Материалы участия во Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России - 2017» - региональный этап
методическая разработка на тему

Черемисина Яна Анатольевна

В 2016-2017 учебном году я входила в инициативную группу по подготовке материалов для участия нашей образовательной организации во Всероссийском конкурсе "Лучшая инклюзивная школа России - 2017", в номинации "Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования". Предлагаю для ознакомления информацию, которую я предоставляла для раздела "Описание существующей практики развития инклюзивного образования в образовательной организации" для данного конкурса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1015_luchshaya_inklyuzivnaya_shkola_rossii.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Описание существующей практики развития инклюзивного образования в образовательной организации

Характеристика контингента детей с ОВЗ дошкольного возраста. Описание и анализ существующей практики по созданию специальных условий в образовательной организации для обучения детей с ОВЗ (дошкольная ступень).

В настоящее время образовательный комплексе «Школа №1015», включающий 2 школьных и 3 дошкольных отделений, активно работает в направлении создания единого инклюзивного образовательного пространства. Одним из ресурсов становления инклюзивного образования является дошкольное отделение №2 (бывший детский сад №1800 компенсирующего вида), которое имеет большой опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

В данном детском саду:

  •  8 инклюзивных групп;
  •  Компенсирующая группа для детей с нарушениями ОДА 10-ти часового пребывания «Особый ребёнок»;
  •  Служба ранней помощи;
  •  квалифицированный коллектив влюбленных в своё дело воспитателей и специалистов;
  •  новые программы и методики, внедрение которых позволяет добиваться эффективного физического, интеллектуального, социального, нравственного и эстетического развития детей.

На сегодняшний день ДО №2 посещают 212 детей, 19 из которых – дети со статусом ОВЗ, 30 детей - со статусом инвалидности. Из них: 22 ребенка с диагнозом ДЦП, 4 ребенка с синдромом Дауна, 1 ребенок с РАС.

С 1996 года в детском саду функционирует разновозрастная компенсирующая группа кратковременного пребывания для детей с нарушениями ОДА (ДЦП) «Особый ребенок», а с 2016 года данная группа работает в формате 10-ти часового пребывания.

Приоритетным направлением деятельности этой группы является обучение детей социальным навыкам для успешной адаптации в обществе.

 Педагогический коллектив старается организовать каждому ребенку условия для развития адаптивных и коммуникативных возможностей, для сенсорного обогащения, как основы интеллектуального развития. Ведь сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Педагоги помогают детям освоить разнообразные ощущения, учат осмысливать через них себя и окружающий мир.

Отличительной особенностью данной группы является активное вовлечение семьи в образовательный процесс.

    Родители с удовольствием принимают участие в различных видах деятельности вместе с детьми: танцуют, лепят, рисуют, играют, выполняют физические упражнения, участвуют в праздниках, фестивалях и конкурсах.

При коррекционно-развивающей деятельности специалисты и воспитатели используют современные технологии и формы организации образовательного процесса.

На базе ДО № 2 функционирует Служба ранней помощи «Солнечные зайчики».

    Основной целью деятельности СРП является обеспечение психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 лет до 3-х лет, не посещающих государственные образовательные учреждения, с выявленными нарушениями (риском нарушения) развития, для их познавательно-речевого, социально-личностного и физического развития, оказание психолого-педагогической помощи родителям.

    Задачи:

  •  всестороннее развитие ребёнка и коррекция нарушения;
  •  обучение родителей теоретическим аспектам, практическим методам   и технологиям по воспитанию, развитию, оздоровлению малыша;
  •  осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);
  •  создание партнёрских отношений с общими целями воспитания ребёнка.

ДО №2 ГБОУ Школа №1015 на протяжении многих лет успешно транслирует имеющийся опыт работы, активно участвует в городских конкурсах проектах, экспериментальной деятельности.

