Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие.
статья на тему

Лопаткина Елена Евгеньевна

Методические материалы практического семинара для старших воспитателей и воспитателей района ДОУ «Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Зеленогорский детский сад №6 «Улыбка»

Эстетическая коммуникация:

целевые ориентиры, задачи, содержание, репертуар.

Что же  это такое? Все мы знаем что коммуникация –  это   общение, обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания, от одного сознания к другому посредством знаков.

Эстетическая коммуникация -  система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке (ребенке) способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве.

Образовательная область «Художественно -эстетическое развитие» согласно ФГОС  ДО определяет :

  1. Задачи развития предпосылок для ценностно-смыслового восприятия  и понимания искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  2. Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  3. Формирование элементарных представлений о видах искусства;
  4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  6. Реализацию самостоятельной деятельности детей: изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.

 

Универсальная форма  языка культуры – текст,  который не сводится лишь к речевой или письменной форме фиксации высказываний. В современной культурологии  текст –  это то, что специально создано человеком для коммуникации (предметы быта, книги, танцы, костюмы и т.д.) Культурные ценности не исчезают, потому что они все время информируются в текстах,  обогащаются новыми смыслами. В связи с этим и сама культура интепретируется  (разъяснятся)  как система коммуникаций с помощью текстов.

Художественный образ – это особый текст, трактуемый  как универсальная категория художественного творчества.  Через художественный образ автор  создает и передает, а читатель (зритель) воспринимает и постигает  картину мира и  свой уникальный внутренний мир.

Любое произведение искусства по прошествии времени воспринимается не так, как оно воспринималось современниками и даже самим автором.

Обсуждение картины «Бурлаки на Волге»

  Советский психолог Лев Семенович  Выготский,   разработал  и экспериментально доказал положение о том, что культурный опыт ребенка и прежде всего опыт коммуникации, приобретается через опыт взрослого «Другого»,  -  посредником между ребенком и культурой  выступает близкий взрослый (родитель, педагог), который своим или опосредованным участием в художественном развитии ребенка открывает ему мир общечеловеческой культуры.

В процессе эстетической коммуникации в сознании ребенка  формируется эмоционально ценностное отношение к окружающему миру ( в том числе к другим людям и самому себе)  и выстраивается образно-смысловая картина мира, служащая уникальным средством интеграции в общечеловеческую  культуру.  

Детское изобразительное творчество основывается на культуре визуального восприятия. Художественное воспитание детей напрямую связанно  с развитием способности – наблюдать, т.е. формирование «глаза художника».  Но художественный опыт детей еще не велик, поэтому важно в повседневной жизни организовывать наблюдения за бытовыми предметами,  игрушками,  природными явлениями, транспортом,  архитектурными сооружениями,   чтобы дети могли увидеть, рассмотреть, выделить и запомнить главное, а самое важное  могли пересказать  увиденное или услышанное включая эмоциональное отношение в своем рассказе.  

Общее ознакомление  с произведениями искусства (живопись, графика, скульптура), декоративно- прикладного и народного искусства осуществляется как правило в нерегламентированной образовательной деятельности  т.е. на прогулках, экскурсиях, в  свободной художественной деятельности,  в процессе слушании литературных произведений  (рассматривании иллюстраций), просмотра мультфильмов. В каждом населенном пункте нашего района есть мемориальные комплексы и скульптуры доступные восприятию детей 5 – 7 лет, перед тем как провести экскурсию, необходимо предварительно побеседовать с детьми, сказав о приближающемся празднике или ином событии.

  Для развития способности к эстетической коммуникации в течении учебного года детей старшего дошкольного возраста мы знакомим с 5-10 произведениями  живописи. Наиболее доступна для восприятия пейзажная живопись,  которая к тому же помогает в воспитании эстетического отношения к природе, нравственных качеств и патриотических чувств.    Натюрморты вызывают у детей радость и удивление, большой интерес вызывает сказочный мир.  А наиболее трудным для восприятия считается исторический  жанр с его сложностью сюжета и содержанием.

