Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей». апрель- май 2018
проект на тему
Есть социальный заказ государства на воспитание человека – современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны – нашёл отражение в важнейших документах – Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, ФГОС.
Актуальность создания проекта
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Константиновского района»
Образовательный проект
«Великая Отечественная Война глазами детей»
Воспитатели: Нетребскова С.В.
Вайпан Р.В.
.
г. Константиновск
январь-май 2018 г.
"Земной поклон, солдат России,
за ратный подвиг на земле".
Введение
«Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, каким трудом заняты люди, какова природа – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств... » (Р. И. Жуковская)
Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во - многом определяется уровнем воспитанности, духовно – нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.
Р. И Жуковская, Г. М. Лямина, Н. В. Меньшикова, С. А. Козлова, М. И. Богомолова, В. И. Логинова и др. (исследования 80-90гг.) показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о нем, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.
Психологи - педагоги Л. А. Венгер, В. А. Петровский, И. Я. Михайленко и другие предложили личностно - ориентированную модель воспитания. Это позволило смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, на проблему их духовно- нравственного воспитания. С другой стороны - появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления ребенка с окружающим, что привело к выходу на более широкую проблему - социализации личности ребенка, становление гражданственности и патриотизма.
События последнего времени подтвердили, что патриотизм стал кое-где перерождаться в национализм. Это происходит потому, что у подрастающего поколения не формируются такие качества личности, как понимание и принятие своей родной культуры и другого народа; уважение к своеобразным, непохожим на общемировые или родные быту, традициям, обычаям, нормам и правилам. Общественные деятели, педагоги и ученые считают, что кровавые межнациональные конфликты можно предотвратить, если мы будем искать в образовании пути сближения культур разных народов. Они отмечают, что умению вести «диалог культур», овладению «культурой межнационального общения» можно и нужно обучать с детства (Суслова Э. К.).
Есть социальный заказ государства на воспитание человека – современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны – нашёл отражение в важнейших документах – Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, ФГОС.
Актуальность создания проекта
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Великая Отечественная война глазами детей». Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы: на формирование у дошкольников первичных представлений, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках культуры.
Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 г.
Идея: В преддверии празднования Дня победы познакомить детей с героическим прошлым нашей страны.
Тип проекта: по методу – информационно – исследовательский. По содержанию - «Ребенок - общество»; детско-взрослый; творческий, групповой, долгосрочный.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.
Стратегическая цель: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Тактические цели:
1.Создать образовательную среду по формированию первичных представлений, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках культуры.
2. Сформировать первичные представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
3. Создать мини-музей «Полочка боевой славы».
Задачи проекта:
- Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
- Подвести к восприятию художественных произведений о войне;
- Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
- Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
- Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г.г.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
- Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
- Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
- Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
Участники проекта: воспитатели, музыкальный работник, «Музей боевой славы», дети.
Целевая группа проекта: Проект адресован разновозрастной группе детей.
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Сроки реализации проекта: январь- май.
Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, ЭОР, организация НОД, просмотр военных фильмов, мини-выставки, составление рассказов, коллекционирование. Знакомство с памятниками, возложение цветов и венков, встречи с ветеранами, физкультурный досуг.
Гипотеза: патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Несомненно, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания останутся путанными, отрывочными, неполными.
Предполагаемый результат проекта:
- Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.
- Привлечение к совместной работе родителей.
- Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.
- Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
- Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
- Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
- Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы.
- Тематический праздник «День Победы».
- Участие в акции «Бессмертный полк»
Продукты проектной деятельности:
- Выставки детских рисунков,
- Фотографии занятий,
- Книжная выставка «Сталинград. 75 лет»,
- Конспекты занятий и тематических дней,
- Тематический праздник «День Победы».
- Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире.
- Презентация проекта.
Аннотация проекта.
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей и открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
- Дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о нем, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.
- Появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления ребенка с окружающим, что привело к выходу на более широкую проблему - социализации личности ребенка, становление гражданственности и патриотизма.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Ряд авторов рассматривают проекты с детьми. В работах Л. Морозовой, Н. Ю. Пахомовой, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности. Н. Мансуров охарактеризовал этапы проекта. В исследовании Е. Евдокимовой выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей: подражательско - исполнительский (с детьми 3-7 лет), развивающий (с детьми 7-9 лет) и творческий (с детьми 9-14 лет). Применительно к детскому центру проектная деятельность активно используется в экологическом и патриотическом воспитании по познавательному развитию.
