ПРОГРАММА по дисциплине «Развитие речи» для детей 5-7 лет
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Коррекция речевых трудностей у детей в возрасте от 5 до 7 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование познавательной активности, социальное и личностное развитие дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА по дисциплине «Развитие речи» для детей 5-7 лет | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по дисциплине «Развитие речи»
для детей 5-7 лет
Автор программы: учитель-логопед Морозова Л.Н.
Пояснительная записка
В настоящее время увеличивается число детей с системными нарушениями речи. Количество детей, имеющими выраженные речевые трудности, с каждым годом растет, и, как правило, в силу различных причин, они не посещают логопедический детский сад, а находятся в массовых группах, что значительно усугубляет их речевой и психологический статус. В таких условиях функцию комплексной речевой реабилитации берет на себя логопед в рамках работы ППК.
В связи с этим особенно актуальной становится проблема по разработке программы по преодолению системных нарушений речи в условиях ППК.
Программа «Развитие речи» является двухгодичной программой, ориентированной на детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная программа построена в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Система дополнительного образования предоставляет педагогу свободу творчества в выборе подхода к обучению и развитию личности ребенка.
Программа является актуальной и рассчитана на детей от 5 до 7 лет и основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении. В процессе воспитания и обучения дошкольников осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают психологи и педагоги. Л. С. Выготский отмечал, что «правильно организованное обучение ведет за собой развитие», детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого. Установлено, что различные участки мозга ребенка развиваются в зависимости от того, насколько активно и в какую деятельность включается ребенок. Существуют особые сенситивные периоды, в которые развитие тех или иных отделов мозга происходит наиболее интенсивно. Если в этот период ребенок включается в адекватную для него деятельность, то соответствующие отделы мозга развиваются эффективно и развитие ребенка достигает высокого уровня. Именно в дошкольном возрасте своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие становления личности ребенка. Благодаря формированию речевых навыков и способностей, чему и посвящена данная программа, у дошкольников развиваются произвольные психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение), расширяются знания ребенка об окружающем мире. В процессе реализации программы также важным является решение задач нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
Особенностью данной программы является реализация в учебно- воспитательном процессе комплекса задач речевого развития:
Содержание программы направлено на формирование и развитие следующих компонентов речевой системы:
1. Развитие артикуляционной моторики
2. Формирование костабдоминального типа дыхания
3. Развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
4. Формирование правильного звукопроизношения.
5. Развитие фонематических процессов.
6. Формирование лексико-семантической стороны речи:
- расширение, уточнение и активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий
- усвоение системных парадигматических отношений в лексике:
- расширение ассоциативных связей слов
7. Работа над слоговой структурой слова
8. Формирование грамматического строя речи
9. Формирование связной речи
10. Развитие высших психических функций.
Цель программы: коррекция речевых трудностей у детей в возрасте от 5 до 7 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование познавательной активности, социальное и личностное развитие дошкольников.
Задачи
обучающие:
• формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать педагога, действовать по предложенному плану, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности);
• формировать учебную мотивацию, положительное отношение к образовательной деятельности;
• формировать умения и навыки связной речи;
• расширять активный словарный запас;
• формировать грамматические навыки в практике речевого общения;
• вырабатывать орфоэпическую правильность речи;
• знакомить с художественной литературой как с искусством;
• знакомить с нормами и правилами речевого этикета;
• формировать умения пользоваться нормами и правилами речевого этикета сообразно ситуации;
развивающие:
• развивать речевые способности;
• развивать произвольность психических познавательных процессов;
• активизировать эмоционально-образную сферу мышления;
воспитательные:
• воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность и терпение;
• формировать интерес к родному слову и словесному творчеству;
• воспитывать самостоятельность;
• воспитывать культуру речи;
• воспитывать культуру общения;
• прививать гуманное и эстетическое отношение к окружающему миру.
