Индивидуальный образовательный маршрут Iречевой уровень
материал (средняя группа) на тему
Пример ИОМ на ребёнка с УО
Индивидуальный образовательный маршрут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indiv.obrazov-y_marshrut_i_rechevoy_uroven.docx | 74.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пример ИОМ на ребёнка с УО
Индивидуальный образовательный маршрут
ФИО ребенка
Дата рождения ребенка
Утверждено:
Заведующий МБДОУ «ЦРР д/с «Колокольчик»
___________ Еремина О.В
Согласовано
______________ (ФИО родителя)
Срок реализации:
2017-2018 уч.г
Пояснительная записка
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных спо психолособностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально-личностного развития.
Задачи по социально-личностному развитию ребенка:
- Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
- Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
- Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
- Создать условия для развития положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Индивидуальный образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Модель психолого-педагогического сопровождения основана на профессиональной взаимосвязи всех специалистов учреждения: педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и педагогов дополнительного образования в работе с ребенком с ОВЗ. В течении года с воспитанником осуществляется работа по этапам: диагностический, основной, заключающий. Каждый специалист осуществляет свое направление с опорой на основные линии развития ребенка.
Учитель – логопед:
- Диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
- Составляет индивидуальные планы развития, планы специально организованных занятий;
- Проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте);
- Консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
- Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Воспитатель:
- Проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- Воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- Организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- Применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- Консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Педагог-психолог:
- Организует взаимодействие педагогов;
- Оказывает методическую помощь педагогу дефектологу, воспитателю в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
- Проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- Организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
- Повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- Проводит консультативную работу с родителями.
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей;
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе Адаптированной образовательной программы МБДОУ «ЦРР-д/с «Колокольчик» г. Абакана, разработанной в соответствии с «Примерной основной образовательной программой дошкольного образования» и на основе «Комплексной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой, а также на основе следующей парциальной программы: (ВЫБОР ПРОГРАММЫ СОГЛАСНО ЗАКЛЮЧЕНИЮ)
- Умственная отсталость:«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева ; «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика» Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.;
- Ринолалия на основе учебных пособий: «Ринолалия» Е.Е. Васильева; «Открытая ринолалия» А.Г. Ипполитова; «Коррекция речи при ринолалии» И.И. Ермакова; «Логопедия. Часть2: Ринолалия» С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, Л.Г. Парамонова; «Логопедия» Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская; «Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции» Чиркина Г.В.;
- Аутизм «Программа работы с детьми с проявлениями раннего детского аутизма» И.В. Ковалец; «Развитие речи у аутичных детей» Л.Г. Нуриева ; «Знакомьтесь- аутизм» С.Н. Чувашова, Ю.В. Корелина; «Логопедическая работа с безречевыми детьми» Е.В. Кириллова ; «Слышим. Видим. Говорим» Е.П. Микшина; «Если ребенок плохо говорит» Н.В. Нищева; «Как превратить неговорящего ребенка в болтуна»Т.В. Башинская, Т.В. Пятница;
- Алалия
«Логопедическая работа с безречевыми детьми» Е.В. Кириллова ; «Слышим. Видим. Говорим» Е.П. Микшина; «Если ребенок плохо говорит» Н.В. Нищева; «Как превратить неговорящего ребенка в болтуна»Т.В. Башинская, Т.В. Пятница; «Воспитание речи у детей с моторной алалии» Рождественская В.И.; «Формирование речи у детей с моторной алалией»Жукова Н.С ; «Приемы активизации речевой деятельности у неговорящих детей» А.В. Никитенко, Е.А. Фролова
Для работы с ребенком, мы используем образовательные технологии:
- Информационно-коммуникативные технологии
- Игровые технологии
- Психогимнастика
- Мнемотехника
- Песочная терапия
- Технология исследовательской деятельности
- Технология личностно-ориентированного взаимодействия.
- Сказкотерапия
- ТРИЗ
- Технология формирования слоговой структуры слова (Ткаченко Т.А.)