Пути решения проекта:
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей СРЦ;
• оценить риски реализации проекта.
Организация деятельности над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка методических и дидактических материалов.
• Проведение интересных занятий, организация выставок.
• Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.
• Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву», Л.Кассиль «Твои защитники», С.Михалков «День Победы», заучивание стихов к празднику.
• Индивидуальные и коллективные беседа о Великой Отечественной войне.
• Слушание песен военно-патриотической тематики.
• Тематическое содержание книжного уголка.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная».
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
• Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский «Марш», П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Г.Свиридов «Военный марш», В.Агапкин «Прощание славянки».
Просмотр художественных фильмов о ВОВ.
2. Деятельность детей.
• Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
•Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
• Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
• Исполнение сюжетно-ролевых игр «Пограничники», «Моряки».
Предметно-развивающая среда:
Оформление уголка «Боевой славы».
Дидактические игры с патриотическим содержанием.
Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире.
Подборка песен военных лет.
Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.
Подборка фильмов военных лет.
План работы:
1 этап Подготовительный (январь)
- определение темы проекта,
- формулирование целей и задач проекта,
- подбор необходимого материала.
2 этап Основной (реализация проекта) (январь-май)
НОД, беседы, анкетирование, викторины, выставки рисунков и военной техники, чтение худ. литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций и мультфильмов на военную тематику, праздники посвященные защитникам отечества и дню победы.
3 этап Заключительный (май)
- проведение праздника посвященному дню победы,
- презентация проекта,
- оформление выставки.
Перспективный план проекта.
Месяц | Виды детской деятельности |
| |
3.Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней» 4.Чтение рассказов: «Таежный подарок». 5.Чтение стихотворений: «Мать- Земля» Я. Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский 6.Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский «Марш» (детский), П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков». | |
| |
Подготовительная группа | |
| |
1. Беседа «Памятники воинской славы». 2.Организация выставки книг о войне. | |
Октябрь | Младшая группа |
| |
Средняя группа | |
в изобразительном искусстве».
| |
Старшая группа | |
| |
Подготовительная группа | |
| |
ЗПР группа | |
1. Сюжетно-ролевая игра «Военные» 2. Лепка «Самолёт», «Звезда» | |
Ноябрь | Младшая группа |
| |
Средняя группа | |
| |
Старшая группа | |
| |
Подготовительная группа | |
Соц. - коммуникативное развитие/ 1. познавательное: «Россия – Родина моя»
| |
ЗПР группа | |
1.Рисование «Памятники воинской славы нашего города» 2. Организация подвижных игр «Перетягивание каната», «Сигнальные флажки» | |
Декабрь | Младшая группа |
| |
Средняя группа | |
2.Чтение художественной литературы: Л.Кассиль «Твои защитники». 3.Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Отдых после боя», «Возвращение домой» (В. Штраних, В. Костецкий) и др. 4.Коллективная работа по лепке «Военная техника» 5. Исполнение сюжетно-ролевых игр «Моряки». | |
Старшая группа | |
| |
Подготовительная группа | |
| |
ЗПР группа | |
1. Выпуск фотоальбома «Дети войны» 2. Лепка «Танки» | |
Январь | Младшая группа |
| |
Средняя группа | |
«Могила Неизвестного солдата». 3.Чтение рассказа Митяева А. «Дедушкин орден» 4.Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Салют победы» Ю. Непринцева 5.Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе. 6.Оформление альбома «Наша Армия родная»; | |
Старшая группа | |
| |
Подготовительная группа | |
| |
ЗПР группа | |
1. Дидактические игры «Собери машину», «Разложи и назови правильно» 2. Создание презентации для детей «Маленький солдат» | |
Февраль | Младшая группа |
| |
Средняя группа | |
2. Рассказ-беседа «Четвероногие помощники на фронте». 3. Чтение рассказов: «Почему Армия родная» А. Митяев. 4. Изготовление плаката «Мы за мир». 5. Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением памятников воинам, обелисков 6. Прослушивание музыкальных произведений: марши – Г. Свиридов «Военный марш», В. Агапкин «Прощание славянки». | |
Старшая группа | |
| |
Подготовительная группа | |
| |
ЗПР группа | |
1. Сюжетно-ролевая игра «Моряки» 2. Ручной труд «Морское путешествие» | |
Март | Средняя группа |
1.Экскурсия в «Музей боевой славы»Дом культуры «Нефтяник». 2. Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву». 3.Рассказ-беседа «Дети и война» 4.Рассматривание фотографий «Дети- герои Великой Отечественной войны». | |
