Новые информационные технологии в педагогическом процессе ДОУ реферат на тему:" Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ"
статья

Перминова Зоя Александровна

       Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Сюжетно - ролевая игра - одна из самых доступных для детей видов деятельности самовыражение человека, способ его совершенствования.

        В связи с этим мы рассматриваем влияние игры на развитие  партнерских отношений, коммуникативных и личностных качеств дошкольников. Ролевая игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. В свете всего выше сказанного тема развития сюжетно - ролевой игры не теряет своей актуальности и в наши дни, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

       Тема является актуальной, так как игра - ведущий вид деятельности дошкольного возраста, воздействует на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни.   Оптимальной формой  этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и  актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка.

        Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_informatsionnye_tehnologii_v.docx71.01 КБ

Предварительный просмотр:

Новые информационные технологии в

педагогическом процессе ДОУ

реферат на тему:" Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ"

Исполнитель:

Перминова Зоя Александровна,

воспитатель

Содержание

Введение                                                                                                                  3        

Глава 1.  Теоретические обоснование развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у старших дошкольников

                           

 1. Изучение зарубежных и отечественных научных исследований по сюжетно - ролевой игре                                                                                                            6                                                                              

2. Особенности развития партнерских отношений у детей старшего дошкольного возраста                                                                                                                   15

        

Глава 2.  Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в МБДОУ детский сад № 2.

1. Образовательное пространство МБДОУ детский сад №2 г. Асбеста                   22                                                  

2. Развивающая предметно - пространственная среда старшей группы  "Теремок" детского сада № 2                                                                                                   34

3. Инновационные подходы к оформлению сюжетно - ролевых игр детей старшего дошкольного возраста для развития партнерских отношений                                36

Заключение

Список литературы
                 

 

 Введение

       Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Сюжетно - ролевая игра - одна из самых доступных для детей видов деятельности самовыражение человека, способ его совершенствования.

        В связи с этим мы рассматриваем влияние игры на развитие  партнерских отношений, коммуникативных и личностных качеств дошкольников. Ролевая игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. В свете всего выше сказанного тема развития сюжетно - ролевой игры не теряет своей актуальности и в наши дни, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

       Тема является актуальной, так как игра - ведущий вид деятельности дошкольного возраста, воздействует на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни.   Оптимальной формой  этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и  актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка.

        Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры.

        Гипотеза: если я буду применять инновационные подходы к оформлению сюжетно - ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста для развития партнерских отношений, то это благоприятно будет содействовать сближению детей, формированию дружного детского коллектива, развитию партнерских отношений, а также раскрепощению ребенка его, как самостоятельной личности.

        Объект исследования - процесс социализации личности ребенка дошкольного возраста под влиянием сюжетно-ролевой игры.

       Предмет исследования - процесс развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой у детей старшего дошкольного возраста

       Цель исследования: выявить социально - педагогические условия  для развития партнерских отношений в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.

       В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:

1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.Изучение особенностей развития партнерских отношений у старших дошкольников

3.Анализ развития партнерских отношений в сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников

       Методы исследования теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, методы обработки данных.

       Практическая значимость: работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе  воспитателей и родителей при решении проблем общения в старшем дошкольном возрасте. Эти данные также могут содействовать решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами.

ГЛАВА 1. Теоретические обоснование в развитии партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у старших дошкольников

1. Изучение зарубежных и отечественных научных исследований по сюжетно - ролевой игре

       Игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Советский, педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

       Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.

    Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.)

       Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.

       Почему дети разучились играть. Если задать этот вопрос родителям, подавляющее большинство ответит положительно. Но когда все контролируется взрослыми и нет ни личного пространства, ни личного времени, ребенок не может проявить себя, оставшись без привычной опеки даже на полчаса. С этим впоследствии напрямую связаны типичные состояния современных подростков, которые не знают, куда себя деть. Главной деятельностью дошкольника должна быть игра. Она имеет фундаментальное значение для детского развития: и воображение, и произвольность, и навыки общения формируются и развиваются именно в игре.

       Это странно звучит: «дети не умеют играть». Но игра — вещь не простая. Она включает в себя сюжет, роль, игровое действие. Ребенку нужно представить себя в воображаемой ситуации, создать пространство игры, договориться о ролях, правилах и поддерживать конструктивные отношения со сверстниками. Это очень сложная деятельность, включающая и интеллектуальные, и  эмоциональные ресурсы ребенка. И эта свободная самостоятельная активность приносит детям огромное удовольствие.

        Доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития, руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Елена Смирнова, исследовала  игру более 100 детей. Игра у наших дошкольников находится на самом примитивном уровне. Пяти-шестилетние дети играют так же, как трехлетние: возят машинки, кормят кукол, бесконечно одевают и причесывают их. Можно было еще наблюдать возню, беготню, гримасничанье. Повторюсь, так нормально могут играть малыши двух-трех лет. Развернутой игровой деятельности у старших дошкольников в детских садах нет.— Почему?— Многие родители и воспитатели считают, что современные дети не должны играть так, как играли они сами. Потому что сейчас так много развлечений, компьютерных технологий, но главное — ребенок должен быть развит и готов к школе. Глубокое заблуждение: никакие компьютерные технологии не заменят ребенку его собственной активности. Прелесть игры в том, что дети сами творят окружающий мир. В виртуальной игре они тоже активны. Но это другая активность: в рамках заданных, запрограммированных обстоятельств. В реальной игре дети полностью сами создают свой мир и проигрывают то, что эмоционально переживают именно в данный момент, а не то, что оказалось в программе, это развивает важнейшие личностные качества и способности. Лишая детей настоящей игры, мы лишаем их самого главного источника жизненно важных сил и возможности выражать себя. Очень трудно объяснить взрослым, что при жесткой регламентации детской жизни нарушается неотъемлемое право детей на игру (статья № 31 Декларации прав ребенка). Не понимают: кто мешает, как нарушается? Вот вроде бы игрушек полно! Но для настоящей игры ребенку нужно оставлять пространство и время — это именно то, что в наших детских садах отсутствует.

        Сама система образования устроена так, что дети "перестимулированны" и "заорганизованны "— они постоянно находятся под контролем. Воспитатель должен строго выполнять программу и составлять план, в котором расписана каждая минута. Детей переводят с одного занятия на другое, у них не остается свободного времени, когда они могли бы что-то сделать сами. Складывается впечатление, что взрослые боятся детской самостоятельности. В результате для свободной игры у детей не остается ни сил, ни времени. Они лишены инициативы, возможности выбора, собственной активности, что, конечно же, тормозит их развитие.— Но дошкольники все-таки нуждаются в повышенном внимании взрослых.— Внимание и забота не должны превращаться в тотальный контроль.    

        Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка, на протяжении которого ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что пока ему еще недоступно, кроме того, он стремится к самостоятельности. «Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Д.Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые Л.С. Выготским, представил в своей книге «Психология игры» проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.

     В исследованиях Хейзинги и Берна мы видели, что игра – это явление общечеловеческое, понятие «игра» и в русском языке многозначно, и особенно это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность ролевой игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка.

       В психологической науке впервые к исследованию взаимодействия обратились социальные психологи. В начале XX века Г. Зимель и Ч. Кули предложили так называемую теорию социального взаимодействия, согласно которой особая социальная жизнь возникает из взаимодействия одного лица с другим, а частота взаимодействия индивидов в группе является основой образования межличностных контактов. Идея Г. Зигмеля и Ч. Кули были восприняты и развиты Д. Хомансом и Р. Бейлсом. Они определяют взаимодействие как дидактическую единицу взаимной стимуляции и реакции. Под взаимодействием понимается процесс, при котором некоторая единица деятельности одного человека является стимулом некоторой единицы  деятельности другого… тогда мы имеем дело с взаимодействием как элементом социального поведения.  Проблемы теории и методологии социального взаимодействия и общения разрабатывали такие исследователи как Г.М. Андреева,  А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия и общения детей дошкольного возраста разрабатывала М.И. Лисина (1980г.).

        Так, Г.М. Андреева (1988г.) в социальной психологии рассматривает взаимодействие, как компонент структуры общения. При этом  психолог  подчеркивает, что взаимодействие фиксирует не только обмен знаниями, посредством которым изменяется поведение другого партнера, но и организацию совместных действий, позволяющих группе реализовывать  некоторую общую для её членов деятельность.

       А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн рассматривают деятельность как взаимодействие.

        Изучая опыт дошкольного воспитания в других странах (в Швеции, Германии, Англии и Норвегии). Там в детских садах время свободной игры составляет от 3 до 5 часов в день. При этом европейские дошкольники имеют право сами выбирать себе партнеров, место и время для игры. А воспитатели не обязаны планировать каждый час своего времени и постоянно отчитываться перед начальством. Они знают, когда нужно поддержать игру, а когда отстраниться. В этом и заключается искусство дошкольной педагогики, когда педагог работает для детей, а не для реализации программы. У нас же в большинстве садов дети живут под руководством взрослых, которые выполняют принятые начальством планы. В игре по сценарию взрослых кто-то из детей может проявлять активность, а кто-то нет? А где проявлять активность? Если игра строится по сценарию, как пьеса, назначаются роли: ты будешь говорить то-то, а ты — это, это не игра, а участие в постановке.. Ее нельзя превращать в спектакль и нельзя ею жестко руководить. Дети, привыкшие к тотальному контролю со стороны взрослых, не знают, чем себя занять.  Любой ребенок включается в игру, если у него для этого есть условия. Для сюжетно - ролевой игры не обязательно специальное оборудование. Можно просто перевернуть стул и превратить его в машину, а под столом сделать домик, накрыв его обычной тряпкой. Это даст возможность переходить из одного состояния в другое, менять роли и разворачивать сюжеты. Но в большинстве наших детских садов этого делать нельзя из соображений безопасности. У нас тотальное недоверие к детям — воспитатель не имеет права оставить ребенка без присмотра ни на минуту. Такое охранение вовсе не защищает, потому что при этом не воспитывается в ребенке ответственность за свое здоровье. И если забота о физическом здоровье детей у нас доходит до абсурда, то забота о развитии личности, как мне представляется, вообще отсутствует. Важно понимать, что, создавая условия для игры, взрослые заботятся не только о досуге детей, но и об их физическом, психическом и социально - личностном развитии, а значит, об их будущем. Не играющие дети растут эмоционально и социально неполноценными. Они, как правило, не разборчивы в общении, лишены самостоятельности, безвольны. И многие подростковые проблемы — из детства, лишенного игры. Это полное отчаяние от того, что некуда себя деть, ощущение внутренней пустоты, которую нечем заполнить…

       В широком смысле под деятельностью имеется в виду практическая активность человека. Деятельность носит социальный характер, ибо человек выдвигает перед собой цели и задачи, направляет свою энергию для их разрешения; исходя при этом из определенных мотивов, созидает, творит.

