Технологические карты проведения исследовательской деятельности в процессе формирования математических представлений у дошкольников
опыты и эксперименты по математике
Технологические карты проведения исследовательской деятельности в процессе формирования математических представлений у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskie_kartv_provedeniya_opytov.docx | 307.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологические карты проведения исследовательской деятельности в процессе формирования математических представлений у дошкольников
Тема исследовательской деятельности | Цель | Материал и оборудование | Подготовительная работа | Процедура проведения исследования |
Повышение уровня воды в сосуде. | формировать представления о зависимости изменения уровня воды в емкости от количества объектов (камешков, помещенных в воду). | Узкий прозрачный сосуд, наполовину заполненный водой, камешки, карточки с цифрами, полоски бумаги разной длины (не больше высоты сосуда). | Количественный счет предметов и равнение их по высоте; чтение рассказа Л. Н. Толстого «Как галка хотела пить». | Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Хотела галка пить». Вопросы: - О ком говорится в рассказе Л. Н. Толстого? (в рассказе говорится о галке) - Что произошло с птицей? (дети своими словами пересказывают сюжет рассказа) - Как вы думаете, могла ли галка действительно таким способом напиться из кувшина? (дети высказывают версии и гипотезы) - Как проверить, кто же прав? (нужно провести опыт) Проведение опыта. На столе- узкий прозрачный сосуд, наполовину наполненный водой. Педагог распределяет обязанности между детьми- первый ребенок бросает камешки в воду по одному, а второй считает эти камешки. Третий ребенок находит карточки с цифрами, соответствующими количеству брошенных камешков. Четвертый подбирает полоски бумаги по уровню воды в сосуде с помощью приема «приложения». Педагог помогает детям раскладывать попарно карточки с цифрами и полоски бумаги. Например: Так дети устанавливают взаимно- однозначное соответствие между числом и уровнем воды в сосуде. Камешки добавляют в воду до тех пор, пока вода не достигнет краев сосуда. Вопросы: - Посмотрите, поднялась ли вода в сосуде? (да, вода поднялась выше) - Взгляните на получившиеся два ряда чисел. Что вы заметили, глядя на них? (числа увеличиваются) - Как изменится ряд полосок? (Полоски становятся выше.) Выводы: - Какой вывод можно сделать из этого опыта? (чем больше камешков, тем выше вода поднимается, чем больше сосуд, тем больше камешков понадобится) - Лев Николаевич Толстой написал правдивую история про галку? (мы убедились, что история правдивая) |
Измерение высоты снежного покрова. | формировать умения измерять снежный покров в разных местах участка с помощью длинного метра или деревянной палки, чтобы выяснить, где самый высокий сугроб. | деревянная палка длиной 1м, фломастеры или маркеры | знакомство детей со значением снежного покрова для сохранения корней растений в зимние морозы | Детям предлагается вспомнить, как снежный покров помогает растениям не погибнуть в морозы зимой. Проводится беседа: - Под каким сугробом растениям теплее? (под высоким сугробом) - Как узнать, на каких местах нашего участка корням растений теплее? (нужно узнать, где сугроб выше) Проведение опыта. Дети высказывают предположения и гипотезы. Педагог отмечает, что самый удачный способ – измерение. Предлагает подумать, как с помощью палки измерить высоту сугроба. Выслушивает предложения детей. Измеряя высоту снежного покрова в разных местах участка, дети делают пометки на планке маркерами. Это позволяет сделать вывод о том, где самый высокий слой снега. Подведение итога: В конце опыта участникам предлагается ответить на вопрос: «Почему различается высота снега в разных местах территории?» Дети высказывают свое мнение. |
Независимость массы предмета от его цвета | формирование представления, что масса предмета не зависит от его цвета. | блоки Дьенеша, отличающиеся только цветом | знакомство с массой как характеристикой объектов окружающего мира, с чашечными весами. | Педагог сообщает детям, что к ним за советом пришел каменщик, который строит дома из тяжелых кирпичей. Педагог: работа каменщика трудна, руки устают от поднимания тяжести. Обычно кирпичи бывают белыми или красными. Мастер задумался, можно ли уменьшить массу кирпича, если его красить в другие цвета? Как думаете? Проведение опыта: педагог предлагает проверить в эксперименте, зависит ли масса предмета от его цвета. Весто кирпича берут блок Дьенеша. Взвешивают его на чашечных весах с использованием равновесов. В качестве разновесов можно взять пластиковые шарики. Затем берут такой же по форме и размеру блок Дьенеша, только другим цветом и снова взвешивают. Отмечают, что масса кубика не изменилась. Вывод: Все вместе делают вывод о том, что масса предмета не зависит от его цвета. Строитель благодарит детей. |
