Семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Народное творчество и художественные промыслы Ярославской земли"
материал на тему
Данный материал будет полезен, как для проведения семинара-практикума, так и для использования его для занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей "Народное творчество и художественные промыслы Ярославской земли"
- Баруздина Наталия Николаевна, преподаватель ИЗО
Цель: формирование гражданско-патриотических чувств у педагогов посредством ознакомления их с народными промыслами Ярославской земли.
Участники семинара: воспитатели дошкольных групп; творческая группа педагогов – ст.воспитатель, музыкальный руководитель, психолог, логопед
Материалы и оборудование:
- мультимедийная техника (экран, ноутбук, видеопроектор);
- диск с презентацией;
- женский праздничный костюм;
- изобразительные материалы: краски, кисти, клей-карандаш, баночки с водой, салфетки, бумажные полоски размером примерно 3 см х 30 см;
- силуэты женской рубахи и сарафана, изображенные на листах ватмана;
- мольберты 2 штуки.
План проведения семинара:
- Теоретическая часть:
а) Вступительное слово о проблеме.
б) Просмотр презентации «Народное творчество и художественные промыслы Ярославской земли». - Практическая часть: «Педагогическая мастерская».
а) Изготовление элементов праздничного Ярославского костюма.
б) Музыкально-двигательная пауза - игра «Бояре».
в) Оформление коллективной работы «Праздничный наряд». - Подведение итога семинара.
Размещение педагогов:
В – ведущая
Воспитатели сидят за столами, на которых приготовлены необходимые материалы.
Ход семинара
I. Теоретическая часть:
а) Вступительное слово.
Открыть семинар-практикум хочется словами академика Д.С. Лихачёва: “Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре”.
Итак, в рамках семинара рассмотрим такие понятия, как народная культура, народное творчество, народное искусство и народные промыслы.
Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. И именно село принято считать создателем культуры народа, народных традиций.
С раннего детства ребенок впитывает в себя культуру, в которой родился. Она входит в него с ритмом колыбельных песен, шумом ветра, голосами и улыбками близких людей, окружающим пространством. Так создается некая матрица, которая определяет психологию и поведение ребенка. Это видение мира ложится в основу ценностей и мотивов поведения, формирует модели общения и взаимодействия. Культура во многом обуславливает психологию и характер не только отдельного человека, но и целого народа. Каждый народ имеет свою культуру. Национальная культуранеобходима человеку, потому что она находится в гармонии с национальным характером.
Народная культура включает в себя такие понятия, как народное творчество, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражал свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы.
В глубокой древности для удовлетворения эстетических потребностей человека в его повседневной жизни возниклонародное искусство. Оно было представлено архитектурой, а также изделиями из самых разных материалов: керамикой, ткачеством, вышивкой, резьбой по дереву, живописью, художественной ковкой.
Вначале народное искусство развивалось как элемент художественного оформления различных бытовых предметов: посуды, одежды, инструментов и орудий труда, жилища. Нередко это оформление носило магический характер, отражая древнейшие мифологические представления об устройстве мира, окружавшего человека. Часто образы народного искусства имели охранительное значение, напр., вышивка на одежде или орнамент на жилище.
С течением времени народное искусство выделилось в отрасль кустарного производства, став ремеслом. В России оно приобрело форму народных художественных промыслов, бытующих в определенных местностях (например, известные нам промыслы: городецкая роспись по дереву, гжельская керамика, семёновская игрушка и др.).
Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, но прежде всего он должен понимать и любить народное декоративно-прикладное искусство, знать, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.
Цель семинара - формирование гражданско-патриотических чувств у педагогов посредством ознакомления их с народными промыслами Ярославской земли, чтобы использовать полученные знания в своей педагогической деятельности, приобщая детей к традициям народной культуры.
б) Просмотр презентации «Народное творчество и художественные промыслы Ярославской земли».
