Мастер класс "Развитие речи дошкольников с помощью наглядного моделирования".
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
В нашей речи каждому слову должно быть определено своё место. А как определить правильное местоположение слова в предложении и поставить его так, чтобы было грамматически верно оформлено, узнаем на нашем мастер – классе, а также уточним приёмы и факторы, которые помогают дошкольнику овладеть грамматически правильной речью, т.е процессом становления развёрнутого смыслового высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи дошкольников | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Развитие речи дошкольников с помощью наглядного моделирования.
I слайд «Вижу, думаю, говорю»
«Счастье – это когда тебя понимают….» Наверное, все понимают эти строчки из фильма «Доживём до понедельника». И когда наши слова непонятны собеседнику, а мысли «скачут», как в мультфильме «Пластилиновая ворона», то утрачивается смысл общения между людьми.
II слайд м/ф ««Пластилиновая ворона»
III слайд – Речь
IV слайд – Школьник
В нашей речи каждому слову должно быть определено своё место. Однако большие претензии, которые нам предъявляют учителя начальных классов, касаются именно развития речи первоклассников: дети не умеют высказываться, строить предложения, подбирать синонимы, занимать слова в предложении местоимениями. А как определить правильное местоположение слова в предложении и поставить его так, чтобы было грамматически верно оформлено, узнаем на нашем мастер – классе, а также уточним приёмы и факторы, которые помогают дошкольнику овладеть грамматически правильной речью, т.е процессом становления развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких факторов, по мнению Л.С. Рубинштейна, А.М.Леушиной, Л.В.Эльконина и других, является наглядность.
V слайд - наглядность
VI слайд
Первой моделью активизации общения, зрительной сосредоточенности и развития речи, в частности развития звукоподражания, являются звучащие кубики.
Поиграем в «звуки и звукоподражания» - пробрасывайте лежащие перед вами кубики и произносите то, что выпало на грани кубика. Основной единицей здесь выступает звук. Закладывается фундамент, база всей системы речи.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить моделирование.
Моделирование плана высказывания, составление предложения предполагает последовательное размещение в определённой программе всех конкретных элементов предложения, а также то, что каждое звено, в данном случае слово, вовремя сменяется последующим.
Предлагаю вам заполнить схематическими рисунками, изображениями, символами или буквами грани кубика для составления предложений.
Мы с вами изготовим модель,
под цифрой 1 – эмоции;
Кому попался кубик под цифрой 2 – рисуют: мышку, кошку, девочку, бабочка, птичку или другую картинку, но это должно быть существительное одушевлённое;
Под цифрой 3 - глагол настоящего времени: сидит, лежит, смотрит, слушает и т.д.;
4 – предлоги (на, под, за, в, из);
5 – неодушевлённые существительные (шкаф, стол, дерево) и т.д.
6 – союзы «а», «но», «и»;
7 – эмоции ( удивлённый, радостный, злой) и т.д.
8 – существительные (лягушка, медведь) и т.д.
9 – глагол;
10 – предлоги;
11 – существительные (дом, нора, муравейник, дупло, гнездо, цветок).
Слайд – пианино.
Составляют предложения из 3 – 5 слов с использованием кубиков.
Развитие речи детей – дошкольников одновременно с подготовкой к обучению грамоте обеспечивает качественную подготовку к обучению в начальной школе. Одной из областей подготовки является определение количества и последовательности слов в предложении, которая успешно осуществляется в игре «Пианино»
Положите ладонь правой руки на стол под кубиками и приподнимите пальцы, как над клавиатурой и начинайте проговаривать слова с одновременным поочерёдным касанием пальцами стола и оставить пальцы на столе «приклеенными», по окончании проговаривания всех слов в предложении проводится подсчёт их количества.
Можем дать детям такие задания:
- назовите I, II, III и т.д. слово (по порядку)
- сколько всего слов?
- назовите IV слово (вразнобой)
Слайд – мотивация.
