Конспект совместного мероприятия педагога-психолога и музыкального руководителя для педагогов «Танцевальная терапия»
методическая разработка

Танцевальная терапия представляет собой особый вид психотерапии, в котором для развития эмоциональной, физической, когнитивной или социальной жизни человека используются движения. Прежде всего, такая методика направлена на тех людей, которые переживают серьезные эмоциональные стрессы, тяжелые заболевания или периоды снижения способностей. Существуют как групповая танцевально-двигательная терапия, так и индивидуальная. Это позволяет и помочь человеку сформировать навыки общения, и увидеть собственный позитивный образ, и наконец-то обрести эмоциональное успокоение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_muz_rukom.docx20.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект совместного мероприятия педагога-психолога и музыкального руководителя для педагогов «Танцевальная терапия»

Цель: самосовершенствование с помощью заданных или произвольных танцевальных движений, сопровождающихся музыкальным оформлением, а также выражение и проработка эмоций через спонтанные движения тела, способствующие формированию стратегии достижения успеха, доброго отношения друг к другу.

Задачи:

•помочь осознанию членом группы собственного тела и возможностями его использования;

•повысить чувство собственного достоинства и самооценку;

•способствовать развитию социальных навыков через приобретения нового опыта общения в условиях творческого взаимодействия, что позволит преодолеть словесные барьеры;

•создать условия для проживания катарсиса, то есть проживание чувств, подавленных конфликтом, переживаний, через экспрессивность;

•снять физическое напряжение с помощью специальных упражнений и движений;

•снять психическое напряжение, тревожность и стресс;

•приобрести новые формы общения, основанные на совместной групповой работе;

•закрепление положительных способов произвольной регуляции поведения.

Педагог-психолог

Танцевальная терапия представляет собой особый вид психотерапии, в котором для развития эмоциональной, физической, когнитивной или социальной жизни человека используются движения. Прежде всего, такая методика направлена на тех людей, которые переживают серьезные эмоциональные стрессы, тяжелые заболевания или периоды снижения способностей. Существуют как групповая танцевально-двигательная терапия, так и индивидуальная. Это позволяет и помочь человеку сформировать навыки общения, и увидеть собственный позитивный образ, и наконец-то обрести эмоциональное успокоение.

Основная цель танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного «Я». В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, какой-то вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным. Танцевальная терапия приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.

Джоан Смолвуд, выделила три компонента терапевтического процесса при проведении танцевальной терапии:

  1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных «двойных сообщений» (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
  2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
  3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).

Принципы работы группы танцевальной терапии:

В качестве принципов работы групп танцевальной терапии используются традиционные принципы работы тренинговых групп:

  1.  «здесь и теперь»;
  2. конфиденциальности;
  3. открытого выражения чувств;
  4. ответственности;
  5. активности.

Музыкальный руководитель

Сейчас я покажу как это работает на самом деле и начнем мы с самого легкого упражнения.

1.Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара. (Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком).

Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен:

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Вопросы для обсуждения: (задает педагог-психолог)

  • какой танец было легко исполнить, какой трудно?
  • почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?

2.Упражнение «Ведущий и ведомые»

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов. Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.

Процедура: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым.

Вопросы для обсуждения:

  • что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?
  • что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?
  • когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?

3.Упражнение «Отображение»

Цели: Поощрение осознания тела, творческого движения и межличностной эмпатии; развитие самопринятия и взаимопринятия. Медленная, спокойная музыка.

Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой – ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его. В качестве ведомого отражайте движения своего партнера – как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас «ведет» ваше тело. Примерно через две минуты поменяйтесь ролями.

Вопросы для обсуждения:

  • на какие движения партнера вы обратили внимание?
  • что вы чувствовали, когда отражали движения партнера / он отражал ваши движения?

4.Упражнение «Все со всеми»

Цели: Эмпатическое принятие партнеров; взаимопознание; развитие танцевально-экспрессивного репертуара участников.

Процедура: Участники становятся в два круга – внешний и внутренний. Один из партнеров начинает спонтанно двигаться, творчески самовыражаясь, следуя своим чувствам в данный момент. Другой зеркально отражает его движения, стараясь «вчувствоваться» в партнера через его пластику, манеру движений. Через 30 секунд участники меняются ролями.

Двигаясь относительно друг друга, все участники должны провзаимодействовать со всеми членами группы.

Вопросы для обсуждения:

  • отличаются ли ваши чувства в процессе взаимодействия с разными участниками?
  • насколько обогатился ваш танцевально-двигательный репертуар в процессе взаимодействия с участниками группы?

5.Упражнение «Восход солнца»

Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление. Медленная, спокойная музыка.

Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: «Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти...»

На этом наше тренинговое занятие подошло к своему завершению. Перед вами лежат таблички. Мы просим Вас написать отзыв о занятии. «Что понравилось?», «Что не понравилось?», «Чего не хватало?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного мероприятия медицинских работников и музыкального руководителя "Что такое грипп и как не заболеть"

Филин и Вовка из " тридесятого царства" объясняют детям в  доступной и интересной форме,  как не заболеть гриппом. Дети узнают признаки этой болезни и как избежать заболевания гриппом....

«Совместная деятельность музыкального руководителя и педагога-психолога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

Взаимодействие специалистов в детском саду – важная и ответственная форма работы с детьми дошкольного возраста. Практика подсказывает, о необходимости поиска эффективных методик по сохранению пс...

Из опыта совместной работы музыкального руководителя и педагога-психолога

Такая совместная продуктивная работа реализовывалась в течении двух лет (с 2020 по 2022 год). Продуктом совместной работы стало проведение некоторого колличества мероприятий для детей разной направлен...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя по логоритмике

Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредствам сочетания музыки и движений....

Конспект совместного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя «Прогулка в осенний лес» для детей 5 – 7 лет с ТНР

Цель: развитие речевых, двигательных, ритмических способностей детей путем сочетания слова и музыки....

Совместное мероприятие музыкального -руководителя и педагога психолога в ДОУ.

Взаимодействие специалистов в детском саду –важная и ответственная форма работы с детьми дошкольного возраста. Практика подсказывает ,о необходимости поиска эффективных методик по сохранению пси...