Всероссийский конкурс "Лучшая инклюзивная школа" Номинация "Лучший инклюзивный детский сад"
проект
Опыт участия в конкурсе "Лучшая инклюзивная школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshiy_inklyuzivnyy_detskiy_sad.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
IV Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России»
Номинация «Лучший инклюзивный детский сад»
ГБОУ Школа № 480, дошкольное отделение по адресу: г. Москва, ул. Большая Калитниковская, дом 32.
Ответственные за организацию конкурса:
Корнеева Н.В. (педагог-психолог)
Лисовская С.В. (учитель-дефектолог)
Описание существующей практики развития инклюзивного образования в образовательной организации.
1. Характеристика контингента детей с особыми ограниченными возможностями (количество детей; соотношение между детьми с ОВЗ и детьми без них, находящихся в общем образовательном пространстве, социальное партнерство образовательной организации)
2016-2017 учебный год
Дошкольное отделение по адресу: г. Москва, ул. Б. Калитниковская, 32. специализируется на помощи детям с нарушениями зрения. Уникальность данного учреждения состоит в том, что на базе учреждения функционирует кабинет «Охраны зрения», в котором ежедневно, кроме выходных, дети получаются квалифицированное лечение, назначенное врачом-офтальмологом. В 2016-2017 учебном году 54 ребенка из 190 получали лечение на офтальмологических аппаратах (28 % от общего контингента детей). Из них 33 ребенка имеют статус ребенка с ОВЗ.
Анализ воспитанников с ОВЗ позволяет разделить их 3 группы:
- 33 ребенка обучаются по АООП для слабовидящих детей (из 3 имеют статус ребенка-инвалида по зрению)
- 13 детей обучаются по АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи-
- 10 детей обучаются по АООП для детей с задержкой психического здоровья (из которых один ребенок имеем смешанные нарушение, в которое входит нарушение зрения)
Таким образом, из 190 детей в возрасте от 3 до 7 лет: 56 детей имеют статус ОВЗ и обучаются по адаптированным основным образовательным программам, что составляет 30 % от общего контингента детей.
Анализируя количественное соотношение детей с ОВЗ и детей, не имеющих статус ОВЗ по группам, можно констатировать факт, что в средней группе 13 детей из 22 имеют статус ОВЗ, в старшей группе 10 детей с ОВЗ из 20, среди которых 3 ребенка имеют нарушение зрения, проходят офтальмологическое лечение, но не имеют статуса ОВЗ, в подготовительной группе 9 детей с ОВЗ из 25, из которых 5 детей имеют нарушение зрения, проходят офтальмологическое лечение, но не имеют статуса ОВЗ и т. д. Таким образом, половина детей, находящихся в одной возрастной группе имеют нарушения в развития и нуждаются в создании особых образовательных потребностях. Грамотно построенное социальное партнерство в эксклюзивных группах является залогом успешности коррекционно-педагогического процесса и социализации детей.
Основными формами организации социального партнерства выступают:
- ежедневные совместные мероприятия;
- коллективно-творческие мероприятия;
- разработка и реализация совместных проектов, акций;
- система дополнительного образования;
- коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом, учителем — логопедом, учителем — дефектологом;
- информационно-просветительские мероприятия.
В процессе всех форм организации взаимодействия детей с нарушением зрения и детьми, не имеющими патологию зрения, необходимо учитывать не только зрительный диагноз и степень слабовидения ребенка, а также учитывать их характерные особенности:
- снижение общей и зрительной работоспособности;
- снижение скорости и точности зрительного восприятия;
- замедленность становления зрительного образа;
- сокращение и ослабление ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность);
- трудности реализации мыслительных операций;
- затруднения в овладении пространственными представлениями, в процессе микро и макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений;
- снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности;
- снижение координации движений, их точности;
- трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения;
- трудности в осуществлении коммуникативной деятельности;
- снижение уровня мотивационной сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований.
2. Описание и анализ существующей практики по созданию специальных условий в образовательной организации для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Историческая справка:
Дошкольное отделение по адресу: г. Москва, улица Большая Калитниковская, дом 32 успешно работает уже 35 лет.
1982 год - был открыт новый детский №21 для детей с нарушениями зрения,
1984 год - перепрофилирован в ясли - сад №33,
1993 год – УВК №1648,
1998 год – ГОУ «Начальная школа-детский сад» №1648 IV компенсирующего вида,
2007 год – переименовано в ГОУ детский сад комбинированного вида №2639,
2015 год – ГБОУ СОШ №480,
2016 год – ГБОУ Школа №480.
