ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. Существуют различные виды детской игровой деятельности, одним из которых является театрализованная игра. Значение данного вида игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста велико.
Они всесторонне обогащают опыт ребёнка. Активизируют его интерес к искусству, общению с ним, развивают творческие способности.
Существует и другая важная проблема. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность, способствующая развитию творческих способностей. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Известно, что выразительность речи формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей средней группы и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ:
«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Опыт работы
воспитателя
МОУ № 278
Макаровой
Светланы
Владимировны
2011
Информационно- справочные сведения об опыте.
1. Тема опыта | «Театрализованные игры как средство эмоционально- личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» |
2.Автор опыта: Макарова Светлана Владимировна
Воспитатель МОУ № 278
Тракторозаводского района
г. Волгограда
3.Место функциони-
рования опыта: 400015 г. Волгоград,
ул. Ополченская д 28А
МОУ д/с №278 тел 29-52-65
4.Разновидность опыта: Опыт направлен на разработку более
изобретательский- углубленной работы
рационализаторский по формированию эмоционально-личностного
развития детей с общим недоразвитием речи.
5.Длительность
функционирования опыта: с 2010 года
6.Какими материалами Опыт представлен прилагаемым
представлен опыт: описанием и следующими приложениями.
Приложение № 1 Диагностика
Приложение № 2 План - график работы по эмоционально-
личностному развитию детей старшего
дошкольного возраста в театрализованной
деятельности.
Приложение № 3 Перспективный план работы по эмоционально-
личностному развитию детей старшего
дошкольного возраста в театрализованной
деятельности.
Приложение № 4 Доклад на тему: «Формирование неречевых средств
общения у детей с общим недоразвитием речи»
Приложение № 5 Этюды на воспроизведение жестов и поз
Приложение № 6 Этапы работы по ознакомлению детей с играми –
драматизации.
Приложение № 7 Игровая зарядка для коррекции эмоциональ-
но- личностной сферы.
Приложение № 8 Конспект занятия
Теоретическая база опыта
Глава 1. Особенности развития театрализованной игры у детей общим недоразвитием речи.
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. Существуют различные виды детской игровой деятельности, одним из которых является театрализованная игра. Значение данного вида игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста велико.
Они всесторонне обогащают опыт ребёнка. Активизируют его интерес к искусству, общению с ним, развивают творческие способности.
Существует и другая важная проблема. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность, способствующая развитию творческих способностей. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Известно, что выразительность речи формируется в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей средней группы и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать: понятие выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонационная, лексическая, и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности.
Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности.
Разностороннее влияние этой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий у детей с задержкой психического развития, приобщает к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые (В.А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Таким образом, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел Развитие ребенка в театрализованной деятельности. В нем подчеркивается, что педагог обязан:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Для этого необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы. По мнению М. Маханевой, только разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., в итоге - целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
Особенно это важно в работе с детьми с общим недоразвитием речи, у которых наблюдается недоразвитие познавательной и особенности эмоционально-личностной сферы, когда педагогам необходимо вызвать и стимулировать потребность в эмоциональном общении, особенно детей с общим недоразвитием речи. Опыт работы и длительные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что театрализованные игры играют очень важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке детей к жизни и труду.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, мною был сделан вывод о благотворном влиянии сказки, как таковой, на эмоциональный мир ребенка и его общее развитие.
Дети с общим недоразвитием речи очень долгое время не понимают эмоциональных состояний. А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, - она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Как ранее говорилось, для того, чтобы оценить состояние героя, его настроение, причины и характер его поступков, проникнуть в его внутренний мир, необходимо внимательно прослушать произведение. А кто, как не педагог может умело прочесть сказку или другое произведение, чтобы оставить эмоциональный отпечаток в душе ребенка.
Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.
Эмоции детей с общим недоразвитием речи неустойчивы, изменчивы. На одно и тоже ежедневно повторяющееся явление, действие они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков.
Глава 2 Технические сведения об опыте.
1. Актуальность опыта.
В театрализованной игре проявляются и формируются все стороны психической жизни ребенка. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный образовательный процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Целью исследования стало эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
2. Задачи решаемые в опыте.
Воспитательно- образовательные задачи.
- воспитывать коммуникативные навыки: дружеские взаимоотношения, умение уступать товарищу по игре, согласовывать свои действия с партнёрами;
- развивать творческие способности детей, их желание фантазировать;
- способствовать развитию театрального творчества, художественных способностей детей;
- сформировать способность анализировать свои чувства и чувства других людей.
- учить детей умело использовать речевые приёмы рассказывания: интонацию, логическое ударение, выразительность, паузы, силу голоса.
Коррекционно-педагогические задачи:
-развивать речевые и неречевые средства общения (соотносить жест, движение и слово в передаче художественного образа).
- развивать любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
- развивать точность и координацию движений, умение ориентироваться в большом и малом пространстве (ширма, сцена)
3.Педагогические средства, используемые в опыте.
