеллекта и творческих способностей:

  • Это наборы задач, которые решаются через различные предметы (кубики, кирпичики, квадраты, конструкторы).
  • Задачи даются через модели, рисунки, инструкции.
  • Задачи ставятся от легких к сложным.
  • Игры рассчитаны на разный возраст и вызывают многолетний интерес.
  • Ступенчатое возрастание трудности заданий.
  • Задания решаются ребенком самостоятельно, подсказки ищутся в окружающей действительности.
  • Попыток успешного решения задания может быть несколько, и они растянуты во времени.
  • Проверка правильности решения делается самим ребенком на основании окружающей действительности.
  • К игре можно самостоятельно придумывать продолжение.
  • В играх почти нет правил.

Игра становится толчком в развитии способностей, если ребенок в нее вовлекается добровольно и на основе интереса.

Алгоритм вовлечения ребенка в игру

  • Полная добровольность.
  • Игры ребенку не объясняются, а привлекают в нее через сказку, подражание старшим.
  • Осваиваются игра совместно с взрослыми, далее ребенок занимается сам.
  • Взрослый постоянно ставит пред ребенком все усложняющиеся задачи. Исключаются подсказки.
  • При неудаче идет временный откат назад к более легкому заданию или игра приостанавливается.
  • При достижении максимальных достижений в игре, она откладывается.
  • При утрате интереса к игре, она временно откладывается. Ребенок должен к ней вернуться самостоятельно.
  • Выигрыш в игре поднимает ребенка на одну ступеньку в развитии, стимулирует дальнейшее познание.

У Никитиных разработано несколько типов игр: интеллектуальные, творческие и обыгрывающие.

Интеллектуальные игры направлены на развитие математического мышления, пространственного воображения, логики, способности к синтезу и анализу, подготовки к черчению, стереометрии и начертательной геометрии. Эти игры требуют дополнительных предметов и пособий.

Описание основных интеллектуальных игр Никитиных:

  • Сложи узор — от 1,5 лет, математическое мышление.
  • Сложи квадрат — с 9-10 мес., пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу.
  • Дроби — от 3 -5лет, математическое мышление.
  • Кубики для всех — с 3 лет, пространственное воображение, объемные фигуры (для  черчения, стереометрии, начертательной геометрии).
  • Уникуб — с 2-15 лет, пространственное воображение, внимание, четкость (для  черчения, стереометрии, начертательной геометрии).
  • Точечки — с 5 лет, математическое мышление, изучение двузначных чисел (на основании этой игры созданы математические таблицы Зайцева).
  • Рамки и вкладыши — от 10 мес., сенсорное развитие.

Творческие игры не требуют дополнительного оборудования, а используют подручные средства (Внимание — угадай-ка, Обезьянка, КБ САМ). (Конструкторское Бюро Самостоятельного Активного Мышления)

Обыгрывающие игры используют модели известных предметов для получения практических прикладных навыков (часы без начинки, модель градусника, рамки с узелками).

Рассматривание рисунков

Достижения и плюсы системы Никитиных

Исследования и опыт Никитиных — это источник идей по новой интегрированной педагогике: синтезу физического и интеллектуального развития, воспитания, социальной адаптации.

Б.П. Никитин «Интеллектуальные игры»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние развивающих игр Никитиных на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста Воспитатель: Александрова Е.В. 2018 год

Слайд 2

Никитиных называют классиками семейной педагогики.

Слайд 3

Система воспитания Никитиных Активное физическое развитие; Раннее развитие природных способностей; Создание условий для опережающего развития ребёнка ; Заинтересованность родителей.

Слайд 4

Основная цель Никитиных Р азвитие интеллекта, изобретательских и исследовательских способностей.

Слайд 5

Развивающие игры Никитиных Это наборы задач, которые решаются через различные предметы, Задачи даются через модели, рисунки, инструкции. Задачи ставятся от легких к сложным. Игры рассчитаны на разный возраст и вызывают многолетний интерес. Ступенчатое возрастание трудности заданий. Задания решаются ребенком самостоятельно. Попыток успешного решения задания может быть несколько и они растянуты во времени. Проверка правильности решения делается самим ребенком. К игре можно самостоятельно придумывать продолжение. В играх почти нет правил.

Слайд 6

Алгоритм вовлечения ребенка в игру Полная добровольность. Игры ребенку не объясняются. Осваиваются игра совместно с взрослыми, далее ребенок занимается сам. Взрослый постоянно ставит пред ребенком все усложняющиеся задачи. При неудаче идет временный откат назад к более легкому заданию или игра приостанавливается. При достижении максимальных достижений в игре, она откладывается. При утрате интереса к игре, она временно откладывается. Выигрыш в игре поднимает ребенка на одну ступеньку в развитии, стимулирует дальнейшее познание.

Слайд 7

Описание основных интеллектуальных игр Никитиных Сложи узор — от 1,5 лет, математическое мышление .

Слайд 8

Сложи квадрат — с 9-10 мес., пространственное воображение, логическое мышление, способность к анализу и синтезу.

Слайд 9

Дроби — от 3 -5лет, математическое мышление.

Слайд 10

Кубики для всех — с 3 лет, пространственное воображение, объемные фигуры

Слайд 11

Уникуб — с 2-15 лет, пространственное воображение, внимание, четкость

Слайд 12

Точечки — с 5 лет, математическое мышление, изучение двузначных чисел

Слайд 13

Рамки и вкладыши — от 10 мес., сенсорное развитие.

Слайд 14

Узоры для кубиков Никитиных («Сложи узор»)

Слайд 15

Достижения и плюсы системы Никитиных С интез физического и интеллектуального развития, воспитания, социальной адаптации.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развивающих игр на математическое развитие детей дошкольного возраста

Развивающим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В играх знания детей не только уточняются и расширяются, н...

Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Существует тонкий мостик между детством ишколой, между необходимостью и интересом – игра. Игра способнаразвивать личность, используя естественные познавательные способностиребенка, физиологическ...

Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста

Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста...

Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра - это огромное светлое окно,через которое в духовныймир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий. Игра - это...

Мастер-класс для родителей «Развивающие игры Б. П. Никитина с детьми младшего дошкольного возраста»

Подготовила: Дружинкина Лариса ВладимировнаЗанимаемая должность: воспитатель  Мастер-класс для родителейна тему: «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина с детьми младшего дошкольного во...

Мастер -класс для педагогов:«Использование развивающих игровых пособий Б.П.Никитина для детей старшего дошкольного возраста»

Цель технологии: Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина....