Соблюдение прав ребенка при получении общего образования
статья по теме
Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности и в этом процессе немалую роль играет правовое образование как часть общего обязательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Соблюдение прав ребенка при получении общего образования | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Соблюдение прав ребенка при получении общего образования
Дегтерева М. А.
МАДОУ «Улыбка», г. Лабытнанги, ЯНАО, Россия
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают –
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
Как хорошо, что есть права!
Автор: К. Шамбур
Мне как педагогу, работающему с детьми разного возраста, давно стал интересен вопрос о правах ребенка. Актуальность проблемы соблюдения прав ребенка при получении дошкольного образования и образования в средней школе вызвана складывающейся обстановкой негативного отношения подростка к образовательному процессу. Далеко не все несовершеннолетние, обладающие правом на бесплатное образование, в силу своего возраста, осознают необходимость получения знаний и выполнение в этой связи возложенных на них обязанностей.
К сожалению, и лица, на которых возложен надзор за воспитанием несовершеннолетних, несмотря на требования закона, не уделяют должного внимания подросткам, ущемляя права последних.
Основополагающие элементы правоотношений в сфере детства регламентированы Конвенцией «о правах ребёнка» принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, согласно которой международное сообщество признало необходимость предоставления специальной защиты детей. Согласно Конвенции под понятием «ребенок» понимается лицо, не достигшее 18-летия, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Указанную позицию, а также иные вопросы взаимоотношений российского общества, связанные с правом детей, регулируются Конституцией РФ и иными федеральными законами, при этом под ребенком понимается лицо, не достигшее 18 летнего возраста.
Несмотря на многозначность понятия «права», в российской юриспруденции под указанным термином понимается совокупность правил поведения, норм, установленных и санкционированных государством, обеспеченных его принудительной силой.
Как и любой субъект правоотношений на территории РФ применительно к получению общего образования ребенок обладает комплексом прав и обязанностей.
Основными субъектами образовательных отношений в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, обучающиеся, их родители (иные законные представители) и педагогические работники. Поскольку возраст детей, пребывающих в таких учреждениях, не позволяет им в полной мере осознавать весь объем прав и обязанностей, контроль над реализацией этих прав и обязанностей возлагается на родителей. К правам воспитанников дошкольных учреждений можно отнести:
1. Право на образование и развитие физических и творческих способностей ребенка.
В каждом детском саду должны быть специальные развивающие занятия. Ребенок должен не только играть и гулять, но еще и развиваться. С этой целью в каждом детском саду имеются педагоги, которые помогают ребенку развиться как в физическом, так и в творческом и умственном плане. Если этого не происходит – можно говорить о том, что права ребенка в детском саду нарушаются.
В настоящий момент в нашей стране существует огромная сеть детских садов, работающих как в дневное время, так и круглосуточно. Кроме того, постоянно разрабатываются новые образовательные программы, направленные на всестороннее развитие ребенка. В связи с этим, как правило, эти права ребенка в детском саду не нарушаются.
2. Право на игру.
Делая упор на образовании ребенка и развитии его творческих способностей, нельзя забывать и о другом важном праве – праве на игру. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, поэтому в детском саду на игру должно отводиться достаточное количество времени. Если Вы приходите в детский сад – и видите, что дети вместо игры, развивающих занятий или прогулки сидят перед телевизором или, еще хуже, компьютером – Вы можете пожаловаться на то, что права Вашего ребенка в детском саду нарушаются.
3. Право на жизнь и здоровье.
Информация о необходимости охраны здоровья детей дана во многих правовых актах – например, в Законе «Об образовании» сказано, что любое образовательное учреждение (в том числе, и детский сад) должно обеспечить защиту здоровья и жизни своих воспитанников. Таким образом, права ребенка в детском саду включают в себя возможность своевременного оказания необходимой медицинской помощи в случае необходимости.
Таким образом, если Вы приходите в детский сад – и с удивлением обнаруживаете, что в детском саду нет медицинского кабинета, медсестры или аптечки со всеми необходимыми по инструкции препаратами – Вы можете пожаловаться на нарушение.
4. Право на защиту от всех форм жестокого обращения.
К понятию «жестокое обращение» относятся не только откровенные побои и другие виды физического или сексуального насилия, но также и эмоциональное насилие (прилюдные унижения, оскорбления, крик).
К сожалению, нарушения таких прав ребенка в детском саду встречаются сплошь и рядом. Воспитательницы считают своим священным долгом отвесить оплеуху расшалившемуся ребенку, крикнуть на него или прилюдно унизить, используя бранные слова. Если Вы каким-то образом узнали о том, что к Вашему ребенку применяется какой-либо вид насилия – обращайтесь в вышестоящие инстанции и срочно меняйте детский сад.
5. Право на защиту интересов и нужд ребенка.
Интересам и нуждам ребенка должно оказываться должное внимание. Например, в детском саду воспитатель не должен сидеть и читать книжку или сидеть в интернете, пока дети предоставлены сами себе. Реализация этих прав ребенка в детском саду подразумевает постоянное внимание воспитателя к детям и удовлетворение их нужд. Если малыш хочет в туалет – воспитатель обязан отвести его в специально отведенное место и усадить на горшок. То же самое относится и к чистым полотенцам, безопасным игрушкам и т.д.
