Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_razvitie_rechi_podgotovit._gr._onr_2-3_ur.doc | 391.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № »
Принята решением Утверждаю:
педагогического совета Заведующий МАДОУ №
от _________2023г.
протокол №_______ ___________________
«___»____________2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития).
Подготовительная группа
Составитель: учитель-логопед Мордовская Т.В.
Красноярск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
№ п /п | Разделы программы | страницы |
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Цели и задачи | 3 |
1.2. | Принципы и подходы программы | 3 |
1.3. | Характеристика коррекционного курса | 4 |
1.4. | Описание места курса в содержании АОП | 5 |
1.5. | Характеристика воспитанников группы | 5 |
1.6. | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | 7 |
1.7. | Система оценки достижения планируемых результатов | 8 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 8 |
2.1. | Развитие импрессивной речи. | 8 |
2.2. | Развитие экспрессивной речи | 9 |
2.3. | Формирование навыков речевого общения | 10 |
2.4. | Развитие связной речи. | 10 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 11 |
3.1. | Тематическое планирование | 11 |
3.2. | Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | 39 |
3.2.1. | Оборудование логопедического кабинета | 39 |
3.2.2. | Плакаты | 39 |
3.2.3. | Папки по лексическим темам | 40 |
3.2.4. | Дидактические игры | 40 |
3.3. | Методическая литература | 41 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя - логопеда разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и Федеральной адаптированной образовательной программой (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022). Программа основана на адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на педагогическом совете № 01 от 30.08.2023г.
- Цель курса – обеспечение условий для развития речи детей с ТНР, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи курса:
- Обогащение активного и пассивного словарного запаса;
- Развитие умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
- Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине;
- Совершенствование навыка пересказа;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор,
художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного
восприятия;
- Развитие речевого творчества;
- Коррекция речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);
- Развитие познавательной сферы,
- Развитие высших психических функций.
- Принципы и подходы программы.
Рабочая программа формируется на основе принципов и с учетом подходов, изложенных в адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на Совете педагогов № 01 от 30.08.2023г.
Принципы:
- Позитивная социализация ребенка.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
- Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Сотрудничество Организации с семьей.
- Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
- Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся: Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
- Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
- Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
Подходы:
Личностно-ориентированный подход - ориентация в педагогической деятельности на форму работы в виде сотрудничества, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно-ориентированная модель обеспечивает организацию образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательных отношений.
Культурно-исторический подход. Развитие совершается путем возникновения на каждой ступени новых качеств, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях
Деятельностный подход. Деятельность – движущая сила развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой развиваются новые виды деятельности, развиваются психические процессы, возникают личностные новообразования.
Комплексный подход, обеспечивающий решение коррекционных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач благодаря тесному взаимодействию специалистов педагогического и медицинского профиля, родителей.
Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.
Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.
- Характеристика коррекционного курса
Данный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная к школе группа) обучающихся по АОП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровней речевого развития).
Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.
Курс реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.
Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР II уровня; второй - для воспитанников с ОНР III уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.
Форма организации занятий – групповые (подгрупповые), индивидуальные.
Частота групповых (подгрупповых) занятий составляет 1 раз в неделю. Индивидуальные занятия проводятся с часто болеющими детьми. Продолжительность проведения – 25-30 минут (Сан Пин с.26, п.11.10). Время проведения – первая половина дня.
Данный коррекционный курс направлен на:
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
1. Воспитание активного произвольного внимания к речи, умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. | 1. Развитие стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. |
2. Закрепление умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, выслушивать друг друга до конца. | 2. Совершенствование навыков ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. |
3. Формирование умения составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану. | 3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. |
4. Формирование умения связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. | 4. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием. |
5. Закрепление навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. | 5. Совершенствование навыка пересказа знакомых сказок и небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. |
6. Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию. | 6. Развитие коммуникативной функции речи. |
- Описание места курса в содержании АОП.
Содержание курса «Развитие речи» тесно связано с содержанием коррекционного курса «Грамматика», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, речевые эталоны, сформированные на занятиях по «Развитию речи», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. В свою очередь, содержание работы в других образовательных областях опирается на темы, изучаемые в курсе «Развитие речи». Кроме того, на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки словообразования и словоизменения, сформированные в рамках коррекционного курса «Грамматика». А на занятиях курса «Грамматика» закрепляются навыки употребления синтаксических конструкций, сформированные на занятиях по «Развитию речи».
- Характеристика воспитанников группы
Группу посещают детей с тяжелыми нарушениями речи:
11– девочек, 13 – мальчиков.
ОНР II уровня – 10 человек
ОНР III уровня– 14 человек
Дизартрия – 24 человека
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя языка, фразовой речи, полноценного звукопроизношения.
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
II уровень
Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.
Понимание фраз - развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.
Экспрессивная речь - произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.
Диалогическая речь в основном развита.
Автоматизированная форма речи - затруднена.
Сопряжённая форма речи – затруднена.
Отражённая форма речи – затруднена.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок.
III уровень
Импрессивная речь - наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Экспрессивная речь - фраза простая, распространённая, с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.
Диалогическая речь развита.
Автоматизированная форма речи – сформирована.
Сопряжённая форма речи – сформирована.
Отражённая форма речи – сформирована.
Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.
- Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка:
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР Ш уровень) |
В плане развития импрессивной речи: | |
|
|
В плане развития экспрессивной речи: | |
|
|
В плане развития связной речи и навыков речевого общения: | |
|
|
Обозначенные в Программе ДО возрастные ориентиры имеют условный характер, что предполагает широкий диапазон для достижения ребёнком планируемых образовательных результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров.
- Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- первичная диагностика;
- промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
- итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа курса имеет четыре направления, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:
1. Развитие импрессивной речи.
2. Развитие экспрессивной речи.
3. Формирование навыков речевого общения.
4. Развитие связной речи.
- Развитие импрессивной речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
глаголов, образованных при помощи приставок (наливает, выливает, переливает и т.д.)
|
- Развитие экспрессивной речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
(плачет – смеется, поднимается – опускается, входит – выходит и т.д.);
|
- Формирование навыков речевого общения.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
|
- Развитие связной речи.
I вариант (ОНР II уровень) | II вариант (ОНР III уровень) |
|
|
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Тематическое планирование
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.
Тематическое планирование занятий курса «Развитие речи»
для детей с ОНР II-III уровня
Месяц и неделя | Тематическое событие | Словарь | Связная речь |
Сентябрь 1-3 | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ | ||
4 | «Осень добрая пришла, нам подарки принесла» | ОНР II ур. | |
Существительные: Осень, дождь, туча, ветер, дерево, трава, листья, Глаголы: идти, дуть, опадать, собирать. Прилагательные: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, сильный, холодный. Наречия: холодно, голодно. Антонимы: холодный – теплый. | 1. Повторение за логопедом описательного рассказа. 2. Отгадывание и толкование загадок. | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, погода, грязь, земля. Прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный. Глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать. Наречия: мокро, сыро, ненастно, солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено, ясно. | 1. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. 2. Составление рассказов-описаний по предложенному плану. 3. Составление рассказа-сравнения осени и лета. | ||
ОКТЯБРЬ 1 | «Есть у нас огород – посмотри, что там растет» | ОНР II ур. | |
Существительные: огурец, помидор, репа, морковь, картофель, овощи, урожай, грядки, огород; Прилагательные: большой, маленький, цвет (красный, желтое, коричневый, зеленая и т.д.), форма (круглая, треугольная и т.д.), величина, вкус, вареный, соленый, мягкий, твердый, чистый; Глаголы: копать, рыхлить, поливать, полоть, собирать, мыть, резать, садить, варить, солить, нарвем, срежем, кушать. | 1. Формирование простого описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме (размер, цвет, форма, вкус). Огурец — маленький, соленый, овальный, зеленый. 2. Драматизация сказок -«Репка» р.н.с.; 3. Договаривание слов в стихотворении:«Овощи» С.Михалкова. 4. Учить загадывать загадки. | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: огород, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка; Глаголы: растить, убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать; Прилагательные: вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый | 1. Знакомство с многозначными словами (лук). 2. Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов. 3. Составление рассказов-описаний об овощах по предложенному плану. | ||
ОНР II ур. | |||
2 | «Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят» | Существительные: яблоко, груша, банан, лимон, слива, апельсин, фрукт, дерево, ветка, сад. Прилагательные: большой, маленький, крупный, зрелый, сладкий, круглый, овальный, полезный. Глаголы: расти, созревать, наливаться, убирать, срывать, пробовать, кушать. |
описательного рассказа через использование простого распространенного предложения по схеме (размер, цвет, форма, вкус). Яблоко — большое, красное, круглое, сладкое.
|
ОНР III ур. | |||
Существительные: апельсин, ананас,банан, груша, вишня, черешня, лимон,слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, гранат, хурма, киви, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, варенье, джем, повидло. Глаголы: расти, цвести, зреть, плодоносить, наливаться, зацветать, отцветать, вырасти, созреть, дозреть. Прилагательные: красивый, сочный, вкусный, сахарный, нежный, кислый, сладкий, мягкий, твёрдый, ароматный, наливное, румяное (яблоко), лимонный, грушевый, сливовый, виноградный, виш-невый (сок), абрикосовое, яб-лочное, персиковое (варенье). | 1. Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов: составлять загадки с опорой на эти признаки. 2. Составление рассказа-описания о фруктах по предложенному плану. | ||
3 | «У медведя во бору, грибы, ягоды беру» | ОНР II ур. | |
Существительные: корзина, лес, малина, смородина, черника, куст, варенье, сок, сад, садовник, гриб, лисичка, подосиновик, мухомор, ножка. шляпка, корзина. Прилагательные: съедобный, несъедобный, полезный, лечебный, вкусный, сладкий, спелый, зрелый, незрелый. Глаголы: расти, срывать, собирать, варить, кушать, находить, нагибаться, зреть, созревать. | 1. Формирование описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме. 2. Учить загадывать загадки. 3. Учить внимательно слушать литературные произведения, понимать смысл и отвечать на вопросы по прочитанному - «Война грибов с ягодами» (в обр. В. Даля). | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: ягоды, малина, клубника, смородина, крыжовник, облепиха, голубика, земляника, брусника, клюква, черника, калина, кустарник, компот, варенье, повидло, лукошко, семечка, сок, болото, джем, начинка, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка. Прилагательные: ягодный, садовая, красная, зелёная, желтая, синяя, черная, крупная, мелкая, гладкая, сладкая, кислая, зрелая, сочная, ароматная, полезная, съедобная, клубничная, земляничная, брусничная, кисло-сладкая, ярко-красная, черничное и т.д. Глаголы: вырастить, сорвать, сажать, созревать, цвести, собирать, мыть, варить, ухаживать, поливать, лечить, лакомиться, любоваться, заготавливать и т.д. | Составление рассказов-описаний о ягодах и грибах по предложенному плану. | ||
