Презентация "Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников"
презентация по теме
Презентация "Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний …» Л. А. Венгер
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей
Что такое интеграция? Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Должна охватывать все виды деятельности. Позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах. Рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени, дошкольной.
Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Встречается во всех видах детской деятельности: Игровая; Коммуникативная; Познавательно-исследовательская; Восприятие художественной литературы и фольклора; Самообслуживание и элементарный бытовой труд; Конструирование из разного материала; Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) Музыкальная; Двигательная.
Необходимыми педагогическими условиями математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода являются: продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия; рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка; активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.
Где встречается математика? Образовательная область «Физическое развитие Двигательная деятельность. Что делаем? сравниваем предметы по величине и форме; определяем левую и правую сторону; ведем работу по ориентировке в пространстве относительно своего тела; используем плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, числовые карточки; используем карточки с изображением времен года и частей суток; используем считалочки (количественный и порядковый счет); Рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д ); Отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх), перенесенных предметов (в эстафетах); Играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину»; Проводим физкультурно-математические досуги «В стане Геометрии». Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Вид деятельности: «Восприятие художественной литературы и фольклора» Что делаем? Широко используем такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки , прибаутки, считалки, загадки. Используем стихотворные формы художественной литературы. Читаем сказки и рассказы способствующие формированию представлений о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий.
Вид деятельности: «Изобразительная» и «Конструирование из разнообразного материала» Что делаем? Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребенку более детально запомнить и прочувствовать математические понятия. « Пластилиновые цифры » , « Разноцветная мозаика » , « Большие и маленькие дома на нашей улице » и т.п.
Вид деятельности: «Музыкальная» Что делаем? При освоении ритма танца осваиваем счет. Развиваем пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами «две ноги и две руки», «встать парами», «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»; «встаем в круг» и др. Используем математические песни. Это положенные на музыку считалки; песенки-определения для геометрических фигур и геометрических понятий. Песенки о временных отношениях: сутках, неделе, месяце, годе, временах года; и о пространственных отношениях: метре, сантиметре, и т. д.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Вид деятельности: «Игровая» Что делаем? Используем настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы »; головоломки; логические задачи и кубики, лабиринты. Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Знаком детей с миром геометрических фигур с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Бусы», «Разложи в коробку». Для закрепления понятия «величина» используем серии картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького или от маленького до большого». Такие игры как «Сколько не хватает? », «Весёлый счёт», «Мои первые цифры», «Считаем и читаем», «Я умею считать» помогают в игровой форме учить детей решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и математическими знаками, сравнивать количество предметов, умения читать.
Вид деятельности: «Самообслуживание и элементарный бытовой труд» Что делаем? При сервировке стола детям необходимо учесть количество человек, сидящих за этим столом. При уборке игрушек соотносим их размер, цвет, форму в соответствии с ящиком, коробкой и т.п., куда они убираются. В процессе трудовых поручений закрепляем количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Возможна разработка и реализация проектов по темам «Математический огород», «Математика на грядке», «Большие и маленькие в природе».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Вид деятельности: «Коммуникативная» Что делаем? Разыгрываем ситуации для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Путешествие» и др. Пересказываем по схемам-опорам, либо драматизация эпизодов сказок с математическим содержанием: «Три медведя», «Два жадных медвежонка», « Жихарка », « Цветик-семицветик ». Сочиняем сказки по известным мотивам, например: «Колобок» – с геометрическими фигурами, «Теремок» – с цветными зверятами, «Курочка Ряба» – на пространственные отношения. Составляем описательные рассказы по картине. Заучиваем стихотворение С. Маршака «Веселый счет», учим считалки, потешки , загадки, пальчиковые игры на закрепление счёта.
Образовательная область «Познавательное развитие» Вид деятельности: «Познавательно - исследовательская» Что делаем? Измеряем сыпучие и жидкие материалы. «В какую бутылку быстрее нальется вода?» Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды. Сколько ложек крупы в чашке?» (кукольных, чайных, десертных, больших) . Измеряем длину или ширину заданных предметов, используя разные предметы-мерки: карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину (ширину) при помощи сантиметра и линейки. Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы. Используем занимательные проблемные ситуации. «Размотай ленту» дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Вывод : ленты разной длины. Для того чтобы убедиться раскладывают их на полу, сравнивают.
ВЫВОДЫ: Интегрированный подход , реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижение готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования, а также формирование интегративных качеств личности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Для совр...
Перспективное планирование по методической теме: «Использование игровых технологий в процессе формирования математических представлений младших дошкольников»
Перспективное планирование по методической теме:«Использование игровых технологий в процессе формированияматематических представлений младших дошкольников»...
Опыт работы по теме:«Совершенствовать образовательной процесс по реализации ООП ДО для формирования математических представлений у дошкольников посредством дифференцированного подхода и использования инновационных технологий"
Опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников...
Технологические карты проведения исследовательской деятельности в процессе формирования математических представлений у дошкольников
Технологические карты проведения исследовательской деятельности в процессе формирования математических представлений у дошкольников...