Упражнения в составлении предложений вызывают у детей желание «прочитать» их, т.е. создают мотивацию («Я умею читать») и положительный эмоциональный отклик, т.к предложения получаются достаточно забавные.
Слайд – поют.
К радостному возбуждению детей, которое они испытывают составляя предложения, присоединимся и мы с вами. Не думайте, что всё получится с первого раза, ведь поиск слов – важная задача при составлении предложения.
- I вариант. Составить предложение по выпавшим кубикам, соблюдая последовательность.
- II вариант. Назвать все слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
- III вариант. Заменить синонимами; антонимами, использовать имена собственные.
- IV вариант. Использовать профессиональный (педагогический, медицинский и т.д.) лексикон, молодёжный сленг или технический формат.
- V вариант. На коми или иностранном языке.
Вы отлично справились с упражнениями, однако, нам необходимо включить ещё и наречия.
Как вы думаете, какие слова – наречия можем изобразить схематически, зарисовывать их таким образом, чтобы они были понятны детям.
А) кисло – сладко
громко – тихо
высоко – низко
Б) старый – молодой
чистый – грязный
Спасибо вам за нововведение. Надеюсь, что данный кубик будет использоваться так же успешно, как и предыдущие.
И с введением данного кубика количественный состав предложения увеличивается до 12 -13 слов, а значит, и речь будет звучать полно, ясно и осмысленно, и будет осуществлён постепенный переход от звучащего кубика к звучащей речи.
Слайд – Рефлексия
Предлагаю вам некоторые высказывания и прошу вас определить, применимы ли они к нашему мастер – классу.
Изложите своё понимание данных выражений:
- Вижу, думаю, говорю.
- Разглядываю, размышляю, рассказываю.
- От простого к сложному.
- От звучащего кубика к звучащей речи.
- От наглядного –действенного мышления к наглядно – образному и от него к словесно- логическому мышлению.
- Учи показом, а не рассказом.
- Не говори чему учился , а говори, что узнал.
- Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.
Таким образом, мы уточнили, что наглядное моделирование создает ситуацию успешного овладения речью и убедились, как от простого созерцания, от разглядывания яркой картинки звучащего кубика перейти к практическому освоению языка, т.е. произнести речевой звук, а поразмыслив, сказать слово, соответствующее картинке, и овладеть сравнением, соотнесением, сопоставлением анализом, синтезом, словесно-логическим мышлением, т.е. перейти непосредственно к звучащей речи, таким образом, освоить всю систему родного языка.
Слайд
Алгоритм нашего мастера – класса представлен в виде домика, пирамидки и лесенки и подразумевает развитие речи ребенка от простого к сложному. Напишите, пожалуйста, в пустых графах этот алгоритм (раздать схематические изображения дома, пирамидки, лестница.) Проверьте.
Слайд
Россыпь замечательных открытий
С радостью на благо вам дарю,
Чтоб звучала речь детей, как песня…
Всем спасибо. Всех благодарю!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы :"Развитие связной речи с помощью наглядного моделирования". Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием опорных схем "ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА "ОСЕНЬ" (по И.Соколову-Микитову). Составила ГубаТ. В. воспитатель МБДОУ №12
Занятие с использованием опорных схем, для детей старшего дошкольного возраста....
Развитие связной речи дошкольников с помощью метода наглядного моделирования
Развитие речи дошкольников...
Презентация "Развитие речи с помощью наглядного моделирования"
Моделирование предложения с помощью кубиков соответствует предметно-практической деятельности дошкольника и опирается на зрительно-двигательный характер мышления, создаётся мотивация общения в ситуа...
Развития связной речи дошкольников с использованием наглядного моделирования метода пиктограмм.
laquo;Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и нап...
Конспект НОД по развитию речи «Обучение детей 5-6 лет рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования»
Открытое занятие можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/bbspjxz7f7k...
«Формирование связной речи дошкольников с речевым недоразвитием с помощью наглядного моделирования»
Слайд 1Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Сей...
«Развитие связной речи дошкольников с помощью метода моделирования»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как ...