Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ. Тема:«Позитив эмоций – основа здоровья педагога».
материал по теме
Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей, которые находятся под его ответственностью. Особенно это значимо в условиях дошкольного образования, где ответственность за жизнь и здоровье детей крайне высока. Большая часть рабочего дня педагога дошкольного образования протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога. Но профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. В этом помогут мероприятия, одно из которых которое предлагаю вашему вниманию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ.
«Позитив эмоций – основа здоровья педагога».
Цель: повышение эмоционального состояния.
Задачи:
- повысить коммуникативные навыки педагогов;
- формирование благоприятного психологического климата;
- познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия;
- повысить настрой на удачу, счастье и успех;
- развивать уверенность в себе, устойчивость к стрессам, умение раскрывать свой творческий потенциал.
Материалы: аудиозапись ответов детей на вопросы; карточки с заданиями для упражнения «Выразительная речь»; памятка « Правила поведения в общении» на каждого участника занятия; разноцветные сердечки для упражнения «Раскрасим сердце» и ручки по числу участников; музыка для релаксации.
Ход занятия:
I. Организационная часть.
Психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги! Нас объединяет любовь к детям, беспокойство за них, трудности, с которыми мы сталкиваемся в процессе работы. Но огромная ответственность, жизненные ситуации, часто нарушают наше драгоценное здоровье, поэтому мы сегодня попробуем научиться за короткое время расслабиться и подресурситься . Сейчас проверим ваше эмоциональное состояние. (Закрывают глаза и представляют десятибалльную шкалу, на которой ставят отметку актуального состояния).
Ознакомление участников с условиями игры, методикой проведения.
II. Основная часть.
1.Приветствие: Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов нашей профессией. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом:
Пусть поздороваются те:
-кто в хорошем настроении;
-кто еще не до конца проснулся;
- кому сегодня грустно;
- кто любит рисовать;
-кто любит петь и танцевать;
- кто хочет в отпуск;
-кто еще не поздоровался.
2. Игра «Составь портрет» (Наиболее значимые качества воспитателя).
(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т.д.)
3. Аудиозапись ответов детей на вопросы:
Психолог: Какие качества больше всего ценят в вас ваши воспитанники, вы узнаете, прослушав магнитофонную запись ответов детей на следующие вопросы:
- Какой бы ты хотел видеть свою воспитательницу?
- За что вы любите свою воспитательницу?
4. Игра-задание «Выразительная речь».
Психолог: Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.
1-й команде: Произнесите фразу «Иди сюда»
- громко
- возмущенно
- радостно
- таинственно
2-й команде: Скажите «Молодец»
- тихо
- громко, ласково
- удивленно
- радостно
Психолог: В этом зале собрались люди, которых объединяет одно – беззаветная преданность и любовь к детям. Для вас дети ближе, чем взрослые, вы ощущаете беззащитность ребёнка независимо от его возраста. Каждый день, отправляясь на работу, в путь познания детской искренней души, путь, полный неожиданностей, вы ставите перед собой задачу – постараться открыть самое чудесное в этом маленьком хрустальном человечке, услышать мелодию сердца ребёнка, сделать его счастливым. А для этого вы сами должны уметь быть счастливым. Счастье редко даётся человеку “большим куском”. В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и окружающих, в том числе и в детях, которые вас часто огорчают.
Антисоветы психолога педагогу.
1.Не обращай внимание на детей. Их много-ты один!
2.Учение детей-дело рук самих детей. Не мешай ребенку учиться!
3.Если кто-то падает-подтолкни его, и процесс ускорится.
4. Если тебе плохо, то с какой стати кому-нибудь должно быть хорошо?
Сладкое воспоминание.
Провоцируйте конфликты.
Пусть они трясут весь садик.
А потом-коль доживете
Вы до пенсии своей-
Будет Вам, что в жизни вспомнить
Лежа на больничной койке,
И решать, что эти годы
Были прожиты не зря.
Психолог: Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”? (ответы педагогов)
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки.
В области Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным
В области Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
В области Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Этому феномену чаще подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Мы наблюдали ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми. При «выгорании» происходит психоэнергетическая «опустошенность» человека.
Профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряжённостью. Учитель или воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за жизнь и развитие другого человека – ученика, воспитанника. Мы должны уметь регулировать свои эмоции. В этом вам поможет комплекс упражнений.
Комплекс упражнений: “Как улучшить самочувствие за три минуты”.
- Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задерите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
- Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, улыбнитесь, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела.
- Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Сосредоточьтесь на каждом отдельном предмете, этим вы отвлечетесь от стрессового напряжения.
- Покиньте помещение, выйдите на улицу.
- Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперёд и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего поднимайте голову.
- Займитесь какой-нибудь деятельностью (побегайте, попойте, покричите).
- Включите успокаивающую музыку, ту которую вы любите.
- Выпятите грудь колесом.
- Потянитесь. Растягивание мышц в определённой степени уменьшает ощущение стрессового “нажима”.
- Чаще смотрите в зеркало и говорите себе “Я тебя люблю!”
III. Заключительная часть.
1.Упражнение “Раскрасим сердце”.
Инструкция: Педагог – это, прежде всего сердечный человек. У него доброе сердце. Тепло и любовь к другим исходит из сердца. Положите руку на сердце. Послушайте, как бьётся ваше сердце… Оно полно жизни, добра, любви…Посмотрите, вы видите одно большое сердце, сердце педагога, в котором каждому из вас есть место. Давайте “раскрасим” его цветами любви, нежности, добра, ласки. У вас на столах лежат сердечки разных цветов. Возьмите сердечко того цвета, который выражает цвет вашего настроения от нашей сегодняшней встречи, чувство удовлетворения или нет.
А когда вы определились с цветом, нам бы очень хотелось, чтобы вы написали своё мнение, мысли, пожелания, замечания, которые мы постараемся учесть в нашей дальнейшей работе.
Анализ выполненного упражнения.
2. Упражнение «Реклама».
Психолог: И в подтверждение, что наша профессия, одна из самых важных, лучших, востребованных - прошу каждую команду в течение минуты придумать слоган или девиз (буквально одну-две фразы), чтобы похвалить профессию, себя, команду в которой вы участвуете.
Психолог: Спасибо всем за активное участие в тренинге! Любите и цените себя, свой труд, свою жизнь! Верьте в себя, свои силы и возможности! В заключении мне хотелось бы вам раздать памятку под названием «Правила поведения в общении» (Приложение 1).
Приложение 1.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ
Старайтесь:
1. Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней.
2. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
3. Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
4. Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
5. Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
6. Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
7. Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
8. Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие — основа вашего здоровья.
9. Всюду навести порядок и уют. Создать оазис доброты, любви и красоты — в душе, в семье, в работе. Прививайте это детям.
10. Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
1. "Терпение — дар Неба". Обладающий терпением, не унизится до раздражения.
2. Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
3. Великая миссия женщины — нести в мир любовь, красоту и гармонию.
4. Коллектив — это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
5. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
6. Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
7. Не скупитесь на похвалу.
8. Не создавайте конфликтных ситуаций.
9. Следите за внешностью и поведением.
10. Ваше отношение к работе, людям, предметам — образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
1. Любить ребенка таким, каков он есть.
2. Уважать в каждом ребенке личность.
3. Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
4. Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
5. Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
6. Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
7. Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается:
1. Кричать и наказывать детей.
2. Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
3. Приходить к детям с плохим настроением.
4. Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
5. Оставлять детей одних.
6. Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
7. Оставлять детей одних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ
Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сохраним своё душевное здоровье»...
Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Счастливый педагог - здоровый педагог".
Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния....
КОНСПЕКТ занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Эмоции и чувства»
Цель: создание условий для охраны психологического здоровья педагогических работников.Задачи:- мотивировать педагогов на изучение собственного эмоционального мира;- познакомить с понятиями ...
занятия с педагогами "Позитив эмоций-основа здоровья педагога"
Мастер-класс для педагоговТема: «Позитив эмоций - основа здоровья педагога» Цель: формирование позитивного мышления.Задачи:-формирование оптимистического настроения к жизни;- обучение...
занятия с педагогами "Позитив эмоций-основа здоровья педагога"
Мастер-класс для педагоговТема: «Позитив эмоций - основа здоровья педагога» Цель: формирование позитивного мышления.Задачи:-формирование оптимистического настроения к жизни;- обучение...
Психологическое занятие с элементами тренинга на тему: «Здоровый педагог – здоровые дети»
Психологическое занятиес элементами тренинга на тему: «Здоровый педагог – здоровые дети» Вступление Настройка аудитории на воспри...
презентация на тему: «Позитив эмоций-основа здоровья педагогов
презентация на тему: «Позитив эмоций-основа здоровья педагогов...