Логопедическое воздействие в рамках данной программы опирается на принципы общей и специальной педагогики. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Организация деятельности
Программа рассчитана на 2 года обучения: I год– дети 5 – 6 лет; II год обучения – дети 6 – 7 лет. Занятия проводятся по подгруппам. При формировании группы проводится собеседование для определения первоначального уровня развития ребенка.
Учебно-тематический план
Занятия проводятся по 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет в I год обучения – 25 минут; II год – 30 минут.
В течение занятия предусмотрены физкультминутки, пальчиковая и зрительная гимнастики. На I году обучения занятия проходят по определенной теме в соответствии с учебно-тематическим планом. На последующих этапах обучения каждое занятие интегрирует в себе материал из разных разделов программы. Смена форм работы, видов деятельности повышает мотивацию ребенка к обучению. При реализации программы необходимо придерживаться принципа преемственности и интегрирования различных разделов ее содержания на разных уровнях обучения. В образовательном процессе используются традиционные дидактические методы и приемы обучения: словесные, наглядные, практические (игровые). С учетом возрастных психологических особенностей дошкольников для обеспечения мотивации к обучению данные методы и приемы используются в комплексе, что и является особенностью данной программы. К.И. Чуковский отмечал, что ребенок обладает необычайным чутьем языка – «без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловесных младенцев к полному обладанию языком». Учитывая природные способности ребенка, на занятиях создаются определенные условия воспитания и обучения, благодаря чему дети начинают не только пользоваться речью, но и осознавать основные закономерности языка. Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Весь учебный материал подается через игру. На занятиях проводятся игры с правилами (дидактические и подвижные), сюжетно-ролевые (творческие). В игре созревает следующая ведущая деятельность ребенка – учебная, а также формируются произвольные психические процессы.
Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь – основные компоненты психологического развития, мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие речи даются в программе не только в сфере овладения языковыми навыками (фонетическими, грамматическими, лексическими), но и контексте развития общения детей друг с другом и с взрослыми. Развитие речи - это ежедневный процесс, который осуществляется в разнообразных видах деятельности (на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности, музыкальных и театральных занятиях, в повседневной жизни). Но только систематическое обучение на занятиях по родному языку может дать устойчивый развивающий эффект. В рамках данной программы в учебно-воспитательный процесс привлекаются родители. Для правильной организации речевого развития ребенка родителям после каждого занятия даются письменные рекомендации. Родители активно участвуют в образовательном процессе: посещают занятия, родительские собрания, индивидуальные консультации, участвуют в подготовке и проведении праздников, поездок и экскурсий.
Ожидаемые результаты.
В результате освоения содержания программного материала дети овладевают речевыми знаниями, умениями и навыками, соответствующими возрастным нормам.
Способы проверки усвоения программы.
1. Текущий контроль: систематическое повторение пройденного материала на последующих занятиях.
2. Промежуточный контроль: обобщающие занятия по теме, тематические праздники.
3. Итоговый контроль: диагностика.
Диагностика проводится в начале и конце каждого учебного года. За основу диагностики была взята методика Безруковой О.А., Каленковой О.Н. «Методика определения уровня речевого развития детей». В конце года проводится сопоставительный анализ начальной и итоговой диагностики речевого развития, в ходе которого можно проследить динамику и эффективность обучения.
Методической базой программы являются:
- программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой;
- программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием: Учеб.пособие.- М., 1993
Психолого - педагогическая характеристика детей, имеющих ОНР
Согласно психолого-педагогической классификации Левиной Р.Е. общее недоразвитие речи подразумевает под собой системное нарушение, затрагивающее все компоненты речевой системы: звукопроизносительную сторону речи , лексику, грамматический строй, связную речь. Было выделено три уровня речевого недоразвития:
1 уровень подразумевает либо полное отсутствие речи, либо 2-3 слова-звукоподражания;
2 уровень – словарь в сравнении с 1-ым уровнем гораздо шире, однако наблюдается грубое нарушение грамматического оформления фразы, слоговая структура также грубо нарушена;
3 уровень – речевые сложности сконцентрированы в основном на уровне связной речи, обнаруживаются трудности построения связного высказывания, нарушается как связность, так и цельность связной речи.
