Работа с родителями старших дошкольников по соблюдению прав ребенка.
материал (старшая группа) по теме
В статье изложен материал по соблюдению прав ребёнка в семье. Так же предложен план работыс родителями по правовому воспитанию, организационно-просветительская работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota__s_roditelyami.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями старших дошкольников по соблюдению прав ребенка.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
Человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации - советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка.
У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. Многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства. Недаром врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хронический, недостаток любви. Специалисты отмечают, что мы недооцениваем роль детских переживаний не только на этапе формирования личности, но и в жизни взрослого человека.
Результаты анкетирования родителей группы показали недостаточные знания родителей о правах ребенка, затруднения в выборе средств. Из 20 человек опрошенных 38% не знают правовых документов, в которых установлены права ребенка, 38% затрудняются в формулировке прав, имеющихся у ребенка. Практически все родители применяют наказания к своему ребенку, как они считают - в целях воспитания.
Жестокое обращение с ребенком вследствие изменения детской психики не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь: он иначе воспринимает окружающую действительность, иначе думает, иначе ведет себя.
Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.
Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках малыша наше будущее. Сейчас на защиту прав и достоинств маленького ребенка могут встать дошкольные образовательные учреждения.
Для того, чтобы педагоги дошкольных образовательных учреждений могли в своей работе с детьми и родителями реализовать идеи Конвенции о правах ребенка в полной мере, потребовалось проведение специального исследования во многих странах мира, которое осуществлялось на средства и при участии UNICEF (ЮНИСЕФ) - Детского фонда Организации Объединенных Наций.
В законе РФ «Об образовании», семейном кодексе РФ определены обязанности родителей, педагогов, образовательного учреждения в вопросах образования и воспитания. Они являются равноправными участниками образовательного процесса, следовательно, их педагогическое воздействие должно быть согласованным и совместным.
На основе анализа имеющейся современной педагогической литературы, программ можно отметить, что содержание правового воспитания детей старшего дошкольного возраста достаточно разработано, имеется такая методическая литература, как: «Беседы об ответственности и правах ребенка», «Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка», «Беседы о правах ребенка», «Знакомим дошкольника с конвенцией о правах ребенка», и другие. Но недостаточно разработаны рекомендации для воспитателя, формы и содержание работы с родителями старших дошкольников работу по правовому воспитанию детей, отсутствуют рекомендации воспитателям для проведения такой работы.
Таким образом, существует противоречие между регламентированной международными и Российскими законодательными актами необходимостью совместной работы воспитателя и родителей по реализации прав ребенка и отсутствием разработанных методических рекомендаций по реализации прав ребенка на защиту и помощь в семье.
Проблема: определить комплекс мероприятий с рекомендациями по взаимодействию с родителями, направленных на реализацию права ребенка, на защиту и помощь.