С 2008 года ГОУ детский сад №2639 работает над реализацией проекта «Стрижи» (стремление к инклюзивной жизни). Индивидуальная тема в проекте – «Создание модели детского сада равных возможностей для детей с нарушениями зрения в условиях вариативного и инвариантного инклюзивного образования».
Большинство образовательных учреждений шли другим путем от массовой школы (детского сада) к инклюзии.
На текущий момент в нашем дошкольном отделении обучаются 190 воспитанников, из них 113 детей, которые обучаются по ООП, 54 ребенка – слабовидящие (33 ребенка обучаются по АООП для слабовидящих детей), 13 детей – дети с тяжелыми нарушениями речи, 10 детей с задержкой психического развития.
Люди на свете
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Каждому человеку необходимо, чтобы его любили и принимали, а для малыша, который попадает в новые условия это жизненно необходимо. И в данном случае все дети для нас особые, так как каждый индивидуален и они абсолютно разные по характеру, темпераменту, эмоциональности, способам поведения, психической готовности к обучению.
Зачастую родители отбирают у ребенка «право на особенности» и наказывают его своими чувствами. Переставая понимать и принимать себя таким, какой есть, ребенок вынужден искать механизмы психологической защиты в виде агрессивности, душевной замкнутости и нередко, чтобы хоть как-то обратить на себя внимание близких, совершают некрасивые поступки.
Наказания, равнодушие создают вокруг ребенка атмосферу злости и пустоты, а это – путь к формированию деформированной души.
Поэтому, загоняя ребенка в угол в виде наказания, необходимо понимать, что он там чувствует и переживает – безысходность, одиночество, ущербность, желание отомстить. Каждый раз, попадая в это «заветное» место, ребенок теряет часть себя, своей уверенности и свободы, не видит выхода, пускает в свою душу одиночество и отверженность, подавленность и вину.
Нашим малышам повезло, так как у специалистов, педагогов накоплен огромный опыт работы с особыми детьми, мы - команда, мы адаптированы в профессиональном плане и готовы решать любые задачи, которые перед нами ставит жизнь.
Дошкольное детство - это время освоения сенсорного, чувственного и двигательного опыта, который составит в дальнейшем фундамент, на котором ребенок сможет построить собственную мировоззренческую систему, осмыслив каждый факт и сопоставив его с другими.
Эффективное завершение этого развития способствует не только формированию более высокого интеллекта, но и тех личностных особенностей, которые в дальнейшем составят необходимую основу творчества: инициативность, любознательность, стремление понять суть проблемы, а не просто решить поставленную задачу или пассивно запомнить то, что предложил взрослый.
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста с нарушениями развития или без них остается неизменной – игровая.
«Мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть».
К. Гросс
Игра для ребенка – серьезное, полное смысла занятие, которое способствует его физическому, психическому и социальному развитию. Игра для ребенка – это также одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы. Понаблюдайте за игрой ребенка. Как он играет, что выбирает, чего избегает? То, каким образом ребенок умеет играть, - прекрасный барометр, отражающий степень его благополучия в реальной жизни. Игра с детьми – это решение проблемы, поиск ответов, цепочки вопросов: «Как? Откуда? Зачем? Почему?». Давать систему знаний о предметах и явлениях, как поиск сути, например, через сказку.
Маленький цыпленок, гуляя, почувствовал себя одиноким, ему стало скучно, и он решил подыскать себе приятеля для игры. Первым, кого он встретил, был земляной червь. В ответ на приглашение поиграть с ним он ответил: «Ну как же я могу с тобой играть, когда ты такой большой, а я такой маленький!» Расстроился цыпленок, что он такой большой и побрел дальше и встретил теленка. В ответ на просьбу поиграть тот сказал: «Как я могу с тобой играть, когда ты такой маленький, а я такой большой?» «Какой же я на самом деле?» - спросил себя озадаченный цыпленок, и после размышлений догадался, что все относительно. (Норвежская сказка).
В нашем дошкольном отделении созданы все условия для развития игровой деятельности, собрано много разных игр на развитие всех высших психических функций, которые позволят детям научиться сравнивать, сопоставлять, обобщать, ориентироваться в пространстве.