- БОС-дыхание
- Медико-профилактические технологии (Организация мониторинга здоровья
дошкольников; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
организация контроля соблюдения требований СанПиНов)
- Ритмопластика
- Динамические паузы
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Самомассаж (общий и точечный)
- Арттерапия
- Музотерапия
- Сказкотерапия
- Хромотерапия
- Аромотерапия
- Логоритмика
- Релаксация
По заключению ТПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с умеренной степенью умственной отсталости.
АОП для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения с учетом «Комплексной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой
Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.
- Целевой раздел
Ф.И.О. ребенка
Возраст ребенка
Домашний адрес
Общие сведения о ребенке
Аня опрятная, улыбчивая девочка. Воспитывается в полной семье из 4-х человек. У Ани есть старший брат нормативного развития. Семья проживает в благоустроенной квартире, у ребенка есть игровой уголок в общей с братом комнате, отдельное спальное место. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проявляют заинтересованность в воспитании ребенка, рекомендации педагогов выполняют. Детский сад посещает регулярно, пропускает ДОУ крайне редко.
Ребёнок сличает 2 основных цвета, сличает парные предметы и парные картинки, сличает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), выделяет две величины.
Временные и пространственные представления у ребёнка не сформированы: в пространстве и на листе бумаги не ориентируется. Мелкая моторика развита недостаточно.
Аня реагирует на своё имя и жестовый призыв: «Иди ко мне», «Пойдём заниматься» ситуативно. С незнакомыми взрослыми в контакт вступает редко, избирательно.
Уровень обучаемости ребёнка низкий, нуждается в постоянной обучающей помощи (показ способа действия). Перенос способа на аналогичное задание не осуществляет.
Ребёнок включается в подгрупповые занятия. На занятиях действует по подражанию, выполняет задания на знакомом наглядном материале, инструкции сопровождаются указательными жестами, показом способа действия. На учебном материале сосредотачивается на короткое время, часто отвлекается. Для повышения работоспособности используется стимулирование (выполнишь задание, дам картинки).
В утреннюю гимнастику с детьми Аня включается ситуативно, иногда с помощью педагога. Выполняет некоторые простые движения по подражанию, включается в совместные подвижные игры с другими детьми по подражанию, однако правила игр не соблюдает. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука - правая.
Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки сформированы. Аня самостоятельна в приеме пищи и посещении туалета, может попросить о помощи, используя при этом тактильный контакт. В выборе пищи – избирательна. Аня может самостоятельно одеться и раздеться, при этом требуется контроль и стимулирующая помощь педагога, вещи в кабинку убирает только по требованию педагога.
Аня может вступать в тактильный и зрительный контакт. Ситуативно выполняет действия по подражанию педагогу и другим детям; коммуникативные навыки не сформированы. Простую бытовую инструкцию понимает редко.
Девочка проявляет интерес к изобразительной деятельности, отдавая предпочтение раскрашиванию красками. Под контролем педагогов включается в совместную изобразительную деятельность: раскрашивание, модульная лепка (наклеивает на картонную основу кусочки пластилина, размазывает их), простая аппликация (намазывает и наклеивает на лист бумаги деталь аппликации, на листе не ориентируется). Интерес к результатам деятельности не проявляет. На протяжении всего занятия требуется постоянный контроль педагога.
С конструктивным материалом выполняет действия предметно-манипуляционного характера. Под контролем педагога может построить «башенку», «дорожку». К конструированию и к конструктивным играм детей интерес не проявляет. Собирает знакомую разрезную картинку из 2-3 частей с организующей помощью педагога.
Выполняет действия с предметами (неспецифические): берет в руки предмет, стучит им, удерживает в руке; ситуативно по показу и с помощью педагога кормит куклу, катает мяч, ловит мыльные пузыри. Предметно-игровую деятельность в свободную деятельность не переносит. В свободной деятельности предпочитает музыкальные книги и манипуляции с игрушками.
Групповым занятиям предпочитает индивидуальные, на фронтальные занятия идет не- охотно, интерес к занятиям – неустойчивый. На занятиях двигательно возбуждена, на месте удерживается с трудом, периодически смеется, кричит, визжит; на стуле сидит стереотипно раскачиваясь, импульсивно падает на пол, начинает размахивать руками. наблюдается гиперсензитивность на громкие, резкие звуки (закрывает глаза, прикрывает уши).