6. Право на полноценное питание.
Растущему организму требуется полноценное, качественное и достаточное питание. В связи с этим, если в детском саду Вашему ребенку дают просроченные продукты, кормят одними кашами или порции слишком маленькие – это прямое нарушение прав ребенка в детском саду.
Некоторые обязанности и права ребенка в детском саду регулируются определенными правилами, установленными в детском саду, и распорядком дня. Некоторые детские сады строго относятся к опозданиям, поэтому лучше приходить пораньше, чтобы не остаться в числе тех, кого не пустили. Чтобы не было досадных накладок, лучше заранее ознакомиться с Уставом детского сада и строго соблюдать его.
Наряду с этим каждый школьник России имеет право на:
– бесплатное образование;
– выбор школы и формы обучения (в школе или дома самостоятельно);
– учебу по индивидуальной ускоренной программе;
– бесплатное использование литературы в библиотеке;
– участие в школьном самоуправлении;
– свободу слова и убеждений.
Все права школьников неразрывно связаны с их обязанностями:
– соблюдать Устав школы;
– выполнять правила школьного распорядка;
– добросовестно учиться;
– беречь школьное имущество;
– уважительно относиться к работникам школы и ко всем учащимся.
Каждый школьник должен знать, что их учителя тоже имеют свои обязанности:
– соблюдать Устав школы и правила школьного порядка;
– обладать профессионализмом;
– заботиться о сохранении здоровья детей.
Каждый ученик школы имеет гарантию на защиту своих прав:
- никто в школе не имеет права ущемлять права учащихся;
- начиная с 8 лет, каждый ученик имеет право участвовать в работе различных общественных организаций, кроме религиозных и политических;
- учащиеся имеют право участвовать в собраниях, проводимых во внеурочное время, по поводу нарушения прав;
- администрация школы обязана ознакомить всех работников школы и учащихся с Уставом школы и правилами школьного распорядка и вести контроль по их соблюдению.
- физическое и психологическое насилие в школе над учеником уголовно наказуемо. Под психологическим насилием следует понимать крик, угрозы, шантаж, критика и оскорбление, чрезмерные требования, унижения.
Необходимо отметить, что на родителей в этой связи также возложен ряд обязанностей.
Согласно ст.18 Конвенции родители или (в соответствующих случаях) законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.
В соответствии с положением Семейного Кодекса РФ установлено право и обязанность родителей: воспитывать своих детей, обеспечить получение последних дошкольного образования и основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Данная обязанность является конституционной и закреплена в ч.4 ст.43 Конституции РФ, которая гласит, что основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. К основным общеобразовательным программам относятся программы дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования. Данные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Вместе с тем, складывающееся самовольное отношение подростков к образовательному процессу, во многом обязано бездеятельности родителей и лиц их замещающих. В большинстве случаев дети предоставлены сами себе, такая обязанность как надзор за несовершеннолетним со стороны взрослых утрачивается. Казалось мелкая провинность, выразившаяся в единичном случае не подготовки домашнего задания, переросшая в течение определенного времени в системность, отсутствие у ребенка интереса к учебе, а у родителя к воспитательному процессу, рождает из подростка безнадзорное лицо, не способное соответствовать установленным в государстве нормам поведения. При этом самым страшным последствием в этой связи является противопоставление подростком себя обществу, совершение им противоправных деяний.
В отсутствие контроля со стороны взрослых несовершеннолетние, самая легко подверженная влиянию, прослойка общества, при негативном на нее давлении, становится неуправляемой, для нее не существует авторитетов, либо последние являются ложными.
Безнадзорность детей, выразившаяся в том числе, в отсутствии контроля взрослых за образовательным процессом подростка, в обязательном случае влечет административную ответственность ст.5.35 КоАП РФ.
Родитель не уделяет должного внимания своим детям в силу чрезмерной занятости. Большинство родителей не работают, а так же имеют низкий уровень образования. В этой связи необходимо разъяснение несовершеннолетним их прав и обязанностей на ранних этапах обучения.
Проработав в школе 6 лет и являясь педагогом дополнительного образования в детском саду, я заметила, что особое внимание уделяется правам, обязанностям и ответственности обучающихся по мере расширения их дееспособности. В него включены понятия, связанные с правовой грамотностью, пониманием ценности права и государства, государственных символов, распространяющие содержание прав ребенка и механизмы их реализации, правила поведения в семье, на улице, в детском саду, в школе, в конфликтных ситуациях, типичных для соответствующего возраста, приемы поиска необходимой информации и т.д.
Важную роль призвано сыграть изучение иностранного языка как средство коммуникации между людьми. Изучение языков является одним из самых плодотворных средств для воспитания уважения к правам и свободам личности, чувство собственного достоинства, справедливости. Изучение языка, включающее в себя изучение истории и культуры народа, предоставляет удобные возможности для формирования у подростков правовой культуры и общечеловеческих ценностей.