Игра под чутким руководством взрослым научит ребенка терпению, умению подчиняться правилу, соотносить свои желания с потребностями других участников, достойно принимать поражение и в конечном итоге подготовит ребенка к обучению в школе.
Похожей на игру она может быть только на первых порах. При выработке любого навыка требуется преодоление себя.
Исследование психологов показали: причиной школьной неуспешности многих детей, их плохой успеваемости стало как раз то, что в дошкольном возрасте ребенок «не доиграл». В погоне за ранним развитием детей, взрослые лишают ребенка возможности играть, а взамен сажают их за парту, осваивать чтение в 4 года, а навыки самообслуживания при этом могут быть несформированы.
Часто родители склонны не придавать значения некоторым сложностям развития и поведения своего ребенка до определенного момента, так как дома они компенсируются за счет гибкости поведения близких. Общая позиция родителей и специалистов по отношению к сложностям ребенка способствует его успешному развитию и социализации.
Таким образом, у педагогов и родителей одна цель - гармоничное и эффективное развитие ребенка. Домашнее воспитание важно как основа социального опыта, а внешнее воспитание - возможность проявления всех личных качеств в реальном мире.
Нам повезло, мы смотрим в одну сторону, нам легко и интересно работать друг с другом, потому что рядом с тобой единомышленники + родители, тогда в итоге = хороший результат.
Воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию в работе с детьми делают основной акцент на процесс развития, который строиться с соблюдением основных концептуальных положений, разработанных нашим коллективом:
- Успешность усвоения знаний зависит от активности ребенка во время непосредственного взаимодействия с взрослым, от связи полученных знаний с жизнью ребенка;
- Коррекционная работа в своей основе имеет личностно-ориентированный подход к ребенку, концепцию сотрудничества, когда два субъекта образовательного процесса находятся в партнерских отношениях, используют диалоговый характер общения. Педагог должен учитывать стремление детей к развитию, к взрослению и к свободе;
- В процессе получения новых знаний необходимо ставить ребенка в ситуацию успеха, создавать комфортные условия во время образовательной деятельности, стремиться, чтобы дети не боялись ошибиться, старались высказывать свою точку зрения;
- Планируя свою работу, ориентируемся на актуальный уровень ребенка и учитываем зону ближайшего развития, соблюдаем принцип индивидуального темпа усвоения знаний, учитываем сензитивные периоды развития;
- Стараемся работать не над исправлением ошибок, а стремимся организовать педагогический процесс так, чтобы предупредить возможные сложности, которые могут возникнуть у ребенка во время формирования той или иной психической функции;
- Дифференциация и доступность заданий для каждого ребенка с учетом не только возраста и актуального уровня развития, но и с учетом зрительного нарушения;
- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
- Организуя педагогический процесс, педагоги стремятся к тому, чтобы ребенок постепенно достигал полной самостоятельности при выполнении заданий, также видел конечный результат своей деятельности;
- Поиск, заложенных природой, задатков в каждом ребенке, максимальное раскрытие выявленных природных задатков с учетом возраста и психического уровня ребенка;
- Поощрение сотрудничества и взаимопомощи между детьми.
Если взрослые не делят детей на обычных и особых, то и дети тоже.
Наши дети понимают, что ограничение возможностей не равно ограничению потребностей. Ведь каждый день эта истина, подтверждается обыденной жизнью. Их также приводят в детский сад мама или папа, они занимаются, играют, гуляют, шалят, расстраиваются, если что-то не получается, фантазируют, поют, дружат. В конечном итоге у детей формируется понимание, что:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый имеет право на общение, поддержку, дружбу, быть услышанным.
- Каждый способен чувствовать, сопереживать.
- Если улыбнуться миру, то мир улыбнется тебе в ответ.
- Человек рядом с тобой точно такой же как и ты.
3. Анализ паспорта доступности (в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 8 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи") позволил сделать вывод о том, что в дошкольном отделении ГБОУ Школы № 480 по адресу: Москва, ул. Б.Калитниковская, 32 создан порядок обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
- Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяется правилами обеспечения условий доступности для инвалидов объектов.
- Педагогические работники, работающие с детьми-инвалидами, на педагогическом совете проинструктированы по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
- В дошкольном отделении ГБОУ Школа № 480 по адресу: г. Москва, ул. Б. Калитниковская созданы следующие условия доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания на контрастном фоне);
- возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта (необходимо предварительно заказать кресло-коляску, т.к. она находиться в главном здании ГБОУ Школа № 480);
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
- содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе надписей, знаков и иной текстовой и графической информации на контрастном фоне;
- адаптация официального сайта организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
- обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;
- предоставление бесплатно учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования (подставки с подсветкой «Сигма», аппарат «Светлячок»)
- оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
Итоговое заключение о состоянии доступности объекта: объект доступен для детей дошкольного возраста, в том числе для детей-инвалидов со специфическими расстройствами речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и сочетанными нарушениями.
- Наличие материально-технической базы и оснащенности образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (специальное оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы).
Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ в дошкольном отделении (большинство – это дети с нарушением зрения), определяет вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая архитектурные условия, кадровое, информационное, программно- методическое обеспечение и т. п.).
Создание этих условий должно обеспечить не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство.
Архитектурная среда | |
Внеучебное пространство | Учебное пространство |
Для слепых и слабовидящих, со сложной структурой зрительного дефекта | |
Для передвижения по коридору: — зрительные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета); — тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение наощупь); — зрительные ориентиры на стенах и дверях; | Помещения для проведения непосредственной образовательной деятельности: - тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты наощупь); - стены учебных кабинетов окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый; - отсутствие на окнах темных штор, максимальное освещение групповых комнат и кабинетов специалистов; - учебная доска и столы имеют матовую поверхность |
Специальное оборудование | |
- специализированный кабинет «Охраны зрения», где ежедневно, кроме выходных, дети получают лечение, назначенное врачом-офтальмологом: - большое количество тактильных модулей; - дополнительное освещение на рабочем месте ребенка, использование подставок «Сигма» и проборов «Светлячок»; - комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром; - кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога) |
Программно-методическое обеспечение.
Содержание образовательного процесса для детей с нарушением зрения в ГБОУ Школа № 480 раскрыто в Адаптированной основной образовательной программе для слабовидящих детей, разработанной коллективом дошкольного отделения школы по адресу: ул. Б. Калитниковская, 32 на 2016-2020 уч.гг. на основе комплексных образовательных программы, а также парциальных программ и технологий различной направленности:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной.
- Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, соответствующей ФГОС ДО
Программа может корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей.
Определение АООП для слабовидящего ребенка осуществляется в соответствии с рекомендациями ПМПК с учетом пожеланий родителей (законных представителей).
В работе с детьми используются авторские разработки, получившие «Грант Москвы в сфере образования»:
- Авторская разработка «Мы смотрим на мир и радуемся ему» разработанная учителем-дефектологом Лисовской Светланой Васильевной, которая включает в себя:
- методику диагностики дошкольников с нарушением зрения;
- механизм проведения коррекционной работы;
- методические рекомендации к проведению коррекционных занятий; конспекты занятий по основным лексическим темам;
- картотеку дидактических игр для детей с нарушением зрения;
- примеры реализации проектной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, в ДОО.
2. Авторская психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста «Использование песка для формирования образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению», разработанная педагогом-психологом Корнеевой Надеждой Вячеславовной, которая включает в себя:
-диагностический инструментарий;
-методические рекомендации к проведению коррекционных занятий;
-план – конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием песка;
-анкеты для родителей и педагогов;
- рекомендации для педагогов и воспитателей по проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями зрения.
Цель данной программы – всесторонняя подготовка детей к школьному обучению в игровой форме с использованием песка.
Дидактические материалы и пособия, применяемые в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, соответствуют следующим требованиям:
- Материалы и пособия состоят из подлинных объектов, муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов и объектов на карточках, листах бумаги, картона, фанеры (как контурные, так и закрашенные силуэты различной цветовой гаммы).
- Материалы и пособия для зрительного восприятия яркие, насыщенные по цвету (в основном используются красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета).
- Материалы и пособия имеют матовую неотражающую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.
- Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).
- Основные признаки, имеющие наиболее важное информативное значение, выделяются и подчеркиваются.
- Фон изображения должен быть без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета (объекта) и его качеств.
- Материалы и пособия изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывают у ребенка желание играть и заниматься с ними.
- В изображении соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий).
- Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально – 20-30 см. картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора.
- Рассадка детей за столы происходит в соответствии с их диагнозами. За первые столы необходимо сажать детей, страдающих амблиопией высокой степени и расходящимся косоглазием, за последние столы – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием.
- Во время занятий традиционная физкультминутка дополняться упражнениями для снятия зрительной нагрузки. Целесообразно приглашать детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта и полет птиц.