* Знакомство с произведениями сказок, рассказов.
* Рассматривание главных героев.
* Рисование.
* Беседы по содержанию, темам.
* Драматизации, индивидуальная работа.
* Составление рассказа, сказки.
* Занятия.
4.Технология опыта.
Свою работу я начала с проведения диагностики развития эмоционально- личностной сферы детей /см. приложения 1 /
Анализ результатов диагностики показал, что:
- у детей, с общим недоразвитием речи, недостаточный запас знаний в общении со взрослыми и сверстниками;
- слабо развита мимика лица, жестикуляция;
- дети плохо владеют приёмами подражания;
- неохотно вступают в общение;
- не всегда понимают слова, выражающие моральную оценку качеств личности
- у детей с общим недоразвитием речи нет чётких представлений о том, как можно выражать свои эмоции;
На основе данных были составлены /приложения № 1, план-график приложение №2, перспективный план № 3/
Последовательность данной работы описана в/ приложениях № 5, 6, 7/
В дальнейшем работа по организации театрализованной деятельности детей проходит поэтапно:
1 этап - Ознакомление детей с произведением, разучивание произведения:
На этом этапе используются следующие методы и приёмы.
- чтение произведения,
- беседа по содержанию,
- рассматривание иллюстраций разных художников к данному
произведению,
- знакомство с предметами быта, которые описаны в произведении,
- формирование представлений о внешнем виде героев произведения.
2 этап - Изготовление декораций, кукол необходимых для театрализации:
Используемые методы и приёмы:
- знакомство с историей возникновения кукол,
- рассматривание кукол к данному произведению,
- экскурсии в кукольный театр для знакомства с оформлением театра,
декорациями, с выставкой кукол и т.д.
- изготовление кукол и декораций из папье-маше, картона, ниток, ткани и т.д
3 этап- Работа над развитием интонационной выразительности речи детей.
Задачи данного этапа решаются с помощью следующих методов и приёмов:
- речь воспитателя, как образец для подражания /интонация, сила
голоса, темп речи, выразительность и т. д./
- « телефонные» разговоры персонажей,
- диалоги персонажей,
- использование куклы- персонажа любого вида театра для передачи
внутреннего состояния героя /грустный, злой, добрый, отважный/
- словесное « рисование» героев сказки,
- литературно- ролевой пересказ, где автор- воспитатель, дети- герои
сказки,
4 этап- Постановка произведения, обучение детей ориентировке в малом и
большом пространстве, процессу кукловедению.
Используются следующие методы и приёмы:
- объяснение детям взаимного расположения кукол на столе,
ширме, детей на сцене при драматизации, направления движения,
- использование зрительных ориентиров,
- индивидуальная работа с детьми – исполнителями по разучиванию
мизансцен и т. д.
Различные виды театра используются в следующей последовательности:
- фланелеграф
- теневой театр
- пальчиковый театр
- работа на ширме с куклами
5 этап - Внедренческие характеристики опыта.
Работа проводилась в муниципальном образовательном дошкольном учреждении детском саду компенсирующего вида № № 278 для детей сообщим недоразвитием речи. Сад расположен в типовом здании. В саду имеется музыкальный зал совмещённый с физкультурным.
В опыте участвовали дети подготовительной группы с общим недоразвитием речи. В группе создана предметно-развивающая среда для организации театрализованных игр: театральная зона, «Домик гномов», «Уголок настроения».
Приложение № 1 Диагностика
Методика.
Опрос проводился индивидуально с каждым ребёнком в утренние часы.
Ребёнок и взрослые
Цель опроса:
- выявление знаний об общем ходе возрастного развития человека, о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (мать, труженица, подруга, дочь и т. п.)
-выявление знаний о функциях различных органов чувств, помогающих человеку в познании мира и себя;
- знаний о культурных традициях своей семье;
- представлений об образовании отчества и полного имени;
- умения понимать слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, смелый и др).
Содержание:
Индивидуальные задания
1. Упражнение « Выложи цепочку»
(младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек).
2. Беседа:
- Как мама заботится о тебе?
- Где она работает?
- Чем мама любит заниматься в свободное время?
- Какие сказки читает на ночь?
3. Беседа:
- Как твоя семья встречает Новый Год?
- А другие праздники?
- Есть ли в вашей семье что-то такое, чего нет в других семьях?
4. Беседа по прочитанному произведению с целью оценки качеств личности персонажей.
5. Беседа:
- Девочку зовут Оля. Как её будут звать, когда она вырастет?
- У Вовы папу зовут Алексей. Как будет полное имя Вовы, когда он вырастет? Как будут к нему обращаться?
Критерии уровней:
Высокий уровень:
Охотно вступает в общение, проявляет активный интерес к миру. Все задания выполняет правильно и самостоятельно.
Средний уровень:
Имеет определённый запас знаний, в общении с взрослыми стремится к согласованным действиям. Задания выполняет с небольшой подсказкой.