В 2008 году детский сад стал победителем 4-го Московского городского конкурса «Детский сад года», в номинации «Детский сад компенсирующего вида»

В 2010 году – победителем Городского смотра-конкурса  «Город для всех» в номинации «Организация образования».

С 2009 по 2012 год в ДО действовала городская экспериментальная площадка по теме «Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения через создание единого здоровье сберегающего пространства округа».

Объектом исследования являлась система воспитательно-оздоровительного процесса в ДОО по сохранению здоровья детей и приобщению родителей к здоровому образу жизни.

Тема эксперимента: организация здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья».

Цель эксперимента: воспитание физически, психически здорового и социально-адаптированного ребёнка через создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья» и практической реализации модели ДОО «Здоровый ребёнок» через приобщение родителей к здоровому образу жизни.

Данные, полученные в ходе экспериментальной работы, были использованы для более полной разработки маршрутов психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

С 2012 по 2014 год ДО №2 являлось стажировочной площадкой «Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья». Деятельность площадки была направлена на приобретение стажёрами теоретических и практических навыков по работе с детьми, имеющих ОВЗ.

В течение этого периода педагоги и специалисты детского сада щедро делились своим профессиональным опытом и способствовали повышению педагогического мастерства дошкольных работников системы образования города Москвы.

Дети и педагоги ДО №2 являются постоянными участниками мероприятий районного, городского и межрегионального уровня. Это такие конкурсы, проекты и фестивали как: «Конкурс чтецов «И долговечнее царственное слово», «Веселые старты», «Олимпийские надежды», «Школа мяча», «Городки», «Юный шашист», «Карусель», «Надежда», «Я покажу тебе Москву», конкурс НТТМ «Образование. Наука. Производство», «1+1» и многие другие.

С 2014 года ДО № 2 ГБОУ Школа №1015 оказывает дополнительные услуги воспитанникам по речевому и физическому развитию.

Инструктор по физической культуре в занимательной игровой форме проводит с детьми, в том числе детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, увлекательные «Фитнес-разминки».

Логопедическая служба открыла «Академию развития речи».

Форма работы с воспитанниками - групповая. Наполняемость одной группы - не менее 10 человек. Родители воспитанников второй младшей, средней и старшей групп, в том числе и детей с ОВЗ имеют возможность выбрать один или два курса занятий для своего ребёнка. Для детей подготовительной к школе группы предлагается три курса на выбор. Занятия проводятся по подготовке к обучению грамоте, развитию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи.

Основной целью работы ДО №2 является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Задачи:

 1. Развивать систему психолого-педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям.

 2. Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.

 3. Развитие потребности в художественно-эстетической деятельности.

 4. Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности, в общении: ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, ребенок – родитель.

5. Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка.

6. Обеспечение воспитанникам с ОВЗ и инвалидностью условий для социальной адаптации и интеграции в общество.

 7. Взаимодействие с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

8. Реализация услуг дополнительного образования.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования

Преодоление различных отклонений в развитии у дошкольников с ОВЗ, успешное формирование их готовности к переходу на следующую ступень образования, адаптация и социализация в обществе возможно только при организации эффективного взаимодействия всех педагогов инклюзивного образования.

Главной целью организации совместной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателя является повышение эффективности коррекционно-образовательной деятельности.

В ДО №2 совместная работа учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателя организуется посредством реализации следующих основных видов деятельности:

1. Совместное обсуждение результатов мониторинга качеств воспитанников.

Специалисты индивидуально проводят мониторинг детей, наблюдают за ними в ходе коррекционно-образовательной деятельности.

Воспитатели также изучают детей в процессе своей организованной деятельности и в повседневной жизни: в режимные моменты, на прогулке, во время их свободной деятельности.

На заседании консилиумов совместно анализируются успешные и неуспешные предполагаемые результаты мониторинга, намечаются и/или изменяются дальнейшие пути коррекционно-образовательной деятельности.

2. Совместное изучение содержания основной образовательной программы ДО и адаптированных образовательных программ, составление перспективного плана работы по всем образовательным областям и видам деятельности детей.

Здесь нужно учитывать, что специалист должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель.

В свою очередь воспитатель должен знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты. Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

3. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий.

Такие мероприятия являются итогом всей коррекционно-образовательной деятельности с детьми за определенный период.

4. Разработка общих рекомендаций для родителей.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по рекомендациям, которые даёт учитель-дефектолог, учитель-логопед и воспитатель. Необходима совместная работа педагогов и родителей, единство требований. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

При этом мы всегда должны помнить, что содержание коррекционно-образовательной деятельности строится с учётом ведущих линий развития ребенка, во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития».

Интеграция речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных методов и средств воспитания и обучения: при проведении артикуляционной гимнастики пользуемся методом биоэнергопластики, сказкотерапию сочетаем с пальчиковой и жестовой гимнастикой, а дыхательную гимнастику сочетаем с движением и звуком, а ещё музыкотерапия, логоритмика, кинезотерапия. Перечислять можно довольно долго.

Система коррекционно-образовательной деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной предметно-пространственной среде детского сада и не может успешно функционировать без взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога, т.е. «педагогической цепочки».

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах работы, их комплексность и многообразие - вот залог успеха в коррекционно-образовательной деятельности.

Наличие материально-технической базы и оснащенность образовательного процесса для детей с ОВЗ

Этап дошкольного детства – это время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо:

1) создание адаптивной образовательной среды;

2) осуществление научно-методической поддержки педагогов;

3) обеспечение программно-методическими материалами;

4) организация психолого-педагогического сопровождения.

Одним из необходимых условий полноценной интеграции детей с ОВЗ является адаптивная образовательная среда, которая обеспечивает их личностную самореализацию.

Она предполагает

  • устранение архитектурных барьеров, т.е. создание доступной или безбарьерной среды;
  • ресурсное обеспечение, т.е. наличие  специального реабилитационного оборудования.

Дошкольное отделение №2 полностью оборудовано и подготовлено для работы с детьми с особыми образовательными потребностями: имеются пандусы, поручни, зрительные ориентиры, подъемник, ходунки, инвалидные коляски, вертикализаторы, тренажеры, и другое оборудование для детей с ограниченными возможностями.

- Тренажёр Гросса. Обеспечивает вертикальное положение тела при любой деятельности. Его применение снимает нагрузку с опорно-двигательного аппарата, обеспечивает страховку, снимает синдром страха и тренирует пространственную ориентацию.

- Реабилитационный тренажёр «Вертикализатор». Применяется для фиксации в вертикальном положении детей, чередуется нагрузка и отдых ребенка, с постепенным увеличением времени использования тренажёра.

- Многофункциональный комплекс «ДОН» (ручные тренажёры). Применяется как специализированный тренажёр при проведении индивидуальных и групповых лечебно-оздоровительных занятий для развития двигательных функций, мелкой моторики, бытовых и интеллектуальных навыков.

- Мягкие модули, «сухие бассейны», беговые дорожки предназначены для проведения лечебно-физкультурных занятий, позволяющих ребёнку компенсировать имеющиеся недостатки.

В дошкольном учреждении создана эффективная модель образовательного пространства для развития детей с разными ресурсными возможностями.

Педагоги ДО используют современные ИКТ технологии, различный дидактический и развивающий материал, подобранный с учетом специфики нарушения. При его отборе необходимо учитывать  некоторые особенности. Так для детей с нарушениями зрения надо учитывать размеры дидактического материала, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

Образовательный процесс в дошкольном и школьном отделениях ГБОУ Школы №1015 в полном объеме обеспечен учебной литературой, адаптированными основными образовательными программами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с ЗПР, для детей с интеллектуальными нарушениями (синдром Дауна), для детей с ТНР, для детей с РДА, для детей с нарушениями зрения, для детей с нарушениями слуха, учебно-методическими комплектами для педагогов, воспитанников, дидактическим и иллюстративно-наглядным материалом. Это позволяет создать условия для качественного предоставления образовательных услуг, обеспечить возможность инклюзивного воспитания и обучения.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Категория нарушения

Основное программно-методическое обеспечение

Нарушения опорно-двигательного аппарата

(НОДА)

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.