Текст презентации «НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ПРОМЫСЛЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ЗЕМЛИ» (20 слайдов)
№ слайда | Содержание |
1 | Уважаемые педагоги, мы предлагаем вашему вниманию презентацию «Народное творчество и художественные промысли Ярославской земли». |
2 | Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, творившими яркое самобытное искусство. «Не то дорого, что краснозолото, а то дорого, что мастера доброго». Народное творчество, народные промыслы усиливают интерес к российской истории, благодаря им происходит духовноевозрождение страны, ведь без возвращения к традициям - это возрождение невозможно. |
3 | Что же мы вкладываем в понятие «Промысел»? Промысел (ремесло) – мелкое ручное производство промышленных изделий. |
4 | Для ремесла характерны: *применение простых орудий труда; * индивидуальный характер производства; * решающее значение в производственной деятельности ремесленника – его мастерство. |
5 | Каковы же предпосылки возникновения промыслов? Вот что говорит об этом известный историк того времени,Иван Егорович Забелин: «Так как в здешних местах надежда на земледелие плохая, то весь их смысл утвердился на добывание и обработку всяких других произведений природы …» |
6 | Его слова подтверждают статист Александр Серафимович Гациский, который писал: «Не родит земля хлеба – родит кустаря; родит хлеб - на кустарей неурожай», а так же наш земляк, краевед Ярославской губернии Пётр Андреевич Критский: «Промыслы от бесхлебья пошли, бесхлебье их породило». |
7 | Классификация промыслов: Пречистое худ. лозопле- худ. резьба худ. изделия худ. изделия из тение по дереву из керамики природного материала Пошехонье худ.изделия изготовление худ. изделия худ. изделия худ. обработка из дерева сусального золота из керамики из лозы металла |
8 | Данилов керамика худ. плетение худ. обработка и кружево- худ. обработка из лозы роспись по дереву плетение металла Любим худ.обработка худ. изделия из худ. изделия из худ. обработка дерева керамики природного материала металла Мышкин мышкинская горячая художественная худ.резьба мышкинские керамика ковка металла по дереву наличники |
9 | Рыбинск худ. лозопле- худ. резьба скульптура худ. ковка худ. лицевое тение по дереву из дерева металла шитье худ.изделия худ. плетение худ. изделия из стекла из лозы из керамики Ростов финифтяная живопис- худ. обработка худ. резьба худ. лозоплетение ная миниатюра металла по дереву Ярославль Яр. Майолика Яр. Худ. Резьба по дереву Яр. Худ.лозоплетение |
10 | Переславль-Залеский пер. худ.вышивка худ. обработка худ. резьба худ. лозоплетение металла по дереву Углич тряпичная кукла в лицевое шитье валяная обувь лоскутное шитье русской нац. одежде худ.обработка худ. обработка худ. обработка худ. роспись дерева металла поделочного по эмали камня худ.изделия из керамики худ. изделия из лозы иконопись худ.шитье золотой и серебряной нитью худ. изделия из природного материала |
11 | Народные художественные промыслы Ярославской области являются национальным достоянием и предметом гордости населения региона. Они представляют собой особую культурно-историческую ценность, так как обладают индивидуальными особенностями и не повторяют изделия народных художественных промыслов других регионов. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов, обладающих комплексом уникальных по количеству и разнообразию видов и стилистических особенностей, охватывающих практически все виды техники и прикладного искусства, является важной государственной задачей.В Ярославской области наиболее развиты такие виды народных промыслов, как художественная обработка металлов, производство художественной керамики, художественная вышивка, художественная обработка дерева и других растительных материалов, художественное ручное ткачество, в меньшей степени – художественное ручное вязание, художественное ручное кружево, производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов, изготовление изделий из войлока и овечьей шерсти, производство ювелирных изделий. |
12 | ТКАЧЕСТВО: крестьянский костюм Живших до нас мы знаем по сказаниям, песням, легендам, а также благодаря множеству полезных и красивых вещей. Рассматривая старинную праздничную одежду крестьян, не перестаёшь удивляться необыкновенной гармонии, силе жизни, исходящей от этих вещей, способностей не только донести до нас зримый образ предков, но и понять духовную их сущность. Женский костюм ярославен узнается по сочетанию красного цвета различных полосок и клеток. Клетка с вышитыми орнаментальными вставками - любимый ярославский мотив. Красный и белый цвета - основополагающие и наполнены смыслом. |
13 | Белый цвет одевали на троичный день, праздник Троицы, в этот день устраивались смотрины женихов и невест. |