       Практически все отечественные психологи, изучающие процесс развития деятельности ребенка, на основе которой развивается психика, формируется личность, выделяют "отношение к миру вещей" и "отношение к миру людей" как две стороны существования единого, неделимого процесса деятельности.

       В качестве этих взаимосвязанных сторон деятельности выступают предметная (практическая и познавательная) деятельность и деятельность, направленная на развитие взаимоотношений с людьми, обществом.

        Существуя в неразрывном единстве, обе стороны деятельности имеют свою особую функциональную нагрузку, свой особый характер, свою определяемую специфическими закономерностями линию внутреннего развития, свой продукт - результат этого развития. В предметно - практической деятельности ребенок усваивает знания, умения, навыки, присваивает человеческий опыт, что обеспечивает преимущественное формирование интеллектуальной активности. В деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений ребенок пытается включиться и на определенном уровне включается в систему этих отношений, как бы "примеряя" себя в обществу, что обеспечивает преимущественно формирование его социальной активности

        " Определенные стороны... личности, - как замечал Л. С. Выготский, - выдвигаются как бы в центр развития, они растут особенно усиленно... До этого и после этого они ... сдвигаются на периферию развития. Значит, каждая сторона в развитии ребенка имеет свой оптимальный период развития.

        Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

       Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

        В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

        Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

       Таким образом в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

       Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

        Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

         Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

        Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

     Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

         В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

         Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом  им придается воображаемое, игровое значение.

         В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.п.).

         Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

          Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны - с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

2. Особенности развития партнерских отношений у детей старшего дошкольного возраста  

       Партнерские отношения - разновидность цивилизованных отношений, где между сторонами внутри значимых областей взаимодействие чередуется ответственность за Что? и Как. Здесь ты решаешь Что делать, а я решаю - как, в другой области - ты решаешь Как делать (способ и стиль), а я - что делаем (объем и содержание).                                                                       

        Общение - это процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развитие ребенка, важнейший фактор формирование личности, один из главных видов деятельности человека, напряженный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

        Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.

        Факты убеждают  в том, что в ходе сюжетно - ролевых игр создаются благоприятные условия для партнерских отношений, для речевого общения детей, для активизации развития их речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой для переноса словесного значения, и таким образом, игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребенка. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность. Это является необходимым условием  не только речевого развития детей, но и развития их игровой деятельности - значительно повышается роль слова в регуляции игровых  действий.

        Признавая ценность подвижных и дидактических игр и их огромное значение для развития ребенка, А.Я. Мухина сконцентрировала свое внимание на сюжетно - ролевых. Это было вызвано тем, что овладение детьми подвижными и дидактическими играми не представляет для них особых трудностей.

         Воспитателю труднее всего обучать детей сюжетно -ролевым играм,  которые, как известно, представляют наибольшую ценность для их всестороннего развития. Обучение этому виду игр предполагает расширение опыта детей, развитие воображения, выработку игровых умений, формирование игровых действий и навыков речевого общения. Эта работа очень сложна, особенно если учесть, что осуществлять ее приходится в условиях ограниченного речевого общения. Сложность руководства игрой усугубляется тем, что при обучении детей конкретным играм необходимо позаботиться и  об общем развитии самих детей.

         В процессе сюжетно - ролевых игр происходит формирование дружеских, партнерских взаимоотношений между детьми. Ребенку необходимы партнеры по игре - ему надо кого -  то лечить, мыть, учить, перевозить на дачу, для кого - то варить обед, продавать продукты. В ходе игры дети учатся действовать сообща, согласованно, считаться с интересами других участников по игры, подчинять свои интересы общим, уступать, действовать во имя общей цели, т.е. приобретают навыки коллективной деятельности, поведение в коллективе.

        Играя, дети легче и сознательнее овладевают нормами нравственного поведения. Воспроизводя жизнь взрослых, дети отражают и их отношение, познают их, усваивают. В игре происходит нравственное развитие ребенка. Игры содействуют сближению детей, формированию детского коллектива, развитию партнерских отношений.

         Важнейшей характеристикой сюжетно-ролевой игры является ее самодеятельный характер. Именно такие игры являются ведущей деятельностью детей на этапе старшего дошкольного детства. Поэтому педагогу так важно выявить игровые предпочтения детей, умело организовать их игровую деятельность и руководить ею в процессе игры, добиваясь достижения целей игровой деятельности дошкольников.