 В пространстве детского сада можно оборудовать  мини – выставки (тематические, жанровые).  Желательно хотя - бы  один-два раза в  учебный  год  организовывать экскурсии в музей или картинную галерею  и по возможности  агитировать родителей к посещению музеев, выставок, арт-салонов вместе с детьми.  Но так как финансовое положение сложное для организованного выезда в город, мы предлагаем Вам и вашим воспитанникам посещать наш  мини - музей горницу  «Берегиня».

Дошкольники   испытывают острую  потребность   в обогащении впечатлений.  В ограниченном пространстве детского сада они начинают испытывать интеллектуальный и эстетический голод,  который может быть утолен только благодаря насыщению бытового и образовательного пространства,   «умными» и «красивыми»  предметами  с  разными материалами. Вашему вниманию мы хотим предоставить тот материал который имеется у нас в группах (перечисление альбомов).

 Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (Василий Александрович Сухомлинский )

Мне кажется, что одна из самых больших удач в жизни человека — счастливое детство. (Агата Кристи)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Зеленогорский детский сад №6 «Улыбка»

Доклад на муниципальной стажировочной площадке

«Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

 ОО «Художественно - эстетическое развитие.

«Семейные художественно-творческие проекты»

  Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появился в середине  ХХ в. в нем отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но и также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем.

  Проект, который выполняют дети, должен вызывать энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Суть использования метода художественно-творческих проектов заключается в том, что в процессе обучения дети создают некий проект игры, при работе над которым используют как теоретические знания, полученные на занятиях, так и практические, приобретенные ранее в процессе игры или личного опыта. Это существенно облегчает саму организацию игры, а также позволяет переносить некоторые действия в воображаемое «условное» пространство. Используя метод проектов в работе, необходимо помнить, что это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой всего персонала детского сада.

  Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируются целостное видение картины мира.

  Ежедневно ребенок познает, открывает и исследует мир: задает вопросы, чтобы начать беседу, отстаивает свое мнение, учится принимать критику и убеждать других, приходить к компромиссу. Овладение этими навыками дает детям возможность чувствовать себя уверенно, сформировать способность адаптироваться к окружающим условиям и изменять их в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

  Используя семейные художественно - творческие проекты в деятельности нашего детского сада, педагоги дают возможность каждому ребенку на практике почувствовать свои силы, раскрыть внутренние возможности, проявить индивидуальность, выразить свое мнение. Семейные творческие проекты объединяют в коллективном творчестве детей, педагогов, родителей, создают ситуации совместного диалога и сотрудничества.

  В ходе реализации семейных художественно-творческих проектов на различные темы решаются несколько задач:

  • -творческая - дети и родители вместе работают над созданием художественного произведения, продукта совместной деятельности;
  • - образовательная – участники проекта знакомятся с новыми оригинальными техниками и приемами изображения художественных произведений (рисование иллюстраций техниками ТРИЗ (по-сырому, пластилином, на стекле); постановка спектакля, игра, костюмированный бал и др.);
  • - воспитательная - совершенствуется взаимодействие участников семейных проектов в детском саду и дома, развивается способность к совместному творчеству, самостоятельность, инициативность, терпение, умение довести работу до конца.

  Основная цель семейных проектов - вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, реализации плодотворного внутрисемейного общения результат работы - создание творческого продукта совместного труда – панно, макета, постройки, выставки рисунков. Рисунок или поделка каждого участника проекта занимает равноправное место в общей композиции и вызывает восхищение, удивление присутствующих.

  Опыт практической деятельности свидетельствует, что семейные проекты расширяют и обогащают кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество родителей и педагогов.

  Тематика семейных художественно – творческих проектов в ДОО разнообразна : «Огород на окне», «Птица семейного счастья», «Мамочка-солнце мое», «Люблю березку русскую», «Новогодние настроении нашей семьи».

Выставка поделок из природного материала  «Осеняя пора, очей очарованья…» (совместное творчество родителей и детей)

В течение года

Сентябрь

Октябрь

Выставка новогодних игрушек

«Мастерская деда Мороза»

(совместное творчество родителей и детей)

Декабрь

Выставка рисунков «Зима в фантазиях детей и взрослых» (нетрадиционный материал)

Январь

Тематическая выставка рисунков, «Вот какие наши папы!» (совместная работа детей и родителей, воспитателей).