Каждый из уровней речевого недоразвития подразумевает свою стратегию коррекционного воздействия и также зависит о индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.
Касаясь психологического портрета ребенка, имеющего общее недоразвитие речи, на первое место выходят сложности межличностного общения, незрелость мотивационной сферы, речевая инактивность. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
Вторично нарушены такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Все описанные трудности обуславливают необходимость использования комплекса специальных мер для преодоления речевых и психологический нарушений внутри логопедического пункта детского сада.
1-ый год обучения
Задачи 1-го года обучения
1. Развитие связной речи:
- активизировать монологическую речь;
- совершенствовать диалогическую речь;
- воспитывать уважительное отношение к речи говорящего, умение выслушать и не перебивать;
- развивать умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме
- развивать умение составлять рассказы по предметным и сюжетным картинкам;
- развивать воображение.
2. Расширение словарного запаса:
- расширить знания об обобщающих понятиях;
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений
- окружающего мира;
- познакомить с семантикой слов.
3. Формирование грамматического строя речи:
- научить правильному произнесению сложных грамматических форм слов;
- совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.
4. Развитие произносительной стороны речи:
- развитие артикуляционной моторики
- формирование костабдоминального типа дыхания
- развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
- формирование правильного звукопроизношения.
- развитие фонематических процессов.
Перспективный план подгрупповых занятий по развитию речи
с детьми старшей группы с ОНР
Недели | Темы | Лексико-грамматические категории. Связная речь. | |||||||
Сентябрь | |||||||||
1 | Обследование | ||||||||
2 | Обследование | ||||||||
3 | Осень | 1. Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже; 2. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски | |||||||
4 | Деревья осенью. | 1. Деревья осенью. Преобразование существительных ед.ч. в форме Им.п. в форму мн.ч.; образование прилагательных от существительных; 2. Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания | |||||||
Октябрь | |||||||||
1 | Овощи | 1. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -ояб/с-по теме; 2. Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему | |||||||
2 | Фрукты | 1.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже; 2.Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему | |||||||
3 | Овощи-фрукты | 1. Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов; на — с, в — и; 2. Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин | |||||||
4 | Ягоды | 1. Согласование имен числительных два и пять с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев и т.д.); 2. Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок | |||||||
5 | Повторение | 1.Расширение словаря по теме. 2. Составление описательного рассказа о ягоде с опорой на схему. | |||||||
Недели | Темы | Лексико-грамматические категории. Связная речь | |||||||
Ноябрь | |||||||||
1 | Поздняя осень | 1.Активизировать словарь существительных, прилагательных и глаголов по теме. Развивать умение правильно употреблять глаголы в единственном и множественном числе.Развивать у меня подбирать антонимы к прилагательных. Закрепить умение употреблять существительные В.п. в единственном числе. 2.Формировать умение составлять рассказ об осени с опорой на серию сюжетную картину. | |||||||
2 | Игрушки | 1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; 2. Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям | |||||||
3 | Мебель | 1.Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; учить подбирать глаголы к существительным по теме; закреплять навык употребления существительных в родительном падеже; 2.Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации | |||||||
4 | Посуда | 1.Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам; упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды; 2. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой | |||||||
5 | Повторение | 1. Закреплять употребление лексики по теме 2.Составление описательного рассказа о посуде с опорой на схему | |||||||
Недели | Темы | Лексико-грамматической категории. Связная речь. | |||||||
Декабрь | |||||||||
1 | Зима | 1.Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к; учить подбирать родственные слова; учить образовывать глаголы прошедшего времени; 2.Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом | |||||||
2 | Домашние животные и птицы | 1.Учить образовывать притяжательные прилагательные; расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения; 2. Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» | |||||||
3 | Дикие животные | 1.Обучать образованию притяжательных прилагательных; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за; 2.Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту) | |||||||
4 | Дикие и домашние животные | 1.Учить различать домашних и диких животных. Развивать умение употреблять существительные творительного падежа. Развивать умение правильно употреблять глаголы единственного и множественного числа 2.Формировать умение описывать животное с опорой на вопросы и картинки. | |||||||