         В современных условиях явно исчерпали себя авторитарные методы руководства детьми, в том числе в процессе организации их игровой деятельности. На первый план выдвигаются задачи формирования гармоничных партнерских отношений между педагогами и детьми. Это - такие отношения, в рамках которых каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным вместе с другими детьми справиться с любой стоящей перед ними задачей. Партнерские отношения позволяют ребенку развиваться нормально, без комплексов, постигать сложности межличностных взаимоотношений, приобретать навыки их формирования и т.д. Дети при равном и уважительном отношении к ним со стороны педагога чувствуют себя спокойно и уверенно, избавляются от психологических проблем, учатся в ходе игровой деятельности реализовывать полноценно порученные им роли, активно развиваются как личностно, так и творчески, социально и т.д.
На сегодняшний день известны различные методы и приемы организации игровой деятельности детей, однако, в рамках партнерской деятельности взрослого и ребенка лучший для педагога способ руководства детьми - включаться в игру в качестве равноправного партнера. Однако этот способ может быть эффективен только в том случае, если дети принимают воспитателя, педагога в таком качестве. Следовательно, формирование партнерских отношений - процесс далеко не одного дня: он основан на доверии детей, завоевать которое далеко не просто. Однако именно за такими отношениями видится будущее воспитательной работы с детьми, в том числе в их игровой деятельности.

         Следовательно, в процессе этой деятельности дошкольники под руководством воспитателя учатся соотносить свои побуждения с окружающей жизнью, следовать моральным нормам, формируют навыки адекватного поведения. Детская самодеятельность является основой сюжетно-ролевых игр. Иногда их называют творческими сюжетно-ролевыми, поскольку дети творчески осмысливают те или иные явления, которые воспроизводят  в создаваемых образах и игровых действиях. В такой игре у дошкольников формируются такие качества, как симпатия, инициатива, честность, искренность, выдержка, сострадание, межличностные отношения и т.д. В ролевой игре ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к окружающему миру, к самому себе и к другим людям.

        Особенности старшего дошкольника, которые проявляются в сюжетно-ролевой игре, заключаются в том, что он владеет навыками различных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии позиции партнера, умении согласовывать свои желания с мнением участников взаимодействия, умении регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами, умении справедливо оценивать себя и других партнеров по деятельности.

       Не менее важными, по нашему мнению, составляющими межличностного взаимодействия являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, в которой можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную.

        Содержательная сторона - богатство, значительность и доказательность мыслей. Выразительность речи - эмоциональная окрашенность: речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, сухой и вялой. Побудительная сторона  речевой деятельности - влияние ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей все три стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.

        Таким образом, межличностное взаимодействие – это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное воздействие людей друг на друга, эффективное решение всевозможных задач общения в совместной деятельности.

        Развитие навыков межличностного взаимодействия для старших дошкольников чрезвычайно важно, его успешность и состоятельность оказывают сильное влияние на самооценку, успеваемость и развитие личности в целом.

         Речевое и эмоциональное общение. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже в достаточной степени владеет речью, как средством общения: с помощью речи он может рассказать о значимых для него событиях, делится своими впечатлениями, он может строить с людьми адекватные лояльные отношения зная, что к человеку нужно обращаться по имени, приветствовать его в принятой форме, умеет благодарить за оказанное внимание и испытывать при этом не игровую а реальную признательность. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте ребенок уже в достаточной степени перенял речевую культуру и стиль общения своей семьи. Обычно ребенок 6-7 лет достаточно уравновешен и способен контролировать проявление своих эмоций. Тем не менее общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) является наиболее сильным источником переживаний ребенка. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему достаточно внимания и заботы он испытывает чувство эмоционального благополучия, что способствует нормальному развитию личности ребенка.

         Общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. "За радость общения" ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. Шести - семи летний ребенок в ситуации взаимоотношений с хорошо знакомыми сверстниками может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников. Однако это не постоянная линия поведения дошкольника.

         Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. У него также формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга.

         Ребенок шести-семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В зависимости от степени развития этого чувства до школы он будет относиться к своим новым школьным обязанностям.

         В старшем дошкольном возрасте ребенок все более желает быть признанным как взрослыми, так и сверстниками. Если признание со стороны взрослого для ребенка выражается в поддержке и в поощрении, то в отношениях со сверстниками для ребенка важны как моменты взаимной поддержки, так и соревнования. Здесь потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет "быть как все", а с другой - "быть лучше всех". Стремление "быть как все" в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же время это стремление в ситуации выбора линии поведения может привести к конформизму, как личностной характеристики. Однако и стремлению "быть лучше всех" могут способствовать негативные компоненты.

          Итак, мы можем сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра – важнейшая форма организации жизни детей в дошкольном возрасте, ведущее средство воспитания дружного коллектива детей.  Это активная деятельность детей, в которой проявляется общительность, стремление осуществлять свои замыслы вместе со сверстниками.

ГЛАВА 2. Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в МБДОУ детский сад № 2.

1. Образовательное пространство МБДОУ детский сад № 2 г. Асбеста.

        Детский сад № 2 зарегистрирован на основании решения исполнительного комитета Асбестовского городского совета депутатов трудящихся Свердловской области № 167 от 19.03.1959 года. Постановлением администрации главы города Асбеста 05.05.1997г. № 192 зарегистрирован устав Асбестовского муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 2. Полное официальное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2. Сокращенное официальное наименование: МБ ДОУ детский сад № 2,  Детский сад № 2.

       Адрес: 624260  Свердловская  область, город Асбест, улица Речная,

дом 17.