Февраль

 Тематическая выставка «Мамочка, милая моя!» (совместная работа детей и взрослых)

Март

Выставка рисунков «Весенняя карусель »

Апрель

Выставка рисунков «Я и моя семья» (совместная работа детей и родителей)

Май

  При  использовании метода проектов следует учитывать и постоянно помнить следующие моменты:

  • Тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатывается коллективно;
  • На этапе разработки педагогами содержания занимательных дел, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в возрастной группе предметную среду таким образом, чтобы она являлась стимулом эвристической, коммуникативной, познавательной деятельности. Содержание сюжетно – ролевых игр также связано с тематикой проектов;
  • К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится;
  • Самостоятельная деятельность ребенка должна осуществляться без принуждения, сопровождаться положительными эмоциями;
  • Прежде чем раздать задания, педагог должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкие, а в случае необходимости педагог мог предоставить справочный, практический материал или прокомментировать где его можно найти;
  • Последний этап проекта – защита – всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, друзей. Форма защиты должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

  Таким образом, семейные художественно – творческие проекты – способ организации целостного педагогического процесса, основанного на взаимодействии и сотрудничестве с семьями воспитанников, реализация продуктивной совместной практической деятельности по достижению поставленной цели.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №3 «МИШУТКА»

Семейные художественно-творческие проекты

                         Подготовила:

                                                                   старший воспитатель Киселева Е.П.

2014



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Зеленогорский детский сад №6 «Улыбка»

Доклад на муниципальной стажировочной площадке

«Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

 ОО «Художественно - эстетическое развитие»

«Связь раздела музыкального образования с      другими  образовательными областями»

   В определении подходов к музыкальному образованию в раннем и дошкольном возрасте процессы музыкального образования тесно связаны содержанием других образовательных областей Программы. Музыка даёт возможность ребёнку получить звуковой эстетический опыт, открывая тем самым совершенно другой подход к миру – миру звучащему. Музыка – идеальное средство для того, чтобы освободиться от эмоциональных нагрузок: присущие музыке темп, ритм и тональность оказывают влияние на частоту сердечного ритма, уровень кровяного давления и выброс гормонов.  Она может способствовать расслаблению и возбуждению, пробуждению жизнерадостности и служить предпосылкой к достижению состояния уравновешенности, что положительно влияет на здоровье ребёнка.

   Музыка способствует моторному развитию и физическому самосознанию ребёнка. Музыка возникает через движения дыхательного и голосового аппарата (говорение, пение), ног, рук и кистей рук (хлопки в ладоши, звуки, издаваемые материалами и музыкальными инструментами). Все эти формы зависят от общего напряжения тела и от дозирования и управления энергией движений.

   Музыка развивает «активное слушанье». В этом случае слушание музыки становится эстетическим и прочувствованным и приобретает культурное значение. Совместное пение, музицирование и танцы способствуют развитию социальных навыков, коммуникотивности и умения работать в команде (социально – коммуникативное развитие).

   Музыка может положительно сказываться на речевом развитии ребёнка. Развитие голоса – это одновременно и развитие речи. То, что дети переживают, что ими движет, находит выражение в речи и в пении. Напевание в полголоса, игры со звуками и словами, совместное пение позволяют ребёнку узнавать возможности своего голоса и вступать в диалог со взрослыми. Иногда детям легче заявить о себе с помощью музыки и движения, чем с помощью речи.

   Ребёнок знакомится с музыкой как с источником радости и отдыха, а так же как со стимулом для творчества в ряде видов деятельности, как, например, в пении, в игре на музыкальных инструментах или в танце, но также и в рассказывании, движении и рисовании. Он сталкивается с различными гранями музыки, такими как звуки, темп или ритм. Он воспринимает музыку как значительную часть мира своих переживаний и как возможность для выражения своих чувств.

   Музыка усиливает укоренение ребёнка в свою культуру, он знакомится с музыкальными традициями своего культурного круга и может передавать их другим. Тем самым музыка осуществляет важный вклад в сохранение культурных традиций и в улучшение интеркультурного взаимопонимания.   Благодаря связи с другими культурными практиками музыка возбуждает фантазию и креативность, даёт возможность оформить и реализовать собственные идеи в рисунке, танце или сценическом изображении

               Раннее эстетическое развитие.

