Подросток в трудной жизненной ситуации: признаки и способы помощи
методическая разработка по теме
Очень часто подростковые проблемы никому не интересны, кроме самих подростков. Родители заняты работой или собой, друзей или нет, или не хочется посвящать в самое сокровенное. И остаются подростки со своими заботами одни. Часто проблемы подростков кажутся взрослым надуманными, и это создает опасную ситуацию неоказания своевременной помощи. Хотя достаточно небольшого совета или вообще просто внимательно выслушать подростков, и проблемы разрешаются сами собой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_sedina_t.n.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Ивнянского района Белгородской области
Подросток в трудной жизненной ситуации:
признаки и способы помощи
Подготовила
социальный педагог
отделения социальной реабилитации
Съедина Т.Н.
2018г.
«Человек – это тот, кто постоянно решает проблему жизни»
Эрих Фромм
Слайд 2
Очень часто подростковые проблемы никому не интересны, кроме самих подростков. Родители заняты работой или собой, друзей или нет, или не хочется посвящать в самое сокровенное. И остаются подростки со своими заботами одни. Часто проблемы подростков кажутся взрослым надуманными, и это создает опасную ситуацию неоказания своевременной помощи. Хотя достаточно небольшого совета или вообще просто внимательно выслушать подростков, и проблемы разрешаются сами собой.
Слайд 3
Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и неизбежно, в силу отсутствия опыта, встречается с трудными ситуациями, которые ему непонятны и незнакомы. Применение собственных способностей и возможностей в таком случае может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. И любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности.
Слайд 4
Однако, из трудных жизненных ситуаций все выходят по-разному. Одни получают психологические травмы и становятся дезадаптантами: болеют, замыкаются в себе, ведут себя агрессивно, приобщаются к алкоголю, наркотикам или уходят в депрессию. Другие же, наоборот, преодолев трудности, не только сохраняют психическое и психологическое здоровье, но и личностно растут, расширяя свои адаптационные возможности.
Слайд 5
В сложных жизненных ситуациях чаще оказываются неблагополучные, многодетные, неполные, малообеспеченные семьи, безработные, инвалиды. У ребенка из такой семьи часто бывает низкая самооценка, он плохо функционирует в обществе. Это может негативно повлиять на будущую жизнь ребенка.
Семья, которая озабочена только своими проблемами, теряет контроль над ребенком.
Слайд 6
Вот примеры таких ситуаций, с которыми мы столкнулись в нашем Центре:
- У ребенка нет родителей, ему самому нужно заботиться о себе (Даниил Ш., 17 лет).
- Родители есть (или кто-то один из родителей), но они плохо следят за своим ребенком, не кормят его, не интересуются, возвращается ли он домой ночевать, ходит ли в школу, или, наоборот, запирают его дома одного на несколько дней, не лечат, если он болен, не покупают ему необходимую одежду и т. д.
- Мама (или папа) хотела бы заботиться о своем ребенке, но не может нормально это делать из-за болезни или, работы за пределами села (поселка), области. В результате ребенок может оставаться голодным, без лечения, не ходить в школу.
- У ребенка не остается времени на посещение школы, отдых или подготовку уроков (постоянный присмотр за младшими детьми).
А также это могут быть ситуации:
- Родители жестоко обращаются со своим ребенком, избивают его, в отношении его применяется сексуальное насилие.
- Родители приучают ребенка употреблять алкогольные напитки, принимать наркотики, заставляют его воровать или попрошайничать на улице, в нашем опыте работе таких случаев не было.
Слайд 7
Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию, можно отследить по внешнему виду, изменению поведения, эмоционального состояния, общения со сверстниками и взрослыми.
Это сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности; постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти; внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность и другие.
Слайд 8
К числу часто называемых подростками трудных ситуаций относятся:
- конфликты со сверстниками (ссоры, драки, изолированность в группе сверстников);
- конфликты с взрослыми (их основная причина – непослушание ребенка, нарушение им установленных правил, после чего следуют воспитательные санкции со стороны родителей или других взрослых, не всегда справедливые с точки зрения детей);
- случаи неуспехов какой-либо деятельности (когда у ребенка что-то не получается, не выходит);
- ситуация физической травмы или опасности ее получения (падения, переломы, ушибы).
Слайд 9
Способы помощи:
Каждая из ситуаций может стать для ребенка серьезной проблемой, о чем окружающие порой могут и не подозревать. Поэтому очень важно, чтобы дети умели адекватно относиться к таким неизбежным трудностям, учились конструктивно, а значит – без ущерба для своего здоровья, справляться с этими ситуациями. Некоторые
правила общения взрослых с подростками, у которых возникли проблемы вы видите на экране.
Слайд 10
В случае необходимости подросток, попавший в трудную жизненную ситуацию может обратиться за помощью к специалистам по «телефону доверия»; воспользоваться помощью профессиональных психологов, специалистов служб, работающих с несовершеннолетними;
Упражнения, используемые в работе педагогов, формируют и развивают позитивный «Я-образ» подростка; систему убеждений, свойственных уверенной личности. Отрабатывают навыки уверенного поведения, управления собой и взаимодействия с другими.
Посредством данных упражнений осмысливаются возможности саморегуляции подростком собственной картины мира с позиций поисковой активности.
Основная цель предлагаемых упражнений - научить подростков справляться с жизненными трудностями.
Слайд 11
Предлагаемые упражнения направлены на активизацию самоанализа и на получение подростком «обратной связи», т.е. мнений и оценок других людей в психологически безопасной обстановке.
Слайд 12
В результате выполнения подростком системы упражнений должны выработаться чувство уважения к себе и другим людям, адекватная (не завышенная и не заниженная) самооценка, а также создадутся предпосылки для поисковой активности и совладающего поведения в трудных ситуациях.
Слайд 13
Для этого все занятия с педагогом должны протекать в исключительно доброжелательной атмосфере.
Слайд 14
А, сейчас, Вашему вниманию предлагается несколько упражнений для работы с подростком.
Слайд 15 Спасибо за внимание!
Упражнение 1. ПРИМЕР НАЧАЛА ЗАНЯТИЙ
«Закройте глаза...
Теперь возьмите правой рукой руку соседа...
Подержите ее в своей. Старайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас,
Все еще не раскрывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей справа и слева. Постарайтесь определить, какая ладонь теплее, какая — холоднее.
С закрытыми глазами разомкните руки и сосредоточьтесь на своем дыхании, ощутите, двигается грудная клетка при каждом вдохе и выдохе. Попробуйте сосчитать каждый выдох и на пятый — откройте глаза...»
Упражнение 2. «ЗДРАВСТВУЙТЕ»
Я рада приветствовать Вас. Мне приятно видеть Ваши сияющие глаза и радостные улыбки.
Я попрошу вас обратиться к соседу по левую сторону, с чувством радости от встречи проговаривая: «Здравствуйте...», выражая свое отношение к нему и голосом, и жестом, и улыбкой.
Упражнение 3. ПРИВЕТСТВИЕ БЕЗ СЛОВ
Сейчас мы попробуем поприветствовать как можно большее количество членов группы, но без слов, используя лишь возможности нашего
тела, взгляда, мимики и жестикуляции. Можно приветствовать одного участника несколько раз. Постарайтесь попробовать как можно больше разных возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке.
Упражнение4. АССОЦИАЦИИ
(Упражнение может быть использовано также для тренировки памяти)
Давайте познакомимся! Вспомните личностное качество, начинающееся на ту же букву, что и ваше имя, например: «Татьяна —талантливая». Каждый из вас произносит свое имя и качество и повторяет все то, что говорили до него.
Упражнение 5. Встаньте с места
Ведущий «выкидывает» на руках какое-либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.
Упражнение тренирует решительность, умение интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развивать гибкость реакции на меняющиеся обстоятельства, а также внимательность.
Упражнение 6. Жонглеры
Участники стоят в кругу, им дается одновременно 3-5 мячиков (можно воспользоваться и комками из смятых бумажных листов).
Задача — одновременно перебрасывать все эти мячики таким образом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удастся продержаться таким образом. Интересно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержится дольше.
Это упражнение развивает умение адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорость реакции, ловкости. Развивает физическую разминку, активизацию участников.
Упражнение 7. Бег с карандашом
Теперь нам необходимо разбиваться на пары. Каждой паре даю карандаш. Пары встают около одной из стен помещения и поднимают каждая свой карандаш, зажав его между указательными пальцами правых рук партнеров. По команде начинают движение до противоположной стены помещения, а потом назад, продолжая зажимать карандаш между пальцами. Кто роняет его, выбывает из игры. Побеждает пара, преодолевшая дистанцию быстрее всего. Можно модифицировать упражнение: зажимать одновременно два карандаша (один между указательными пальцами правой, а второй — левой руки), бегать по сложным траекториям, в тройках, организовать эстафету.
Упражнение учит координировать свои действия, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями.
Развивает гибкую реакцию на меняющуюся обстановку, решительность. Также является физической разминкой, активизирует группу, снимает напряженность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система сопровождения семей, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию
С чего начинается работа воспитателя с семьями в детском саду?Работа начинается со сбора данных о родителях воспитанников и составления социального паспорта группы. Для этого ему требуется информацион...
Статья: "Творческое развитие несовершеннолетних,оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Творческое развитие несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации....
Пятишаговая программа "Помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию"
Материалы программы предназначены не только для дошкольников, но и детей школьного возраста. В программе освещаются пошаговые действия помощи детям оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации....
Воспитание этических навыков у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Многие видели по телевизору передачу, в которой воспитатель, директор детдома, избивал подростка. Воспитатель имеет звание заслуженного. Бывшие воспитанники стояли за директора и осуждали избитого под...
Сказкотерапия как метод помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации
В статье описан опыт работы педагога-психолога с семьями находящимися в трудной жизненной ситуации, оказания им помощи, используя метод сказкотерапии...
Оказание психологической помощи родителям, находящимся в трудной жизненной ситуации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
Оказание психологической помощи родителям, находящимся в трудной жизненной ситуации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции...
Методическая разработка Алгоритм помощи детям, их родителям и педагогам в трудной жизненной ситуации.
Данная разработка рекомендуется для помощи учителям, социальным педагогам, психологам. Цель: — обеспечение социально...