4 | «Древес-ный ствол имею я, есть корни, ветви у меня» | ОНР II ур. | |
Существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна. Прилагательные: тонкий, могучий, хвойный. | 1. Упражнение в согласовании слов в предложении. 2. Составление рассказа-сравнения | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: лес, роща; дерево, береза, дуб, осина, клен, рябина, тополь, ель, ёлка, сосна, кедр, пихта; корни, ствол, крона, ветки, листья, кора, хвоя, иголки, шишки. Прилагательные: хвойные, лиственный (деревья); лиственный, хвойный, смешанный, осенний (лес); березовый, осиновый и т.д.; зеленый, желтый, красный, бурый. Глаголы: расти, желтеть, краснеть, опадать, собирать, гулять. | 1. Упражнение в конструировании предложений по опорным словам. 2. Составление рассказа-описания. | ||
НОЯБРЬ 1 | «О чем рассказывает одежда» | ОНР II ур. | |
Существительные: майка, плавки, платье, колготы, рубашка, брюки, куртка, пальто, шуба, рукавицы, шарф, пижама, одежда. Прилагательные: цвет, форма, величина, зимний, теплый, меховой, вязанный, шерстяной, чистый. Глаголы: беречь, стирать, гладить, носить, надевать, одевать, снимать. |
| ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: пальто, шуба, комбинезон, плащ, куртка, костюм, брюки, пиджак, шорты, сарафан, блузка, юбка, платье, рубашка, халат, свитер, джемпер, кофта, жилет, варежки, перчатки, носки, колготки, майка, трусы, купальник, плавки, шапка, кепка, берет, платок, шляпа, шарф, воротник, рукав, оборка, молния, карман, капюшон, пояс, кружева, пуговицы, фартук, заплатка, пошив, покупка. | Составление рассказа о предметах одежды по предложенному наглядному плану. | ||
ОНР II ур. | |||
2 | «Я их чищу, берегу.По дорожке в них бегу». | Существительные: обувь, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки. Прилагательные: цвет, резиновый, кожаный, легкий. Глаголы: носить, обувать. Наречия: красиво, тепло, аккуратно, чисто, бережно. | Составление рассказа-описания по схеме. |
ОНР III ур. | |||
Существительные: кожа, мех; сапоги, туфли, ботинки, тапки, сандалии, босоножки, валенки; подошва, каблук, шнурки, носок, пятка, язычок; сапожник. Глаголы: шить, пришивать, носить, снимать, надевать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, зашнуровывать, покупать, носить. Прилагательные: кожаные, резиновые, сменная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, сезонная… | 1.Знакомство с многозначным словом (язычок). 2. Составление рассказа- сравнения о 2-х видах обуви по предложенному наглядному плану. | ||
3 | «Домашние помощники (посуда)» | ОНР II ур. | |
Существительные: чайник, кастрюля, сковорода, тарелка, ложка, вилка, нож, хлебница. Прилагательные: стеклянный, металлический, деревянный. Глаголы: пить, есть, готовить, мыть. | 1. Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко). 2.Чтение и обсуждение текста с последующим пересказом «Сказка о чайнике». | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: сервиз, та-релка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, половник, кастрюля, сковорода, дуршлаг, скалка, кофейник, миска. Глаголы: накрывать, готовить, мыть, разбить жарить, варить, тушить, кипятить, печь. Прилагательные: кухонный, столовый, кофейный, чайный, фарфоровый, стеклянный, металлический, пластмассовый, железный, глиняный, хрустальный, алюминиевый, мелкая, глубокая, чистая, грязная, хрупкая, прочная. | 1. Знакомство с многозначными словами (ручка, носик, горлышко). 2. Составление рассказа-описания о посуде по предложенному плану. 3. Творческий пересказ рассказа «О чайнике» | ||
4 | «Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире» | ОНР II ур. | |
Существительные: мебель, кресло, диван, кровать, стол, стул, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник. Прилагательные: мягкий, кожаный, стеклянный, деревянный. Глаголы: сидеть, лежать, спать. | Составление рассказа о предмете по образцу | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: мебель, стол, стул, кресло, табуретка, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, кухня, гарнитур, фабрика, краснодеревщик, столяр, полка, столешница, спинка, подлокотник, дверца, ручки, ножки, сидение, обивка, дерево, пластмасса, металл, дуб, берёза. Глаголы: покупать, ремонтировать, красить, мыть, обустраивать, забивать, собирать, расставлять, помогать, сушить, готовить, убирать. Прилагательные: высокий, низкий, широкий, узкий, просторный, деревянный, пластмассовый, металлический, кухонная, спальная, письменный, обеденный, журнальный, сервировочный, детский, мебельный, мягкая, берёзовый, дубовый, удобный, полезный, домашний, Наречия: высоко, низко, удобно, уютно, мягко, слева, справа, близко, далеко, быстро, чисто. | 1. Составление сложноподчиненных предложений (стул нужен для того, чтобы на нем сидеть). 2. Пересказ рассказа с опорой на картинки (упражнение «Расскажи-ка»). | ||
ДЕКАБРЬ 1 | «Красавица зима» | ОНР II ур. | |
Существительные: зима, мороз, снег, лед, сугроб, снежинка, сосулька, гололед, снегопад, снеговик, лыжи, коньки, санки, каток, снежки, узоры, следы. Глаголы: падать, ложиться, лепить, скользить, заметать, ехать, морозить, кружиться, блестеть. Прилагательные: холодный, легкий, белый, глубокий, мягкий, зимний. Наречия: холодно, темно. Антонимы: холодный - теплый. Подбор родственных слов: зима, снег, лед. | Составление описательного рассказа о зиме через использование простого распространенного предложения по схеме. | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: зима, пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, гололед, снегопад, снеговик, лыжи, коньки, снегокат, снегоход, санки, каток, снежки, узоры, январь, февраль, декабрь, иней, буран, следы. Глаголы: падать, покрывать, ложиться, лепить, скользить, украшать, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть. Прилагательные: холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, зимний. Наречия: холодно, морозно, зябко, празднично, нарядно, красочно, темно. Антонимы:холодный - теплый, хрупкий - крепкий. Синонимы: метель - вьюга - пурга, снежок - комок. Подбор родственных слов: зима, снег, мороз, лед, лыжи, холод. | Составление описательного рассказа «Зима» по сюжетной картине и предметно-графической схеме | ||