   Всем известна истина: чем раньше ребёнок приобщится к музыке, тем быстрее он будет развиваться.

   Начальный этап музыкально – эстетического воспитания ребёнка на ранней стадии считается ответственным и сложным делом. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ребёнка.

   Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, звучанию музыкальных инструментов, развивать его зрительное сосредоточение, певческие интонации (на подражании взрослым), способствовать возникновению эмоционально – положительного самочувствия ребёнка.

   Именно поэтому заниматься с детьми музыкой я начинаю с раннего возраста. Ребятишки ещё не умеют говорить, но уже учатся слушать музыкальные пьесы, песенки, пытаются повторять отдельные слоги. Особую любовь у малышей вызывают простые танцевальные движения – они охотно повторяют их за воспитателем.

            Сотрудничество с воспитателями.

Тесное сотрудничество с воспитателями групп позволяет закреплять материал, преподнесённый на музыкальных занятиях, применять его в свободной деятельности. Например, если на музыкальном занятии проводилось слушание какого – либо произведения, то в группе дети могут прослушать его перед тихим часом. Разучив песню на музыкальном занятии, воспитатель может поставить диск с песней в группе для закрепления текста песни, тем самым предоставляя возможность музыкальному руководителю сократить время разучивания песни на музыкальном занятии.

                    Работа с одарёнными детьми.

   Воспитание и развитие одарённых  и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность.

   Работу с одарёнными детьми я начинаю с прослушивания ребят, с диагностирования их способностей детей, проведения мониторинга. Подбирается музыкальный материал, соответственно индивидуальным способностям одарённых детей. Разучиваются песни на индивидуальных занятиях. Выступление детей происходит на утренниках, праздничных мероприятиях, на поселковых праздниках.  Результатом работы с одарёнными детьми стало выступление на поселковом конкурсе «Рождение звезды» и победа в номинации «Соло» воспитанника подготовительной группы Сергея Рахубы.

   

   



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Зеленогорский детский сад №6 «Улыбка»

Работа

с детьми дошкольного возраста с использованием элементов сказкотерапии

  .

2017г.

Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации.    Для ребёнка, оказавшегося в трудной ситуации, важно найти пример для подражания. Нравоучения и советы родителей тут не помогут. Зато, если донести эти советы в форме сказки, их  эффективность сильно возрастает .

          Поэтому  такая  технология,  как сказкотерапия, очень актуальна  в дошкольном воспитании, она позволяет разрешить ряд проблем ребенка в окружающем его мире.

Цель: развивать умения детей преодолевать трудности и страхи в процессе использования  элементов сказкотерапии.

Задачи:

– формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

– активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;

– развить у детей умение чувствовать и понимать другого;

– воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

– повышать самооценку детей, их уверенность в себе.

Когда на практике начинаешь рассматривать сказку с разных сторон, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения

          Сказкотерапевтическое воздействие строится с использованием пяти видов сказок:

  • художественные сказки;
  • дидактические сказки;
  • психотерапевтические сказки;
  • психокоррекционные сказки;
  • медитативные сказки.

        Занятия проводятся один раз в неделю с обязательным закреплением содержания в повседневной жизни. При комплектации групп учитываю индивидуальные особенности детей, проблемы их воспитания и развития. Занятия проводятся  в кругу на ковре, в спокойной обстановке.

 Принципы в работе со сказками:

1 – принцип осознанности (задача – показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки).

2 – принцип множественности (задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны , это так, а с другой стороны, иначе).

3 – принцип связи с реальностью (задача – кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях).

Особенности проведения занятия:

  • Во время рассказа следует расположиться  перед детьми так, чтобы они могли видеть лицо воспитателя и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз.
  • При рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства.
  • Нельзя допускать затянувшихся пауз.
  • Рассказ должен содержать актуальную для детей проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки.
  • Ситуации и вопросы должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить детей самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Необходимым условием проведения занятия является то, чтобы сказка подходила детям по возрасту.

Структура занятия:

Этап

Содержание этапа

1. Ритуал «Входа в сказку»

Педагог вместе с детьми отправляется в гости к сказке.

2. Повторение

Педагог задает детям вопрос о том, что они помнят, использовали ли они новый опыт

3. Расширение

Педагог рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.

4. Закрепление

Педагог предлагает детям нарисовать сказочных персонажей, при этом дети сами решают, каких героев они будут изображать – положительных или отрицательных.

Проводит анализ поведения героев сказки.

5. Интеграция

Педагог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.

6. Рефлексия  

Педагог подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает заслуги отдельных детей, подчеркивает значимость приобретенного опыта.

7. Ритуал выхода из сказки

Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением

Описание используемых методик и технологий, инструментария.        

  • Рефлексия (обратная связь);
  • Направленное обсуждение, целью которого является формулирование обучающимися  выводов, необходимых для последующей работы; групповые дискуссии и идеи используются как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций;
  • Беседы;
  • Творческие задания (элементы изотерапии );
  • Развивающие и дидактические игры.

Ожидаемые  результаты

Эффективность реализации методической разработки осуществляется путем проведения  метода наблюдения педагога за детьми в ходе занятия, а также задания диагностического характера, регулярно проводимые педагогом – психологом в начале и конце учебного года,  непосредственно в ходе занятия в игровой форме или в виде творческих заданий, связанных с рисованием, другими видами творческой деятельности.

О результативности могут свидетельствовать также творческие виды работ (выставки детского творчества, конкурсы на лучший рисунок, поделку, продукты совместной с родителями проектной и исследовательской деятельности).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Зеленогорский детский сад №6 «Улыбка»

ФГОС, документ представляющий  собой   передовое понимание педагогической работы по художественно- эстетическому воспитанию  детей дошкольного возраста.

Под эстетическим воспитанием традиционно подразумевается процесс формирования  у подрастающего поколения  эстетического отношения к действительности. Оно связано с восприятием, пониманием и наслаждением прекрасным в жизни,  природе, труде и развитием творчества, способности создавать красоту, вносить ее в окружающую жизнь. В художественном образовании – важнейшая часть эстетического воспитания –  выступают средства искусства (музыки, живописи, художественной литературы, хореографии, театра).  Вопросам эстетического воспитания отводилось ведущее значение со времен античности. В общественном дошкольном воспитании России оно прочно заняло свое место в с момента становления. В начале 20 века, в то время когда хлеб закупался за золото, создавались учреждения массового художественного образования детей и подростков, в государственных документах рекомендовалось окружать детей красотой. В разгар Великой Отечественной войны в штатное расписание детского сада была введена должность музыкального руководителя. Эти события подчеркивают. Что не хлебом единым жив человек, а ограничения работы с детьми младенческого и раннего, дошкольного возраста только присмотром и уходом не дальновидно.

Потребность в стандартизации была вызвана, во – первых,  и переходом от единственной программы к многопрограммности, во –вторых, расширением прав детских садов в организации образовательного процесса и , в третьих, определением дошкольного образования как услуги установленного качества, под реализацию которой выделены бюджетные ассигнования. Государство всегда регламентировало образование через нормативные документы и деятельность контрольных ведомств. ФГОС дошкольного образования, принятый после долгих обсуждений, одной из задач декларирует «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных , физических  качеств, инициативности самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности». В целом документ имеет познавательную и психологическую направленность. Содержание области  художественно- эстетическое развитие направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через музыкальную, продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), развитие детского творчества в разных видах деятельности, приобщение к изобразительному искусству. Новым для программного документа, определяющего понимания педагогической работы, является акцент не на навыках и знаниях, которые представлены только  в формулировки «формирование элементарных представлений», а на развитии. На первый план образовательной области «художественно - эстетическое развитие» вынесены собственно художественные задачи: развитие предпосылок ценностного-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, сопереживания персонажам, становления эстетического отношения к окружающему миру.

ФГОС, документ представляет собой  и передовое понимание педагогической работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Анализ задач музыкального воспитания в стандартизирующих документах показывает, что их содержание развивалось одновременно с развитием научной мысли и обуславливалось приоритетами государства в образовании. С введением стандартов дошкольного образования предпринимается попытка постановка обобщенных целей и задач без привязки к достижениям детей. Таким образом, появилась реальная возможность переориентировать систему музыкального воспитания детей дошкольного возраста в образовательной практике каждого детского сада с освоения всеобъемлющих правил, умений и навыков на постижения детьми сущности искусства музыки как одной из самых прекрасных сторон человеческого бытия.

