«Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (средняя группа)
Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_chufistovoy.docx | 44.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка –
детский сад №16 «Белочка»
Выступление из опыта работы
«Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила:
воспитатель Чуфистова Е.Ю.
Одной из особенностей современного дошкольного образования является активное использование проектирования, позволяющего обогатить жизнь детей интересным содержанием и объединить всех участников образовательных отношений для достижения цели и задач совместно разработанного проекта.
Общеизвестно, что продукты проектной деятельности могут быть различными. Особый интерес, в качестве продукта, на мой взгляд, представляет сюжетно-ролевая игра.
Убеждена, что именно в игре, этой чрезвычайно привлекательной для детей деятельности, происходит эффективное освоение каждым ребенком позиции субъекта деятельности. Сегодня это актуально с точки зрения требований образовательного стандарта и в полной мере соответствует запросам современного общества.
В чём проявляется детская субъекность в игре?
Прежде всего, в интересе к игре. Такой интерес исподволь формируется у детей в разных видах деятельности. Если речь идёт о проекте, то совсем не обязательно, чтобы проект был игровым. Например, игра "Мы - геологи" является одним из продуктов исследовательского проекта "Удивительный мир камней".
Кроме интереса к игре, детская субъектность проявляется в активности и избирательности, которые находят выражение в разных формах инициативности участия каждого ребёнка в игре.
А также - в самостоятельности и творчестве при выдвижении игровых замыслов, создании выразительных игровых образов и использовании сюжетосложения как способа построения игры.
Среди показателей сформированности позиции субъекта следует отметить коммуникативные умения, которые предполагают познавательное, деловое и игровое общение со сверстниками и взрослыми; использование вербальных и невербальных способов общения, а также, способность заметить настроение партнёров по игре и адекватно реагировать на него.
Принято считать, что в старшем дошкольном возрасте, игра- это подлинно самостоятельная и творческая деятельность. Однако, такой она становится при умелом руководстве, направленном, с одной стороны, на обогащение тематики игр за счёт появления интересных замыслов с решением как репродуктивных, так и инициативных игровых задач, а с другой- на побуждение детей к отображению в игре разнообразных действий взрослых, взаимодействия и общения между людьми.
Размышляя о репродуктивности и инициативности игровых задач, я бы хотела отметить условность такого разделения. Например, в игре "Мы - геологи" любая игровая задача содержит и то и другое: дети становятся в условия, когда им необходимо обратиться к незнакомым людям с просьбой, или когда предлагается самостоятельно организовать игру на привале. Когда-то каждый ребёнок проживал подобные ситуации, но именно такие 0 в первый раз.
В создании продуктов группового проекта, в том числе- в подготовке к игре, всегда принимают участие педагоги детского сада.
Особенностью проекта "Удивительный мир камней" стала глубокая интеграция деятельности воспитателей и логопеда в условиях комбинированной группы, которая стала возможной за счёт использования игровых "тризовских" приёмов как универсальных инструментов педагогического воздействия.
Методы и приёмы ТРИЗ изначально предполагают активную позицию ребёнка, тем самым создавая условия для проявления его субъектности: сразу появляется интерес, высокая речевая активность. Это помогает и самому педагогу занять разумную позицию: не навязывать своё мнение и не регламентировать деятельность детей, сводя её к соблюдению определённой последовательности игровых действий, а стать таким же, как и дети, её субъектом.
Например, рассматривание на системном операторе обломка кирпича, найденного на улице и первоначально принятого детьми за природный камень, и выполнение домашнего задания по поиску информации о кирпиче из разных источников превратились в целое, совместное со взрослыми, исследование. При обмене полученной информации создались возможности для проявления речевой активности детей в деловом общении со взрослыми и сверстниками, с использованием разных форм речи- рассуждения.
Большой интерес у девочек вызвало рассматривание кольца с рубином при использовании игрового приёма "эвроритм". Разговор очень быстро перешёл от обсуждения конкретного объекта к вопросам красоты и привлекательности в целом.
Мальчиков привлекла игра в "шифровщики", когда информация о камне кодировалась в морфологическую таблицу с использованием моделей признаков, таких как цвет, размер, форма, температура, вес, рельеф и др. (всего их 17 признаков).Они обменивались закодированной информацией и занимались её расшифровкой, угадывая выбранный объект.
В процессе реализации группового проекта семьи воспитанников всегда оказываются в гуще событий. Приятно, что удаётся привлечь их не только для создания игровой среды, но и использовать богатый потенциал родителей как представителей разных профессий или увлечений. Например:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что иногда в современной литературе звучит мнение о том, что игра перестала быть главным делом ребёнка- дошкольника и утрачивает свою актуальность. Не могу согласиться с этим мнением. Конечно, игра стала другой, и моя задача заключается в том, чтобы её современными сюжетами и в ходе инициирующего общения с детьми создать условия для совершенствования субъективной позиции каждого ребёнка в активной и интересной для него деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты организованной образовательной деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми для детей старшего дошкольного возраста.
Конспекты Организованной образовательной Деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми с детьми старшего дошкольного возраста....
Формирование игровых умений в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
Каковы наиболее эффективные пути развития игровых умений в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному и социально-коммуникативному развитию с элементами сюжетно-ролевой игры, для детей старшего дошкольного возраста «Звери заболели».
Данная методическая разработка поможет в игровой форме закрепить у детей представления о животном мире Африки, о профессии "Ветеринар", её значении, трудовых операциях и медицинских инструме...
Фрагмент руководства игровой деятельности ( ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели МЧС». Подготовительная группа.
Прием прямого руководства для старшего дошкольного возраста.Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, ко...
Педагогическая мастерская. Игровая деятельность, как средство познания мира. Игра: "Доктор" дети старшего дошкольного возраста.
Игровая деятельность - это вид деятельностив условиях стуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением дошкольни...
Фрагмент руководства игровой деятельности (ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно – ролевая игра «ЗООПАРК»
Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка. Через игру ребенок знакомится с различными профессиями, развивает общение с детьми, учиться жить в коллективе. В моей группе хорошо продуман...
Новые информационные технологии в педагогическом процессе ДОУ реферат на тему:" Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ"
Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерыв...