Интервью – как один из методов в системе работы по формированию Службы ранней помощи в МАДОУ № 15 "Страна детства" г. Кызыла РТ
материал на тему
Интервью как один изь способов преподнасения методического материала и формы взаимодействия специалистов ДОУ. При помощи интервью педагоги расскрыли свою позицию к вопросам организации и оказания педагогической и коррекционной помощи в рамках "Служба ранней помощи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intervyu.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Интервью – как один из методов в системе работы по формированию Службы ранней помощи в МАДОУ № 15 "Страна детства" г. Кызыла
Учитель-логопед высшей квалификационной категории Плотницкая Л.А.
Цель: формирование в педагогическом коллективе МАДОУ творческого микроклимата, способствующего разработке и внедрению модели Службы ранней помощи детям с ОВЗ.
Задачи:
1.Формирование мотивации внесения личного вклада в разработку модели Службы ранней помощи у специалистов МАДОУ;
2.Поиск, систематизация и апробация методов работы с детьми с ОВЗ раннего возраста.
Оборудование: диктофон, презентация.
I. Подготовительный этап.
- Изучение научно-методической литературы по диагностики, психологической и логопедической помощи детям раннего возраста, вопросов о типологических особенностях детей с ОВЗ, о коммуникативном взаимодействии детей с проблемами поведения, эмоциональной сферы, детей с РАС и признаками РАС, о формах работы с семьёй "особенного" ребёнка.
- Поиск методического опыта работы с детьми с особыми образовательными потребностями, его систематизация, оформление документации.
- Объявление о начале интевьюирования:
"Уважаемые коллеги! 26-27 февраля 2018г. вам будет предоставлена возможность дать интервью по вопросу "Организация Службы ранней помощи: вопросы, поиски и решения".
Ваши наблюдения, мнения и предложения будут систематизированы и предложены для обсуждения на заседании «Круглого стола специалистов МАДОУ".
Ждём Вашего активного участия!"
II.Основной этап.
Интервью с педагогами дошкольного учреждения.
Вопрос директору МАДОУ №15:
-Доброе утро, Ольга Георгиевна! Солнце только встало, а мы уже ведём разговор о большой, трудной, но очень важной работе по открытию Службы ранней помощи, которая осуществляется в ДОУ. Скажите, в чём заключается основная идея создания этой Службы?
-Здравствуйте! Период раннего детства является сенситивным для развития многих функций, ориентировочно-познавательной деятельности, активно формируется речь и личность ребёнка. Вместе с тем, число детей, нуждающихся в особом внимании медиков и педагогов неуклонно растёт: сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, более 50% имеют речевые расстройства, 29,2% - расстройства эмоционально-волевой сферы. Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» - 12,3%; нарушения поведения и внимания - 7,7 %; повышенная утомляемость, истощаемость нервных процессов - 9,2%. Именно поэтому вопросы ранней диагностики, коррекции имеющихся проблем в развитии и их профилактика приобретают особую актуальность. Недооценка возможностей раннего периода развития ведёт к отставаниям, которые с трудом восполняются или не компенсируются полностью. Родители же зачастую не имеют достаточно полных знаний, не видят отклонений в развитии ребёнка и поэтому упускают драгоценное время.
Служба ранней помощи призвана своевременно выявить проблемы, мобилизовать для помощи всё значимое для ребёнка окружение взрослых, профессионально устранить их, а самое главное - предупредить возможное неблагополучие в развитии малыша и развить заложенные природой возможности.
Вопрос директору:
-Да, увидеть проблему своевременно - это шаг к её решению. Но ведь малыш находится в фокусе внимания многих служб: социальных, медицинских. Каковы преимущества Службы ранней помощи именно в дошкольном учреждении?
-В стенах дошкольного учреждения наряду с государственными программами воспитания и развития можно использовать и вариативные, не противоречащие потребностям и возможностям детей раннего возраста. В ДОУ имеется правильно организованное пространство для развития, хорошее методическое и техническое оснащение, а самое главное – образованный и мобильный коллектив педагогов – единомышленников.
Вопрос заместителю директора по УВП МАДОУ №15:
-Здравствуйте, Наталья Владимировна, любое серьёзное дело всегда начинается с планирования. О целях Службы ранней помощи мы уже говорили. А фундаментом этой работы являются основополагающие принципы. На каких из них будет построена Служба ранней помощи?
-Да, это так, именно дидактические принципы являются научной основой предстоящей работы. И главные из них следующие:
- ориентация на семью, взаимодействие с родителями.
-комплексное воздействие на соматическую, моторную, речевую и психологическую сферу ребёнка;
- «пошаговое» обучение;
- принцип индивидуального подхода;
Ориентиром в практической работе будут и коррекционные принципы воздействия на психомоторную и речевую сферу ребёнка:
- принцип опоры на различные анализаторы (зрительные, слуховые, кинестетические, моторные и др.);
- принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), предполагающий предоставление ребенку тех заданий, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого;
- принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение трудностей в развивающую работу;
- принцип наглядности, который обеспечивает прочное усвоение материала;
- принцип онтогенетический, требующий учета последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка;
- принцип опоры на ведущий вид деятельности – в раннем возрасте это предметная деятельность.
Вопрос Наталье Владимировне:
-Скажите, на этапе становления Службы ранней помощи, какая организационная и методическая работа наиболее сложная?
-На это вопрос нельзя ответить однозначно. На сегодняшний день актуален вопрос, как о создании базы методической поддержки, так и организационный момент открытия Службы ранней помощи и, связанная с ним, разработка нормативно-правовой базы.