ОНР II ур. | |||
2 | «Зимние виды спорта» | Существительные: стадион, спортсмен, зал, зарядка, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион, свисток, флажок, судья, лыжник, пловец, шахматист, хоккеист. Прилагательные: утренняя, сильный, здоровый, крепкий, умелый, ловкий, гибкий, быстрый. Глаголы: заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, плавать, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать. | 1. Учить отвечать на вопросы полным предложением. 2. Составление предложений по сюжетным картинкам. |
ОНР III ур. | |||
Существительные: тренер, стадион, физкультурник, спортсмен, зал, зарядка, корт, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион, свисток, флажок, судья, лыжник(ца), конькобежец(ка), стрелок, лучник(ца), теннисист(ка), пловец, пловчиха, шахматист(ка), шашист(ка), турист(ка), прыгун(ья), гимнаст(ка), хоккеист(ка); Прилагательные: легкоатлетический, гимнастический, утренняя, сильный, здоровый, крепкий, мужественный, умелый, ловкий, гибкий, уверенный, настойчивый, стройный, быстрый; Глаголы: заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, плавать, стрелять, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать, проигрывать, соревноваться. | 1. Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением. 2. Пересказ с опорой на предметные картинки. | ||
3 | «Пернатые друзья!» (зимующие птицы) | ОНР II ур. | |
Существительные: воробей, ворона, голубь, сорока, сова, снегирь, синица, дятел, птицы, части их тела, корм. Глаголы: клевать, летать, голодать, каркать, чирикать, тенькать, зимовать. Прилагательные: большие, маленькие, голодные, и т.д. Наречия: холодно, голодно. Антонимы: холодный – теплый. | Обучение составлению рассказа-описания о зимующей птице (снегирь, воробей, сорока) – с организующей помощью логопеда, с опорой на картинно-графический план. 2. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка» | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока, кормушка, корм, грудка, спинка, головка, хвост, крыло, перо, клюв, ноги, когти, шея, лапы, пух, зима, холод, голод, снег, ветер, птица, клест, семена, крошки, сало, угощения. Прилагательные: зимующая, мелкая, крупная, большой-маленький, короткий-длинный, тонкие-толстые, шустрый, драчливый, быстрый, ловкий, красивый, ленивый, грустный, желтый, красный, пестрый, хлебные (крошки), дынные, арбузные, ясеневые и другие (семена). Глаголы: слетел, улетел, зимует, клюет, защищается, чистит, садится, собирает, прыгают, летают, поют, щебечут, чирикают, каркают, воркует, шипит, заботится, кормит. | Чтение и пересказ сказки «Как сорока клеста судила» | ||
4 | «Мастерская Деда Мороза» | ОНР II ур. | |
Существительные: елка, игрушки, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, маски. Глаголы: наряжать, вешать, украшать, снимать, дарить, получать, встречать, петь, танцевать. Прилагательные: елочный, колючий, стеклянный, бумажный. Наречия: весело, высоко, низко. Антонимы: высокий – низкий… | 1. Составление предложений по вопросам логопеда о Новогоднем празднике с опорой на картинку. 2. Разучивание стихотворений к Новогоднему празднику. | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: праздник, украшения, карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, Дед Мороз, подарок, елка, ночь, серпантин, гости, поздравление, год, месяц. Прилагательные: веселый, шумный, красивый, радостный, новогодний, праздничный, разноцветные, нарядные. Глаголы: выступать, зажигать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять. | 1. Составление рассказа по серии картинок и по вопросам. 2. Разучивание стихотворений к Новогоднему празднику. | ||
5 | «Новогодний праздник» | ОНР II ур. | |
Существительные: елка, игрушки, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, маски. Глаголы: наряжать, вешать, украшать, снимать, дарить, получать, встречать, петь, танцевать. Прилагательные: елочный, колючий, стеклянный, бумажный. Наречия: весело, высоко, низко. Антонимы: высокий – низкий… | Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что» | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: праздник, украшения, карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, Дед Мороз, подарок, елка, ночь, серпантин, гости, поздравление, год, месяц. Прилагательные: веселый, шумный, красивый, радостный, новогодний, праздничный, разноцветные, нарядные. Глаголы: выступать, зажигать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять. | Составление сложноподчиненных предложений с союзами «потому что». Составление рассказа «Как мы елку наряжали» | ||
Январь 1 | КАНИКУЛЫ | ||
2 | «Как прекрасен город наш» | ОНР II ур. | |
Существительные: город, Красноярск, улица, площадь, река, мост, утро, день, вечер, ночь. Прилагательные: красивый, прекрасный. Глаголы: строить, стоять, жить, любить. Наречия: больше, меньше, одинаково, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре. Предлоги: в, на, у, под, с (со), за, над | Коллективное составление рассказа об улице, на которой находится детский сад. | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: город, адрес, улица, переулок, площадь, река, парк, театр, колонна, балкон, магазин, витрина, библиотека, памятник, киоск, газон, купол, подъезд, вокзал, фонтан, сад, стадион, шоссе, тротуар, благоустройство, район, церковь, музей, аллея. Прилагательные: городской, сельский, широкий, просторный, прямой, узкий, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зелёный, каменный, культурный, жилой, прекрасный, цветущий, нарядный. Глаголы: жить, строить, перестраивать, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать, стоять, вырасти, расцвести. | Составление рассказа по серии картинок. | ||