 Как мы с вами отмечали на предыдущем заседании работы площадки в связи с введение ФГОС ДО, ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по любой из областей образовательной деятельности работы с детьми,, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. И сейчас, я  хочу вам рассказать, о полихудожественном обучении –это интеграции в обучении искусству в дошкольном возрасте.

Термин полихудожетсвенное обучение пришел в педагогику искусства в 1987г, его автором является Б,П. Юсов. Ученый, основываясь на исследования в области естественных наук, истории развития искусства и общества, сформулировал базовые положения полихудожественного подхода, направления комплексного развития на основе разных видов искусства из которых наиболее важны два тезиса.

  1. Искусство и все другие виды человеческой деятельности не дополнительны по своей роли в жизни человека, симулянты по своему действию на человека в целом.
  2. Средствами искусства можно не просто компенсировать некоторые искажения в умственной или эмоциональной сфере человека, возникающие в ходе познания и других видов деятельности. Искусство способно целенаправленно и планомерно воздействовать на формировании человека, влияя тем самым на перестройку других видов деятельности.
  3. В основе полихудожественного подхода лежат представления:

– о том, что каждый ребенок изначально предрасположен к восприятию разных видов искусства, видов художественного творчества, поскольку способен  видеть, слышать, чувствовать, осязать, обонять, двигаться, мыслить;

-Любой ребенок воспринимает мир в художественных образах, возникающих в его фантазии, воображении на основе известных представлений;

-каждый ребенок способен действовать творить в любом виде искусства. Кроме того он без труда рисует и говорит, двигается и поет, играет и воображает и т.д.

Полихудожетсвенный подход- взаимодействие разных искусств, разнообразных видов художественной деятельности в процессе одного занятия и рассматривается как качественно новый уровень работы с детьми. Другими словами полихудожественно обучение – комплексное взаимодействие искусств в процессе общего художественного образования и воспитания детей, которое возможно только при активном взаимодействии и сотрудничестве педагогов и воспитателей и детском саду. Это не замена традиционных занятий искусством, а новые условия их организации. Каждый опытный педагог, для которого занятие не является формальным времяпрепровождения, знает, как активно дети включаются в работу, творчество, когда обстановка в группе благоприятная, вся окружающая среда предполагает интересную, захватывающую работу, деятельность продумана, подготовлено все необходимое, сам педагог открыт для общения и сотворчества. Художественная деятельность в любом виде творчества (музыка, игровая драматизация, танец, художественное слово, изобразительное искусство, лепка) получает наибольший импульс и полноценное воздействие на детей, когда интегрируется, когда творческий процесс планируется т и развивается с учетом окружающего пространства, объектов природы, многообразия предметов,  света, цвете, музыки, звуков, слов, действий.

И сейчас в подтверждении сказанному, хотим представить  интегрированное  музыкальное занятие «Путешествие в мир музыки».



Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Зеленогорский детский сад №6 «Улыбка»

Конспект     интегрированное занятие

«Путешествие в мир музыки».

Составила:

Лопаткина Е.Е.

Цель:     Развивать  эстетическое  восприятие  музыки у детей

               старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Обучающие:  
  • прививать любовь к классической музыке;    
  • продолжить знакомство с творчеством композитора

П.И. Чайковского;

  • учить самостоятельно придумывать узоры для  

снежинок, закрепляя навыки рисования кистью.

  1. Развивающие:
  • закреплять представления детей об окружающем мире;
  • развивать звуковысотный слух;
  • закреплять музыкально – ритмические, танцевальные

         движения;  

  • расширять  знания о музыкальных инструментах;
  • обогащать активный словарь детей.

  1. Воспитательные:
  • воспитывать сплочённость детского коллектива и дружелюбие детей друг к другу.

Образовательные области, с которыми интегрируется образовательная область музыка: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие,  физическая развитие, речевое развитие.

Ход занятия:

 Дети заходят в муз. зал и выстраиваются вдоль стены.

Муз. рук. (поёт): Здравствуйте, ребята!

Дети (поют):      Здравствуйте!