Своеобразие подбора предметной атрибутики, игрушек, дидактических материалов, оборудования и технических средств обусловлено первичным дефектом, степенью его выраженности и характером вторичных отклонений и особенностями контактирования детей со средой, способами и возможностями переработки информации и характером коммуникативных возможностей и способностей.
5. Наличие службы психолого-педагогического консилиума в образовательном процессе.
Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является формой методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ/инвалидностью.
Общее руководство работой ППк возлагается на руководителя ГБОУ Школа № 480 и создается на базе комплекса соответствующим приказом.
Состав ППк комплектуется из числа сотрудников образовательного комплекса и утверждается на каждый учебный год приказом руководителя ГБОУ Школа № 480. В состав ППк входят специалисты комплекса: председатель консилиума, педагоги учреждения с большим опытом работы, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог.
ППк собирается для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия; консультирует родителей, педагогов, специалистов по вопросам профилактики, воспитания, обучения, педагогической поддержки детей с ОВЗ/инвалидами; готовит документы на городскую ЦПМПК в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребенка.
В задачи ППк ГБОУ Школа № 480 входят:
– организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психолого-педагогического обследования: выявление уровня и особенностей актуального развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи у детей;
- выявление резервных возможностей ребенка, определение основных направлений, форм и сроков специальной (коррекционной) помощи исходя из имеющихся в образовательном комплексе возможностей;
- выбор оптимальных для развития ребенка образовательных программ, соответствующих уровню его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных возможностей развития, адаптивности к ближайшему окружению;
- обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, что предполагает активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого развития, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития;
-организация и анализ результатов диагностики динамики развития, социальной адаптации обучающихся с ОВЗ/инвалидностью; определение динамики развития и эффективности результатов реализации программ, в случае необходимости внесение изменений и дополнений;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;
- осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям), педагогам образовательного комплекса.
Кроме указанных основных задач ППк может решать и другие, имеющие более конкретную направленность и реализующиеся в различных видах деятельности сотрудников образовательного комплекса.
Заседания консилиума разделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя. Периодичность проведения ППк определяется реальным запросом образовательной организации на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с особенностями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ППк проводятся не реже одного раза в квартал.
Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников. Во всех случаях согласие на обследование и (или) коррекционную работу оформляется в письменном виде.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
Рекомендации ППк являются обязательными для всех педагогов и специалистов Службы.
- Наличие договоров о сетевом взаимодействии.
- Наличие договоров о сетевом взаимодействии.
В ГБОУ Школа № 480 организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров:
- Детской городской поликлиникой г. Москвы № 104 (на территории дошкольного отделения ГБОУ Школа № 480 по адресу Б. Калитниковская, 32 на основании договора функционирует кабинет «Охрана зрения» с врачом - офтальмологом и сестрой - ортоптисткой;
- Центральной психолого-медико-педагогической комиссией г. Москвы (для получения заключения на детей о предоставлении специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации);
- Городским психолого-педагогическим центром г. Москвы;
- Органами опеки и попечительства Таганского района г. Москвы;
- Центром социальной помощи семье и детям «Семья».
- Фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей»
- Центральной библиотекой имени В.О. Ключевского и В.Г. Белинского
Взаимодействие с социальными партнерами позволяет обеспечить для ребенка наиболее адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, а также помогает максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС.
Инклюзивное образованиес требованиями ФГОС...
Инклюзивное образование в детском саду
На современном этапе дошкольного образования уделяется большое внимание инклюзии в ДОУ. Но многие педагоги, а в основном и родители, даже не слышали о понятии "инклюзивное образование". Поэтому в данн...
Презентация об инклюзивном образовании в детском саду
Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивн...
Статья: «Разные возможности – равные права». неделя инклюзивного образования в детском саду.
Статья в газету о проведении недели инклюзивного образования в детском саду....
Проект инклюзивной среды в детском саду
Введение инклюзивной образования необходимо начинать с дошкольного образования. Именно в это время ребенок получает базовые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Особенному ребенку ва...
"Приемы сопровождения обучения детей с нарушением зрения в инклюзивной школе и детском саду"
Итоговая работа на тему "Подгатовка педагога к взаимодействию с детьми, имеющими ОВЗ, в соответствии с требованиеми ФГОС". О детях с нарушением зрения. которые нуждаются в повышенном внимани...