3 | «Если дома ты один» (ОБЖ) | ОНР II ур. | |
1.Существительные: дорога, перекресток, пешеходный переход, светофор, опасность, шприц, лекарства, розетка, кипяток 2.Глаголы: соблюдать, нарушать, порезаться, уколоться, обжечься, ошпариться, заблудиться, отравиться 3.Прилагательные: красный, желтый, зеленый, полосатый, опасный, ядовитый, острый, 4.Наречия: осторожно, внимательно, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, опасно. Предлоги: в, на, у, под, с (со), за, над | 1.Составление сложных предложений про «Опасные предметы» 2. Разучивание коротких стихов | ||
ОНР III ур. | |||
1.Существительные: дорога, перекресток, пешеходный переход, светофор, опасность, шприц, лекарства, розетка, кипяток, электричество 2.Глаголы: соблюдать, нарушать, порезаться, уколоться, обжечься, ошпариться, заблудиться, отравиться 3.Прилагательные: красный, желтый, зеленый, полосатый, опасный, ядовитый, острый, 4.Наречия: осторожно, внимательно, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, опасно. 5.Предлоги: в, на, у, под, с (со), за, над | 1.Составление сложных предложений про «Опасные предметы» 2.Составление рассказа «Если дома ты один» | ||
ОНР II ур. | |||
4 | «Мы едем, едем, едем» | 1.Существительные: транспорт, машина, автобус, трамвай, троллейбус, грузовик, поезд, велосипед, самолет, вертолет, корабль, лодка, кабина, кузов, колеса, руль, багажник, фара, педаль, крылья, хвост, палуба, весло 2.Глаголы: водить, управлять, ехать, плыть, лететь, заводить, крутить, останавливаться, чинить, ломаться, сигналить, поворачивать, приземляться получать 3.Наречия: много, мало, больше, меньше, столько же,, вверху, внизу, впереди, сзади, 4.Прилагательные: резиновый, железнодорожный, удобный, пожарный, наземный, подземный, водный, подводный, пассажирский, железнодорожный, грузовой | Составление рассказа про транспортное средств по картинному плану |
ОНР III ур. | |||
1.Существительные: транспорт, машина, автобус, трамвай, троллейбус, грузовик, поезд, велосипед, самолет, вертолет, корабль, лодка, кабина, кузов, колеса, руль, багажник, фара, педаль, крылья, хвост, палуба, весло 2.Глаголы: водить, управлять, ехать, плыть, лететь, заводить, крутить, останавливаться, чинить, ломаться, сигналить, поворачивать, приземляться получать 3.Наречия: много, мало, больше, меньше, столько же,, вверху, внизу, впереди, сзади, 4.Прилагательные: резиновый, железнодорожный, удобный, пожарный, наземный, подземный, водный, подводный, пассажирский, железнодорожный, грузовой | 1.Составление рассказа по серии картинок. 2.Составление рассказа про транспортное средств по картинному плану | ||
ФЕВРАЛЬ 1 | «Тили-бом, тили-бом, приглашаем в кошкин дом» | ОНР II ур. | |
Существительные: корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, хлев, сено, Прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный; Глаголы: зимовать, питаться, кормить, поить. Антонимы: много – мало, большой – маленький, чистый – грязный. | Составление рассказа по серии сюжетных картин «Надежный помощник» ( Ткаченко. Большая книга заданий и упражнений» с.20) | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, свинья, боров, поросёнок, коза, козёл, козлёнок, овца, баран, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, стадо, табун, свинарник, пастух, доярка, свинарка, рога, копыта, хвост, грива, шерстка – шерсть, щетина, кость, лапки, ферма, колхоз, вымя, ноздри, конюшня, бидон, колхозник (ца), овёс, пойло, сено, морда, голова, пасть, когти, копыта, уши, челюсть, кожа, седло, уздечка, кнут, телега, конура, пастбище, крольчатник, конюх, чёлка, рыло, пятак, животные | 1.Составление загадок посредством описания по заданному плану. 2.Прослушивание стихотворения С. Михалкова «Щенок». Беседа по содержанию стихотворения с последующим пересказом. | ||
2 | «Тайны подводного мира» | ОНР II ур. | |
Существительные: аквариум, река, рыба, икра, золотая рыбка, гуппи, щука, сом, окунь, лещ. Прилагательные: хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистый. Глаголы: плавать, охотиться, размножаться, питаться, кормить. | 1 Составление рассказов — описаний по картинному плану 2.Рассказ по серии сюжетных картинок «Запоздалая фотография» ( Ткаченко. Большая книга заданий и упражнений» с.15) | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: щука, сельдь, ерш, камбала, окунь, пескарь, сом, меченосец, скалярия, золотая рыбка, гуппи, дельфин, рыба-меч, акула, кит, рыбак, рыбалка. Глаголы: ныряют, резвятся, играют, прячутся, выпрыгивают, плещутся, дышат, питаются, рыбачить, ловить. Прилагательные: . | 1. Составление предложений с предлогами (упражнение «Рассмотри и расскажи»). 2. Творческий пересказ рассказа «Удачная рыбалка» (Ткаченко Т. Картины с проблемным сюжетом) | ||
3 | «В зоопарке мы гуляем, про животных все узнаем» | ОНР II ур. | |
Существительные: зоопарк, обезьяна, слон, лев белый медведь, северный олень, тюлень; детеныши, хищники, травоядные, грива, бивни, ласты, хобот. Прилагательные: белый, северный, хищные, травоядные. Глаголы: рычать, есть, спать, ухаживать, кормить. | 1. Обучение отгадыванию загадок о животных. 2. Составление рассказа-описания по плану. | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: лев, львенок, львица, грива, хвост с кисточкой, шерсть, хищник, тигр, тигренок, тигрица, обезьяна, обезьянка, зебра, зебренок, копыта, полоски, бегемот, бегемотик, кожа, складки, слон, слониха, слоненок, хобот, бивни, жираф, жирафенок, шея, крокодил, крокодильчик, пасть, клыки, носорог, носорожик, рог, кенгуру, кенгуренок, сумка, Африка, Индия, Австралия, леопард, леопардик, верблюд, верблюжонок, черепаха, гепард, пустыня, охота, джунгли, удав, горилла. | Оставление рассказа по аналогии. | ||
4 | «Каждый мальчик может стать солдатом» | ОНР II ур. | |
