Семинар-практикум для педагогов "Устное народное творчество,как средство патриотического воспитания"
методическая разработка на тему
Теория и практические игры для педагогов по актуализации материала по использованию фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар — практикум
Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Цель: практическое овладение педагогами навыками и умениями
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов
по вопросам патриотического воспитания
Обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы
2. Вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Форма: консультация, памятка, обмен опытом.
Предварительная работа: — изучение литературы по данному вопросу; — подготовка материала.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через устное народное творчество.
Эффективность процесса воспитания у детей патриотических чувств во многом зависит от того, какими методами и средствами пользуется педагог. В исследованиях можно выделить методы и средства, которые одновременно формируют систему знаний и представлений ребенка о своей Родине и способствуют развитию эмоциональной сферы. Так в исследованиях С.А.Козловой, Р.И.Жуковской, Е.И. Радиной , Н.Ф.Виноградовой выделены такие средства воспитания, как социальное окружение ребенка, природа родного края, народное творчество, художественная литература, изобразительное искусство и музыка , а также игра и труд. Все перечисленные средства при правильном использовании способны вызвать в душе ребенка эмоциональный отклик. А так как в понятие патриотизма входят когнитивный(познавательний), эмоциональный и поведенческий компоненты, то можно говорить не только о целесообразности, но и о необходимости использования выше перечисленных средств.
Фольклор содержит в себе богатый идейно-художественный материал, который знакомит ребенка с традициями русского народа, способствует формированию уважительного отношения к родной земле, пониманию ответственности по отношению к Родине. Поэтому использование педагогами и родителями богатейшего источника воспитания - народного искусства - приобретает исключительно важное значение для воспитания в ребенке патриотизма.
В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.
Поэтому я считаю необходимым использовать фольклор в формировании патриотических чувств.
Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками мы не только развиваем их речь, но и приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
В ежедневной образовательно- воспитательной работе я рекомендую использовать пословицы и поговорки в которых, особое внимание уделяется теме любви к Родине, к семье, к матери.
Такие как: "На родной сторонушке, и камешек знаком", "На чужой стороне и весна не красна", "При солнышке тепло, при матери добро", "Вся семья вместе, так и душа на месте".
Народное творчество является неисчерпаемым источником эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, пословицах, а также песнях, легендах, былинах, сказаниях, на протяжении многих веков воспитывали в детях гордость за талант родного народа, интерес к выразительному слову, любовь к родному языку, давала примеры храбрости, уважения, любви к своей Родине.
Искусство по значимости и силе воздействия на человека не имеет себе равных. А народное искусство, в котором отображаются и сохраняются присущие народу черты характера, мышления, еще больше способствует развитию ребенка, так как образы народного искусства тесно связаны с укладом жизни ребенка, с родной природой.
Наиболее распространенное и доступное средство используемое при работе с детьми – это песня. Песни сопровождали человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде и на праздниках, в них передаются мечты, раздумья и надежды, которые воплотились в художественные образы русских народных песен. В песнях воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрирует в себе народную мудрость и приспосабливает её к возрасту ребенка, условиям жизни семьи, поэтому всегда имела четко выраженный воспитательный характер и могла быть использована для формирования тех или иных качеств личности, чувств, в том числе и чувства патриотизма.
Былины учат ребенка добру, учат сознанию долга и чести. Ребенок начинает различать правду и ложь. В его сознании происходит постепенное формирование критерия идеального воина – защитника Родины. Русский былинный эпос обладает исключительной познавательной ценностью. Былинные песни воспитывают у ребенка любовь к родной земле, воспитывают гордость за могущество, богатство, красоту Родины. Былины способствуют формированию у детей национального самосознания, так как идеи единства, независимости, защиты русской земли выражены в былинах с исключительной силой и наглядностью, простотой и выразительностью. И образы богатырей являются примером высочайшего патриотизма, примером для подражания и продолжения их дел.
Дети дошкольного возраста начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками, начинается анализ причинно-следственных зависимостей в сфере социальных отношений.
Чтение с детьми сказок, обсуждение содержания сказки, оценивание положительных и отрицательных героям. Так ребенок знакомится с первыми закономерностями в мире поступков (используется принцип «Как аукнется - так и откликнется»). В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость, грубость.
Дети, стараются подражать любимым сказочным героям, положительным чертам характера, и сами становятся лучше, добрее.
Таким образом, с помощью устного народного творчества решаются задачи патриотического воспитания.
Вопросы педагогам в начале семинара.
- Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?(государство)
- Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)
- Официальная эмблема государства? (герб)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?(страна)
6. Что такое патриотизм?( преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
7. Кто основал Москву? (князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В.В.Мономаха)
8. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? ( нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)
9. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - значит красивая)
Чтение материала
Разбор пословиц
Игра «Перевертыши»
Названия сказок (перевертыши)
1. Жаба-домоседка – Лягушка-путешественница 30. Большой кум – маленький мук
2. Кастрюля супа – горшок каши 31. Быль о найденном пространстве – сказка о потерянном времени.
3. Прекрасный цыпленок – гадкий утенок
4. Чернушка и ромашка – Беляночка и розочка
5. Трусливая швея – Храбрый портняжка
6. Чернобровка – златовласка
7. Деревня в портсигаре – городок в табакерке
8. Быль об умной кошке – сказка о глупом мышонке
9. Пейджер – телефон
10.Быль о серебряной курице – сказка о золотом петушке
11. Белый платочек – красная шапочка
12. Бодрствующее чудовище – спящая красавица
13. Мышь в туфлях – кот в сапогах
14. Великан-уши – карлик нос
15. Розовые усы – черная борода
16. Горячий желудок – холодное сердце
17. Царь-жаба – царевна-лягушка
18. Мертвый лед – живая вода
19. Принц на тыкве – принцесса на горошине
20. Ржавая отмычка – золотой ключик
21. Утки-селезни – гуси-лебеди
22. 1 год – 12 месяцев
23. Большой и кто-то, кто не живет в подвале – малыш и карлсон, который живет на крыше
24. Жук-жужжак – муха-цокотуха
25. Ледяной король – снежная королева
26. Черноледка – Белоснежка
27. Девочка с ручку – мальчик с пальчик
28. Старые штаны королевы – новое платье короля
29. Коммуналка – теремок.
30. Большой кум – маленький мук
31. Быль о найденном пространстве – сказка о потерянном времени.
Распечатать по кол-ву педагогов .
Определите какие задачи ставит перед собой патриотическое воспитание?
1.Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях, ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей.
2. Последовательное формирование у детей умений осуществлять трудовые процессы.
3.Воспитание положительного отношения к духовно-нравственным и нравственно-патриотическим ценностям и желания поступать в соответствии с ними.
4.Обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой»
5. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, стремления оказывать ему посильную помощь.
6.Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми.)
В какие моменты Вы можете использовать следующие пословицы,поговорки?
-«При солнышке тепло, при матери добро».( )
-«Дружбу помни, а зло забывай».(________________________________________________)
-«Вся семья вместе, так и душа на месте».( )
-«Кто не работает, тот не ест».(_________________________________________________)
-«На чужой стороне и весна не красна».( )
-«Птица сильна крыльями, а человек дружбой».(_________________________________)
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».( )
-«Землю красит солнце, а человека — труд».(____________________________________)
- «Слезами делу не поможешь».(________________________________________________)
-«Добрый скорее дело сделает, чем сердитый».(__________________________________)
-«Дерево живет корнями, а человек друзьями».(__________________________________)
-«Чем сердиться (браниться), так лучше помириться».(_____________________________)
-«Человек без Родины – что соловей без песни».( )
-«Не хлебом единым сыт человек».(_____________________________________________)
-«Верному другу цены нет».(_________________________________________________)
- «Без труда жить — только небо коптить».( )
-«Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — так и стол доска».( )
-«На миру и работа спорится».( )
- «Не узнав горя, не узнаешь и радости».( )
-«От худого семени не жди доброго племени». ( )
-«Торопись на доброе дело, а худое само приспеет». ( )
-«Уродит тебя дядя, на себя глядя»…( шутка,девушки)))))))
Русские народные считалки
|
|
|
|
Тот и водить пойдет. |
Будем в прятки мы играть Небо,звёзды,луг,цветы Ты пойди-ка поводи. |
С высокого горба. В этой торбе Хлеб, соль, пшеница. С кем поделиться?
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...
Семинар- практикум для воспитателей "Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности...
Консультация для родителей"Народное творчество как средство патриотического воспитания"
формирование основ моральных качеств начинается еще в детстве. Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства....
Семинар-практикум на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум для педагогов на тему "Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...
«Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания младших дошкольников»
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культур...
Семинар - практикум «Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Русский народ создал русский язык, красивый,как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы,певучий, богатый и задушевный,как песня над колыбелью.Л.Н. Толстой В современных условиях, когда п...