Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста.
статья
Существует тонкий мостик между детством и
школой, между необходимостью и интересом – игра. Игра способна
развивать личность, используя естественные познавательные способности
ребенка, физиологические и психологические аспекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_razvivayushchih_igr_na_poznavatelnoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Дети, игра, детство – чаще всего эти слова вызывают ассоциации с детьми
дошкольного возраста и, конечно же, с детским садом. Сегодня на
дошкольные учреждения возлагают огромные надежды, как государство, так
и родители, заботящиеся о будущем своих детей. Одна из важных задач
дошкольного учреждения - развитие активной, интеллектуально - развитой,
творческой личности. Для достижения данной цели используются
эффективные технологии развития воображения, грамотности и других
базовых способностей детей. Существует тонкий мостик между детством и
школой, между необходимостью и интересом – игра. Игра способна
развивать личность, используя естественные познавательные способности
ребенка, физиологические и психологические аспекты. В последнее время
наблюдается тенденция к снижению уровня познавательного развития, что
приводит к возникновению таких проблем как: слабо развиты память,
внимание, логика, мышление, речь. У вновь поступающих в детский сад
детей отсутствуют навыки самообслуживания и самостоятельности в целом.
Дети стали равнодушными к познанию и изучению нового для них мира,
увлекаясь практически с младенчества гаджетами, компьютерами и
телевидением. Но все же дети во все времена остаются детьми и при
грамотно простроенном образовательном процессе их достаточно легко
вернуть в беззаботное легкое состояние открытости, увлеченности и детской
уникальной одаренности, которая присуща каждому ребенку с рождения.
Самое главное не стоит забывать, что ведущей деятельностью ребенка
дошкольника является игра именно на ней и должен строится весь
дошкольный цикл взросления.
Учитывая все вышеперечисленные проблемы, в своей деятельности особое
внимание уделяем развивающим играм. Надо отметить, что развивающая
игра — это уникальный инструмент, помогающий детям проявлять
познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширяющий
и активизирующий собственные познавательные интересы и потребности,
развивающий умение детей владеть разными способами безопасного
поведения в современной информационной среде, развивающий
интегративные качества ребенка, социализирует, воспитывает. Возможность
обучать маленьких детей посредством активной интересной для них
деятельности — отличительная особенность развивающих игр.
Для плодотворной работы в группе были созданы развивающие центры:
речевой, математический, исследовательский. В речевом центре находится
подборка различных игр, способствующих развитию речи детей, таких как:
«Чей малыш?», «Загадай загадку по картинке», «Угадай и расскажи», «Чей
дом?», «Угадай сказку по контуру», «Половинки», «Чья буква?», «Посмотри,
разложи, расскажи», «Собери сказку», «Где спрятался звук?» и так далее. В
математическом центре находиться подборка дидактических и настольно
печатных развивающих игр предназначенных для развития математических
представлений таких как: «Цифровое лото», «Схемы графических
изображений», «Найди по цвету», «Кто быстрее?», «Шашки», «Лабиринты»,
«Бродилки», «Цветовое лото», «Сделай такую же фигуру», «Что снаружи,
что внутри?» и так далее. В исследовательском центре находиться подборка
развивающих игр для всестороннего развития личности ребенка, его
ценностных представлений об окружающем мире, кругозоре, интеллекта,
личностных качеств таких как: «Ассоциации», «Что кому?», «Мнемография»,
«Что из чего?», «Что хорошо, что плохо?», «Что перепутал художник?»,
«Времена года», «Где я это видел?», «Найди по контуру», «Что к чему?» и
так далее. Игры, находящиеся в развивающих центрах, меняются с учетом
возрастных особенностей и конечно же доступны детям. Новые игры
вводятся постепенно, обязательно проигрывая каждую игру с детьми и
учитывая структуру образующую основные компоненты, к которым
относятся: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия,
дидактический материал и результат и дополнительные компоненты к
которым относятся роль и сюжет. Обязательно включаем в проведение
развивающих игр: ознакомление детей с содержанием игры, использование в
ней дидактического материала; объяснение хода и правил игры; показа
игровых действий; определение роли взрослого в игре (игрок, болельщик,
арбитр – направляющий действия играющих своим советом, напоминанием,
вопросом); подведение итогов игры.
Помимо настольно-печатных, дидактических, предметных игр, находящихся
в развивающих центрах, собраны картотеки словесных игр, разной
направленности, которые можно использовать при формировании культурногигиенических навыков, навыков культурного поведения, а также на решение
задач различных образовательных областей. Например, словесная игра «Что
внутри?», помогает детям непросто знакомиться с окружающими их
предметами, но и исследовать содержимое этих предметов. Игра «Скажи
правильно» развивает умение детей внимательно слушать, анализировать и
исправлять свои и чужие ошибки. Игра «Так бывает или нет» формирует
умение отличать реальность от вымысла, закрепляя представления об
окружающем мире. Игра «Этот человечек» развивает у наших дошкольников
наблюдательность, речь, умение в точности описывать внешность свою и
другого ребенка, при этом обращая внимание на цвет, материал, опрятность,
красоту одежды и всего внешнего вида в целом. Игра «Что с начала, что
потом?» помогает закрепить у детей правильную последовательность
выполнения различных действий (одевания, умывания, приготовления пищи,
поведения в различных ситуациях, и так далее).
Используя развивающие игры для развития познавательных способностей,
анализируя развивающие игры, у педагога появляется возможность выявить:
индивидуальные способности в поведении и характере детей; эффективность
игры для использования детьми в
самостоятельной игровой деятельности и правильности в организации
индивидуальной работы с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к организации предметно - развивающей среды для познавательного развития детей дошкольного возраста
Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и п...
Влияние развивающих игр на интеллектуальные способности детей дошкольного возраста.
Зачетная работа по теме: Влияние развивающих игр на интеллектуальные способности детей дошкольного возраста....
Влияние экспериментирования на познавательное развитие детей дошкольного возраста.
В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах....
Влияние экспериментирования на познавательное развитие детей дошкольного возраста.
В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах....
Влияние развивающих игр на математическое развитие детей дошкольного возраста
Развивающим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В играх знания детей не только уточняются и расширяются, н...
Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста
Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста...
Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра - это огромное светлое окно,через которое в духовныймир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий. Игра - это...