«Опыт участия в конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России» в номинации «Лучший инклюзивный детский сад»
материал по коррекционной педагогике
В последнее время все больше внимания стало уделяться детям с особыми возможностями здоровья. С каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ, с инвалидностью. Все чаще стали говорить о равноправном включении таких детей во все возможные и необходимые сферы жизни общества, о возможности дать этим детям достойный статус, самореализоваться в современном мире.
Нахождение таких детей в дошкольном образовательном учреждении – это не только отражение времени, но и реализация права детей на образование в соответствие со статьей 5 ФЗ «Об образование в Российской Федерации».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_2024_original.docx | 31.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Выступление на районной педагогической конференции
«Система образования Ямальского района: приоритеты и пути развития в контексте государственной политики»
«Опыт участия в конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России»
в номинации «Лучший инклюзивный детский сад»
Докладчик: С.Ф.Журина
с.Яр – Сале
2024г.
(СЛАЙД 1) В последнее время все больше внимания стало уделяться детям с особыми возможностями здоровья. С каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ, с инвалидностью. Все чаще стали говорить о равноправном включении таких детей во все возможные и необходимые сферы жизни общества, о возможности дать этим детям достойный статус, самореализоваться в современном мире.
Нахождение таких детей в дошкольном образовательном учреждении – это не только отражение времени, но и реализация права детей на образование в соответствие со статьей 5 ФЗ «Об образование в Российской Федерации».
Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива дошкольного образовательного учреждения. Безусловно, достижение положительных результатов коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов дошкольных образовательных учреждений. В связи с этим, у педагогов есть замечательная возможность продемонстрировать свои лучшие практики через участие в профессиональных конкурсах различных уровней.
(СЛАЙД 2) Один из них - Ежегодный конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» объединяет лучшие инклюзивные практики и образовательные технологии. Он проводится в целях анализа существующей практики инклюзивного образования в образовательных организациях Российской Федерации, а также с целью распространения позитивного педагогического опыта в сфере инклюзивного образования.
Сегодня мы хотим поделиться с вами трехлетним опытом участия Детского сада «Солнышко (с 2022 года) во Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России» в номинации «Лучший инклюзивный детский сад». Постараемся объективно оценить свое участие на муниципальном этапе и сфокусироваться на важных моментах, которые необходимо учесть во время участия на региональном уровне для достижения более высоких показателей.
Детский сад «Солнышко» вот уже много лет открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями. В рамках участия в номинации «Лучший инклюзивный детский сад», были заявлены лучшие практики по инклюзивному образованию в рамках реализации Модели инклюзивного образования Детского сада «Солнышко».
(СЛАЙД 3) Так, в 2022 году, коллективом представлен положительный опыт применения здоровьесберегающих технологий в коррекционном и образовательном процессе. В нашем детском саду созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей:
1. Оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями для двигательной активности.
- Создание здоровьесберегающей среды в процессе коррекционной работы с детьми.
( НА СЛАЙДЕ) Элементы здоровьесберегающих технологий:
- Динамические паузы
- Самомассаж
- Релаксация (сенсорная комната, центры уединения и психологической разгрузки).
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная гимнастика.
- Хромотерапия (цветотерапия). Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека, вызывая у него разные ощущения, эмоции.
- Музыкальная терапия.
- Песочная терапия
- Су-джок терапия – это проработка рефлекторных точек кистей.
- Артикуляционная гимнастика
- Логоритмика.
- Кинезиологические упражнения - развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность коррекционно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Вся эта работа осуществляется комплексно с участием всех заинтересованных специалистов и воспитателей.
(СЛАЙД 4) В 2023 году описана одна из вариативных форм инклюзивного образования детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Группы компенсирующей направленности» в Детском саду «Солнышко» функционируют с 2018 года. Методологической основой является реализация Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко». Практика направлена на раскрытие потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ с ТНР. В процессе описания практики, подтверждена успешность обучения детей с ОВЗ в условиях компенсирующих групп детского сада, и важный принцип работы с воспитанниками группы - комплексность коррекционного и психолого-педагогического воздействия, что предполагает тесное сотрудничество педагогов и законных представителей воспитанников на протяжении всего учебного года. Она показывает, что раннее, грамотное и систематическое обучение, умелое воспитание и позволяет расширить границы личностных, физических, интеллектуальных, творческих способностей ребенка с ОВЗ.