Муз. рук.:   Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте с ними поздороваемся. (Поют).

Муз. рук.:   Сейчас выполним музыкально – ритмические движения: вспомним приставной шаг (выполняют); шаг с притопом (выполняют): топающий шаг(выполняют): переменный шаг (выполняют).

Муз. рук.:   На носочках проходим на стульчики.

Садятся на стульчики.

Муз. рук.:  Давайте разогреем голосовые связки и споём с распевку «Каток».

                         Распевка «Каток».

Муз. рук.:  Ребята, вы любите путешествовать?

Ответ детей.

Муз. рук.:  Сегодня я предлагаю вам отправиться в музыкальное путешествие по сказкам, а поможет нам вот этот волшебный сундучок. Давайте все закроем глаза и скажем волшебные слова:

                     Сундучок, нам помоги,

                     Скорее в сказку проводи.

                     Крабле, рабле, бумс!

Звучит  музыка «Зажигание волшебных огоньков».

Муз. рук.:    А теперь откроем глазки –

                     Очутились с вами в сказке.

                     Сундучок наш, открывайся,

                     Сказка, сказка, появляйся!

                     Саша, помоги мне, пожалуйста, выбрать первую сказку.

Названный ребёнок открывает сундучок и достаёт первую картинку – на ней изображён козлёнок.

Муз. рук.:    Песенку про козлика

                     Спеть мы свами можем.

                     Козлёнок маму потерял,

                     А мы найти поможем.

          Песня «Про козлика», муз. Г. Струве.

Муз. рук.:   Молодцы, ребята, дружно спели, только вот окончания слов нужно петь чуть тише. Давайте пропоём припев после последнего куплета.

Муз. рук.:   Ну – ка, Кира, выходи,

                    В сундучок загляни!

Кира заглядывает в сундучок и достаёт загадку.

Муз. рук.:   Ребята, в сундучке оказалась загадка. Послушайте её:

                    На деревья, на кусты с неба падают цветы.

                    Белые, пушистые, только не душистые.

                    Что это такое?

Ответы детей.

Муз. рук. показывает ребятам снежинку.

Муз. рук.:  Давайте посмотрим на эту сказочную снежинку и послушаем стихотворение.

                    Тает на ладошке первая снежинка,

                    Маленькая звёздочка, тонкая пушинка.

                    Лёгкая, как ветер, в платье белоснежном

                    Кажешься ты девочкой маленькой и нежной.

Муз. рук.:   Ребята, подумайте, пожалуйста,  и скажите, какую музыку о снежинках мы с вами слушали?

Ответы детей.

Муз. рук.:   Правильно, «Вальс снежных хлопьев», а кто композитор этого произведения?

Ответы детей.

Муз. рук.:  Найдите портрет этого композитора.

Предлагает 3 портрета композиторов, среди них портрет П. И. Чайковского.

Муз. рук.:  Молодцы!

                   Тихо, тихо рядом сядем – входит музыка в наш дом

                   В удивительном наряде, разноцветном, расписном.

                   И раздвинутся вдруг стены – вся земля видна вокруг:

                   Плещут волны речкой пенной, чутко дремлют лес и луг.

                   Хлопья снежные кружатся, тают в дымке голубой…

                   Это музыка торопит и ведёт нас за собой.

                                А теперь закроем глазки

                                И окажемся мы в сказке.

Звучит музыка.

«Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского из балета    «Щелкунчик».

Муз. рук.:  Ребята, скажите, пожалуйста, какая музыка по характеру?

Ответы детей.  (Сказочная, воздушная, прозрачная, лёгкая, мечтательная, светлая, сверкающая, танцевальная ).

Муз. рук.:  О чём она нам рассказывает?

Ответы детей.  

Муз. рук.:  Падают крупные хлопья снега, поднимается вихрь и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу. Музыка рисует лёгкое кружение снежинок.

Заходит художник. В руках у него кисточки и краски.

Художник:   Здравствуйте, ребята! Вы меня не ждали?

                       А давно ли красками вы, дети, рисовали?

Муз. рук.:      А ты, художник, хочешь порисовать с ребятами?