-Не менее важным вопросом является внедрение вариативных моделей организации ранней диагностической и коррекционно-развивающей помощи в образовательный процесс ДОУ. Вопросы эти в научно- методической литературе ещё недостаточно изучены. К тому же, необходимо учитывать национальные и культурные особенности нашего региона. Всё это требует глубокого изучения, апробации, времени и, конечно же, определенного опыта.
Вопрос психологу МАДОУ №15:
-Виктория Васильевна, здравствуйте, в Вашем кабинете очень уютно и светло. Нам бы хотелось понять: с чего начинается психологическая помощь маленьким деткам, которым трудно считать окружающее их пространство своим уютным и надёжным миром, которые испытывают трудности при адаптации в дошкольном учреждении, в коммуникации со своими сверстниками и взрослыми?
-Здравствуйте, это и легкий, и трудный путь одновременно. Расположить ребёнка, стать его другом - задача нелёгкая. Чтобы найти то, что его заинтересует, нужно понять обстановку, в которой малыш развивается. Работа психолога, как и вся работа Службы ранней помощи, ориентирована на семью.
Нужно проанализировать характер взаимодействия ребенка и мамы, ребенка и остальных взрослых, его окружающих, для того, чтобы помочь им проявить заботу и любовь (а для этого родители должны избегать прямых команд и указаний, прямой критики, пользоваться разумной похвалой), а ребёнку помочь её почувствовать. Это первый путь.
А второй - привитие ребёнку опыта общения с посторонними людьми через игру, совместную практическую деятельность, интересную и доступную.
Вопрос учитель- логопеду МАДОУ № 15:
- Добрый день, Виктория Олеговна! Одной из важнейших задач Службы ранней помощи является профилактика возможных речевых нарушений у малышей. Расскажите об основных направлениях для её решения.
-Здравствуйте, я бы выделила 4 направления в работе с малышами:
-развитие понимания речи и предпосылок речевого мышления.
Данная работа осуществляется с использованием речевых и неречевых стимулов, навыков направленного наблюдения за предметами и выполнения действий по подражанию, активизации жестовых средств общения.
-развитие активной речи и формирование речевых коммуникативных навыков.
Здесь усилия логопеда и родителей направлены на активизацию словаря ребёнка и овладения простейшей фразой: на первом этапе - это подражание взрослому, на втором этапе - стимуляция речи в специально организованной ситуации общения.
-пропедевтика нарушений фонематического слуха, слоговой структуры и звукопроизносительных навыков;
-развитие мелкой моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
Богатый арсенал методов и приём формирования слухового внимания, артикуляционной моторики и артикуляционных укладов, развития мелкой моторики рук, речевого дыхания и голоса, позволяют сделать работу увлекательной и эффективной.
III.Итоговый этап.
«Круглый стол специалистов МАДОУ".
1.Профессиональный разговор по проблеме "Создание модели Службы ранней помощи в МАДОУ", его обобщение в алгоритмах действий и схемах (презентация "Служба ранней помощи: вопросы, поиски и решения".).
Наше информационное интервью выявило позицию каждого педагога по обсуждаемому вопросу. Теоретическое изучение литературы позволяет нам сделать следующие выводы:
-пластичность нервной системы у ребёнка не беспредельна и с возрастом значительно снижается, поэтому работа по диагностике, профилактике и развитию должна начинаться в самом раннем возрасте;
-эффективность этой работы зависит от организованного взаимодействия специалистов дошкольного учреждения; грамотно спланированного индивидуально-развивающего маршрута с опорой на сохранные анализаторы и учётом зон "ближайшего развития" каждого ребёнка;
-отсутствие у родителей знаний о норме развития детей ведёт к несвоевременному обращению за помощью. Оказание консультативной помощи и просветительской работы значительно увеличивает уровень их компетентности и участия в коррекционно-развивающей работе;
-своевременное оказание квалифицированной помощи позволит снизить риск формирования патологических явлений, предупредить возникновение других нарушений и приблизить уровень развития ребёнка к возрастной норме.
2.Практический выход нашей работы мы представим в виде фундамента для будущего "Дома Службы ранней помощи": каждый кирпичик символизирует одну из методов или форм работы, которые можно будет использовать в работе с семьёй ребенка, имеющего особые образовательные потребности. Каждый специалист укладывает свой «кирпичик» и рассказывает об одном из методов или приёмов, используемых в работе с детьми и их родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)
Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...
Повестка заседания проектной группы «Служба ранней помощи в системе образования Москвы»
Повестка заседания проектной группы СРП с поручениями заседания проектной группы...
Справка "О работе Максимовой Татьяны Михайловны, учителя-логопеда МАДОУ " Детский сад№3 "Ромашка" в "Службы ранней помощи"
Справка "О работе Максимовой Татьяны Михайловны, учителя-логопеда МАДОУ " Детский сад№3 "Ромашка" в "Службы ранней помощи"...
Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"
Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"...
Проектный метод организации системы работы по формированию у детей знаний и навыков ПДД
laquo;Проектный метод организации системы работы по формированию у детей знаний и навыков ПДД.»Метод проектов является одним из эффективных методов обучения ,он позволяет воспитывать самостояте...
Музыкальное воспитание детей в системе службы ранней помощи
Презентация выступления на августовской педагогической конференции...
Презентация Опыт организации службы ранней помощи МАДОУ Детский сад №9 "Радуга", г. Нефтеюганск
В презентации показана система организации службы ранней помощи в ДОУ...