(СЛАЙД 5) В 2024 году мы уделили внимание описанию кейса по эффективному использованию IT-инклюзии в психолого-педагогической работе по коррекции нарушений и общего развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Преимущество данной практики заключается в использовании современных компьютерных технологий (игровых, ИКТ). Современные технические средства дают возможность более успешно и интересно организовывать работу с детьми. В Детском саду «Солнышко» создана информационно-техническая база для занятий с детьми с разными стартовыми возможностями, которая помогает педагогам активно создавать и использовать в своей деятельности презентации, развивающие игры, познавательный материал для детей.
Представленный опыт инклюзивных практик заслужил высокую оценку экспертов муниципального уровня. На протяжении последних трех лет Детский сад «Солнышко» признан лучшим инклюзивным садом в Ямальском районе.
Итак, проведённый нами анализ реализации инклюзивных практик показал, что Модель инклюзивного образования Детского сада «Солнышко» реализуется успешно. Представленная модель строится с учетом основных факторов благоприятного развития личности ребенка с ОВЗ: адаптация, социализация, интеграция, коррекция и развитие.
Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ в Детском саду «Солнышко» при ежегодном увеличении количества детей с инвалидностью определяет вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая архитектурные условия, кадровое, информационное, программно- методическое обеспечение и т. п.).
В рамках реализации государственной программы «Доступная среда», коллектив стремится соответствовать всем требованиям создания доступной безбарьерной среды. Для этого помещения обоих корпусов дошкольного образовательного учреждения обеспечены доступной архитектурной образовательной средой для воспитанников с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
(СЛАЙД 6) Содержание образовательного процесса для детей с инвалидностью и ОВЗ представлено в Адаптированных образовательных программах дошкольного образования для обучающихся с различными нозологиями. Воспитанники с ОВЗ занимаются по АОП с ТНР, НОДА, РАС, интеллектуальными нарушениями (УО), с ЗПР, для слабовидящих детей. Программы разработаны коллективом на основе комплексных образовательных программ, а также парциальных программ и технологий различной направленности,
В инклюзивных практиках подробно представлены специальные образовательные методики и технологии, дидактические материалы и пособия, оборудования и технических средств, применяемые в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью
- здоровье сберегающие, игровые, социо-игровые нейропсихологические, диалоговые технологии;
- ТРИЗ-технология по повышению уровня речевой активности детей, развитию структурных компонентов речи, коммуникативных навыков, овладению умениями рассуждать, обобщать, доказывать, делать выводы
- ИКТ-технологии. Детский сад оснащен современным специализированным оборудованием, которое активно используется педагогами в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ: «Игры для Тигры»; обучающая и развивающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха»; Стол для детей с ОВЗ многофункциональный со световыми эффектами; Логопедический комплекс Мишка Logo, комплексно-развивающая панель «Калибри», Логопедическое зеркало.
(СЛАЙД 7) Огромный потенциал по привлечению родителей в ряды активных участников совместного образовательного процесса. Педагоги детского сада активно сотрудничают с родителями воспитанников. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. В детском саду созданы и на протяжении многих лет успешно функционируют семейные клубы, которые являются одной из лучших практик организации сотрудничества с семьей: «Тепло семейного очага», «Счастливая семья», «Теплые встречи» (с законными представителями детей с инвалидностью).
(СЛАЙД 8) В рамках работы Консультационного пункта детского сада родители получают квалифицированную консультационную, методическую, диагностическую помощь специалистов по вопросам обучения, воспитания, развития и социализации детей. С 2022 года на базе Консультационного пункта работает служба по оказанию ранней помощи детям раннего возраста от 0 до 3 лет. с 1 сентября 2024 в рамках консультационного пункта начал свою работу Центр раннего развития.
Созданы условия для дополнительного образования детей с ОВЗ. Все воспитанники с особыми образовательными возможностями включены в реализацию программ по развитию творческих навыков, инженерно-технических навыков, абстрактного, логического мышления, творческого воображения, речи, мелкой моторики. Для детей с ОВЗ и инвалидностью есть услуга по оказанию квалифицированной дополнительной помощи учителя-дефектолога, учителя-логопеда.
Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов Детского сада «Солнышко». Единый стиль работы, психологическая готовность педагогического коллектива создает эмоционально положительный климат и благоприятные условия для инклюзивного образования в нашем детском саду. Штат оснащен всеми необходимыми специалистами психолого-педагогического сопровождения (учителя-логопеды, педагоги-психологи, учитель-дефектолог, тьюторы). Педагогами определены наиболее оптимальные пути в осуществлении индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Все педагоги детского сада успешно прошли курсы повышения квалификации обучились по данному направлению и продолжают регулярно совершенствовать свои профессиональные компетенции через диссеминацию положительного опыта, участие в конкурсах, конференциях и других формах саморазвития.
Таким образом, в рамках реализации лучших инклюзивных практик Детского сада «Солнышко достигнуты такие результаты:
- сформирована нормативно-правовая, образовательная и методическая база инклюзивного образования;
- организована системная подготовка и повышение квалификации различных специалистов по вопросам обучения и развития детей с ОВЗ;
- созданы вариативные формы реализации инклюзивного образования, разработана структура управления инклюзивным образовательным учреждением. Создана система по оказанию помощи и поддержке родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и развития ребёнка с ОВЗ, по раннему выявлению, сопровождению и социализации детей с ОВЗ;
- наблюдается положительная динамика готовности детей с ТНР к школьному обучению;
- удовлетворенность родителей оказанными образовательными услугами составляет 93%;
- увеличение количественных и качественных результатов участия детей с ОВЗ в конкурсах различного уровня на 50 %.
Статус победителя дает нам право участвовать в региональном этапе. Но, к сожалению, результаты нас не удовлетворяют. Безусловно, мы внимательно изучили лучшую практику других муниципалитетов. Проанализировали стратегию развития психолого-педагогической службы и сопровождения детей с ОВЗ, отметили актуальность, практическую направленность лучших современных практик инклюзивного образования с целью их дальнейшего внедрения в практику работы.
(СЛАЙД 9) Тем не менее, для достижения качественных показателей участия на региональном уровне, нам необходимо:
1. При подготовке заявки необходимо внимательно изучить методические материалы, рекомендации и постараться найти свою «изюминку».
2. Перечислять всех социальных и сетевых партнеров в аспекте развития инклюзивного образования Детского сада «Солнышко».
3. Внедрять апробированные кейсы авторских развивающих игр, авторских технологий развития в процесс обучения и социализации детей с ОВЗ в инклюзивном развивающем пространстве детского сада. В основном нами описаны лучшие популярные технологий и методик инклюзивного образования, которые используются образовательными учреждениями.
4. Перечень нормативно-правовых документов указывать по ссылкам. Проверять их на статус действующих.
5. Педагогам как можно больше популяризировать успешные педагогические кейсы и новые методики, в том числе и авторские наработки, инклюзивного образования через участие в профессиональных конкурсах, размещения публикаций, выступлений и т.д.
6. При заполнении заявки уделять внимание детализации решения проблем.
В заключение хотелось бы отметить, что участие в подобных конкурсах всегда дает возможность более детально посмотреть на свою работу, оценить успехи и проанализировать проблемные моменты, а также рождает новые идеи и открывает дополнительные пути профессионального роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в ll Всероссийском конкурсе «Воспитатели России» в номинации «Лучший воспитатель образовательной организации»
Участие в ll Всероссийском конкурсе «Воспитатели России» в номинации «Лучший воспитатель образовательной организации»...
Материалы участия во Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России - 2017» - региональный этап
В 2016-2017 учебном году я входила в инициативную группу по подготовке материалов для участия нашей образовательной организации во Всероссийском конкурсе "Лучшая инклюзивная школа России - 2017&q...
IV Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России»
IV Ввероссийский конкрса "Лучшая инклюзивная школа России"Номинация "Лучший инклюзивный детский сад"...
Материалы к региональному этапу конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»
Региональный конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» Номинация «Лучший инклюзивный детский сад»...
Заявка на участие в VIII Всероссийском конкурсе Воспитатели России в номинации " Лучший воспитатель образовательной организации "Верность профессии!"
Эту профессию я люблю с детства. Быть воспитателем - это значит снова переживать детство, радоваться, удивляться, как в первый раз чему-то новому и неизведанному. Воспитатель - человек с большой буквы...
Участие в конкурсе "Воспитатели России 2020" Номинация «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»
Представлены материалы на конкурс...
Участие в VIII Всероссийском конкурсе «Воспитатели России» в номинации «Лучший воспитатель образовательной организации» 2020г.
Описание своей профессиональной деятельности....