Низкий уровень:
Недостаточный запас знаний. Все задания выполняет с помощью взрослого
Ребёнок и сверстники
Цель опроса:
- Выявление знаний о характерных особенностях детей разного возраста и пола, характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях?
- выявление представлений о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.
Индивидуальные задания
1. Упражнение « Кому что?» (разложить картинки по парам: младенец- соска, девочка- кукла, мальчик – машина, школьник – портфель и т.д.)
2.Беседа:
Кто самый весёлый и улыбчивый в группе?
Кто любит играть со всеми ребятами?
Кто всегда стремится быть ловким и смелым?
Высокий уровень:
Запас знаний соответствует возрасту. Все задания выполняет правильно и самостоятельно.
Средний уровень:
Достаточный запас. Задания выполняет с небольшой подсказкой.
Низкий уровень:
Недостаточный запас знаний. Все задания выполняет с помощью взрослого.
Отношение ребёнка к самому себе
Цель опроса:
- Выявление знаний и представлений о функциях различных органов чувств, мимики и жестов, помогающих ребёнку в познании мира и себя.
- Выявление знаний по развитию эмоционально-чувственной сферы детей
Индивидуальные задания
1.Работа с иллюстрациями:
- Кто мои умные помощники? (глаза, рот, уши, руки)
- Какие эмоции ты испытываешь при виде различных ситуаций?
- Что я люблю делать, когда нахожусь один?
Высокий уровень:
Ребёнок самостоятельно располагает сведениями о своём организме, проявляет активный интерес к различным ситуациям.
Средний уровень
Ребёнок рассказывает о своём организме с помощью наводящих вопросов.
Низкий уровень
рассказывает о своём организме с помощью взрослых.
не проявляет активный интерес к различным ситуациям.
В результате проведённых обследований развития социально-личностной сферы детей с задержкой психического развития, были получены следующие результаты на начало учебного года:
Ребёнок и взрослые
Высокий уровень- 20 %
Средний уровень- 42%
Низкий уровень- 38%
Не все дети не понимают слова, выражающие моральную оценку качеств
личности, чаще наблюдается нарушение эмоциональной сферы: сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон, не могут правильно определить социальные роли.
Ребёнок и сверстники
Высокий уровень- 25 %
Средний уровень- 42%
Низкий уровень- 33 %
Многие дети не вступают в контакт со своими сверстниками, не умеют организовать совместную деятельность, очень часто возникают конфликты.
Предложенные задания в основном выполняют с помощью взрослого.
Отношение ребёнка к самому себе
Высокий уровень- 23%
Средний уровень- 42%
Низкий уровень- 35%
Многие дети не знают для чего им нужны органы чувств, не знают, где они находятся. При работе с иллюстрациями дети с общим недоразвитием речи не проявляли особой заинтересованности, часто отвлекались.
При выполнении заданий дети не стремились выразить свои чувства и понять чувства другого.
Приложение № 2
План- график работы по социально – личностному развитию детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Понедельник | 1 неделя | 2 неделя | 3неделя | 4 неделя | ||||
Чтение (рассказывание литературных произведений, беседа) | ||||||||
Рассматривание иллюстраций | Беседа о том , что нужно к данному театру | Постановка произведения(индивидуальная работа с детьми) | ||||||
Вторник | Ситуации общения (этюды, ситуации) | |||||||
Изготовление декораций и другого необходимого материала к театрализованным играм | Развлечение Показ готового театра | |||||||
Среда |
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики | |||||||
Повторное чтение произведения, пересказ содержания | ||||||||
Сравнительное рассматрива- ние иллюстраций изображения разных художников | ||||||||
Четверг | Игровая зарядка для коррекции эмоциональной сферы | |||||||
Словесные игры по развитию речи с целью отработки интонации, силы голоса, выразительности | ||||||||
Постановка произведения (индивидуальная работа с детьми) | ||||||||
Пятница | Чтение фольклорных произведений (этюды на выразительность жеста, основных эмоций, на сопоставление различных эмоций) | |||||||
Мимическая гимнастика | Мимическая гимнастика |
Приложение № 3
Перспективный план работы
по эмоционально-личностному развитию детей
старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Месяцы | Задачи | Формы и методы работы | Место проведения |
Сентябрь | Закрепить знания детей об основных эмоциях: «радость», «грусть», «удивление», «злость», формировать умения соотносить эмоцию с её графическим изображением. Развивать коммуникативные умения детей. Учить ориентироваться в другой группе. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. | 1. Упр. «Какое у меня настроение». 2.Рассматривание фотографий с целью определения эмоций(альбом с детскими фотографиями; папка «Мы разные») 3.Подготовка к настольному театру «Репка» (разуч. В ст.гр) 4.Игра « Назови своё имя ласково». 5.Настольный театр «Репка» для мл. гр. | Группа «Уголок эмоций» Театральная зона Ясельная группа |
Октябрь | Продолжать закреплять знания детей об эмоциях. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов. Продолжать развивать мышцы лица; воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться; вспомнить сказку «Колобок». Продолжать обучать вождению куклы теневого театра. | 1Этюд «Удивление»,этюд на выразительность жеста(фольклор)»Уж как шла лиса» 2.Пальчиковая гимнастика 3.Работа на фланелеграфе по сказке «Колобок» 4.Игра –диалог 5.Подготовка к теневому театру по сказке «Колобок» (индивидуальная отработка вождения силуэтов по экрану, согласованность с текстом Теневой театр по сказке «Колобок». | Группа «Уголок эмоций» На занятиях «Театральная зона» Уголок ИЗО Группа |
