Представление опыта работы по теме«Экологическое воспитание в процессе формирования математических представлений младших дошкольников»
статья (младшая группа)

Анна Ильинична Кудряшова

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx18.82 КБ
Файл prezentatsiya_rmo_1.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы по теме«Экологическое воспитание в процессе формирования математических представлений младших дошкольников»

Детский сад является первой образовательной ступенью в развитии ребёнка как личности и выполняет важную функцию в процессе подготовки дошкольников к учебе в школе. От качества данной подготовки зависит его успешная интеграция в человеческий социум. Согласно п. ФГОС ДО предполагается комплексность подхода к образованию детей, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Наблюдая за детьми младшей группы, я увидела, что на практике нередко случается так, что дети усваивают определённый объём экологических понятий и математических знаний механически, не используя их в практической деятельности. Поэтому приоритетным направлением в своей деятельности я выделила развитие у детей любознательности и познавательной активности, умения самостоятельно думать и решать мыслительные задачи, так как это является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению.

Вводя маленьких детей в мир математики, я считаю важно показать им присутствие чисел в мире природы, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Знакомя дошкольников с числами, я стараюсь их найти в мире природы. Например, при знакомстве с образованием числа четыре к детям прилетает бабочка, они ее рассматривают, отмечают, что у бабочки четыре крыла, эти крылышки очень нежные. И если бабочку поймать, то можно повредить крылышки, и она погибнет. Вспоминаем правила поведения в природе. Знакомя детей с числом шесть, к ним в гости приходят насекомые, дети рассматривают их, считают им лапки.При знакомстве с цифрой и числом семь в качестве примера можно использовать радугу, закрепляем порядковый счёт, пространственные представления между, выше, ниже, над, под.

В качестве раздаточного счетного материала чаще всего беру карточки, с изображением различного количества представителей животного и растительного мира. Параллельно с выполнением математических заданий слежу, чтобы каждый предмет назывался правильно, согласовывался род, число, падеж, о некоторых представителях животного и растительного мира сообщаю детям дополнительные интересные сведения, приучаю бережно относиться к природе.

Немалый интерес у детей вызывают задания, где надо выяснить, какой листик улетел (при этом определяется с какого дерева был этот лист (по его форме), какого он был цвета (отчего меняется раскраска листьев), как он был сориентирован в своей клетке таблицы.

Предлагаю детям полюбоваться осенними красками, прошу их на прогулке собрать букет осенних листьев, затем считаем в каком букете больше листьев, раскладываем их, рассматриваем, отмечаем какие листья узкие какие широкие. Предлагаю детям найти тонкие и толстые стволы деревьев, дети обхватывают их руками, определяю, какие из них толще.

Чтобы создать интерес к занятию, к игре или же наоборот, разрядить обстановку, расслабить, я предлагаю детям экологические игры, которые оказывают значительную помощь в развитии логико-математического мышления. Игра «Кто больше?». Дети отвечают на вопросы, находя ответы, и показывают картинку с правильным ответом. Кто больше: лошадка или овечка? Птичка или пчелка? Муравей или муха? Игра «Кто на что похож?» - набор геометрических фигур, из которых дети составляют животных.

В ходе непосредственно-образовательной деятельности, например, при наблюдении за фикусом, мы совестно с детьми не только закрепляем представление о фикусе, его названии, знакомимся со способами ухода за ним, но и учимся определять сенсорные эталоны (цвет, величину, форму), ориентировку в пространстве, представление о количестве (много, один).

Также использую в своей работе опыты для того, чтобы знания о природе были осознанными. Например, при проведении опыта «Где сосульки тают быстрее?» ребятишки самостоятельно находили связь между таянием сосулек и температурой воздуха, закрепляли счёт, определяли какая сосулька длиннее.

Для того, чтобы дети лучше усваивали материал, я постоянно пополняю предметно-пространственнуюразвивающую среду (ППРС). В нашей группе в уголке математики имеются математические игры с экологическим содержанием по разным разделам математики:

1)раздел «Количество и счёт»: «Мы считаем», «Юный математик»

2) раздел «Величина»: «Построй ряд», «Домики для зверят», «Расставь животных по росту»

3) раздел «Форма»: «Фигуры», «Определи форму овоща (фрукта)».

Много нетрадиционных пособий изготавливаю своими руками, используя пространство группы: стены, двери. Например, сезонное дерево, волшебный домик, бизиборд и другие.

Достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как субъект деятельности. Организация ППРС осуществлялась с активным участием родителей и детей, что создавало у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть. Совместными усилиями были сделаны:

- настольно – печатные игры («Подбери узор», «Составь картинку», «Цифры и счет», «Лото. Животные» и т.д.)

- различные лабиринты, логические задачи («Какой фигуры не хватает», «Найди похожую фигуру» и т. д.).

Родители вместе с детьми изготовили сюжетные макеты «Лес», «Ферма», «Домашние животные», «Лето», которые помогают закрепить временные представления, счет, ориентировку в пространстве (за, перед, около, внутри, снаружи и т.д.), а также запомнить названия животных, деревьев, признаки времен года.

К концу года были видны результаты моей работы. Дети проявляют любознательность и познавательную активность, стараются самостоятельно решить элементарные мыслительные задачи.Таким образом, экологическое образование, взаимодействие детей с природой, позволяет формировать элементарные математические представления детей, с учетом их индивидуального развития.

Проект решение: продолжать работу над интеграцией различных областей, развивая при этом экологическую грамотность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Экологическое воспитание в процессе формирования математических представлений младших дошкольников» Муниципальное к азённое дошкольное образовательное у чреждение д/с «РОМАШКА» г. Тайшет Презентацию подготовила в оспитатель младшей разновозрастной группы Кудряшова А.И.

Слайд 2

Согласно п.2.9 ФГОС ДО предполагается комплексность подхода к образованию детей, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Слайд 7

Игра «Кто больше»

Слайд 8

Игра «Кто на что похож?»

Слайд 10

Уголок «Математики»

Слайд 13

« Бизиборд »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников"

Презентация "Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников"...

Перспективное планирование по методической теме: «Использование игровых технологий в процессе формирования математических представлений младших дошкольников»

Перспективное планирование по методической теме:«Использование игровых технологий в процессе формированияматематических представлений младших дошкольников»...

Консультация для воспитателей: «Условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений»

Консультация для воспитателей: «Условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений» (в контексте ФГОС ДО)....

Презентация опыта работы по обучению детей элементам геометрии как средство математического развития младших дошкольников

Презентация опыта работы  по обучению детей элементам геометрии как средство математического развития младших дошкольников. Через презентацию показала каккие игры с геометрическим содержанием я и...