Тренинг для педагогов: Виды и роль эмоций в жизни человека
учебно-методический материал на тему
Цель тренинга:
Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.
Задачи:
- создание комфортного психологического климата;
- проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности педагога;
- развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
- тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_i_rol_emotsiy_v_zhizni_cheloveka.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов:
Виды и роль эмоций в жизни человека
педагог-психолог Ольховик А.В.
Цель тренинга:
Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.
Задачи:
- создание комфортного психологического климата;
- проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности педагога;
- развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
- тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.
Материалы и оборудование:
2 листа ватмана (на 2 команды), фломастеры, маркеры, листы А-3, мольберт, ноутбук, проектор, доска.
Ход тренинга
1 упражнение « Приветствие».
Здравствуйте! Мы рады Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы поделитесь с каким настроением вы пришли.
Для того чтобы немного размяться после рабочего дня, предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами».
Хлопните в ладоши те, кто сегодня в платье и юбке, топните те, у кого карие глаза; встаньте те, у кого есть сын; пощелкайте пальцами те, у кого есть дочь. Улыбнитесь те, у кого сегодня хорошее настроение.
Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаем соблюдать некоторые правила:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Быть активными.
Сегодня мы поговорим с вами про эмоции. Эмоции это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная «глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.
Хотим показать фильм, в котором наглядно показывается важность эмоций с самого раннего детства (Чувствительность детей к эмоциям).
2 Упражнение « Ассоциации».
Для начала выясним, какие вы знаете основные эмоции. Запишем их на большом листе (участники предлагают названия эмоций педагог – психолог записывает их в столбик).
1 радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)
2 злость (ярость, бешенство, негодование)
3 страх (боязнь, испуг, ужас, паника)
4 удивление (изумление, интерес)
5 грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)
6 спокойствие (умиротворение)
Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте записать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями. Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.
3 упражнение «Интонация».
Знаете ли вы, что произнеся слово «здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Десяти из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» так, чтобы мы поняли и отгадали, с каким настроением вы произносите его.
С пренебрежением С улыбкой С недовольством С отвращением С интересом (Удивлением) | Со злостью С сарказмом С ужасом Со скукой С любовью |
Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции.
4 Упражнение «Произнесите текст».
Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).
«Зайку бросила хозяйка»
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.
5 упражнение «Взгляд».
Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?
Взгляд — один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз.
Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние. Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.
Десяти из вас розданы названия взгляда, попробуйте показать взгляд так, чтобы мы поняли и отгадали. Продемонстрируйте ваш взгляд на нас:
- с укоризной,
- с настойчивым запретом,
- с безмерным удивлением,
- с гневом,
- Со спокойствием,
- С признанием,
- Со страхом,
- С изумлением,
- С сожалением,
- с ожиданием дальнейших действий.
Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.
6 упражнение «Мимика лица».
Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми.
Посмотрите следующий фильм с фотографиями эмоций и подумайте, какое их эмоциональное состояние каждая фотография выражает (Эмоции SNKA).
7 упражнение «Заколдованный человек».
Для того чтобы закрепить услышанное сегодня, мы попробуем изобразить слово «счастье» на бумаге. Вам нужно разделиться на две команды. Все необходимое у вас в корзинке, главное правило не использовать речь. Договориться можно жестами и мимикой.
Подведение итогов. Рефлексия. Просмотр фильма, где показаны все эмоции (Страшные аттракционы).
Приложение
Упражнение «Интонация».
«Здравствуйте» С пренебрежением | «Здравствуйте» С улыбкой |
«Здравствуйте» С отвращением | «Здравствуйте» С ужасом |
«Здравствуйте» С недовольством | «Здравствуйте» С интересом (Удивлением) |
«Здравствуйте» С сарказмом | «Здравствуйте» Со скукой |
«Здравствуйте» Со злостью | «Здравствуйте» С любовью |
Упражнение «Взгляд»
Взгляд С укоризной | Взгляд Со спокойствием |
Взгляд С настойчивым запретом | Взгляд С признанием |
Взгляд С безмерным удивлением | Взгляд Со страхом |
Взгляд С гневом | Взгляд С изумлением |
Взгляд С ожиданием дальнейших действий. | Взгляд С сожалением |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чувства и эмоции в жизни человека
Чувства и эмоции Понятие о чувствах, эмоциях и их ...
Роль зрения в жизни человека. Как видят животные
Конспект занятия...
Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ. Тема:«Позитив эмоций – основа здоровья педагога».
Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том,...
Семинар-практикум для педагогов детского сада «Виды и роль эмоций в жизни человека»
Цель: актуализировать понятия «эмоции», «виды эмоций», «эмоциональный интеллект», обсудить роль эмоций в жизни человека, способствовать овладению педагогами некоторыми приемами управления с...
Презентация "Эмоции в жизни человека"
Базовые эмоции по Полу Экману. Сценарные реакции на гнев: подавление, неконтролируемый выплеск, работа с гневом. Конструктивные способы работы с гневом. Рациональные и иррациональные страхи. Что мешае...
Конспект занятия в старшей группе «Кто как видит. Роль зрения в жизни человека»
На занятиии дети вместе с педагогом узнают об особенностях зрения животных и птиц, а так же уточняют представления о роли зрения в жизни человека....
Технологическая карта "Роль эмоций в жизни человека"
Роль эмоций в жизни человека....