Ноябрь | Знакомство с содержанием сказки «Заюшкина избушка». Формирование представлений о внешнем виде и повадках животных героев сказки, учить детей умело использовать интонацию, логическое ударение, выразительность; развивать творческие способности детей, их желание фантазировать; развивать точность и координацию движений. | 1.Чтение сказки «Заюшкина избушка». Беседа по вопросам 2.Этюд «Зайка плачет» 3.Игра «Отгадай животное» 3.Рассматривание иллюстраций 4.Моделирование сюжета сказки с использованием геометрических фигур 5.Словесные игры по РР 6.Игра «Назови ласково соседа» 7.Кукольный театр по сказке «Заюшкина избушка». | Книжный уголок «Уголок эмоций» Учебная зона Театральная зона Музыкальный зал |
Месяцы | Задачи | Формы и методы работы | Место проведения | |
декабрь | Воспитывать коммуникативные качества; развивать мимику и пластику; развивать диалогическую и монологическую речь; развивать творческие способности детей, их желание фантазировать; формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров. | 1.Чтение сказки «волк и семеро козлят», беседа 2.Упр. «Пчёлка мешает спать» 3.Рассматривание иллюстраций. 4.Прослушивание музыкальной сказки «Волк и семеро козлят» 5.Игра- диалог между взрослым и ребёнком 6.Придумывание другого конца сказки с помощью пальчикого театра 7.Подготовка к настольному театру. 8. Настольный театр «Волк и семеро козлят». | Книжный уголок «Уголок эмоций» Домик настроения Театральная зона | |
Январь | Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению. Развивать умение детей характеризовать героев сказки. Совершенствовать выразительность движений. Формировать дружеские взаимоотношения. | 1.Знакомство с содержанием сказки «Спящая красавица» 2.Рассматривание иллюстраций разных художников О.Васильева, Э. Булатьва, И. Приходькин. 3.Этюды – фольклор «Как повадился коток» 4. Пересказ сказки с использованием алгоритма (последовательность эпизодов). 5.Экскурсия в кукольный театр. 6.Игра «Театральная разминка» 7.Театр на фланелеграфе «Спящая красавица». | Книжный уголок Уголок ИЗО Групповая комната Театральная зона | |
Февраль | Продолжать развивать Эмоционально- волевую деятельность. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки; учить вождению куклы на ширме ; учит ориентироваться в малом пространстве. | 1.Рассматривание иллюстраций к сказке «Спящая красавица» с последующим описанием персонажа 2.Слушание музыки. 3Пальчиковая гимнастика 4. Изготовление декораций к сказке. 5.Игра- загадка «Узнай, кто это?» | Групповая комната н\п игры Музыкальное занятие Театральная зона | |
Месяцы | Задачи | Формы и методы работы | Место проведения | |
Март | Продолжать закреплять знания об основных эмоциях, развивать речевые и неречевые средства общения (соотносить жест, движение и слово в передаче художественного образа); развивать точность и координацию движений, умение ориентироваться в зале. Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать коммуникативные отношения. | 1.Упр. «Пчёлка мешает спать» 2.Словесные игры по РР с целью отработки интонации, силы голоса, выразительности 3.Подготовка к театрализованной сказке-игре «Кто колечко найдёт»(по сказке С.Я. Маршака) 4.Репетиция 5.Драматизация сказки «Спящая красавица». | Группа «Уголок эмоций» Театральная зона Музыкальный зал для родителей и детей др. групп | |
Апрель | Познакомить детей с содержанием сказки. Учить понятию логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Упражнять детей в подборе рифм к словам | 1.Рассказывание сказки «Красная шапочка» беседа по вопросам 2. Постановка театрализованной сказки-игры «Кто колечко найдёт» 3.Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности д\и «Придумай рифму» 4. Этюд «Кузнечик», «Раздумье» 5. Игра «Угадай героя» 6.Игра сюрприз «Зигзаг удачи» | Уголок книг Домик настроения Театральная зона Группа | |
Май | Дать детям понятие, что музыка и иллюстрации помогают лучше понять образ героя. Закреплять навыки полученные раньше. | 1.Беседы по картинкам: «как поступить» «вместе веселее» Ссориться не будем»и т.д 2. Этюды- ситуации «Цветок» 3.Словесные игры на выразительность речи 4. Работы со схемами. 5.Игротека. 6.Изготовление декораций кукол, пригласительных билетов 7.Настольный театр по сказке «Теремок». 8.Распределение ролей. | Музыкальная зона Домик настроения Уголок «Умелые руки» Театральная зона |
Приложение №4
Доклад на тему:
Формирование неречевых
средств общения
у детей с общим недоразвитием речи
Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведения, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Развитие эмоций у ребёнка происходит по подражанию в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи нередко ограничены в возможностях овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Поэтому коррекционная работа педагогов, родителей по формированию неречевых средств общения является для них основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений.