С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение других. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании детей. Их беспокоят непослушание конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей-дошкольников. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Жизнь, здоровье, будущее ребенка зависит от родителей и от взрослых , его окружающих, от мира на земле, от экологического состояния планеты. Если раньше система общественного воспитания снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка на детский сад, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят, о нем заботятся! Моя задача как педагога состоит в том, чтобы не оставаться равнодушной и организовать защиту прав и достоинств маленького ребенка, обеспечить в процессе общения ребенка с родителями: - чувство психологической защищенности; - доверие миру; - эмоциональное благополучие; - формирование личностной культуры; - развитие индивидуальности. Для этого нужна систематическая и целенаправленная работа с педагогами, с детьми, с родителями. Мною использованы формы и методы работы по охране прав ребенка. В своей работе я провожу занятия, дискуссии, анкетирование для родителей, дидактические игры и упражнения. Использую в своей работе художественную литературу (стихотворения, пословицы, поговорки). Мною дана консультация на тему: «Переживание детьми дошкольного возраста физического наказания». Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. План работы с родителями по правовому воспитанию:
|
Организационно-просветительская работа с родителями
Содержание работы | Сроки проведения |
1. Подготовка нормативно-правовых документов по проблеме охраны прав детей | Сентябрь |
2. Организация информационного стенда в каждой группе детского сада «Правам ребёнка посвящается» | Октябрь |
3. Анкетирование: -Хорошие ли Вы родители? — «Какие наказания Вы применяете по отношению к своему ребёнку?» — «Охрана прав и достоинств ребёнка»
| Октябрь. Апрель. |
4. Организация в детском саду: -библиотеки | В течение года |
5. Индивидуальная работа с семьёй | В течение года |
6. Комплексный мониторинг по проблеме жестокого обращения с детьми | Март |
7. Творческая гостиная педагогов и родителей «Как любить ребёнка» | Декабрь |
8. Групповая дискуссия «Наказывая, подумай: зачем?» | Январь |
9. Оформление рекомендаций по изучаемой проблеме | В течение года |
10. Родительское собрание, знакомство родителей с положением «Конвенция о правах ребёнка», «Семейный кодекс РФ». | октябрь |
11. Родительское собрание «Нарушение прав ребенка в нормальных семьях» | февраль |
Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми по правовому воспитанию.
Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны правового воспитания ребенка.
Необходимо подготовить для родителей письменную консультацию об их конституционных правах и обязанностях, поместить ее в родительский уголок. Предложить для родителей почтовый ящик "Ваш вопрос - наш ответ". Где родители смогут задать вопросы конфиденциального характера и получать ответ педагога, руководителя, специалистов, родительского комитета, психолога или врача. А также можно провести презентацию детской литературы по правовому воспитанию, рассказать о том, как можно доступно объяснить детям их права и обязанности.
Постепенно родители станут полноправными участниками образовательного процесса. Родители будут принимать активное участие в создании предметно-развивающей среды.
Интересная и плодотворная такая форма работы, как семейный клуб. В клубе педагоги, дети и родители выступают как равноправные участники, как субъекты совместной деятельности. Именно совместная деятельность детей и взрослых обеспечивает развитие личности ребенка.
Таким образом,
• Все выше перечисленная работа поможет воспитателю установить доверительные отношения с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье;
• Поможет оказать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой;
• Родители станут полноправными участниками образовательного процесса, что позволит выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
• Взаимодействие родителей с детьми все больше приобретает личностно-ориентированный характер;
• Дети будут комфортно чувствовать себя дома и в детском саду.
За время исследовательской работы было проведено анкетирование родителей по знанию правовых документов и защите прав ребенка, размещена стендовая информация в родительском уголке, и проведены беседы, составлен план работы по правовому просвещению родителей в соответствии с перспективным планированием работы воспитателя со старшими дошкольниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей старших дошкольников по соблюдению правил дорожного движения "Воспитываем пешехода".
Дать рекомендации родителям о совершенствовании культуры поведения детей на улице и в транспорте....
Организация работы с родителями старших дошкольников по соблюдению прав ребенка
В дошкольном возрасте у детей закладываются основы будущей личности, усваиваются ценности общества, в котором они живут. Задача педагогов - помочь детям осознать свои права, а также разъяснить родит...
«Современные подходы по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»
Проект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста и их родителей. Сегоднешние дети - это будующее нашей страны. Блогополучие граждан возможно лишь в цивилизованном правовом государстве. Данная...
Методическая разработка: «Рекомендации воспитателям по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»
Существует противоречие между регламентированной международными и Российскими законодательными актами необходимостью совместной работы ДОУ и родителей по реализации прав ребенка и отсутствием разработ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ВОСПИТЫВАЕМ ПЕШЕХОДА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ВОСПИТЫВАЕМ ПЕШЕХОДА»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ВОСПИТЫВАЕМ ПЕШЕХОДА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ВОСПИТЫВАЕМ ПЕШЕХОДА»...