Левченко И.Ю., Приходько О.В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задержка психического развития (ЗПР)

Баряева Л.Б. , Логинова Е.А. Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР

Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития

Интеллектуальные нарушена

(синдром Дауна)

(УО/СД)

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта.

А. А. Катаева, Е. А. Стребелева Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии

Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 2: Индивидуальная программа ребенка.

Тяжелые нарушения речи (ТНР)

Примерная адаптированная  основная образовательная программа  для дошкольников  с тяжелыми нарушениями речи. Под редакцией Л. В. Лопатиной.

Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Ранний детский аутизм (РДА)

Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм

Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком

Нарушения зрения

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушением зрения. Под редакцией. Плаксиной Л.И.

Н.Н. Яковлева, А.М. Витковская Примерная АООП для детей дошкольного возраста с нарушения зрения

Нарушение слуха

Головчиц Л.А. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития.

В ГБОУ Школа №1015 имеются кабинеты специалистов коррекционной направленности, оснащенные всей  необходимой мебелью, техническими средствами развития и обучения, наглядными пособиями, дидактическими материалами, учебным оборудованием. Все специалисты имеют возможность использовать специальное оборудование в психолого-педагогическом сопровождении детей, перечень которого представлен в таблице.

ОСНОВНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

п/п

Наименование оборудования

имеется в наличии

1

Вертикализатор

4 шт.

2

Тренажер Гросса

1 шт.

3

Инвалидная коляска

1 шт.

4

Подъемник

1 шт.

5

Ходунки

2 шт.

6

Многофункциональный комплекс «ДОН»

1 шт

7

Стол для игры с водой

3 шт.

8

Песочница (с обычным и кварцевым песком, с обычным, прозрачным и подсвечивающимся дном)

6 шт.

9

Комплект игрового оборудования Пертра

1 шт.

10

Логопедический тренажёр «Дельфа»

1 шт.

11

Комплект психофизиологического оборудования (светлая сенсорная комната): мягкие модули, пуфы, сенсорные тактильные дорожки, тактильные панели, пирамида приключений, фитбольные мячи и др.)

1 шт.

12

Комплект психофизиологического оборудования (темная сенсорная комната): бескаркасная мебель, изделия с гранулами, сухой бассейн с шариками, сухой душ, фибероптические и световые изделия: настенное панно «звездное небо», зеркальный шар с проектором и др.

1 шт.

13

Комплекты мультимедийного оборудования

2 шт.

14

Интерактивная доска

1 шт.

15

Комплект спортивного и коррекционно-профилактического оборудования (зал ЛФК)

3 шт.

16

Игровые пособия LOGO, Lern-Spiel-Verlag, Dusyma, Kindergartenbedarf GmbH

40 шт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

IV Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России»

IV Ввероссийский конкрса "Лучшая инклюзивная школа России"Номинация "Лучший инклюзивный детский сад"...

Материалы к региональному этапу конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»

Региональный конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» Номинация «Лучший инклюзивный детский сад»...

Участие к городском конкурсе «Лучшее дидактическое пособие» в 2017 году.

Изготовление макет по ПДД. Занятие с детьми по ПДД....

презентация "Лучшая инклюзивная школа России"

презентация о детском саде "Сказка"...

«Опыт участия в конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России» в номинации «Лучший инклюзивный детский сад»

В последнее время все больше внимания стало уделяться детям с особыми возможностями здоровья. С каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ, с инвалидностью. Все чаще стали говорить о равноправн...