Организация образовательной деятельности
Социально-коммуникативное развитие:
- учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, ребенка);
-учить откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях;
-учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;
- формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней;
- формировать потребность эмоционально – личностного контакта со взрослым;
- учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем;
- учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы.
- учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться);
-учить узнавать себя в зеркале, на фотографии.
Формирование игровой деятельности:
Обучение игре
- учить детей самостоятельно организовывать игровое взаимодействие;
- учить создавать проблемно-игровые ситуации;
- учить организовывать игры-соревнования, игры-эстафеты, участвовать в них, соблюдать правила;
- учить устанавливать и соблюдать правила в игре.
- учить развивать в игре коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение, активность, инициативность, самостоятельность;
- учить справедливо, оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:
- учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом;
- учить снимать и вешать на место своё полотенце;
- учить застёгивать большие пуговицы;
- учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью;
- учить развешивать вещи на стульчик;
- учить пользоваться салфеткой;
- учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи;
- учить проситься в туалет, указывая жестом;
Физическое развитие (физическое здоровье):
- учить выполнять элементарные движения и действия по подражанию, с помощью педагога;
- обучать элементарным правилам подвижных играх;
- учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом ;
- учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по подражанию, частично сопряжённо с педагогом;
- учить прыгать на двух ногах с поддержкой педагога;
- учить ползать по гимнастической скамейке, по дорожке, подлезать под дугу по подражанию педагогу;
- учить ходить и бегать стайкой за педагогом.
Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание:
- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»);
- учить соотносить предметы с их изображением;
- учить сличать парные предметы и картинки;
- учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);
- учить сличать геометрические фигуры;
- учить различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
- учить различать объёмные формы – кубик, шар;
- учить различать и соотносить основные и оттеночные цвета;
- учить сличать основные цвета и некоторые оттенки;
- учить складывать разрезную предметную картинку из 5- 6 частей;
- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);
- учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан).
Формирование мышления:
- формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»);
- учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш;
- учить пользоваться предметами-орудиями для решения проблемно-практических задач.
Формирование количественных представлений:
- учить составлять группы из одинаковых предметов;
- учить выделять один и много предметов из группы;
- учить соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев.
Ознакомление с окружающим:
- знакомить с животными и частями их тела (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт);
- учить узнавать отдельные фрукты и овощи;
- учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду.
- знакомить с некоторыми предметами и деталями одежды;
- учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе.
Развитие ручной и мелкой моторики:
- учить нанизывать на шнурок крупные бусины;
- учить выполнять действия с крупной шнуровкой;
- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого;
- учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим);
- учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги;
- учить откручивать детали игрушек, конструктора;
- учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд.
Речевое развитие:
-развивать коммуникативные навыки ребенка;
- накапливать пассивный словарь ребенка;
- учить понимать различные формы словоизменения;
- формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;
- накапливать экспрессивный словарь;
- развивать связную речь;
- развивать звуконаполняемость и слоговую структуру слов;
- формировать речевое дыхание;
- учить использовать интонации в связной речи.
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка:
- учить сидеть за столом в процессе выполнения работы;
- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжённо с педагогом;
- учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога;
- учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом.
Аппликация:
- учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом;
- учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку);
- учить выполнять аппликацию из двух частей с помощью педагога.
Рисование:
- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок;
- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);
- учить подбирать цвет краски в соответствии с цветом контура предмета.
Конструирование
- учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) по подражанию педагогу;
- учить выкладывать из счётных палочек простые изображения способом наложения на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка).
- учить собирать макси-пазлы из 25 частей.
Развитие музыкально-ритмических навыков:
- учить выполнять движения под музыку сопряжено со взрослым, а затем по показу;
- учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием;
- развивать микромоторику пальцев рук;
- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан);
- вовлекать в хороводные игры с детьми.
- учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место;
- закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, носки, шапку, штаны), обувь;
II. Содержательный раздел
В начале года | В середине года | В конце года | ||
Социально-коммуникативное развитие | ||||
Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого. | + | |||
Давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции; | + | |||
Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки); | + | |||
Понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении; | + | |||
Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: - принимать помощь взрослого, | + | |||
- разрешать дотрагиваться до своих рук, | + | |||
- принимать поглаживание по голове, | + | |||
Выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.) | + | |||
Фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней, | + | |||
Прослеживать перемещение игрушки по горизонтали на расстояние до 30 см; | + | |||
Прослеживать перемещение игрушки по вертикали на расстояние до 30 см; | + | |||
Откликаться на свое имя | + | |||
Называть свое имя, | + | |||
Узнавать себя в зеркале, | + | |||
Узнавать себя на индивидуальной фотографии | + | |||
Положительно реагировать на приход в группу воспитателя и взаимодействовать с ним; | + | |||
Положительно реагировать на одного из сверстников ( друга, подругу), выделять его среди других детей; | + | |||
Находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта; | # | |||
Выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения | + | |||
Выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия игрушками. | # | |||
Обучение игре | ||||
Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; | # | |||
Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим; | # | |||
Не совершать неадекватные действия с куклой и машиной; | # | |||
Выражать положительное эмоциональное отношение к кукле; | # | |||
По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия - кормить куклу, катать в коляске; | + | |||
Нагружать в машинку игрушки, перевозить их. | + | |||
Культурно-гигиенические навыки | ||||
Проситься на горшок; | + | |||
Самостоятельно спускать штанишки и садиться на горшок; | + | |||
Не выходить из туалета со спущенными колготками, штанами; | # | |||
Мыть руки; | + | |||
Пользоваться своим полотенцем; | + | |||
Самостоятельно вытирать руки; | + | |||
Садиться за стол на свое место; | + | |||
Не есть руками; | # | |||
Не пить из тарелки; | # | |||
Не наполнять ложку руками; | # | |||
Вытирать рот и руки салфеткой; | - | |||
Не выходить из-за стола, не окончив еды; | + | |||
Знать свой шкафчик для одежды; | + | |||
Снимать колготки самостоятельно; | + | |||
Надевать колготки с помощью воспитателя или няни; | + | |||
Самостоятельно снимать и надевать их с помощью воспитателя или няни; | + | |||
Самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, | + | |||
Самостоятельно снимать и надевать шапку, обувь; | + | |||
Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место; | # | |||
Пользоваться помощью взрослого | + | |||
Благодарить за оказанную помощь | # | |||
Речевое развитие | ||||
Пользоваться невербальными формами коммуникации; | # | |||
Пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки; | # | |||
Проявлять интерес к окружающему: - людям, | # | |||
- действиям с игрушками и предметами | + | |||
Рассказывать об окружающем; | # | |||
Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых: - рассказам, - стихам, - потешкам, - песенкам. | # | |||
Воспроизводить знакомые звукоподражания, | + | |||
Воспроизводить лепетные слова и усеченные фразы; | + | |||
Выполнять действия по простым речевым инструкциям, | + | |||
Отвечать на простые вопросы: - о себе, | # | |||
- ближайшем окружении. | - | |||
Познавательное развитие | ||||
Сенсорное развитие | ||||
Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»; | + | |||
Различать свойства и качества предметов: - мокрый – сухой, | # | |||
- большой – маленький, | - | |||
- сладкий – горький, | - | |||
- горячий – холодный. | - | |||
Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов: - большой – маленький, | - | |||
- горячий – холодный, | - | |||
- кубик – шарик. | - | |||
Сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»; | + | |||
Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из трёх); | + | |||
Складывать разрезную картинку из двух частей; | + | |||
Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится, кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой. | _ | |||
Дифференцировать звукоподражание («Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов или картинок). | - | |||
Конструирование | ||||
Положительно относиться к процессу и результатам конструирования; | + | |||
Узнавать и называть знакомые постройки и конструкций; | # | |||
Создавать простейшие постройки и конструкции; | + | |||
Создавать простейшие постройки из строительного материала; | + | |||
Создавать простейшие постройки из палочек; | + | |||
Проявлять интерес к выполнению коллективных построек | # | |||
Совместной игре с ними; | + | |||
Создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе; | # | |||
Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик; | # | |||
Играть, используя знакомые постройки. | + | |||
Ознакомление с окружающим | ||||
Называть свое имя | ||||
Отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» | ||||
Показывать части тела и лица, отвечая на вопрос: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»; | ||||
Показывать на фотографии (выделив из трех) - себя | ||||
- маму | ||||
- папу | ||||
Показывать или называть отдельные предметы - одежды, | ||||
- посуды, | ||||
- игрушки | ||||
Узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых - животных, | ||||
- птиц | ||||
Отвечать на вопрос, указывая жестом или словом (где солнышко, дом, машина, вода, дерево). | ||||
Художественно-эстетическое развитие | ||||
Лепка | ||||
Активно реагировать на предложение взрослого полепить; | ||||
Соотносить лепные поделки с реальными предметами; | ||||
Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, и прямыми движениями (колбаску, баранку). | ||||
Раскатывая пластилин между ладонями круговыми (колобок). | ||||
Положительно относиться к результатам своей работы; | ||||
Аппликация | ||||
Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета; | ||||
Наклеивать заготовку | ||||
Соотносить аппликацию с реальными объектами; | ||||
Положительно относиться к результатам своей работы. | ||||
Рисование | ||||
Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать, | ||||
Изображать знакомые предметы; | ||||
Обследовать предмет перед рисованием, | ||||
Обводить по контуру; | ||||
Проводить прямые линии, | ||||
Проводить прерывистые линии, | ||||
Проводить волнистые линии, | ||||
Закругленные линии различными изобразительными средствами; | ||||
Соотносить рисунки с реальными объектами, называть их; | ||||
Положительно относиться к результатам своей работы. | ||||
Музыкальное воспитание | ||||
Различать знакомые музыкальные произведения, | ||||
Эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор из двух); | ||||
Узнавать знакомые мелодии; | ||||
Прислушиваться к словам песен; | ||||
Подпевать отдельные слова и слоги песен; | ||||
Выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать); | ||||
Сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности; | ||||
Участвовать в коллективной досуговой деятельности. | ||||
Физическое развитие | ||||
Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит | ||||
Тихо входить в спортивный зал и строится в шеренгу, ориентируясь на опору – стену, веревку, ленту, палку | ||||
Выполнять движения по подражанию взрослому | ||||
Бросать мяч по мишени | ||||
Ходить стайкой за воспитателем | ||||
Ходить друг за другом, держась за веревку рукой | ||||
Ходить по дорожке и следам | ||||
Спрыгивать с доски | ||||
Ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске | ||||
Проползать под верёвкой | ||||
Проползать под скамейкой | ||||
Переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе |
Критерии оценивания:
+ выполняет
# с помощью педагога
- не выполняет
План работы с родителями на ….. – ….. учебный год группы
№ п/п | Содержание деятельности | Срок исполнения | Ответственный исполнитель |
1. | Индивидуальные консультации «Адаптация ребенка в детском саду» | Сентябрь | |
2. | Оформление наглядно-информационных материалов «Примите наши правила!» | Сентябрь | |
3. | Проведение практических занятий для обучения родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях | В течение года | |
4. | Групповые собрания «Роль родителей в реализации АООП и АОП » | Сентябрь | |
5. | Участие в выставке поделок из природного материала «Осенняя ярмарка!» | Октябрь | |
6. | Общее родительское собрание – круглый стол «Секреты семейного воспитания» | Ноябрь | |
7. | Участие в совместных мероприятиях, посвященных Дню Матери | Ноябрь | |
8. | Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «В царстве матушки-Зимы» | Декабрь | |
9. | Оформление наглядно-информационных материалов «Если ребенок часто болеет» | Декабрь | |
10. | Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми | Январь | |
11. | Оформление наглядно-информационных материалов «Как организовать выходной с ребенком» | Январь | |
12. | Групповые собрания «Социальное партнерство семьи и ДОУ как необходимое условие социализации дошкольника» | Январь | |
13. | Оформление наглядно-информационных материалов «Безопасность ребенка в зимний период» | Январь | |
14. | Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ» | Февраль | |
15. | Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «На защите Родины» | Февраль | |
16. | Общее родительское собрание – «Социализация дошкольника – путь к успешному обучению в школе» | Март | |
17. | Подготовка и оформление фотовыставки «Портрет любимой мамочки» | Март | |
18. | День открытых дверей | Апрель | |
19. | Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «Умелые руки не знают скуки!» | Апрель | |
20. | Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ» | Апрель | |
21. | Групповые собрания – устный журнал «Итоги работы за учебный год» | Май | |
22. | Оформление наглядно-информационных материалов «Безопасное лето вашего ребенка» | Май |
III. Организационный раздел
Ребенок посещает ДОУ в режиме 12-часового пребывания.