Существительные: шофер, летчик, капитан, солдат, боец. Прилагательные: нужный, полезный, трудный, смелый, храбрый. Глаголы: водить, управлять, лечить, защищать, охранять. | 1. Составление распространенных предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему. | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: солдат, Родина, Россия ракетчик, танкист, десантник, ракета, танк, летчик, самолет, пограничник, герой, парашют, враг, бомба, подводник, пехотинец, предатель, война, рана, автомат, оружие. Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, военный, доблестный. Глаголы: воевать, защищать, драться, победить, ранить, перевязать, вылечить, сражаться, сопротивляться. | 1. Составление распространенных предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему. 2. Разучивание стихотворения. | ||
Март | ОНР II ур. | ||
1 | «Ты, весна, приходи, всю природу разбуди» | Существительные: весна, солнце, облако, сосулька, капель, ручей, лужа, почка, травинка. Прилагательные: Глаголы: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь. | 1. Составление рассказа по картинному плану (Бардышева. Картинный материал) 2. Разучивание стихотворений о весне, о маме. |
ОНР III ур. | |||
Существительные: весна, март, девочки, мама, бабушка, праздник, подарки, цветы, поздравление, открытка. Прилагательные: любимая, единственная, прекрасная, красивая, добрая, нежная, праздничный. | Пересказ рассказа «Пришла весна» Толстой. | ||
2 | ««Мамин день» | ОНР II ур. | |
Существительные: весна, март, девочки, мама, бабушка, праздник, подарки, цветы, поздравление, открытка. Прилагательные: любимая, единственная, прекрасная, праздничный, радостный, счастливый, женский | Составление рассказа о маме по заданному плану. | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: весна, март, девочки, мама, бабушка, праздник, подарки, цветы, поздравление, открытка, сюрприз. | 1.Составление рассказа о маме по заданному плану. 2. Составление рассказа «Сюрприз для мамы» | ||
3 | «Пернатые друзья» | ОНР II ур. | |
Существительные: кормушка, корм, весна, грач, скворец, ласточка, кукушка, гнездо, корм. Прилагательные: Глаголы: | 1. Составление распространенных предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему. | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля. большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий, водоплавающие, проворный, голосистый. | 1. Совершенствовать умение составлять простые предложения (упражнение «Нелепицы»). 2. Расположить картинки в нужной последовательности и пересказать рассказ. | ||
4 | «На птичьем дворе, шум и гам на заре» | ОНР II ур. | |
Существительные: птица, петух, курица, цыпленок, цыплята, утка, утенок, утята, гусь, гусята, индюк, индюшата, корм, зерно, кормушка. Глаголы: кормить, ухаживать, плавать, пасти, клевать, ловить, разгребать. Прилагательные: домашний, пушистый, разноцветный, голосистый, пестрый. | 1. Пересказ рассказа В.Сутеева «Утенок и цыпленок». 2. Коллективный рассказ-описание о петушке (4 предложения). | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: курица, петух, цыплята, утка, селезень, утята, гусь, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, птицы, птичник, птичница, курятник, яйцо, скорлупка, перо, клюв, ноги, лапы, перепонки, крылья, хвост, голова, туловище, гнездо, гребень, насест, несушка, наседка. | 1. Учить детей продолжать рассказ, с опорой на начало и сюжетные картинки. 2. Составление рассказа по предложенному наглядному плану (упражнение «Расскажи-ка»). | ||
5 | «Кто в глуши лесной таится? Что за зверь?» | ОНР II ур. | |
Существительные: медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, берлога, дупло, нора, запасы, шуба, мех. | Составление рассказа-описания по плану | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки, соболь, норка, крот, берлога, шатун. | 1.Учить составлять предложения с противительным союзом а (упражнение «Нелепицы»). 2.Составление рассказа о животных по предложенному плану | ||
Апрель | ОНР II ур. | ||
1 | «Едет, плывет, летит. Кто за рулем сидит?». | Существительные: транспорт, улица, движенье, автобус, трамвай, метро, машина, самолет, корабль, колесо, кузов, кабина, крыло, летчик, капитан, машинист, шофер. Глаголы: ехать, плыть, лететь, везти. Прилагательные: большой, маленький, огромный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, белый, серый. | 1. Обучение отгадыванию загадок по теме. 2. Обучение комментированию своих действий - игра «В автобусе».). |
ОНР III ур. | |||
Существительные: автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, электричка, поезд, самолет, вертолет, ракета, корабль, катер, лодка, шлюпка, пароход, теплоход, яхта, телега, кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колеса, руль, корпус, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, бензин, топливо, электричество, шоссе, дорога, рельсы, светофор, аэропорт, пристань, остановка, аэродром, порт, летчик, капитан, машинист, шофер. Прилагательные: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный. Глаголы: едет, мчится, взлетает, летит, приземляется, садится, отходит, отчаливает, отплывает, поворачивает, останавливается, ждет, выходит, тормозит, сигналит. | 1. Упражнение в дополнении предложения приставочными глаголами 2.Пперессказ рассказа с приставочными глаголами. | ||
2 | «Космонавтом быть хочу, может в космос полечу» | ОНР II ур. | |
Существительные: космос, космонавт, ракета, планета, звезды, солнце, луна, взлет, посадка, старт. Глаголы: лететь, прилететь. Прилагательные: смелый, сильный, умный (космонавт). Маленькая, желтая, красивая (звезда). Наречия, предлоги: далеко, близко, высоко, низко. Вверху, внизу, слева, справа, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над. | 1. Обучение отгадыванию загадок по теме. 2. Составление предложений по сюжетным картинкам. | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, стан-ция, спутник, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т.д.). Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться. Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное. | Составление рассказа по предложенному плану. | ||
3 | «Все профессии хороши – выбирай на вкус» | ОНР II ур. | |
