Методическая разработка: «Рекомендации воспитателям по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»
методическая разработка по теме
Существует противоречие между регламентированной международными и Российскими законодательными актами необходимостью совместной работы ДОУ и родителей по реализации прав ребенка и отсутствием разработанных методических рекомендаций воспитателям по работе правового просвещения родителей.
Все это определило область, в рамках которой я провела исследование педагогических условий, определяющих эффективность образовательного процесса формирования основ правовой культуры на начальных этапах становления личности дошкольников.
В данной презентации я представляю материалы методической разработки, содержание которой включает комплекс мероприятий по организации работы с родителями дошкольников по работе правового просвещения родителей и рекомендации педагогам по организации этой работы в условиях дошкольного учреждения.
Данная разработка была представлена на суд комиссии в период моей аттестации в 2013 году.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АВТОР РАБОТЫ Должность – социальный педагог МДОБУ д/с №11 Файзуллина С.В. Имеется – первая квалификационная категория Заявлена – высшая квалификационная категория
ВВЕДЕНИЕ
Многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье . Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации - советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка.
Результаты анкетирования родителей № Вопросы анкеты Начало года Конец года 1. Знакомы ли Вы с документами о правах ребенка 31% 80% 2. Знаете ли Вы, в чем проявляются нарушения прав ребенка 16% 87% 3. Допускаете ли шлепок 74% 2 8% 4. Используете ремень как вид наказания 31% 12% 5. Лишаете свободы движения 92% 3 7% 6. Оставляете ребенка одного дома на несколько часов 46% 1 9%
ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ Детский фонд ООН (Организация Объединенных Наций) - ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы: Всеобщая декларация прав человека (1948 г) Декларация прав ребёнка (1959 г.) Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов: Семейный кодекс Российской Федерации Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» Закон «Об образовании» Конституция Российской Федерации Региональные нормативные акты: Законы, принятые законодательными органами Республики Башкортостан Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти городского округа г. Нефтекамск
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, РАСКРЫВАЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Беседы об ответственности и правах ребенка», «Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка», «Беседы о правах ребенка», «Знакомим дошкольника с конвенцией о правах ребенка», «Правовое воспитание» Программа «Я – ребенок и я… имею право!..» Зеленовой Н.Г. и Осиповой Л.Е.
. АКТУАЛЬНОСТЬ . Существует противоречие между регламентированной международными и Российскими законодательными актами необходимостью совместной работы ДОУ и родителей по реализации прав ребенка и отсутствием разработанных методических рекомендаций воспитателям по работе правового просвещения родителей. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Способствовать повышению компетенции воспитателей в вопросах правового воспитания дошкольников и просвещения родителей
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Процесс формирования правовой культуры родителей дошкольников будет эффективен, если реализуется совокупность следующих педагогических условий: Выявлена сущность и специфика понятий "правовое воспитание" и "правовая культура" детей на начальных этапах становления личности; Определены критерии и уровни сформированности основ правовой культуры детей на начальных этапах становления личности и направления и этапы правового просвещения родителей дошкольников; Определены принципы, содержание и разработана технология работы воспитателя с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка; Осуществляется непрерывность и преемственность в формировании правовой культуры детей на начальных этапах становления личности и правового просвещения родителей; Обеспечен достаточный уровень готовности педагогов к правовому просвещению родителей.
ЗАДАЧИ 1. Определить содержание и формы работы по формированию правовой культуры детей на начальных этапах становления личности. 2. Определить содержание и формы работы с родителями дошкольников по формированию правовой культуры детей на начальных этапах становления личности. 3. Разработать мероприятия по организации работы с родителями дошкольников по формированию правовой культуры и соблюдению прав ребенка и методические рекомендации воспитателю по их использованию.
НОВИЗНА методической разработки Впервые собран, обработан и представлен цикл мероприятий по совместной работе детского сада с родителями по правовому просвещению, который можно использовать в работе с педагогами. Определены направления и этапы работы с родителями дошкольников по формированию правовой культуры и соблюдению прав ребенка. ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ. Методы, предлагаемые в работе с родителями могут быть применимы к сотрудничеству с педагогами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ (ожидаемый результат): Окажет помощь воспитателям в повышении правовой компетентности родителей, позволит заинтересовать их данной темой; Родители станут полноправными участниками образовательного процесса, что позволит выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду; Взаимодействие родителей с детьми все больше приобретёт личностно-ориентированный характер; Поможет воспитателю установить доверительные отношения с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье; Дети будут комфортно чувствовать себя дома и в детском саду.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКОЙ
Первый этап Организационный Ознакомление с методической литературой по теме, изучение проблем в правовом воспитании детей. Определение целей и задач. Определение методов и приемов работы, форм и типов непосредственной образовательной деятельности, методов диагностики и методов анализа результатов деятельности.
Второй этап Административный Встречи с родителями детей, собеседование, анкетирование родителей и детей. Распределение направлений деятельности и изучаемых вопросов, исходя из специфики программы ДОУ и результатов анализа и диагностики. Консультирование с администрацией ДОУ по планированию работы.
