"Ребенок в мире природы"
статья (старшая группа)
Опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal.docx | 698.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Катькова Лариса Анатольевна,
МБДОУ д/с № 7 «Аленушка»,
воспитатель
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«РЕБЕНОК В МИРЕ ПРИРОДЫ»
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
И. Трофимова
Природа - естественная среда обитания человека. Она украшает нашу жизнь, доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушает пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем степей и полей, зеркальной гладью рек и величественной громадой гор!
Но отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу усилилось в эпоху индустриального общества. Экологические проблемы с той поры стали носить глобальный характер и затрагивают все человечество. С каждым днем вопрос охраны природы и экологического воспитания приобретает особую остроту и является одной из основных наших обязанностей.
Согласно положениям Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования законов об охране природы, личным трудом приумножать природные богатства.
Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Ведь детство – это наше ближайшее и отдаленное будущее.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, здесь в природе, вечный источник детского разума. И прежде, чем ребенок развернет книгу и прочтет по слогам первое слово, он ознакомится с «книгой природы». (В.А. Сухомлинского)
Раскрыть перед детьми красоту природы и научить видеть её дело сложное. И мы ни на минуту не должны забывать о том, что дети очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях окружающих людей. Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору и т. д. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.
Поэтому, главной целью моей работы по экологическому воспитанию считаю воспитание потребности в непосредственном участии каждого ребенка в экологической деятельности, в необходимости заложить основу формирования личности с новым образом мышления, и типом поведения в окружающей среде – экологическим.
Работу в данном направлении вела через вовлечение детей в различные виды деятельности, такие как:
- участие детей в целевых прогулках, в совместном труде на участке детского сада в разное время года;
- обсуждение правил бережного и безопасного поведения в природе;
- развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о природе;
- придумывание сказок и историй о животных, растениях, птицах, человеке.
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.
- участие с родителями и воспитателями в природоохранных акциях.
- участие в проектной деятельности.
Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным.
В своей работе с детьми я использовала различные типы наблюдений: одноразовые; многоразовые.
Особым типом оказались многоразовые наблюдения за изменением состояния одного и того же объекта в процессе роста и развития. Такое «погружение» ребенка в природный объект дает ему возможность видеть его в разных ракурсах, осмыслить его причинно-следственные зависимости.
Это такие наблюдения как: за растениями, растущими на окне, в огороде, на участке. Они помогают детям проследить особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Обязательно включала в циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать красоту растений (если оно здорово и хорошо развивается) и как меняется растение в неблагоприятных условиях.
На прогулках дети знакомились с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).
Большей частью именно на прогулках организовываем игры с природными материалами (песком, водой, снегом и т. д.) дети знакомились с их свойствами.
Также использовали разнообразные игровые упражнения « Найди по описанию», «Что, где растёт», «Вершки - корешки», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов), «Кто где живет» (экосистемы), «Узнай и назови», «Загадки о животных» , «Раз, два, три к ……. беги» на узнавание деревьев, кустарников, цветов.
Экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
А так как мы живем в сельской местности, то имеем возможность знакомить детей с различными видами растений нашего края, ежедневно видеть красоту белоствольной березки и слышать шелест ее листвы, любоваться цветущей весной рябиной и ее красными ягодками осенью и зимой, наслаждаться медовым запахом липы...
Ребята с удовольствием наблюдают за тем как растут и развиваются клены, кусты сирени, посаженные их руками.
Ознакомление детей с природой не ограничивается пассивным созерцанием ее явлений. Всюду, где это возможно, организовывала практическую деятельность детей. Например, во время наблюдения в цветнике, дети брали с собой коробочки для сбора семян. Это очень увлекательное занятие, оно помогает воспитать интерес к растениям, трудолюбие, терпение. Дети собирали листья и семена деревьев, которые в дальнейшем использовали при изготовлении поделок из природного материала.
Прогулки и экскурсии в природу дают детям не только ни с чем не сравнимые, живые и яркие впечатления о красоте природы, но и о безобразиях творящихся вокруг.
Так, однажды во время экскурсии ребята обратили внимание на проезжающую мимо машину и дым из ее выхлопной трубы. При обсуждении возник вопрос, о безвредности выхлопных газов для нас и для окружающей природы. Для более детального изучения был разработан проект «Воздушный океан».
В ходе этого проекта ребята узнали не только о свойствах воздуха, но и о том, что только чистый воздух полезен для здоровья. Что в нашей жизни загрязняет воздух (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…). Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль). А так же о том, что за чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.
В продуктивной деятельности дети с удовольствием придумывали, изображали, и конструировали экологически транспорт будущего. Это был их вклад в улучшение природного окружения пусть даже в игровой форме.
Затем были разработаны и реализованы еще ряд проектов:
«Природа родного края», который представлен тремя взаимосвязанными тематическими блоками:
1. «Растения родного края» - познакомить детей с разнообразием растительного мира Донского края.