Художник:   Я хочу научить ребят рисовать снежинки. Посмотрите, какие они красивые и разные. Сколько лучиков у снежинки? Правильно, шесть. Чтобы снежинки получились более выразительными, мы будем их рисовать на чёрных листочках. Прежде, чем приступить к рисованию, мы разомнём наши пальчики.

Разминка:Всё нарисует карандаш  (пальчики здороваются),

                   Коль ему работу дашь (крутят замочек),

                   Но сам без дела не сиди (ладошка обнимает кулачок) –

                   Карандашом руководи (стряхивают ладошки).

Давайте приступим к рисованию, постарайтесь, чтобы ваши снежинки не были одинаковыми. (Фоном звучит музыка).

Ребята рисуют снежинки. Художник хвалит их работы и прощается с детьми.                   

Муз. рук.:     Ребята, а в нашей шкатулке ещё есть сказки.

                      Ну – ка, Вика, выходи, в сундучок загляни.  

Названный ребёнок достаёт из шкатулки картинку с Колобком.

Муз. рук.:     Давайте побываем в сказке «Колобок» - споём песню о Колобке.

                Песня «Колобок», муз. Т. Морозовой.  

Муз. рук.:     Продолжим путешествие –

                      В сундучок заглянем.

                      Следующую сказку

                      Нам подскажет Аня.

Названный ребёнок достаёт из шкатулки картинку с музыкальными инструментами.

Муз. рук.:     В весёлом оркестре мы с вами сыграем,              

                      А сейчас давайте вспомним, какие инструменты знаем.   

Муз. рук. включает компьютер с изображением музыкальных инструментов. Ребята называют инструменты. 

Муз. рук.:     Молодцы! А сейчас..  

                      Инструменты мы возьмём,

                      И сыграем кто на чём.    

                 «Ах, вы, сени», рус. нар. мел.  

Муз. рук.:     Заглянем с вами в сундучок,

                      Может, что – нибудь ещё

                      Приготовил он для нас,

                      И покажет нам сейчас.                                                

                      Саша, к сундучку иди,

                      В сундучок загляни.

Названный ребёнок достаёт из шкатулки картинку с танцующей парой.             

Муз. рук.:     В мир танца с вами мы попали,

                      Ведь мы ещё не танцевали.

                      Мальчики девочек на танец приглашайте

                      Полечку весёлую дружно начинайте.

        Танец «Полька Аннушка», чешская нар. мел.

Муз. рук.:     Ребята, понравилось вам наше сказочное путешествие?

Ответы детей.

Муз. рук.:     Мне тоже очень понравилось путешествие, и всё, чему мы научились в нём. А сейчас давайте подарим свои работы нашим гостям и вновь обратимся к нашей волшебной шкатулке.

Ребята дарят свои работы гостям.

Муз. рук.:     А теперь…

                      Сундучок открою я – Крабле, рабле, бумс!

                      Здесь сюрприз для вас, друзья!

                      Очередь моя настала

                      Вас, ребята, удивить,

                      И волшебные снежинки

                      Вам на память подарить!

 Муз. рук. дарит ребятам снежинки.                      

Муз. рук.:     А сейчас закроем глазки,

                      В сад вернёмся мы из сказки:

                      Крабле, рабле, бумс!

Муз. рук.:     С возвращением вас, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Физическое развитие".

Материалы практического семинара для старших воспитателей и воспитателей района ДОУ «Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Физическое развитие&raq...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. «Раскрасим репку»

Надеюсь мой материал поможет Вам в работе и пополнит вашу методическую копилку.Конспект с использованием современных педагогических технологий:игровые технологии, личностно-ориентированная технология,...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Аппликация «Мячик» средний возраст.

развернутый конспект занятия по аппликации в средней группе с использованием инновационных технологий. перечислены образовательные области, задачи которых решаются в этом конспекте. дано подробное опи...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Лепка «Подъемный кран» средний возраст.

в данном конспекте закрепляется умение детей лепить предметы по представлению, дополняя сюжет, создавая нужный образ, используя технику налепа. уточняется знание детей,что такое многоэтажный дом, как ...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Лепка «Осенний кустик» средний возраст.

познакомить детей с понятием барельеф. создание нужного образа путем налепливания деталей на основу. закрепление навыков скатывания пластилина в колбаски разной длины и толщины....