Недели | Темы | Лексико-грамматической категории. Связная речь. | |||||||
Январь | |||||||||
1 | Каникулы | ||||||||
2 | Транспорт | 1. Обучать образовывать приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа; 2. Пересказ рассказа Г.Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок | |||||||
3 | Одежда | 1. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-; формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными; 2. Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему. | |||||||
4 | Зимующие птицы | 1. Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа; 2.Составление описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на схему | |||||||
Февраль | |||||||||
1 | Обувь, одежда, головные уборы | 1. Формировать умения согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа; упражнять в умении подбирать слова противоположные по значению; 2.Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло?» по серии сюжетных картинок | |||||||
2 | Наша пища | 1.Упражнять в употреблении различных форм имени существительного; закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов; 2. Пересказ сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин | |||||||
3 | Наша армия | 1.Обучать образовывать прилагательные от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными; 2.Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра» | |||||||
4 | Профессии | 1. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в творительном падеже; упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа; 2. Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы |
Недели | Темы | Лексико-грамматической категории. Связная речь. |
Март | ||
1 | Праздник 8 марта | 1.Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам 2.Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку |
2 | Весна | 1. Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания существительных единственного и множественного числа; 2. Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин |
3 | Перелетные птицы | 1.Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на-с, в-из; упражнять в умении образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных; 2.Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин |
4 | Семья | 1.Учить подбирать противоположные по значению слова; закреплять знания о родственных связях; развивать понимание логико-грамматических конструкций; 2. Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин |
Апрель | ||
1 | Насекомые | 1.Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число; развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа; 2.Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. |
2 | Человек | 1.Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов 2.Пересказ басни Л.Толстого «Старый дед и внучек» |
3 | Мой дом | 1.Учить образовывать сложные цвета; закреплять умение составлять предложения с предлогами; 2.Составление рассказа по сюжетной картинке «Одни дома» с придумыванием начала рассказа |
4 | Мой город. Моя страна. | 1.Учить образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях; 2. Составление рассказа «Границы Родины -на замке» по серии сюжетных картин |
Май | ||
1 | День победы | Развитие навыков словообразования и расширение словаря по теме; Тренировать в подборе однокоренных слов |
2 | Откуда хлеб пришел? | 1.Учить подбирать синонимы и однокоренные слова; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве; 2.Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел?», составленного по серии сюжетных картин |
3 | Комнатные растения | 1.Учить употреблять глаголы в прошедшем времени; закреплять умение подбирать сходные и противоположные по значению слова; учить выделять из текста однокоренные слова 2. Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке» |
4 | Лето | 1.Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов; 2.Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине |
5 | Повторение | Повторение |
Июнь | ||
1 | Повторение | Повторение |
2 | Повторение | Повторение |
3 | Повторение | Повторение |
4 | Повторение | Повторение |
2-ой год обучения
Задачи 2-го года обучения
1. Развитие связной речи:
- формировать умение отличать монологическую речь от диалогической;
- изучить виды монологической речи;
- обучить пересказу;
- обучить рассказыванию по памяти;
- развивать умение содержательно и выразительно пересказывать;
- воспитывать доброжелательность и корректность в беседе;
- формировать умение отстаивать свою точку зрения.
2. Расширение словарного запаса:
- воспитывать интерес к семантике слов;
- формировать умение отличать слова по родовому признаку;
- расширять знания об обобщающих понятиях;
- развивать языковое чутье (точно использовать слова разных частей речи в соответствии с их значением и целью высказывания).
3. Формирование грамматического строя речи:
- упражнять в правильном употреблении в речи трудных грамматических форм слов;
- совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова;
- формировать грамматические навыки в построении сложноподчиненны предложений с использованием союзов;
- упражнять в согласовании слов в предложении.