       Функции и полномочия учредителя детского сада, осуществляет – Управление образованием Асбестовского городского округа. Адрес: 624260  Свердловская область, город Асбест, проспект Ленина, дом 36/1.

По своей организационно-правовой форме  детский  сад  является бюджетным учреждением.

        Детский сад является юридическим лицом, некоммерческой организацией.  

       Детский сад имеет лицевые счета, открываемые в финансовом органе Асбестовского  городского округа, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки эмблему и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке.

        Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

       Детский сад создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 лет  до 7 лет. Детский сад может принимать детей и обеспечивать присмотр и уход за ними в возрасте от 2 месяцев при наличии соответствующих условий.

        Детский сад  в своей деятельности руководствуется  Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,

Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении,

- законами и иными нормативными правовыми актами Правительства и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области,

- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления,  настоящим уставом,

- договором, заключаемым между детским садом и родителями (законными представителями).

Основными задачами  детского сада являются:

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви и окружающей природе, Родине, семье;

- осуществление необходимой коррекции недостатков  в физическом и (или) психическом развитии детей;

- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

         Детский сад может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии соответствующих условий.

         Медицинский персонал детского сада может осуществлять доврачебную медицинскую помощь на основании лицензии. Медицинский персонал наряду с администрацией  несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.

        Детский сад обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в  соответствии с их возрастом и временем пребывания в детском саду по нормам, утвержденным Министерством здравоохранения.  Продукты питания поставляются в детский сад  по договорам, при наличии сертификатов качества, санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

         Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на  медицинскую сестру и поваров. Для питания детей и работников, а также хранения и приготовления пищи в детском саду выделяются специально приспособленные помещения.

         В детском саду не допускаются создание и осуществление деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических  и религиозных движений и организаций. Образование в детском саду носит светский характер.

       Детский сад  при реализации дополнительных общеобразовательных программ: программ дополнительного образования по направленностям:

- эколого - биологическая,

- художественно-эстетическая

несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность:

- за невыполнение функций, определенных его  Уставом;

- за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденной образовательной программой детского сада по дополнительным общеобразовательным программам;

- за качество реализуемых образовательных программ;

- за соответствие форм, методов и средств  организации непрерывной непосредственной деятельности,  возрасту,   интересам и потребностям детей;

- за жизнь и здоровье детей и работников;

- за нарушение прав и свобод детей и работников детского сада.

         Установление платы, взимаемой с  родителей (законных представителей)   за  содержание  детей  в  детском  саду  производится  в соответствии с законодательством Российской    Федерации.

         Для материальной поддержки воспитания и обучения детей родители получают компенсацию  на первого ребенка в сумме двадцати процентов от оплаты за детский сад, на второго ребенка – пятьдесят процентов.

        Детский сад  вправе иметь филиалы, представительства, структурные подразделения:

- Лекотека,

- Логопункт,

- Центр игровой поддержки,

- Консультативный пункт,

- Семейный детский сад,

- Школа Семьи,

- Служба ранней помощи др.

Они не являются юридическими лицами и действуют на основании положений, разрабатываемых на основании Примерных положений, утвержденных нормативными правовыми актами. Положения о структурных подразделениях утверждаются заведующим.

         Руководители филиалов, представительств, структурных подразделений назначаются заведующим детского сада,   и действуют на основании доверенности.

         Целью образовательного процесса детского сада является создание  благоприятных  условий  для  полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств в  соответствии  с  возрастными  и индивидуальными особенностями, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Основные задачи:

-укреплять здоровье ребенка, поддерживать у него бодрое жизнерадостное настроение, формировать основы физической культуры, развивать  интерес к различным видам двигательной активности, воспитывать положительные нравственно-волевые качества;

- развивать у детей внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь и способы умственной деятельности, стимулировать развитие любознательности;

- формировать гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, формировать навыки культурного поведения уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, оценивать свои поступки и поступки других людей;

- развивать у детей интерес к труду взрослых, желание трудиться, воспитывать навыки элементарной трудовой деятельности, трудолюбия;

- знакомить детей с художественной литературой, прививать позитивное отношение к миру, любви и интереса к книге;

- развивать любовь к прекрасному, обогащать духовный мир, развивать воображение, эстетические чувства, отношение  к окружающей действительности, развивать личность каждого ребенка;

- развивать у детей элементы конструкторской деятельности и творчества;

- осуществлять  необходимую элементарную коррекцию отклонений в развитии ребенка;

- взаимодействовать  с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Основными задачами реализуемых дополнительных общеобразовательных программ являются:

- развивать положительный опыт эмоционально-чувственного восприятия природы;

- формировать представления о животных и растениях как живых организмах;

-обеспечивать ценностное ориентирование в окружающем мире, развивать практические умения и навыки взаимодействия с объектами природы;

- развивать речь детей и навыки театрально-исполнительской деятельности;

-формировать у детей умения и навыки  практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)– средствами человеческого общения.

-учить нестандартным решениям, проявлению фантазии при творческом изменении предмета, изготовлении необходимых для себя  или других вещей;

-формировать положительную мотивацию к трудовой деятельности и устойчивый интерес.

