Влияние развивающих игр на математическое развитие детей дошкольного возраста
методическая разработка по математике

Мацапура Елена Владимировна

Развивающим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В играх знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrabotka.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние развивающих игр на математическое развитие

детей дошкольного возраста

      Развивающим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В играх знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, которая позволяет обучить ребенка математическим представлениям. Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представления о каждом числе живыми ассоциациями. Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания названий геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Идею симметрии не нужно формулировать, но нужно организовывать опыт ребенка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии. Это же касается отношения подобия в природе, линии, цвета. Развитие чувства пропорций и чувства ритма также имеет прямое отношение к математике. Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию. Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям; отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда маленькие дети будут учиться, не зная, что это математика. Знакомство с математикой дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть в природе.        

        Математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

      Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира». 

       Следовательно, совершенно необходимо развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Занятие «Геометрическая фигура треугольник»

Цель: Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник, развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур – круга, квадрата, треугольника; учить составлять фигуру из ее частей, т.е. учить создавать целостный зрительный образ формы предмета.

Задачи

  1. совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.
  2. развивать интерес к действиям с фигурами.
  3. ввести в активный словарь детей слово: треугольник, учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.
  4. развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур – круга, квадрата, треугольника.

Демонстрационный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разного размера и цвета.

Раздаточный материал: геометрические фигуры разного размера и цвета (круг, квадрат, треугольник) разного размера и цвета, для игры: планшеты, с одинаковыми углублениями и детали этой формы в специальной коробке, которые с одной стороны окрашены в один цвет, например, зеленый, а с другой имеют различные цвета

Основная часть.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на свои фигуры. Какие фигуры вы видите? Они одинаковые по цвету? А по размеру?

Дети сравнивают фигуры способом наложения.

Затем воспитатель по очереди показывает фигуры, а дети находят у себя такие же.

Игра «Чей коврик лучше?»

Эта игра развивает у малышей зрительное восприятие формы плоскостных фигур. Дети в этой игре учатся преодолевать характерное для них фрагментарное восприятие и создавать целостный зрительный образ. Игровой материал: планшеты, в центре которых имеются рельефные углубления определенной геометрической формы (квадрат, круг, треугольник); геометрические фигуры, которыми заполняется углубление на каждом планшете. Форма этих фигур соответствует форме углублений.

Воспитатель предлагает детям подобрать нужные части фигуры, уложить их в углубление планшета, таким образом, чтобы получилась целая фигура одного цвета. После того как дети справятся с этой задачей, детям можно предложить перевернуть детали фигуры на другую сторону, чтобы украсить коврик.

Итог занятия

Воспитатель задает вопросы, выясняет, что освоили дети на занятии, дополняет, обобщает ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие сказки – как средство обогащения художественно-эстетического, познавательного, математического развития детей дошкольного возраста

Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Развивающие сказки – как средство обогащения художественно-эстетического, познавательного, математического развития детей дошкольного возраста».Материал п...

Роль развивающих игр в математическом развитии детей дошкольного возраста

данный  материал будет  полезен  для  начинающих  свою  работу воспитателей детских  садов  и  родителей  воспитанников...

Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.

В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...

Консультация для педагогов: «ВЛИЯНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР НА МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Проблема использования дидактических игр в процессе формирования математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна. Актуальность данной проблемы обусла...

Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Существует тонкий мостик между детством ишколой, между необходимостью и интересом – игра. Игра способнаразвивать личность, используя естественные познавательные способностиребенка, физиологическ...

Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста

Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста...

Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра - это огромное светлое окно,через которое в духовныймир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий. Игра - это...