Соответственно, на разных этапах обучения проводятся различные мероприятия и уроки по теме «Права ребенка». С дошкольниками непосредственная образовательная деятельность включает в себя развивающие, сюжетно-ролевые и подвижные игры, в том числе постановка сказок. Такие сказки как «Колобок», «Репка» или «Волк и семеро козлят» знакомят детей с правом на жизнь, на неприкосновенность жилища, а так же правом на семью.
С младшими школьниками я провожу игры, с помощью которых дети могут узнать, какие у них есть права. Глядя на картинки, они формулируют три основных права: право на образование, право на медицинское обслуживание и право на отдых. Так же можно разыграть фрагменты спектаклей с последующим обсуждением прав героев. Например, таких спектаклей как «Золушка», «Приключения Буратино», «Дюймовочка» или «Красная шапочка». В них встречаются такие права: право на жизнь, добровольное выполнение поручений и т.д.
В среднем звене проводятся более серьезные мероприятия, целью, которых является знакомство учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными Конвенцией ООН и способами их реализации по теме «Права ребёнка в англоговорящих странах и в Российской Федерации». Обучающиеся знакомятся с новыми терминами, такими как “consensus” согласие, “human rights” права человека, “tolerance” терпимость, “peace education” воспитание в духе мира, “freedom” свобода, “declaration” декларация, “law” закон, “constitution” конституция и т.п.
В старшем звене тема «Конвенция о правах ребенка» включена в рабочую программу. Ниже я приведу пример фрагмента урока в 10 классе по данной теме. В речевую зарядку будут входить утверждения учителя о Конвенции прав ребенка, с которыми они должны либо согласиться, либо нет.
What do you know about the convention? Agree or disagree with my statements.
1) The convention is the first legally binding international document about the rights of children.
2) The convention consists of 50 articles.
3) It was ratified by Russia in 1991.
4) The rights should apply to young people everywhere whether they live in rich or poor countries.
5) The Convention was approved by the UN on the 20th November of 1989.
Затем продолжается работа непосредственно со статьями Конвенции. На раздаточном материале учащихся приведены некоторые статьи из Конвенции. Обучающиеся называют права, которыми они обладают.
To protect children’s rights the United Nations has worked out an international agreement called the United Nations Convention on the Rights of the Child. It gives you different rights. Look at them. They are on your desks. What rights do you have?
The United Nations Convention on the Rights of the Child:
All children have the right to non-discrimination. (Article 2)
Children have the right to life. (Article 6)
All children have the right to name and nationality at birth. (Article 7)
Children have the right to express their views. (Article 12)
Children have the right to meet other people. (Article 15)
Children have the right to privacy. (Article 16)
Children have the right to information. (Article 17)
Children have the right to protection. (Article 19; 32)
Disabled children have the right to take a full and active part in everyday life. (Article 23)
Children have the right to health and health care. (Article 24)
Children have the right to education and development. (Article 28; 29)
Children have the right to leisure. (Article 31)
На данном этапе урока обучающиеся знакомятся со своими правами более подробно и делают соответствующие выводы.
Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование как часть общего обязательного процесса.
Правовое воспитание решает задачу становления гуманистически ориентированной личности, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами и чувствами собственного достоинства, умеющей отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни.
Для того чтобы идеи прав и свобод действительно стали основой мировоззрения будущих взрослых граждан России, необходима система гражданско-правового воспитания и обучения на всех ступенях учебного процесса. И начинать нужно именно с детского сада или начальной школы. Тема прав человека должна стать одним из основных направлений образования, по крайне мере гуманитарных предметов. Занятия могут проводиться в рамках обучения различным предметам. Это могут быть классные часы, формы внеклассной и внешкольной работы.
Обучающиеся имеют право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно - нравственным путём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями старших дошкольников по соблюдению прав ребенка.
В статье изложен материал по соблюдению прав ребёнка в семье. Так же предложен план работыс родителями по правовому воспитанию, организационно-просветительска...
организация работы с родителями по соблюдению прав ребенка
Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать права других, человек. С детского возраста нужно воспитыв...
Организация работы с родителями старших дошкольников по соблюдению прав ребенка
В дошкольном возрасте у детей закладываются основы будущей личности, усваиваются ценности общества, в котором они живут. Задача педагогов - помочь детям осознать свои права, а также разъяснить родит...
«Современные подходы по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»
Проект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста и их родителей. Сегоднешние дети - это будующее нашей страны. Блогополучие граждан возможно лишь в цивилизованном правовом государстве. Данная...
Особенности соблюдения прав ребенка на детство
Особенности соблюдения прав ребенка на детство ДЕТСТВО, период от рождения до 11–12 лет, в течение которого ребенок не только растет и развивается физически, но и формируется его характер....
Методическая разработка: «Рекомендации воспитателям по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»
Существует противоречие между регламентированной международными и Российскими законодательными актами необходимостью совместной работы ДОУ и родителей по реализации прав ребенка и отсутствием разработ...
"Соблюдение прав ребенка, как условие развития его индивидуальности"
Доклад "Соблюдение прав ребенка, как условие развития его индивидуальности"...