Режим дня на холодный период
VI | |
Прием и осмотр детей | 7.00-7.55 |
Утренняя гимнастика | 8.00-8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.15-8.50 |
Фронтальные занятия | 9.00-9.40 |
II завтрак | 10.00-10.15 |
Занятие | |
Подготовка к прогулке | 10.20-10.35 |
Прогулка, индивидуальные занятия | 10.35-11.45 |
Подготовка к обеду | 11.45-12.00 |
Обед | 12.00-12.30 |
Подготовка ко сну | 12.30-13.00 |
Сон | 13.00-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 |
Занятия, свободная деятельность | 15.15-16.00 |
Уплотненный ужин | 16.00-16.30 |
Прогулка | 17.00-18.10 |
Свободная деятельность детей | 18.10-19.00 |
Режим дня на теплый период
VI | |
Подъем, осмотр, утренний туалет | 7.00-7.55 |
Утренняя гимнастика | 8.00-8.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.15-8.50 |
Прогулка: музыкальные, физкультурные занятия, индивидуальная работа, наблюдения, труд, воздушные и солнечные ванны | 9.00-11.50 |
II завтрак | 10.00-10.15 |
Подготовка к обеду | 11.50-12.00 |
Обед | 12.00-12.30 |
Подготовка ко сну | 12.30-13.00 |
Сон | 13.00-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 |
Прогулка: игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, труд | 15.15-16.25 |
Уплотненный ужин | 16.00-16.20 |
Прогулка | 17.00-18.20 |
Свободная деятельность детей | 18.20-19.00 |
Паужин | - |
Спокойные игры детей, гигиенические процедуры | – |
Сон | – |
Индивидуальный учебный план (на неделю)
Вид деятельности | Количество занятий в неделю | Примечание |
Фронтальные занятия (воспитатель) | 5 | Ежедневно |
Индивидуальные занятия воспитателя | 3 | Пн.,Ср., пт. |
Индивидуальные занятия педагога-психолога | 1 | Пт. |
Индивидуальные занятия учителя-логопеда | 3 | Пн., ср.,пт |
Индивидуальные занятия музыкального руководителя | 1 | Пт. |
На основании коллегиального заключения ПМПК:
- педагог психолог организует работу по формированию познавательного интереса, коррекции мыслительной деятельности в соответствии с планом индивидуальной работы;
- учитель-логопед организует работу по формированию предпосылок к возникновению речи, коммуникативных навыков в соответствии с планом индивидуальной работы.
Условия для развития ребенка
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы
Развивающая среда в группе построена с учетом требований ФГОС дошкольного образования и адаптированной образовательной программы ДОУ.
При организации развивающей предметно-пространственной среды учтены принципы ее построения. Предметно-пространственная среда во всех группах безопасна: мебель и крупное игровое оборудование закреплены, не имеют дефектов, их расстановка в группе рациональна.
Доступность среды обусловлена возрастными и индивидуально-типологическими особенностями воспитанников. Игровое оборудование, материалы и игрушки находятся в свободном доступе. Пособия для индивидуальной работы и инструменты, требующие особого обращения (ножницы, стеки, мелкие и хрупкие предметы) находятся в закрытых нишах с условными обозначениями.
Среда полифункциональна и трансформируема. В группе предусмотрено зонирование для всех видов деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, театрализованной, конструктивной, двигательной, трудовой. Наполняемость центров соответствует возрастным потребностям детей.
Учитывая важность социального развития дошкольников, в группе организованы уголки сюжетно-ролевой игры «Семья». В группе имеется необходимое оборудование для организации предметно-игровой деятельности.