1. Существительные: Строитель, шофер, пожарный, врач, повар, учитель, воспитатель, логопед, полицейский, продавец, молоток, пила, топор, гвозди, нож, бинт, шприц, лекарство, градусник, работа 2. Прилагательные: умный, добрый, внимательный, трудный, быстрый, строгий, полезный 3. Глаголы: строить, пилить, рубить, спасать, учить, воспитывать, лечить, варить, продавать, работать. | 1. Повторение коротких рассказов о людях разных профессий | ||
ОНР III ур. | |||
1. Существительные: Строитель, шофер, пожарный, врач, повар, учитель, воспитатель, логопед, полицейский, продавец, швея, молоток, пила, топор, гвозди, нож, бинт, шприц, лекарство, градусник, работа 2. Прилагательные: умный, добрый, внимательный, трудный, быстрый, строгий, полезный, модный 3. Глаголы: строить, пилить, рубить, спасать, учить, воспитывать, лечить, варить, жарить, продавать, шить, вышивать, пришивать, вязать, работать | 1. Составление рассказов о людях разных профессий с опорой на схему. 2. Составление предложений из 4-5 и более слов по картинке, по демонстрации действия. | ||
4 | «Нас в школу приглашают задорные звонки. Мы тоже скоро будем – ученики»» | ОНР II ур. | |
Существительные: школа, ученик, учитель, парта, портфель, тетрадь, ручка, карандаш, пенал, альбом, краски, перемена, звонок, ластик, кисточка, линейка. Прилагательные: интересная, нужная, важная, школьная, спортивный, аккуратный, нарядный, чистая, заботливая, важная, любимая, внимательная. Глаголы: слушать, писать, читать, считать, рисовать. Наречия: внимательно, хорошо, отлично, плохо, грязно, красиво. | 1. Обучение отгадыванию загадок по теме. 2. Развитие диалогической речи - игра «В школе». 3. Заучивание стихотворений о школьных принадлежностях. | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: школа, школьник, первоклассник, парта, портфель, ранец, рюкзак, тетрадь, книги, ручка, карандаш, пенал, учебник, альбом, краска, доска, мел, учитель, директор, класс, дежурный, дневник, отличник, урок, задание, библиотека, зал, столовая, перемена, звонок, ластик, кисточка, линейка, подставка, форма. Прилагательные: домашнее, интересная, нужная, важная, учебная, школьная, спортивный, многоэтажное, аккуратный, опрятный, нарядный, чистая, спокойная, прилежная, заботливая, важная, любимая, внимательная. Глаголы: слушать, писать, читать, учить, выполнять, повторять, положить, достать, рисовать. Наречия: внимательно, старательно, прилежно, хорошо, отлично, плохо, грязно, умело, красиво. | 1. Закреплять умение составлять разные типы предложений (упражнения «Четвёртый лишний», «Нелепицы», «Скажи наоборот»). 2. Составление рассказа по серии картинок. | ||
Май | ОНР II ур. | ||
1 | «Распускаются цветы, и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду» | Существительные: цветок, подснежник, роза, ромашка, василёк, колокольчик, ландыш, стебель, листок. Глаголы: проявляться, расти, цвести, Прилагательные: нежный, тонкий, хрупкий. Наречия и предлоги: тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, в, на, у, под, с (со), за.. | 1. Обучение отгадыванию загадок. 2. Составление рассказа о розе (с опорой на картинку). |
ОНР III ур. | |||
Существительные: Прилагательные: Глаголы: расти, распускаться, цвести, ухаживать, выращивать, поливать, опрыскивать, собирать, срывать, плести, охранять.. | Составление рассказа о любимом цветке по предложенному плану | ||
2 | «Майский праздник – День Победы отмечает вся страна» | ОНР II ур. | |
Существительные: праздник, победа, солдат, салют, ветеран, подарок, рисунок, цветы, поделка. Глаголы: поздравлять, петь, танцевать, вспоминать. Прилагательные: радостный, смелый, сильный. | Составление простых предложений по картинкам и вопросам логопеда. | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: война, ветеран, герой, фашист, враг, победа, парад, салют, подводник, десантник, артиллерист, пехотинец, танкист, моряк, пограничник, офицер, солдат, генерал, медаль, орден. Прилагательные: Глаголы: защищали, охраняли, стреляли, убивали, погибали, победили, маршируют. | Составление рассказа по картине. | ||
3 | «Насекомые» | ОНР II ур. | |
Существительные: насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, крыло, глаз, Глаголы: летать, жужжать. Прилагательные: большой, маленький. Наречия: больше, меньше, одинаково. Предлоги: в, на, у, под, с (со), за, над. | 1. Отгадывание, толкование и заучивание загадок о насекомых. 2. Разучивание потешки «Пчелы гудят…». 3. Составление рассказов-описаний о насекомых по образцу, данному логопедом (с опорой на картинку). | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: оса, пчела, муха, шмель, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, паук, майский жук, жук-плавунец, водомерки, жук-щелкун, жук-слоник, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало. | Пересказ сказки «Муха-Цокотуха» (с опорой на сюжетную картинку). | ||
4 | «Скоро лето» | ОНР II ур. | |
Существительные: лето, солнце, небо, трава, цветок, дерево, лист, одуванчик, утро, день, вечер, ночь, ромашка, колокольчик, клевер, лютик. Прилагательные: красный, желтый, синий, зеленый, белый, голубой, розовый, душистый, красивый, разноцветный. Глаголы: расти, украшать, собирать. Предлоги: в, на, у, под, с (со), за, над. |
2. Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке. | ||
ОНР III ур. | |||
Существительные: лето, июнь, июль, август, солнце, жара, роса, бадминтон, теннис, велосипед, ко-локольчик, ромашка, василёк, одуванчик, незабуд-ка, панама, шорты, футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат. Глаголы: плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, путешествовать, расцветать, цвести, собирать, поливать, ухаживать, согревать, светить. Прилагательные: яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое, летний, ясные (дни), лазурное (небо). Наречия: жарко, сухо, пасмурно, ясно, тепло. | Закреплять навык составления рассказа по сюжетной картине. | ||
5 неделя мая | повторение |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Оборудование логопедического кабинета
Стол логопедический – 1 шт.