        Содержание образовательного процесса в детском  саду определено образовательной  программой дошкольного образования, которая разрабатывается, принимается и реализуется им самостоятельно согласно ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

          Содержание образовательной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально - коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

         Процессы разработки, принятия, презентации образовательной программы, рабочих программ общественности регламентируются локальными актами детского сада: Порядок разработки образовательной программы детского сада, Порядок разработки рабочей программы.

        Детский сад реализует:

- основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, нормативный срок  освоения 5 лет (для детей от 2 лет до 7 лет);

- дополнительные общеобразовательные программы: программы дополнительного образования по направленностям: эколого-биологическая, срок освоения 3 года (для детей от 4 лет  до 7 лет), художественно-эстетическая,  срок освоения 3 года (для детей от 4 лет  до 7 лет).

      В детском саду функционируют 6 групп общеразвивающей направленности:

- от 2 лет  до 3 лет – первая младшая группа;

- от 3 лет до 4 лет – вторая младшая группа;

- от 4 лет до 5 лет – средняя группа;

- от 5 лет до 6 лет – старшая группа;

- от 6 лет до 7 лет – 2 подготовительных группы.

        Воспитательно-образовательный процесс в детском саду осуществляется в  соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о ДОУ.

        Функционирование групп в детском саду регламентируется  Положением о группе общеразвивающей направленности.

     

         МБ ДОУ детский сад № 2 осуществляет воспитательно-образовательный процесс, реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др.

         Дополнительно используются парциальные образовательные программы:

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной;

«Ладушки» - И. Каплуновой;

«Экологическое воспитание» С. Николаевой.

        Условия воспитания и обучения:

Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.

 В детском саду имеются:

- кабинет заведующего;

- методический кабинет;

- медицинский кабинет;

- изолятор;

- музыкальный и спортивный зал (совмещен);

- участки для прогулок детей;

- огород;

- цветники;

- групповые помещения с учетом возрастных особенностей детей;

- помещения, обеспечивающие быт;

- спортивный  комплекс на улице.

Все кабинеты оснащены современным оборудованием.
Можно сделать вывод, что в МБ ДОУ д/с № 2 хорошая материально-техническая база, грамотно организованная предметно-развивающая среда.

       

 Воспитатели имеют стаж работы, показанный на рисунке 3.

Рисунок 1 -  Стаж работы воспитателей

Дошкольное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Всего педагогов 9 их них высшее образование имеют  4 человека - 44%, среднее специальное – 5 человек - 56%.

Таким образом, больше половины воспитателей (5 человек - 56%) имеют стаж педагогической работы более 5 лет. Это говорит о их профессиональной подготовленности.

          Анализ качества профессиональной подготовки педагогического персонала в МБ ДОУ детский сад № 2 показал, что:

- первую категорию имеют 3 воспитателя (33%)

- вторую категорию имеют 3 воспитателя (33%)

- не имеют категории 3 воспитателя (33%).

         С точки зрения соблюдения интересов личности концепция развития ДОУ направлена на обеспечение:

Детям: обогащение всестороннего  развития, неповторимой индивидуальности ребенка в каждой возрастной группе, проявлению каждым из них творческих способностей в разных видах деятельности, а также осознания ими самоценности жизни и радости.

Родителям: спокойствие, уверенность в успешном благополучном будущем их детей; возможность выбора программы, технологии работы с ребенком, а также формы посещения ребенком детского сада (пребывание целый день; кратковременное пребывание).

Сотрудникам:  возможности самореализации, проявления творчества в работе; достойные условия работы и возможность профессионального роста.

Показателем результативности образовательного процесса и деятельности педагогического коллектива ДОУ в целом является положительная динамика личностного развития ребенка.

          Управление МБ ДОУ детский сад № 2 осуществляется в соответствии с законодательством РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, настоящим Уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

          Управление в МБ ДОУ детского сада №2 строится на уважении, доверии,  носит личностно ориентированный характер  и ориентировано на  создание комфортных условий для созидательной деятельности педагогов с детьми, родителями и самовыражения в ней.  Активную роль в управлении играет Педагогический совет. В состав Педагогического совета входят воспитатели и специалисты детского сада. 

          На достижение оптимального результата,  направлены все функции управления - (прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, коррекция, стимулирование). Стиль руководства учреждением включает сочетание различных стилей управления (преобладает демократический) с целью организации продуктивной работы, формирования сознательного отношения к внедрению инноваций.

МБ ДОУ детский сад № 2 имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического – обслуживающего – медицинского – детского.

2. Развивающая предметно - пространственная среда старшей группы "Теремок" детского сада № 2

         Проектирование и организация развивающей предметно – пространственной среды осуществлена в соответствии с требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДО приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 г.).    

      Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду обеспечивает:

- развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности с учетом образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;

- реализацию Образовательной программы;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

       Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.  

      Уголок для сюжетно-ролевых игр: игровая кукольная мебель. Игрушки – персонажи (куклы, машины большого размера, животные, звери, птицы, и т.п.). Игрушки – предметы  оперирования наборы посуды, инструменты, наборы овощей, хлебных изделий, кукольные коляски, доски гладильные. Атрибуты для сюжетно- ролевой игры.

Автопаркинги, машины разных размеров и назначений, оборудованные автодороги и железные дороги,  детские верстаки с инструментами.