Для организации художественно-творческой деятельности детей в группе имеется необходимое оборудование (ножницы, краски, кисти, клей, пластилин, бумага и картон, бросовый материал, подставки, салфетки и т.д.), которое используется на занятиях, а так же в свободной деятельности по требованию детей и под руководством педагогов. Для самостоятельной творческой деятельности детей центр изобразительного искусства содержит материалы для рисования (бумага, краски, цветные карандаши, трафареты, книжки-раскраски), образцы детских работ.
В группе имеется дидактическая кукла с набором одежды по сезонам. Игротека пополнены разнообразными авторскими играми и пособиями на развитие сенсорных представлений, мышления, памяти и внимания.
Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.
Книжный уголок отличаются разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.
Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность. Пособия для закаливающих процедур представлены разнообразными массажёрами.
В группе имеется уголок уединения, с этой целью используется часть спального пространства группы.
Все помещения группы оформлены эстетично и педагогически целесообразно. В дизайне использованы фотографии различной тематики, плакаты по лексическим темам и основам безопасной жизнедеятельности, детские работы. Характерным является многофункциональное использование помещений.
Методическое обеспечение
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2003.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009.
- Е. и С. Железновы Музыка с мамой: Аудиопрограмма для общего и музыкального развития малышей от 0 до в лет. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007.
- Е. и С. Железновы Музыкальные обучалочки: Серия аудиодисков. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007 – 2010.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. - М.: Просвещение, 1988
- «Ринолалия» Е.Е. Васильева; «Открытая ринолалия» А.Г. Ипполитова; «Коррекция речи при ринолалии» И.И. Ермакова; «Логопедия. Часть2: Ринолалия» С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, Л.Г. Парамонова; «Логопедия» Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская; «Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции» Чиркина Г.В.;
- «Программа работы с детьми с проявлениями раннего детского аутизма» И.В. Ковалец; «Развитие речи у аутичных детей» Л.Г. Нуриева ; «Знакомьтесь- аутизм» С.Н. Чувашова, Ю.В. Корелина; «Логопедическая работа с безречевыми детьми» Е.В. Кириллова ; «Слышим. Видим. Говорим» Е.П. Микшина; «Если ребенок плохо говорит» Н.В. Нищева; «Как превратить неговорящего ребенка в болтуна»Т.В. Башинская, Т.В. Пятница;
- «Логопедическая работа с безречевыми детьми» Е.В. Кириллова ; «Слышим. Видим. Говорим» Е.П. Микшина; «Если ребенок плохо говорит» Н.В. Нищева; «Как превратить неговорящего ребенка в болтуна»Т.В. Башинская, Т.В. Пятница; «Воспитание речи у детей с моторной алалии» Рождественская В.И.; «Формирование речи у детей с моторной алалией»Жукова Н.С ; «Приемы активизации речевой деятельности у неговорящих детей» А.В. Никитенко, Е.А. Фролова
Программу составили:
Учитель-логопед __________________ Гришаева Е.П.
Музыкальный руководитель ___________ Казакова М.В.
Воспитатель _________________________ Иванова Н.В.
Воспитатель_________________________ Созинова Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР ( ОНР 1 уровень речевого развития)
Разработка понедельного планирования по ИОМ с детьми 4-5 лет с ЗПР....
План работы учителя- логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком с ЗПР ( ОНР 1 уровень реч. развития) - ноябрь
Материал подобран в соответствии с лексическими темами детского сада и программой ИОМ....
План работы с детьми с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту (ОНР 1 уровень)
материал для работы с детьми 4 лет...
План работы учителя-логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР (1 уровень речевого развития) на февраль
Материал сотавлен в соответствии с лексическими темами д/сада и программой ИОМ....
План работы учителя- логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком с ЗПР ( ОНР 1 уровень реч. развития) Март
Материал в соответствии с лексическими темами, направлен на развитие разных сторон речи ребенка с ЗПР....
План работы логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР ( ОНР 2 уровень речевого развития) старшая группа Октябрь
Материал соответствует лексическим темам ДОУ , направлен на развитие речи и мышления ребенка с ЗПР ( 2 уровня реч. развития)...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (ОНР 3 уровень) старшая группа
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (ОНР 3 уровень)...