2. «Животный мир Донского края» - расширять знания детей о диких и домашних животных, показать взаимосвязь живого со средой своего обитания.
4. «Наша Земля – наш общий дом» - формировать понятие о себе как жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого, учить беречь и защищать природу, познакомить с Красной книгой.
Во время реализации данного проекта в группе была оформлена предметно – развивающая зона, которая была разделена на два мини – центра: «Растения Донского края», «Животный мир Донского края». Для оформления этих зон (коллаж) мною были использованы фотографии, иллюстрации, карта Ростовской области. Оформили альбом «Красная книга Донского края». Собрали гербарий – «Деревья нашего села».
Краткосрочный проект «Зимняя столовая»
Цель проекта: развивать у детей представление о зимующих птицах; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой; приучать их ответственно относиться к серьезному делу – подкормке птиц. К проекту привлекли родителей, они изготовили разные виды кормушек и развесили их на территории детского сада.
Проект: «Царица - водица».
Цель: Расширить представление о воде, о её свойствах, уточнить ее значение для всего живого на земле; дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Проект: «Наш огород»
Цель: Наблюдение за ростом семян, и результатом продукта.
Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам, использую интернет ресурсы, видеофильмы, художественную литературу. Рассказывая о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание гордости за свой родной край.
Совместно с родителями принимали участие в природоохранительных акциях, социально значимых мероприятиях, которые проводились в дошкольном учреждении.
Например: « День воды», «День Земли». "Зеленая елочка - живая иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. «Укрась свой двор цветами».
Совместно с музыкальным руководителем мы разрабатывали сценарии праздников и развлечений для детей. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько вовлечение детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Во время празднования «Дня Воды» мы с детьми подготовили и показали для всех детей театрализованное представление на тему защиты рек от мусора.
Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений в работе. Однако опыт показал - не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дети оказывают не меньшее влияние на родителей. Зачастую интерес родителей к экологическим знаниям детей возникает в результате их эмоциональных рассказов о том, чем они занимаются на занятиях, какие опыты проводят, показе своих творческих работ и т. д. Активно привлекала родителей для оказания помощи в организации экскурсий, проведению конкурсов «Чудо - дерево» ( изготовление дерева из бросового материала), «Кормушка для птиц», к организации выставки «Осенняя фантазия», где были представлены работы с использованием природного материала.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Считаю, что каждое наблюдение, каждая моя беседа с детьми на прогулке, на занятии прививает детям любовь и бережное отношение к природе.
Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.
Уже вышли в широкий мир мои выпускники, и я уверена, что зерна доброты, посеянные в их душах, не погибнут. Дети будут сажать деревья, разводить и ухаживать за цветами, радоваться красивой бабочке, звонким голосам птиц, оберегать и любить все, что просит помощи.
Пусть и дальше наполняются их сердечки лаской и добром, щедростью и человечностью. Пусть никогда не жалуется на них искренняя и богатая матушка - природа.
И вот опять у меня малыши и я буду стараться привить им любовь и бережное отношение к природе, формировать у них представление о том, что человек и природа – единое целое.
Литература:
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М: Издательский центр «Академия», 1999.
Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Издательство «Союз»; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ребенок в мире природы" (восприятие красоты природных форм через практическую деятельность)
Проект "Ребенок в мире природы"...
МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА (ознакомление детей с раннего возраста с миром природы)
Дети все видят по-другому, иначе, чем взрослые.Вы все играли со своими детьми в прятки, например, в возрасте ребёнка от года до двух. В этом возрасте малыш всегда прячется в одном месте, и Вас обычно ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию.Образовательная область "Ознакомление с миром природы" - "Природа - наш друг" (старшая группа)
Конспект районного открытого занятия для воспитателей старших и подготовительных групп Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан...
Методическая разработка Педагогическая технология «Экологическая тропа» Системное знакомство ребенка дошкольника с миром природы Рекомендации для педагогов ФГОС ДО: Новые формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Экскурсии в рамках проекта "Экологическая тропа" в зимний период...
"Создание условий для познания ребенком мира природы (экологическое воспитание)"
Знакомство с бесконечным, постоянно изменяющимся миром живой природы, а именно миром растений , начинается с первых лет жизни малыша. Она является источником первых конкретных знаний и пер...
Ознакомление с миром природы.Конспект занятия по ознакомлению с миром природы на тему: «Прогулка по весеннему лесу».
Рекомендации для родителей...
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе Занятие по ознакомлению с миром природы в группе раннего возраста (2-3 лет) на тему «Узнай и назови овощи»
Задачи: познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепить знание цветов: зеленый, желтый, красный.Оборудование: игрушечный зайчик, свежие овощи: огурец, помидор, репа.* * *Зайчик «...