Познавательно-речевой уголок:  

Различные развивающие игры, шнуровки,  игрушки для развития мелкой моторики, дидактические коврики на развитие сенсорных процессов,  игры забавы, дидактические игры, способствующие интеллектуальному развитию детей, настольные игры, развивающие игры с правилами по разделам. Магнитная доска.

Уголок  дежурства (со средней группы)- стенды с детскими фотографиями или карточками, одежда и оборудование для дежурства.

Уголок природы: комнатные растения с различной структурой листьев и стеблей в подписанных вазонах, лейки, совочки, рыхлители, салфетки, гербарий, клеенчатые фартуки, дидактические игры, иллюстрации, альбомы о природе, поделки из природного материал, природный и бросовый материал, посадки, рассада, план наблюдений за посадками и т.п.

Календарь природы (погоды)

Книжный уголок: детская художественная литература (согласно рабочей программе), иллюстративный материал к ним, столы и стулья для рас-сматривания и чтения детской литературы.

Театральный уголок: ширмы (напольные и настольные), фланелеграф, различные виды театров.

Музыкальный уголок:  детские музыкальные инструменты.

Изоуголок: шаблоны, трафареты, печатки, цветные карандаши, краски, мелки и пр., бумага для рисования, цветная бумага, ножницы, кисти, пластилин, доски для работы с пластилином, салфетки, клеенки для работы с клеем, яркие картинки на основные цвета. Иллюстрации с различными видами изобразительного искусства

Место для хранения и выставки детских рисунков.

Уголок экспериментирования: микроскоп, лупы, сосуды разных размеров, бросовый материал, мерки, мерные стаканчики, различные крупы, семена.

Полуфункциональные  материалы – конструкторы большие и мелкие, строительный материал.

Спортивный уголок: физкультурное оборудование – мячи, ребристые доски, коррегирующие дорожки, шнуры, кольцебросы, маски для п\и, материалы по приобщению к ЗОЖ, горки.

Уголок ОБЖ: дидактические игры и наглядность по ОБЖ, перекресток, дорожные знаки, альбомы, открытки, иллюстрации плакаты, мелкие машинки. Машинки специального назначения, элементы костюмов инспекторов ГАИ, пожарников.

Детские кровати, стол воспитателя, шкафы для пособий (методическая литература, демонстрационный и раздаточный материал по образовательным областям). Пристенные шкафы, столы и стулья в соответствии с ростовыми показателями и количеством детей.

В уголок речевого развития были приобретены звуковая, настенная и разрезная азбуки, приобретен современный демонстрационный материал («Домашние животные», «Животные жарких стран», «Транспорт», «Садовые цветы», «Птицы», «Народное творчество», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Животные Африки», «Защитники Отечества», «Комнатные растения», «Животные средней полосы», «Деревья»), приобрела  дидактические игры («Что сначала, что потом», «Готов ли ты к школе», «Дин-дон»)

3.  Инновационные подходы к оформлению сюжетно - ролевых игр детей старшего дошкольного возраста для развития партнерских отношений.

       Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание-действие-общение.

       Первое условие игры, как увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить игровой замысел, дети должны располагать достоверными сведениями о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношениях.

       Свою работу я начала с того, что провела с детьми беседу на выявление у детей интереса к игре.

       Следующий этап моей работы был связан с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни, что и соответствует теме моей проектировочной работы. Мной  использовались следующие основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире:

1.   Экскурсии;

2.  Встречи с людьми разных профессий;

 3. Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;

  4. Беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала;

  5. Рассказ воспитателя с использованием специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в нашей стране;

6. Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдением окружающей жизни;

7.  Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях;

  8. Инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;

 9.  Этические бесед

       Ещё одним направлением в моей работе  было внедрение инновационных условий доступности дошкольного образования.

       Использование информационно – коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного образования.  Компьютеризация и информатизация образования – это переход к принципиально новому типу обучения посредством организации более эффективной познавательной деятельности ребенка, их применение обеспечивает повышение качества и эффективности обучения. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики образовательно – воспитательного процесса, связанными с внесением в корректив содержаний технологий обучения, которые должны быть адекватны современным технологическим возможностям.

       Использование мною компьютерных технологий позволило  сделать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной, помогло активизировать познавательный интерес своих воспитанников. При проведении непосредственной образовательной деятельности я стала использовать мультимедийные презентации, так в марте 2013 года при проведении тематического занятия приуроченного ко "Дню здоровья"  была использована созданная мной презентация "Путешествие в страну здоровья", где воспитанники смогли наглядно увидеть профессии врача в разных направлениях: окулист, стоматолог, хирург, педиатр, отоларинголог и т.д. В октябре 2013 года при проведении тематической недели "Знайте правила движения - как таблицу умножения" также была использована мультимедийная презентация "Работники дорожной инспекции", здесь воспитанники увидели особенности формы сотрудника дорожной инспекции, спецтранспорт и их роль на дороге. В апреле 2014 года Арсений Т. из моей группы совместно с родителями представил презентацию "Юрий Гагарин - первый космонавт". Арсений самостоятельно рассказал о профессии космонавта. И в продолжение данной темы воспитанники моей группы решили создать уголок "Космонавтики" (энциклопедии, макеты ракет сделанные детьми, макет "Солнечной системы" и т.д.)