Основными задачами обучения неречевым средствам общения являются:
- развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего
мимические, жестовые и пантомимические движения;
- развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;
- формирование алгоритма восприятия лица и тела;
- обучение способам ориентировки на себе, от себя - в микро – и
макропространстве;
- обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих
человеку при выполнении различных видов деятельности;
- обучение адекватному восприятию выразительных поз животных (в соответствии с программой дошкольного воспитания); обучение восприятию эмоциональных состояний собеседника по их внешним неречевым проявлениям;
- формирование приёмов и методов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;
- обучение умению словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать внешние их проявления у себя, у собеседника, персонажа литературного произведения и т. п.
- формирование интереса к общению;
- закладывание основы самоконтроля и произвольной психорегуляции.
Основные задачи:
* Развитие мышц лица, участвующих в мимике:
- развитие зоны бровей: учить опускать и поднимать брови, сдвигать их;
- развитие мышц губ: учить выпячивать губы вперёд, делать улыбку, показывать передние зубки;
- развитие мышц языка: учить умению уложить широкий и узкий язык, поднять кончик языка вверх, на верхние зубы, на верхнюю губу, уложить на нижнюю губу, покачать «маятником», поиграть в «болтушку»
- развитие мышц щёк: учить надувать и вытягивать щёки;
* Развитие мышц, участвующих жестовых и пантомимических движениях:
- развитие мышц шеи: медленные круговые движения головы слева направо и справа налево, учить класть голову на правое плечо, грудь, откидывать голову назад;
- развитие мышц плеч: поднимать плечи вверх, опускать их попеременно и одновременно;
- развитие мелкой моторики.
Решение этих задач предполагает следующие формы и методы работы:
- Мимическая гимнастика
- Логоритмика
- Общеразвивающие упражнения на утренней гимнастике и физкультурных занятиях
- Упражнения на развитие мелких мышц рук:
- пальчиковая гимнастика;
- игровые упражнения «Теневой театр»;
- рисование в воздухе кистями и пальцами рук.
Приёмы работы
- Этюды и игры на воспроизведение жестов и поз.
- Этюды на воспроизведение мимики.
- Этюды на воспроизведение мимики и пантомимики.
- Беседы по картине.
- Активные формы работы со стихотворением.
- Игротека.
- Работа со схемами.
Анализ проблемы эмоционального развития детей старшего дошкольного в процессе театрализованной игры, позволяет сделать следующие выводы:
- театрализованная игра является для дошкольников формой организации жизни и имеет определяющее значение в его психическом развитии;
- разностороннее влияние этой деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств;
- создание психолого-педагогических условий является основой развития театрализованной игры детей дошкольного возраста;
- театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к духовным ценностям;
- театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события;
- театрализованная игра важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия;
- театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Таким образом, систематическое включение театрализованных игры в целостный образовательный процесс, содержание которого актуализирует эмоциональный опыт ребёнка; комплексное использование различных методов и приемов руководства театрализованной игрой, выполнение различных упражнений, этюдов, постоянное обогащение представлений детей об окружающем мире и стимулирование самостоятельной игры,
а также партнёрская позиция взрослого по отношению к ребёнку и их совместная творческая деятельность – это условия эмоционального развитие дошкольников.
Приложение № 5
Этюды на воспроизведение различных жестов и поз
«Кузнечик»
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зелёного кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг- и вот уже стрекочет совсем в другом месте.
Выразительные движения: шея вытянута вперёд, ступает на кончики пальцев.
«Раздумье»
Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?
Во время этюда звучит музыка Д.Львова- Компанейца «Раздумье».
Выразительные движения: ребёнок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.
«Лисёнок боится»
Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.
Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторять это движение несколько раз.
Имитировать стряхивание с ног воображаемых капелек воды.
«Цветок»
Тёплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.
(Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется спинка, руки поднимаются в стороны- цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Глаза прищурены, улыбка.
«Удивление»
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было….. Из чемодана выпрыгнула собака
(Брови подняты вверх, рот широко открывается и вытягивается. Глаза широко открыты).
«Золушка»
Звучит музыка М. Воловоца «Золушка и принц» (отрывок). Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку….. (Поникшая голова, сведённые брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.)
«Принцесса»
Принцесса танцует под музыку, вдруг видит веретено, заинтересованно удивляется. (брови приподняты вверх, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт) Но вот она уколола палец, ей больно , движения замедляются, она вскрикивает, (нос морщится, брови сдвигаются, рот изображает букву «О») и медленно опускается на стул и закрывает глаза.
«Зайка плачет»
Ребёнок изображает плачущего зайку (поникшая голова, сведённые брови, опущенные уголки губ, замедленная походка).
«Про Галю»
Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади неё, кто-то зашипел: ш-ш-ш.
Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Бабушка успокоила Галю (широко открыты глаза, рот , он вот- вот закричит, у бабушки на лице улыбка, губы растянуты, глаза прищурены).
Этюды и игры на воспроизведение различных жестов и поз:
- Игра «Мама и детишки» (движения)
- Игра «Я и животные» (движения)
- Игра «Школа зверей» (движения)
- Игра « Хоровод» (движения)
- Игра «Маски» (движения)
- Игра «Садовник» (движения)
- Игра «Айболит» (движения)
- Этюд «Ох, ох, что за гром» (жест)
- Этюд «Эй, Ванюшка, посмотри» (жест)
- Этюд «Раз, два, три, четыре, пять» (жест)
- Этюд «Как петух в печи пироги печёт» (жест)
- Этюд «Чух, чух, дятел» (жест)
- Этюд «Пошла Маня на базар» (жест)
- Этюд « Время» (жест)
- Этюд «Филя есть хочет» (жест)
Приложение № 6
Этапы работы по ознакомлению детей с играми –
драматизации
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
• Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
• Инсценированные фрагменты сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";
Приложение № 7
Игровая зарядка для коррекции
эмоционально-личностной сферы
«Важный пёс»
Жил на свете пёс мохнатый,
Очень важно был.
Каждым утром спозаранку
Прогуляться выходил
(ходьба на месте с поворотом на месте; изображать характер пса в ритме стиха)
Шёл он парком, шёл он важно,
В стороны глядел,
Так же важно, деловито
Хвостиком вертел.
(Ходьба с поворотом головы влево , вправо. Ходьба вразвалочку.)
Далее на каждый счёт поворот головы:
Раз, два, три, четыре-
В стороны глядел,
Раз, два, три, четыре-
Хвостиком вертел.
Раз, два, три, четыре-
Вверх и вниз глядел.
Вдруг на дереве ветвистом
Белку он узрел
(ходьба продолжается, голова вверх, вниз. Остановиться с поднятой головой, с удивлением посмотреть, раскрыв рот.
Увидел белку, Пёс не выдержал-
Ведь он охотник. Начал прыгать с лаем
(Шагать на месте, не отрывая носки от пола)
Тут его привлёк какой-то запах
Пёс принюхался.
(руки поставить на пояс, с небольшим наклоном в разные стороны делать короткий вдох- выдох, будто принюхиваешься. Брови нахмурены, глаза отыскивают предмет).
Что же тут пахнет?
Сейчас мы найдём.
(ноги на ширине плеч. Наклониться, опереться на ладоши и «идти» от себя на руках, ноги на месте- на счёт 1,2,3,4. потом на тот же счёт движение руками по направлению к себе. Сначала это упражнение выполняется вправо, затем влево, потом прямо.)
Ага! Нашёл!
(Ладони на полу. «Переступая» руками на одном месте, ногами сделать круг)
Фу! Ой! Ой!
(Сделать движение в том же положении : носом приблизиться к земле и резко отпрянуть (как от укола). Сначала показывает педагог, потом выполняют дети)
Ух ты, какой! - удивился пёс.
Ёж, которого он обнаружил,
Хотел убежать
Но пес стал заигрывать с ним.
(Прыгать на месте, в стороны, с поворотами, загораживая ежу дорогу)
Тут что-то попало псу в лапу.
Он взвизгнул от боли.
Потом начал искать,
Что же у него в лапе.
(Один раз подпрыгнуть и взвизгнуть, встать на одну ногу, другую взять руками, закинуть на опорную ступней вверх и произвести разминочные движения стопы).
А теперь можно размять передние лапы
Пёс себя чувствует прекрасно? Не слышу.
Что? Дружно и громче.
(сгибание и разгибание рук в локтях кулаки сжаты. Дети отвечают : «Гав! Гав! Гав!»
Вприпрыжку пес
Возвращается домой.
(Ребята разбегаются).
Приложение №8 Конспекты занятий
Конспект занятия
Вид занятия: Ознакомление с художественной литературой.
Тип занятия: Эмоционально - развивающее.
Тема занятия: «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Возраст детей: 6-7 лет
Способ организации детей на занятии: с подгруппой
Составила: Макарова Светлана Владимировна
Программное содержание:
Продолжить знакомить детей со сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и ее автором А. Толстым. Воспитывать интерес к литературе, развивать умение аргументировать свои симпатии и антипатии.
Оборудование:
Иллюстрированная книга А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма, чтение сказки.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о произведении, которое всем вам хорошо знакомо. Вы наверняка смотрели мультфильм или кинофильм, снятые по этой сказке. И даже в нашей группе есть кое-что, напоминающее нам об этой сказке. Еще не догадались, о какой сказке я говорю? Тогда послушайте загадку про главного героя этой сказки и вам сразу все станет ясно.
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный…
Кто же это? (Буратино)
- Ну конечно же, это Буратино! А как называется сказка? Что есть в нашей группе, связанное этой сказкой? (Ответы детей: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», игрушечный Буратино.) - А сказка эта народная или авторская? А кто-нибудь из вас знает, чем различаются сказки народные и авторские? Народные сказки передавались людьми из поколения в поколение, их придумывал народ, а у авторской сказки есть автор – конкретный человек. Так как же зовут автора сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? Алексей Толстой. Взгляните на его портрет.
Алексей Толстой писал и для взрослых и для детей, и для детей он написал 57 сказок. Он узнавал, собирал русские народные сказки и записывал их для детей. Когда А. Толстой сам был маленьким мальчиком ему очень нравилась сказка итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио, или Похождение деревянной куклы». И вот, когда Толстой вырос и стал взрослым, он решил рассказать детям эту сказку, но уже по другому, по-своему. Слово «Буратино» по-итальянски означает «кукла». Вот этим именем и назвал писатель главного героя своей сказки.
- Давайте вспомним веселые и таинственные приключения деревянного мальчика. Детям предлагаются иллюстрации по содержанию сказки, глядя на которые они вслух вспоминают последовательность событий.
1. Джузеппе дарит говорящее полено своему другу
шарманщику Карло.
2. Карло мастерит деревянную куклу и называет ее
Буратино.
3. Буратино идет в школу.
4. Буратино увидел афишу кукольного театра.
5. И умненький, благоразумненький Буратино не
задумываясь продает свою Азбуку, что бы попасть
в театр.
6. Хитрые мошенники кот Базилио и лиса Алиса,
узнав о том, что у Буратино имеются 5 золотых,
решают обобрать его и заманить в страну Дураков.
5. Тут начались у Буратино сплошные неприятности:
- маленького человечка чуть не сжег в своем очаге
Карабас-Барабас.
- на Буратино нападают разбойники.
6. Артемон спасает Буратино и приносит в домик
Мальвины.
- Сейчас я прочту вам главу из сказки. Что такое глава? Глава – это часть большого произведения. Глава, которую я хочу вам прочитать, называется «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино». (Чтение главы.)
- Что же было дальше?
7. Буратино попадает в Страну Дураков.
8. Полицейские хватают Буратино и бросают в пруд.
9. Там он знакомится с черепахой Тортилой и получает
от нее Золотой Ключик.
10.Буратино бежит из Страны Дураков и встречает
товарища по несчастью – Пьеро.
11.Бой с Дуремаром и Карабасом-Барабасом на опушке леса.
12.Но все преграды нипочем смелому Буратино. Он узнает
тайну Золотого Ключика у Карабаса и раньше него
успевает открыть заветную дверцу за очагом.
- А что было за дверцей? Прекрасный кукольный театр, где никто не будет бить кукольный народ плеткой. Новый кукольный театр дает первое представление.
Физкультминутка.
Буратино потянулся. Выполнять движения в
Раз – нагнулся. соответствии с текстом.
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел.
Ключик, видно, не нашел. Жест сожаления.
Чтобы ключик Повороты влево-вправо.
Нам достать Руки вверх.
Нужно
На носочки встать Подъем на носки.
Дидактическая игра "Персонажи сказки".
Разделите персонажей сказки на две группы. В одну группу поместите персонажи, которые вам нравятся, а в другую группу, тех, которые вам по каким-то причинам не нравятся. Почему вы разделили героев этой сказки именно так? Объясните.
- Нравится ли вам эта сказка? Давайте еще раз вспомним имя автора – А. Толстой. Тот кто захочет еще раз почитать о приключениях Буратино может взять эту книгу в нашем уголке книги.
Конспект занятия
Вид занятия: Социальное развитие
Тип занятия: Эмоционально - развивающее
Тема занятия: «Путешествие в страну настроения»
Возраст детей: 6-7 лет
Способ организации детей на занятии: с подгруппой
Составила: Макарова Светлана Владимировна
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Закрепить у детей знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев.
2.Учить распознавать эмоциональные проявления по различным признакам: мимика, пантомимика, голос
Развивающие задачи:
1. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения
2. Развивать выразительность речи и движений.
Коррекционные задачи:
Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающие различные эмоции: «радость», «грусть», «печаль», «удивление», «страх», «испуг», «обрадоваться», «разозлиться», «испуганный», «сердитый».
Воспитательные задачи:
1. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.
2. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (физическими, словесными, творческими).