Третий этап Деятельный Составление перспективного плана. Разработка содержания работы. Разработка содержания консультаций и сценариев мероприятий с родителями. Проведение работы с детьми и родителями. Промежуточное обследование. Промежуточное подведение итогов.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Правовое воспитание в ДОУ Очень часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или образовательном учреждении. Причина этого не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо игнорируются. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Сегодняшние дети – это наше будущее, это будущее нашей страны.
ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ С детьми: создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие коммуникативной компетентности ребенка; развитие социальных навыков; формирование правового сознания детей. С взрослыми: формирование гуманного отношения к ребенку; формирование правовой культуры; обеспечение защиты прав.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ с педагогами (знакомство с нормативными и правовыми документами); с родителями (конкурсы семейного творчества, выставки, традиционные и нетрадиционные родительские собрания по теме и т.д.); с детьми (занятия, беседы, игры, развлечения и т.д.).
Формы работы воспитателя с детьми по формированию правового сознания Беседы Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, отражающих правовые отношения Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов Непосредственная образовательная деятельность на основе метода интеграции Выставки в мини-галерее детских рисунков. Экскурсии Сюжетно-ролевые игры в группе Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки Просмотр видеофильмов Дидактические игры Сочинение сказок, рассказов, историй правовой направленности Использование книжки - расскраски Слушание художественных произведений, сказок
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ № Формы Виды 1. Интерактивная - анкетирование; - диагностика; - дискуссия; - «круглые столы»; - родительские собрания; - конференции; - вечера вопросов и ответов; - тренинги; - консультации специалистов 2. Традиционная - тематические часы; - родительские собрания; - вечера отдыха; - семейные спортивные и интеллектуальные состязания; - творческие конкурсы 3. Просветительская - использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей; - стенды и уголки для родителей
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОУ: Формы и методы работы с родителями. Правила воспитателя.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ РЕБЕНКА : I Этап. Знакомство родителей с организацией работы ДОУ, соблюдением в нем прав ребенка. II этап. Изучение социально-педагогических условий семейного воспитания и эмоционального самочувствия ребенка в семье. III этап. Знакомство родителей с правовой базой воспитания и образования детей. IV этап. Разработка и использование технологий включения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
ЦИКЛ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ РЕБЕНКА: Анкеты, наблюдения и тесты для воспитателей, родителей и детей Стендовая информация Памятки Родительские собрания Консультации Интерактивные формы работы с родителями
ПРИЛОЖЕНИЯ, РАЗРАБОТАННЫЕ АВТОРОМ: Стендовая наглядная информация правовой направленности. Картотека игр правовой направленности. Рабочая тетрадь для родителей и детей «Я и мои права». «Книжка-раскраска» правовой направленности. Картотека мультимедийных презентаций по правовому воспитанию в ДОУ. Семинар-практикум «Правовое воспитание в ДОУ». «Русалочка» (Газета для родителей, детей и воспитателей ДОУ)
ИЗ ЖИЗНИ ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Необходимо проводить работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей: Информировать родителей о нормативных основах прав детей; Вовлекать членов семьи в процесс воспитания и развития детей на праздниках, выставках детского рисунка, игротеках и других мероприятиях детского сада; Консультировать родителей; Осуществлять интеграцию всех специалистов образовательного учреждения (организовывать для родителей консультации медперсонала, психолога, специалистов ДОУ и т.П.); Индивидуально консультировать и посещать на дому детей, родители которых относятся к "группе риска"; Совместно с родителями разработать общегрупповые традиции - праздники, посвященные началу и окончанию учебного года, календарные праздники, связанные с семьей (день матери, защиты детей и т.П.); Организовывать выставки, на которых будут представлены результаты художественно-эстетической деятельности детей и родителей (фотоматериалы, поделки, рисунки и т.п.); Проводить спортивные мероприятия, походы, организовывать обмен опытом по использованию здоровье сберегающих технологий в домашних условиях.
ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПОСТАВИТЬ ПЕРЕД СОБОЙ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: Совместно с социальным педагогом познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Познакомить родителей с основными документами по защите прав человека. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.). Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями старших дошкольников по соблюдению прав ребенка.
В статье изложен материал по соблюдению прав ребёнка в семье. Так же предложен план работыс родителями по правовому воспитанию, организационно-просветительска...
Организация работы с родителями старших дошкольников по соблюдению прав ребенка
В дошкольном возрасте у детей закладываются основы будущей личности, усваиваются ценности общества, в котором они живут. Задача педагогов - помочь детям осознать свои права, а также разъяснить родит...
«Современные подходы по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»
Проект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста и их родителей. Сегоднешние дети - это будующее нашей страны. Блогополучие граждан возможно лишь в цивилизованном правовом государстве. Данная...
Методическая разработка «Современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников»
В разработке представлены новые направления в работе по экологическому воспитанию дошкольников:метод моделирования, элементы сказкотерапии, телесно-ориентированные технологии. Также описывается ...
Методическая разработка для воспитателя по организации игры в среднем дошкольном возрасте
Организация игры и примеры игр в средней группе. Роль и задачи воспитателя в процессе организации игры....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для педагогов важно прививать дошкольникам осознание необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. Зрительная гимнастика — эф...
Методическая разработка. Консультация для педагогов "Организация работы в учреждении по воспитанию валеологической культуры ребенка"
Консультация для педагогов ДОУ...