Стол детский – 1 шт.
Стулья детские – 4 шт.
Стул – 1 шт.
Стол – 1 шт.
Шкаф-стеллаж – 3 шт.
Доска магнитная – 1 шт.
Светильники потолочные – 2 шт.
Ноутбук – 1 шт.
- Плакаты:
- Овощи
- Фрукты
- Перелётные птицы
- Зимующие птицы
- Схемы для описания птиц
- Насекомые
- Игрушки
- Животные наших лесов
- Птицы (домашние)
- Папки по лексическим темам:
-Дикие животные
-Домашние животные
-Цветы
-Насекомые
-Деревья и кустарники
-Овощи
- Фрукты
-Ягоды
-Грибы
-Профессии
-Транспорт
-Одежда
-Обувь
-Птицы: домашние, перелётные
-Посуда
-Продукты питания
-Мебель
-Игрушки
-Семья
-Весна
-Лето
-Осень
-Зима
- Дидактические игры
«4 лишний»
«Волшебные картинки» (папка дошкольника)
«Большой – маленький»
«Собираем урожай»
«Определи по контуру»
«Узнай и назови»
«Мои любимые сказки»
«Осень, зима, весна, лето»
«Картинка в картинке»
«Кто спрятался?»
«Кто что ест?»
«Кто где живет?»
«Чей домик?»
«Кто какой?»
«Большой, средний, маленький»
«Времена года»
«Часть и целое»
«Профессии»
«Противоположности» (Серия «Умные карточки»)
«Любимые сказки» (Серия «Умные карточки»)
«Что сначала» (Составление рассказов по серии сюжетных картинок)
Кубики
Магнитный театр «Репка»
Пальчиковый театр «Теремок»
Пальчиковые игрушки «Дикие и домашние животные»
Фигурки животных
Силуэты животных
Разрезные картинки
Жукова О. «Первые открытия: я учу антонимы»
- Учебно-методическая литература
1. Агронович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматических недоразвитий речи у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург, 2005.
2. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Москва, 2005г.
3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Тетрадь логопедических заданий» (подготовительная группа)
4. Борисенко М.Г. «Потешки про Ваню».
5. Борисенко М.Г., Лукина Н.В. «Грамматика в играх и картинках»:
- Овощи
- Насекомые
- Игрушки
- Перелётные и зимующие птицы
- Фрукты
- Животные наших лесов
- Птицы (домашние)
6. Глинка Г.А. «Развиваем мышление и речь».
7. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда».
8. Киселёва Г.А. «Книжка-учишка 1,2,3».
9. Комратова Н.Г. «Учим говорить правильно» - Москва, 2005г.
10. Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» - М.: Гном – пресс, 1998.
11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
12.Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
13. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.
14. Нищева Н. В. « Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
15. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика».
16. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей».
17. Парамонова Л.Г. «Стихи для развития речи».
18. Развитие речи и творчества дошкольников/Под. ред. О.С. Ушаковой - М.:ТЦ «Сфера», 2002.
19. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт - привет минуткам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
20. Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
21. Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи».
22. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.
23. Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (4 альбома).
24. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. - М.: «Владос», 2006.
25. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.
26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.— М., 2004.
27. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.
28. Худенко, Шаховская «Конспекты по формированию связной речи у детей».
29. Цейтлин С. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. —М., Просвещение, 2000.
30. Чистякова И.А. 64 игры для формирования грамотной фразы. СПб.: КАРО, 2006.
31. Серия «Живое чтение» по сказкам:
«Репка»
«Красная шапочка»
«Курочка Ряба»
«Волк и семеро козлят»
«Три поросенка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей 5 – 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Данный материал является рабочей программой разработанной на основе адаптированной основной образовательной программы МБДОУ. Программа рассчитана на один учебный год, который длится в группе компенсир...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Рабочая учебная программа разработана на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи (общее недораз...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи (ДЕТИ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)
Рабочая программа (далее «Программа») предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), посещающих группу комбинированной направленности муниципального автономного дошкольного образоват...