4. Развитие произносительной стороны речи:
- развитие артикуляционной моторики
- формирование костабдоминального типа дыхания
- развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
- формирование правильного звукопроизношения.
- развитие фонематических процессов.
Перспективный план подгрупповых занятий по развитию речи
с детьми подготовительной группы с ОНР
Недели | Темы | Лексико-грамматические категории. Связная речь. | № занятия |
Сентябрь | |||
1 | Обследование | ||
2 | Обследование | ||
3 | Осень | Формирование номинативного словаря (словаря существительных) по теме. Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 |
4 | Деревья осенью | Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы-описания | 2 |
Октябрь | |||
1 | Овощи | Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени. Пересказ РНС «Мужик и медведь» | 3 |
2 | Фрукты | Активизация словаря по теме, формирование навыков словообразования. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» | 4 |
3 | Насекомые | Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже. Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему | 5 |
4 | Перелетные птицы | Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных. Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» | 6 |
Ноябрь | |||
1 | Грибы и ягоды | Согласование имен существительных с числительными. Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин | 7 |
2 | Домашние животные | Расширение и закрепление знаний детей по теме. Составление рассказа «Неудачная охота» с помощью сюжетных картин | 8 |
3 | Дикие животные | Усвоение и закрепление в речи детей имен существительных и притяжательных прилагательных по теме. Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» | 9 |
4 | Осенняя одежда, обувь, головные уборы | Расширение словаря по теме. Образование относительных прилагательных. Составление описательного рассказа с опорой на картинку | 10 |
Недели | Темы | Лексико-грамматические категории | № занятия |
Декабрь | |||
1 | Зима | Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине | 11 |
2 | Зимующие птицы | Закрепление употребления в речи имен существительных в различных падежах. Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин | 12 |
3 | Мебель | Расширение знаний значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи. Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным картинкам | 13 |
4 | Новый год в семье | Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже. Пересказ РНС «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) | 14 |
Январь | |||
1 | Каникулы | ||
2 | Посуда | Закрепление употребления имен существительных. | 15 |
3 | Животные жарких стран | Словообразование притяжательных прилагательных. Пересказ Б.С.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» | 16 |
4 | Инструменты | Обучение составлению сложносочиненных предложений, расширение словаря антонимов. Пересказ сказки «Две косы» | 17 |
Февраль | |||
1 | Морские, речные и аквариумные обитатели | Образование притяжательных прилагательных. Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» | 18 |
2 | Комнатные растения | Формирование глагольного словаря по теме. Тренировать в употреблении существительных в форме родительного падежа множественного числа. | 19 |
3 | День защитников Отечества | Расширение словаря по теме «Военные профессии». Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин | 20 |
4 | Весна | Расширение словаря прилагательных. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» | 21 |
Недели | Темы | Лексико-грамматические категории | № занятия |
Март | |||
1 | Мамин праздник | Развитие навыков словообразования. Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | 22 |
2 | Транспорт | Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Составление рассказа «Всё хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | 23 |
3 | Транспорт | Закрепление употребления формы творительного падежа существительных и расширение словаря по теме | 24 |
4 | Перелетные птицы весной | Формирование сематического поля слова «ласточка» | 25 |
Апрель | |||
1 | Наша страна | Упражнение в образовании синонимических рядов. Пересказ рассказа С.А.Баруздина «Страна, где мы живем» | 26 |
2 | Профессии | Формирование навыков словообразования и расширение словаря по теме. Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта) | 27 |
3 | Наш дом | Упражнение в образовании слов сложного состава. Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | 28 |
4 | Цветы. Луга, поля. | Согласование числительных два, пять с существительными; составление описательного рассказа с опорой на схему. | 29 |
Май | |||
1 | Человек | Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов. Составление рассказа «Человек» по серии картин | 30 |
2 | День Победы | Развитие навыков словообразования и расширение словаря по теме | 31 |
3 | Школа | Согласование притяжательных местоимений с существительными. Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) | 32 |
4 | Лето | Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. Составление рассказа на тему «Как я проведу лето» | 33 |
Июнь | |||
1 | Повторение | 34 | |
2 | Повторение | 35 | |
3 | Повторение | 36 | |
4 | Повторение | 37 |
Перспективный план индивидуальных занятий с детьми, имеющими ОНР
1. Развитие артикуляционной моторики
2. Формирование костабдоминального типа дыхания
3. Развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
4. Формирование правильного звукопроизношения. Включает в себя несколько этапов: постановка, автоматизация, дифференциация смешиваемых звуков.