14 | Ткани изготавливались в основном из льняного волокна и шерсти, готовый холст отбеливали и красили, используя растительные красители: корень морены, кору ольхи, дуба, груши, луковую шелуху. Такую ткань называли крашениной. Все выполнялось исключительно женщинами. Раньше в деревнях так и говорили: ткала, пряла - весь дом одевала. Так и на одежде вышивались не просто орнаменты, а символика, несущая смысл оберега. А голову помимо повязки и платка на каждый день, по праздникам мог украсить праздничный кокошник или венец |
15 | Кружевоплетение. Начиная с XVII века до начала ХХ века в Ярославской области развивалось тончайшее романовское кружево, (г. Романово-Борисоглебск, современный Тутаев). Сегодня небольшая группа активистов пытается восстановить этот вид кружева по старинным образцам и архивным данным. |
16, 17,18, 19 | Художественная резьбапо дереву. Прялка и веретено - это древние и простейшие приспособления, который человек издавна использовал для изготовления пряжи. На территории России прялка существовала уже в неолитическую эпоху. Археологами была найдена прялка, относящаяся к началу II тыс. до н.э., в Вологодской обл. на р. Молдоне. Теремковые прялки считаются одними из самых древних и архаичных по форме. Они относятся к ярославскому типу прялок и бытовали большей частью на севере Ярославской губ. (ныне Даниловский, Любимский, Пречистенский и Первомайский р-ны Ярославской обл.). Они имеют широкую ножку и маленькую лопасть. Местное название — «копыл корченый». Они отличаются необычайным изяществом формы изогнутой ножки и легкостью ажурного завершения лопасти в виде остроконечного кокошника. Стилизованные изображения коней и птиц на гребне являются реминисценциями очень древней языческой культуры Верхняя часть ножки занята изображением фасада сказочного терема, в нижних этажах которого размещаются жанровые сцены: чаепития, пирушки, танцы, а в самом низу, как бы перед теремом, сцены катанья в санях. Вероятно, поэтому за прялками такого типа закрепилось еще одно название «теремковые». По типу контурной резьбы, по характеру жанровых сцен и композиции ярославские теремковые прялки делятся на шесть различных групп, которые характеризуют наиболее крупные центры их производства. Прялка "Башенка" - характерно ярославский тип старинной прялки. Названа так, потому что вертикальная часть прялки выполнена в технике прорезной резьбы и имеет вид 16-ярусной башни, над которой помещены символы солнца и неба. Эти изображения имеют символику. Башня представляет образ Библейской Вавилонской башни из сказания о разделении языков. "Тем самым, можно утверждать, что создатель прялки был грамотным человеком, который знал и читал Библию" |
20 | Ярославская глиняная игрушка
|
21, 22 | Ярославская майолика.
|
23, 24, 25 | Многих известных мастеров вдохновляла майолика. Ярославль в этом плане известен как крупный центр декоративно-прикладного производства керамики (наравне с Москвой). Изделия ярославских умельцев прославились на весь мир и увековечены в произведениях архитектуры. Многие здания и храмы старинной постройки сохранили фрагменты изразцов ярославской майолики. В художественных музеях также находится огромное множество экспонатов древней майолики. |
26 | Ростовская финифть.
|
27 | Предлагаем вашему вниманию работы ростовских мастеров. И. Солдатов Красочность характерна для живописи Солдатова, краски отличаются богатством мягких оттенков – это средство выражения сюжета. Сюжет здесь сказочный, исполнен он ярко, сочно, многоцветно, поистине «сказочно». |
28 | «Ростовский кремль» Панно представляет собой сильно вытянутую горизонтальную пластинку, на ней изображены силуэты кремля, узенькая полоска берега, вода озера, в которой отражается кремль. Живопись предельно проста: белые сюжеты сооружений, четко обведенные черной линией. Изображение подкупает тонкими, нежными сочетаниями цветов. |
29, 30, 31 | Производство изразцов. Изразцы – кафли – керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен. С обратной стороны имеют вид открытой коробки для крепления в кладке. Давайте полюбуемся этой красотой: Зеленый (муравленый) изразец с изображением кораблика в парапете крыльца церкви Михаила Архангела Фрагмент крыльца и галереи церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ширинки крылец и галереи украшают ценинные изразцы, а ставни, окна и полотна дверей – «травные». Изразцовый фриз западного притвора церкви Николы Мокрого 1690–е гг. Изразцовые наличники окон церкви Николы Мокрого 1960-е гг Западный притвор Тихвинской церкви 1960-е гг. Обильное убранство фасадов и притвора ценинными изразцами превосходно дополняют декоративный венчающий шатёр, покрытый поливной зеленой черепицей. Верхняя часть церкви Богоявления с главами. Обильный декор из ценинных изразцов. |
32 | На основании работы сделаны следующие выводы:
|
Закончить презентацию хотелось бы словами: |
II. Практическая часть: «Педагогическая мастерская».
а) Изготовление элементов праздничного костюма Ярославской губернии:
- Рассматривание женского праздничного костюма, обращая внимание на содержание орнамента вышивки, состоящей из знаков-символов.