Независимость массы от его размера. | формирования представления о том, что масса предмета не зависит от его размеров. | большой пакет с ватой или марлей, небольшой камень, весы. | знакомство с массой как свойством объектов окружающего мира, с чашечными весами. | Педагог обращает внимание детей на стол, где лежит большой пакт ваты и небольшой камень. Вопросы: - Что лежит на столе? (вата и камень) - Какой предмет больше (меньше) по размеру? - Какой предмет тяжелее? (дети высказывают предположения) - Как узнать, чье мнение правильное? (нужно измерить, взвесить вату и камень) Проведение опыта. Педагог организует работу с весами. На одну чашу весов дети кладут вату, а на другую камень. Наблюдают, куда отклонилась стрелка. Делают вывод, что маленький камень тяжелее, чем большой кусок марли (ваты). Вопросы и выводы: - Какой вывод можно сделать из этого опыта? (маленький предмет может быть тяжелее большого предмета, большой предмет бывает легче, чем маленький; масса предмета не зависит от его размера.) |
Изменение объема воды в зависимости от его состояния. | формирование у детей представления, что вода в разных агрегатных состояниях (снег и жидкость) занимает разные объемы. | небольшие прозрачные емкости (стаканы, банки), снег. | Во время прогулки зимой педагог предлагает наполнить снегом стаканчики. Обращает внимание детей на то, что емкости полные. Стаканчики со снегом помещают в теплое место. Вопросы: - Сколько снега в стаканах? (стаканы полные) - Что произойдет со снегом в тепле? (снег растает) - Как вы думаете, сколько воды будет в стакане, когда снег растает и превратиться в воду? (предположения детей: полный стакан). Для сравнения, дети наливают полный стакан воды (стаканы одинаковые) и ставят рядом со стаканами со снегом. Вопросы и выводы: - Сколько воды в стакане? (половина стакана) - Объем изменился или нет? (объем изменился, он уменьшился) - Какой вывод можно сделать из этого опыта? (Снег занимает больший объем, чем вода) | |
Независимость массы предмета от его формы. | формирование у дошкольников представления о том, что масса предмета не зависит от формы. | пластилин, чашечные весы, «колобки», «лепешки». | Педагог сообщает детям, что к ним за помощью обратились пекарь и продавец. Они просят разобраться, кто из них прав в споре. Пекарь слепил из теста несколько колобков, но продавец сказал, что срочно нужны лепешки. Поэтому пришлось из каждого колобка раскатать лепешку (педагог демонстрирует колобок и лепешку из теста). Пекарь утверждает, что лепешка отличается от колобка, поэтому они должны стоить по-разному. А продавец считает, что они одинаковые и должны стоить одинаково. Кто же из них прав? Участники опыта выдвигают гипотезы, предлагают способы их проверки. Педагог привлекает внимание детей к версиям о сравнении масс предметов. Проведение опыта. Предлагается скатать два одинаковых по массе шарика из пластилина (взвешивают на весах). Затем один из шариков раскатывают в лепешку. Вопросы: - Изменилась форма предмета? (изменилась) -Изменилась ли масса предмета? Как это узнать? (взвесить пластилиновый шарик и пластилиновую лепешку) Дети взвешивают – они весят одинаково. Вывод: Пекарь свои изделия сравнивал по форме, а продавец по массе. Масса предмета не зависит от его формы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта проведения самостоятельной деятельности с детьми подготовительной группы ДОУ по познавательно-речевому развитию
Технологическая карта проведения самостоятельной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательно-речевому развитию. Тема: "Волшебные снежинки". Цель: развитие координации движ...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений в подготовительной к школе группе
Цель НОД обобщить знания по формированию математических представлений....
Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми (5-6 лет) по освоению образовательной области социально-коммуникативное развитие с использованием педагогической технологии - ИКТ по теме: «Путешествие в страну Этикета»
Формирование норм общения в соответствии с правилами речевого этикета....
Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми (5-6 лет) по освоению образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Заюшкина избушка"
Формировать у детей умение сотрудничать в процессе игрового замысла, развивать в процессе игры воображение, мышление, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей пе...
Технологическая карта проведения игровой деятельности с детьми 3-4лет на тему: «Как гномы украшали кораблики»(В.В.Воскобович)
Цель: Развивать умение детей определять высоту мачты, сравнивать и сортировать флажки по цвету, называть цвет, развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений «глаз-рука». Форм...
Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми (3-4 лет) по освоению образовательной области художественно-эстетическое развитие (рисование) по теме: «Разноцветные бабочки»
Цель: развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества....
Технологическая карта проведения трудовой деятельности «Уборка групповой комнаты» в старшей группе
Технологическая карта проведения трудовой деятельности «Уборка групповой комнаты» в старшей группе Тема: «Уборка групповой комнаты». Цель: формирование у дете...