5. Развитие фонематических процессов.
6. Развитие высших психических функций.
Ожидаемые результаты
- умение нормировано произносить все звуки речи;
- достаточный объем словаря;
- овладение и использование детьми способами грамматического словоизменения и словообразования;
- умение выстраивать правильные по структуре и смыслу связные высказывания;
- умение составлять пересказ и рассказ по сюжетной картине или серии картин;
- полноценное овладение диалогической и монологической речью;
- умение дифференцировать звуки речи, определять их количество и последовательность;
- умение дифференцированно использовать термины: звук, гласный, согласный звук, слог, слово, предложение;
- умение выделять предложения из устной речи; из предложений - слова;
- умение владеть навыками слогового, фонемного анализа и синтеза;
- умение обозначить гласные и согласные звуки буквами;
- умение различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции;
- умение различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- умение использовать навыки интонационно - мелодического оформления высказывания;
- умение удерживать, распределять и переключать внимание на протяжении всего занятия.
Заключение
Таким образом, использование программы «Развитие речи» в условиях логопедического пункта детского сада:
- позволяет обеспечить индивидуальный подход, отвечая потребностям каждого ребенка;
- позволяет через игровую деятельность овладевать речеязыковыми компетенциями;
- обогащать занятия нестандартными технологиями, поддерживающими концентрацию внимания и работоспособность детей в течение всего занятия;
- позволяет комплексно воздействовать на все компоненты речевой системы;
- позволяет сформировать достаточный базис когнитивных, лингвосемантических и фонематических процессов для успешного обучения в школе;
- закрепить навыки правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.
Литература
- Программа Филичевой Т.Б и Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи,М., 1993;
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи, СПб, 2001
- Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией;
- Ковшиков В.А., Моторная алалия, В. Секачев, М., 2001;
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у ст. дошкольников , СПб.: Детство-Пресс, 2004;
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, Каро, СПб, 2008;
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза, Генезис, М., 2012;
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий, Гном, М., 2011;
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий, Гном, М., 2011;
- Гаркуши Ю.Ф.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи, Сфера, М., 1999;
- Глухов В.П. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, Аркти, М., 2003;
- Коноваленко С.В. Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии, ДЕТСТВО-ПРЕСС, М., 2012;
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста, Каро, 2012;
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения, Гном, М., 2010;
- Цуканова, Бетц Я учусь говорить и читать. Альбом для индивидуальной работы, Гном, 2011;
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, М., 1989;
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985;
- Уманская А.А. Волшебные точки, М., 1987;
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников, Каро, СПб, 2003;
- Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, М., 2008;
- Семенченко П.М. 399 задач ждя развития ребенка, М., 2000;
- Тушканова О.И. Развитие внимания, Волгоград, 1997;
- Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем. Сборник Основы теории и практики логопедии, М., 1968.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты по ознакомлению с окружающим и развитию речи у детей с ЗПР 6-7 лет . (К программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г.)
Задания способствуют восполнению словаря, грамматического строяи связной речи ребенка....
Рабочая программа «Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Грамотейка"
Программа курса “Грамотейка” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фо...
программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей 6-7 лет
Программа коррекционного курса "Развитие речи" с фрагментом тематического планирования...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1,5.2)
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, для детей с тяжелыми нарушениями речи (вари...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с задержкой психического развития ( Вариант 7.1, 7.2)
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, для детей с задержкой психического развития...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...
Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»
Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...