Старшая группа | |
| |
Подготовительная группа | |
| |
ЗПР группа | |
1. Выставка рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто» 2. Создание дизайн-проекта клумбы в честь Дня Победы | |
Апрель | Младшая группа |
| |
Средняя группа | |
3.Чтение художественной литературы: С.Михалков «День Победы», заучивание стихов к празднику. 4. Встреча с ветераном войны, детьми военного времени.5. Разучивание стихотворения:Т. Белозеров Майский праздник - День Победы… | |
Старшая группа | |
1.Организация мини-музея «Полочка боевой славы». 2.НОД «Труженики тыла» 3.Участие во Всероссийском конкурсе - квесте «Этот день Победы!» | |
Подготовительная группа | |
| |
ЗПР группа | |
Конкурс макетов «Этих дней не смолкнет слава...» | |
Май | Младшая группа |
| |
Средняя группа | |
| |
Старшая группа | |
| |
Подготовительная группа | |
| |
ЗПР группа | |
1. Праздник, посвящённый 70-летию годовщине Победы. 2. Худ.ручной труд «Подарки ветеранам». |
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы СРЦ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу) .
2. Соответствие условий обучения воспитанников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса.
4. Отсроченный результат: успешность воспитанника СРЦ в школе.
Перспективы дальнейшего развития проекта
1. Выполнение данного проекта покажет возможности и перспективы работы в решении проблемы по активизации работы с детьми, педагогами и социумом по патриотическому воспитанию на основе исторических фактов событий Великой Отечественной войны. В результате реализации проекта мы сможем собрать необходимый материал для патриотического воспитания детей.
2. Фото, видео материалы, наработки и другой материал будет предлагаться для обмена опытом другим детским организациям города.
Пути распространения информации:
Результаты деятельности будут распространены через сайт СРЦ, сайты воспитателей СРЦ.
Риски
- Культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности,
- разносностью и иногда противоречивостью предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру.
Пути преодоления рисков
- Усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания. «Истинного гражданина, патриота надо воспитывать. Позиция родителей в жизни, их собственная гражданская активность – первое условие патриотического воспитания и все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - завещал А. С. Макаренко.
- Быстрая изменяемость окружающего мира: понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации. Необходим отбор содержания образования.
- Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности , осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
- Неизменной является традиция чтить память погибших воинов. Каждый год 9 мая мы с детьми идём к мемориалу в парк Победы, минутой молчания чтим память воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Обеспечение:
Материально-техническое: автобус для экскурсии, слайды «Великая Отечественная Война», семейные фотографии военных лет, фотоальбом, картон, клей, цветная бумага, проектор, фотоаппарат, магнитофон.
Учебно-методическое:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
- Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-500569-1413731744.jpg)
Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей»
Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 г.г....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/21/picture-126655-1419169095.jpg)
Образовательный проект "Великая Отечественная война глазами детей"
Проек по нравственно-партиотическому воспитанию....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/15/picture-654362-1439651125.jpg)
Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей»
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравстве...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-742701-1478420283.jpg)
Образовательный проект " Великая Отечественная война глазами детей
В преддверии празднования 70- ти летия со дня победы познакомить детей с героическим прошлым нашей страны....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/11/picture-807200-1607699260.jpg)
Образовательный проект «Великая Отечественная война глазами детей»
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим про...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/03/picture-1040808-1556890588.jpg)
Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей»
Актуальность:Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема н...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-1214370-1580697080.jpg)
Проект: «Великая Отечественная война глазами детей» в соответствии с ФГОС в 75-ю годовщину Великой Победы.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе. 75 лет назад наша страна стала свободной от фашистского вторжения. С каждым годом все меньше становиться очевидцев тех ст...