       Так же применение информационно – комунникационных технологий способствовало подбору иллюстративного материала к непосредственной образовательной деятельности, а именно альбомов: «Москва – столица России», «Насекомые», «Страны мира», «День Победы!».

       Осуществляла консультативную поддержку родителям. Обновила информационные стенды для родителей, где имеются папки-передвижки, постоянно обновляется информация по оздоровлению детей, юридические консультации, предшкольное  образование. При проведении родительских собраний, использовала нетрадиционные формы и методы. Например, в феврале 2013 года, родительское собрание было проведено в форме круглого стола, где родителям была задана тема и цель собрания, а они уже в свою очередь, без вмешательства педагога обсуждали, дискутировали и пытались придти к единому мнению, единому решению вопросов. Систематически проводила консультации для родителей на интересующие их вопросы: "Принципы построения сюжетно - ролевой игры для детей 4 -5 лет", "Нетрадиционные методы организации образовательного процесса", "Самостоятельная деятельность детей старшего дошкольного возраста", "Здоровье сберегающие методы в детском саду" и т.д.

       Такие формы работы способствовали налаживанию доброжелательных отношений с родителями, более глубокому знакомству  с семьями воспитанников, их сферой деятельности, интересами, знакомству родителей между друг другом. Сейчас родители активно поддерживают меня в начинаниях, принимают участие в мероприятиях группы, детского сада и города, совместно принимаем участия во Всероссийских конкурсах, где занимаем призовые места

Заключение

       В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

       Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.

       В старшей группе создана  развивающая предметно - пространственная  среда, при которой ребенок активно проявляет познавательное и социально - личностное развитие, самостоятельность, инициативность, ответственность. Таким образом, созданная среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, проявить свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Таким образом я старалась, во-первых максимально приблизить ее к современным социально педагогическим условиям для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей, а во-вторых чтобы она соответствовала ФГОС ДО.

        Использование компьютерных технологий позволило  сделать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной, помогло активизировать словарный запас , позволило обогатить речевой запас детей,  расширить  познавательный интерес своих воспитанников. Возникновение и развитие партнерских отношений у детей старшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни.

       Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей, через это формируются партнерские отношения.

       Такая организация педагогического процесса способствует эффективному усвоению знаний в непосредственной образовательной деятельности, развитию сюжетно - ролевых игр и формированию положительных взаимоотношений между детьми.

       Таким образом гипотеза о том, что применение инновационных подходов к оформлению сюжетно - ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста,  благоприятно  содействует сближению детей, формированию дружного детского коллектива, развитию партнерских отношений, а также раскрепощению ребенка его, как самостоятельной  личности.

Список литературы:

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987

2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: Элизе Трэйдинг, 2002

3. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978

4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.: Просвещение, 1988.

5.Веракса. Н. Е. Программа "От рождения до школы" М: Мозаика - Синтез, 2010

6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. М., 1994

7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Вопросы психологии. 1996. № 6

8. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду».Программа и методические рекомендации – М.Москва –Синтез ,2008

9. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д. Флейвелла "Генетическая психология Ж.Пиаже". М.; 1967

10. Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. М., 1989

11. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России/ сост. Т.Н.Доронова. М.: Линка - Пресс, 2006

12. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000

13. Краснощекова Н.В. "Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста" серия "школа развития", издание 4-е, Ростов-на-Дону, Феникс 2008.

14. Короткова Н.А. Сюжетно - ролевая игра старших дошкольников.// Ребенок в детском саду 2006 № 2 С. 84-87

15. Короткова Н.А. Сюжетно - ролевая игра старших дошкольников.// Ребенок в детском саду 2006 № 3 С. 81-85

16. Короткова Н.А. Сюжетно - ролевая игра старших дошкольников.// Ребенок в детском саду 2006 № 4 С. 79-87

17. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. – №3-25-27.

18. Михайленко Н., Н. Короткова "Организация  сюжетной игры в детском саду". Москва. Линка - пресс, 2009.

19. Мухина А.Я. "Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста с недостатками развития слуховых анализаторов" Екатеринбург, 2001

20. Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 1982

21. Потапова Т.П. Беседы с дошкольниками о профессиях. М.: Творческий центр, 2005

22. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. – М., 1993

23. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2006

24. Смирнова Е. И. статья "Почему дети разучились играть" Новая газета

№ 26- 27 от 12.03.2012

25. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74

 26.  Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986

27.  Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976

28.  Флегонтова Н. П. Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы 300с учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. – М.,2000.

29.  Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1999

30. Эльконин Д. Б. "Символика и ее функции в игре детей "// Дошкольное воспитание 1966 № 3

31. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. М.: Просвещение, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающег...

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста»....

Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей дошкольного возраста

Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий...

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному и социально-коммуникативному развитию с элементами сюжетно-ролевой игры, для детей старшего дошкольного возраста «Звери заболели».

Данная методическая разработка поможет в игровой форме закрепить у детей представления о животном мире Африки, о профессии "Ветеринар", её значении, трудовых операциях и медицинских инструме...

Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста...

«Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».

Формирование позиции субъекта деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста»....

Семинар «Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста»

Семинар «Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста»...