- Рисование красками элементов узора на бумажных полосках.
б) Музыкально-двигательная пауза – игра «Бояре» или «Плетень»
Может быть использована любая малоподвижная народная игра.
в) Оформление коллективной работы «Праздничный наряд».
Наклеивание полосок с узорами на силуэты рубахи и сарафана.
III. Подведение итога семинара.
Важным средством формирования нравственности является народная культура. Испокон веков в народной культуре отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать благородством, силой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку.
С народной культурой ребенок соприкасается с первых месяцев жизни. Русские народные потешки и сказки, русские народные песни, народные праздники и игры, одним словом народное творчество – всё это пришло к нам из глубины веков, и как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот светлый и добрый мир.
Чтобы ребенок понимал смысл добра, совести, познавал мир, задумывался над вопросом: во имя чего я живу на земле? – надо открыть ему глаза и сердце на прошлое своего народа.
Весь художественный материал (элементы вышивки, игра, песня, содержание презентации), который мы использовали на семинаре отражает народное творчество Ярославского края. Все это можно использовать в работе с дошкольниками, приобщая их к традициям народной культуры.
Плетень.
Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.
После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения.
Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).
Текст песни:
Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
Бояре, вы зачем пришли,
Молодые, вы зачем пришли.
Бояре, мы невест выбирать,
Молодые, мы невест выбирать.
Бояре, вам какая мила,
Молодые, вам какая мила.
Бояре, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.
Она у нас дурочка, дурочка,
Ой, дим-ладо, дурочка.
А мы ее выучим, выучим,
Ой, дим-ладо, выучим, выучим.
А чем-же вы вывчите, вывчите,
Ой, дим-ладо, вывчите, вывчите.
А мы ее плеточкой, плеточкой,
Ой, дим-ладо плеточкой, плеточкой.
Она будет плакати, плакати,
Ой, дим-ладо плакати, плакати.
А мы ее пряничком, пряничком,
Ой, дим-ладо пряничком, пряничком.
В нашем полку убыло, убыло,
Ой, дим-ладо убыло, убыло,
В нашем полку прибыло, прибыло,
Ой, дим-ладо прибыло, прибыло.
В нашем полку слезы льют, слезы льют,
Ой, дим-ладо слезы льгот, слезы льют.
В нашем полку вино пьют, вино пьют,
Ой, дим-ладо вино пьют, вино пьют.
Играющие делятся на две группы, которые встают стенками друг против друга, держась под руки. «Стенка» парней — «бояр» подходит к «стенке» девушек -"боярынь" на первый куплет песни(«Бояры, а мы к вам пришли»); притопывают ногой и отходят на прежнее место («Молодые, а мы к вам пришли»). Следом подходит «стенка» девушек с пением («Бояры. вы зачем пришли») и отходят на своё место («Молодые, вы зачем пригали'»). Дальше следует поочередное движение стенок друг на друга. На словах "Нам вот эта мила (т.е. невеста), парни выбирают девушку и ставят её к себе в «стенку». На словах «Она у нас дурочка», «стенка» медленно приближается к «боярам», кланяется им одновременно и отходит на своё место («Ой, ди — младо...»). Таким же образом действует «стенка» парней. Это движение продолжается до конца хоровода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Музыкальный уголок, творчества островок"
Презентация о наполнении музыкальных уголков в группах по возрастам в соответствии с ФГОС...
Семинар-практикум для педагогов "Устное народное творчество,как средство патриотического воспитания"
Теория и практические игры для педагогов по актуализации материала по использованию фольклора....
Семинар-практикум "Стержневые методы активизации коллективного творчества педагогов"
Даются понятия и рассматриваются этапы активных методов....
Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"
Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа
Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...