Материал:
Колокольчик, иллюстрации эпизодов сказки, мольберт- магнит, набор магнитов, большой обруч, магнитофон и аудиокассета с мелодией из кинофильма «Гостья из будущего», предметные картинки с изображением героев сказки. пиктограммы основных эмоций (радость, гнев, удивление, страх, горе), тряпочные куклы-феи с изображением на лице базовых эмоций , набор масок к игре «Маски», бумага, цветные карандаши, маленькие разноцветные кусочки бумаги для салюта, платок для завязывания глаз.
Ход занятия
Восп: Ребята, я рада вас всех видеть! Сегодня я приглашаю вас в кинотеатр, чтобы посмотреть один увлекательный мультфильм. Вставайте в кружок. Вы знаете, что в кинотеатре зрителей приглашают в зал с помощью звонка? Так вот, как только кто-то из вас услышит звук звоночка и своё имя, тот может занимать место у экрана. (дети выполняют задание).
На экран последовательно выставляются картинки-эпизоды сказки.
Восп. А сейчас я расскажу вам сказку про Улыбку и Слёзку.
Жили-были на свете далеко- далеко отсюда две девочки и ничего друг о друге не знали. Одну из них звали Улыбка, а другую- Слёзка. Улыбка была доброй, весёлой девочкой, и всё её радовало: Солнышко, дождик. Слёзку же всё обижало и огорчало: дождь- только платье мочит, солнышко- голову печёт. И вот однажды в песочнице возле дома Улыбка увидела Слёзку. Слёзка сидела и плакала, и Улыбке захотелось её успокоить! Она спросила почему она плачет и слёзка рассказала свою историю. Жила на свете девочка была она очень добрая, жизнерадостная. И все её любили. Этому завидовала одна злая колдунья, которую звали Чёрная Королева. И вот однажды она явилась к девочке и заколдовала её забрала у неё приветливое настроение….
И вот с тех пор я всё время плачу и забыла как улыбаться- закончила свой рассказ Слёзка. Очень грустная история, - сказала Улыбка. Я очень хочу тебе помочь, но расколдовать тебя можно, только побыв в стране Настроений и выполнив задание фей.
Восп: Ребята, может и мы с вами сможем помочь расколдовать Слёзку?
Дети: да!
Восп: И так, мы отправляемся в путь. Путешествовать мы будем на машине времени, чтобы она начала работать, необходимо приобрести билетики, но заплатить за них нужно не деньгами, а правильным изображением настроения героя сказки. Дети, на карточках-билетиках вы увидите героев сказок, настроения которых нужно будет изобразить. С помощью чего мы показываем настроение? (с помощью выражения лица, движений рук и тела).
Задания на карточках:
- Улыбнуться, как весёлый Буратино.
- Рассердиться, как Карабас-Барабас и т.д.
Восп: Ребята, вы правильно выполнили задание, и машина времени готова к работе. (дети вместе с педагогом встают в центр большого обруча. Звучит музыка из кинофильма «Гостья из будущего»
Итак, мы в с вами перенеслись в страну Настроений, где нас будут встречать Феи, задания которых надо выполнить. А вот и первая Фея. Какое у неё настроение?
Дети: Злое, сердитое.
Восп: Да это фея злости. Давайте посмотрим, какое задание она приготовила для нас.
Игра- загадка «Маски»
На одного из детей, который встанет перед остальными, я надену маску с настроением, но он не будет знать, что это за маска. Чтобы догадаться, какое настроение у маски, нужно у кого-то из детей спросить об особенностях положения бровей, рта, глаз. Когда настроение будет угадано, водящим становится тот ребёнок, который отвечал на вопросы.
Восп: Мы отправляемся ко второй Фее. Эта Фея Страха. Какое же задание она нам предложила?
Игра « Театр»
На этой станции один из вас будет изображать с помощью мимики какое-то настроение, но при этом часть его лица будет скрыта. Остальным ребятам нужно догадаться, какое настроение было загадано.
Восп: А теперь мы отправляемся в гости к Фее Радости. Вот задание- устроить салют радости. Но сначала для него необходимо выбрать материал. На какой цвет похожа радость? (на оранжевый, жёлтый). Поэтому именно эти цвета мы возьмём для нашего салюта. (каждый ребёнок берёт кусочки бумаги).Какой красивый салют у нас получился! А какое настроение у вас при этом было? (радостное). Такое же настроение стало и у нашей Слёзки. Ну вот мы и расколдовали нашу Слёзку. А на прощанье давайте сделаем Феям подарок- нарисуем их портреты.
Восп: А сейчас мы прощаемся со страной Настроений и на машине времени возвращаемся домой. (дети вместе с педагогом встают в центр большого обруча. Звучит музыка из кинофильма «Гостья из будущего»)
Итог занятия: Наше занятие заканчивается. Кому мы помогали? Что мы для этого делали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Доказано, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность ...
Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии...
Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии...
Экскурсия как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач....
Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Использование приемов мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Описан опыт работы с мнемотаблицами по развитию связной речи у детей с ТНР...
Педагогический опыт работы по теме «Портфолио дошкольника как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста »
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом ...