Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1,5.2)
рабочая программа по логопедии
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1, 5.2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_korrektsionnogo_kursa_razvitie_rechitnr.docx | 68.31 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.1, 5.2)
I. Пояснительная записка
Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На уроках по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.
Главной целью работы по развитию речи является формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с ТНР.
Реализация этой цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
- практическое овладение основными морфологическими закономерностями грамматического строя речи;
- практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;
- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам;
- Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Задачи реализации коррекционного курса «Развитие речи» конкретизируются для обучающихся с ТНР на I и II отделениях.
Характеристика коррекционного курса
Коррекционный курс «Развитие речи» направлен на обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1, 5.2 (I и II отделения) ГБОУ Школа №1015.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания. В зависимости от уровня речевого развития в ГБОУ Школа №1015 существуют два отделения:
I отделение – для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательной организации.
II отделение – для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.
Место коррекционного курса в учебном плане
Курс «Развитие речи» является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.
Содержание курса коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации.
Срок освоения коррекционного курса для обучающихся с ТНР вариант 5.1 составляет 4 года.
Срок освоения коррекционного курса для обучающихся с ТНР вариант 5.2 составляет в I отделении 5 лет, во II отделении 4 года.
Коррекционная работа по развитию речи осуществляется в объеме не менее 2 часов в неделю. В зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся в ГБОУ Школа №1015 разрабатывается индивидуальный план коррекционной работы в соответствии с рекомендациями ЦПМПК на основе тематического планирования.
Описание ценностных ориентиров
Задачи уроков по развитию речи взаимосвязаны и решаются в процессе специально организованной речевой практики с использованием тренировочных упражнений, направленных на преодоление дефицитарности лексико-грамматических обобщений в качестве необходимой базы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность обучающихся. Задачи уроков по развитию речи решаются как при реализации содержания коррекционных курсов, так и содержания учебных предметов.
Развитие речи на уроках произношения предусматривает формирование звуковой стороны речи на материале различных синтаксических конструкций и коммуникативных моделей.
Развитие речи на уроках литературного чтения обеспечивает овладение умениями отвечать на вопросы учителя о прочитанном, выполнять устно-речевые послетекстовые упражнения, составлять планы к рассказам, осуществлять систематическую словарную работу по текстам изучаемых произведений.
На уроках обучения грамоте, русского языка речь обогащается доступной лингвистической терминологией. Навыки связного высказывания формируются в процессе систематических упражнений в составлении предложений, коротких текстов с привлечением изучаемого грамматического материала.
На уроках математики отрабатываются умения передать условие задачи, четко и точно сформулировать вопрос к математическому действию, составить логичный и лаконичный ответ задачи, что создает условия для формирования связного учебного высказывания.
Развитие речи осуществляется и на уроках изобразительного искусства, ручного труда, на индивидуальных/подгрупповых логопедических занятиях.
В то же время развитие речи является самостоятельным коррекционным курсом, что обусловливает его сложную структурную организацию.
Планируемые результаты освоения курса
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- овладение различными видами устной речи;
- обогащение лексического строя речи;
- овладение основными морфологическими закономерностями грамматического строя речи;
- овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;
- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.
- Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма);
- Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину.
II. Содержание коррекционного курса
Лексический и грамматический материал группируется по тематическим блокам, способствующим образованию у обучающихся речевых стереотипов, что позволяет обучающимся использовать язык как средство общения при решении коммуникативных задач.
Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью».
Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости учитель-логопед может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью.
Работа над словом. Раздел призван решать следующие задачи:
- формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества предметов, действия;
- обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования;
- формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова;
- уточнение значений слов;
- развитие лексической системности;
- расширение и закрепление связей слова с другими словами;
- обучение правильному употреблению слов различных морфологических категорий в самостоятельной речи.
Принципы отбора лексического материала подчинены коммуникативным задачам, что обеспечивает в минимальные сроки использование обучающимися языка как средства общения. Лексический материал группируется по тематическим блокам и по словообразовательным признакам с целью ознакомления со словообразовательными моделями различных частей речи: имен существительных, глаголов, имен прилагательных. Такой подход к отбору речевого материала обеспечивает формирование у обучающихся умений выбирать слова на основе соотнесения производящих и производных слов и выделения общности значения в тех изменениях, которые привносят суффиксы, приставки и окончания. Выделяется для усвоения и группа слов, не имеющих номинативного значения (предлоги, союзы, междометия), без знания которых обучающиеся не могут овладеть структурой различного типа предложений и связной речью. Изучаемые лексические средства языка включаются в непосредственное общение, формируют умения творчески использовать их в различных видах деятельности, обеспечивая лексическое «наполнение» высказываний.
Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности обучающихся на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними и выражать их в речи.
В процессе усвоения значения слова вначале уточняется его конкретное значение. В дальнейшем проводится работа над понятийным компонентом значения слова (слово как обозначение группы, класса предмета). Уточнение значения обобщающих слов производится параллельно с дифференциацией слов, относящихся к этому обобщающему понятию (посуда — тарелка, чашка, нож, вилка, кастрюля и т. д. — кухонная, столовая, чайная), определяется сходство и различие в значении этих слов.
По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в определенную лексическую систему, формирование семантических полей.
Обучающиеся учатся группировать слова по различным лексико- семантическим признакам (родовидовым отношениям, отношениям часть-целое, по сходству или противоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать в речи антонимы и синонимы.
Обогащение словаря проводится и путем усвоения слов, выражающих определенную синтаксическую роль в речи, но не имеющих лексического значения (союзы, междометия). Развитие словаря осуществляется также через ознакомление обучающихся с различными способами словообразования. У обучающихся формируется способность выделять и сравнивать различные морфемы в словах. В процессе усвоения словообразования используется следующий порядок работы: уточнение значения слова, от которого будет образовано новое слово, сопоставление по значению двух слов, выделение общих и различных элементов в словах, уточнение обобщенного значения некорневой морфемы, сопоставление родственных слов с различными префиксами или суффиксами, сравнение слов с разными корнями и одинаковой некорневой морфемой. Обучающиеся знакомятся с многозначностью отдельных приставок. При образовании новых слов с помощью суффиксов учащиеся учатся улавливать общий признак, обозначаемый этими суффиксами (например, обозначение лиц по роду их деятельности, профессии при помощи суффиксов (-щик, -чик, -ист, -тель, -арь). В дальнейшем в речь вводятся слова, образованные при помощи приставок и суффиксов одновременно.
Для закрепления слова в речи и активного его использования обучающимися на уроках создаются условия для частого употребления слова в составе различных словосочетаний и предложений.
На уроках развития речи обучающиеся уточняют значения родственных слов, закрепляют их точное использование в речи.
Основное внимание в словарной работе уделяется лексическим упражнениям. Упражнения носят характер практической речевой деятельности, включают наблюдения и анализ лексики, закрепляют навык точного употребления слов в речи. Слова отбираются в соответствии с темой урока и включаются в тематический словарь, который усложняется от класса к классу. Особое внимание уделяется усвоению глаголов, являющихся основой формирования структуры предложения.
При усвоении конкретного значения слов используются различные наглядные средства (показ предмета, действия, его изображение на картинке и т.п.). При знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесные и логические средства (описание, противопоставление по значению, анализ морфологической структуры и др.).
Одновременно с уточнением лексического значения слова усваиваевается его грамматическое значение. Усваиваются языковые закономерности и правила их использования, закрепляются связи грамматического значения слова с формальными признаками. Закрепляются наиболее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; осваиваются менее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; уточняются значение и звучание непродуктивных форм словоизменения и словообразовательных моделей.
Формируются понимание и дифференциация грамматических форм словоизменения: выделение общего грамматического значения ряда словоформ; соотнесение выделенного значения с окончанием, выражающим данное грамматическое значение; звуковой анализ окончаний; закрепление связи грамматического значения и окончания; уточнение значения, употребления и дифференциации предлогов (в значении направления действия, местонахождения в различных предложно-падежных формах); дифференциация форм единственного и множественного числа существительных (на материале слов с ударным/безударным окончанием, с ударным/безударным окончанием с морфонологическими изменениями в основе); дифференциация глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (с ударной/безударной флексией без чередования звуков в морфеме, с чередованием звуков в морфеме); умение определять род существительных по флексии.
Формируются понимание и дифференциация словообразовательных моделей: существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой»; прилагательных, образованных от существительных (с использованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с чередованием и без чередования); глаголов, образованных префиксальным способом. Уточняются общие значения и звучания словообразующих аффиксов. Сравниваются родственные слова по значению и звучанию (производящего и производного), определяется их сходство и различие. Определяются и выделяются в родственных словах общие морфемы, соотносятся со значением. Формируются модели словообразования, уточняются и дифференцируются значения словообразующих аффиксов через сравнение слов с одинаковым аффиксом, через сравнение родственных слов.
Программой предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм слов и грамматического оформления связей слов в предложениях.
Работа над предложением. Основная задача этого раздела - развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложения.
В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него слов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).
Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу.
Овладение грамматическим строем языка в младших классах ведется в практическом плане без употребления грамматических терминов, путем формирования языковых (морфологических и синтаксических) обобщений.
Формирование различных конструкций предложения осуществляется как на основе речевых образцов, так и на основе демонстрируемого действия, с помощью картинок. При этом важное место отводится таким видам работы как моделирование и конструирование, способствующих формированию процессов анализа, синтеза и обобщений на синтаксическом уровне.
В работе над предложением большое внимание уделяется семантическим связям между словами предложения (с использованием вопросов, сопоставления по значению, верификации предложений, различной символизации).
При введении в речь той или иной модели предложения используются внешние схемы, в которых выделяются и обозначаются графически его структурные компоненты. Алгоритмизация операций языкового анализа и синтеза позволяет учителю-логопеду организовывать умственную деятельность обучающихся.
Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие:
- формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
- формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания;
- формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;
- формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания.
Программой предусматривается овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).
Вначале обучающиеся усваивают диалогическую форму речи, учатся составлять диалоги под руководством учителя-логопеда.
Работа над различными видами и типами связной монологической речи происходит в определенной последовательности, с учетом психологической структуры этого вида речевой деятельности: осознание побудительного мотива к высказыванию, ориентировка в смысловом содержании текста и в языковых средствах выражения этого содержания, создание программы (плана) связного высказывания сначала во внешнем плане (с внешними опорами, схемами), затем про себя, реализация программы (рассказывание).
Работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок, сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое, формирование умения устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами ситуации и располагать эти компоненты в определенной логической последовательности, определяя смысловой план текста, умение удерживать смысловую программу в памяти, а в дальнейшем развертывать ее в процессе построения связного высказывания.
В процессе смыслового программирования текста проводится работа с серией сюжетных картинок (раскладывание серий, нахождение лишней или «выпавшей» картинки и т.д.); работа с двумя сходными сюжетными картинками, на одной из которых отсутствует ряд предметов, что способствует привлечению внимания к содержанию, выделению элементов ситуации на картинке, ее анализу. Используется также работа над соотнесением сюжетных и предметных картинок; по анализу отдельной сюжетной картинки; составлению смыслового плана связного высказывания (сначала картинно-графического, затем картинно-вербального, далее вербального).
Формирование умения оформлять текст с помощью языковых средств включает развитие навыков правильного выбора слов, грамматического оформления связей между словами в предложении, а также умения использовать специальные лингвистические средства связи между отдельными предложениями текста.
В процессе развития связной речи обучающихся с ТНР необходимо учитывать последовательность перехода от ситуативной речи к контекстной. В связи с этим сначала в работе используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжетные картинки, и в дальнейшем обучающиеся учатся составлять рассказы без использования наглядности, по заданной теме.
Система работы по развитию связной речи строится с учетом различной степени самостоятельности обучающихся при планировании текста. В связи с этим предусмотрена следующая последовательность работы: пересказ с опорой на серии сюжетных картинок; пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на наглядность, рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картинке (сначала с предварительной беседой по содержанию картинки, а затем самостоятельный рассказ); самостоятельный рассказ на заданную тему (по предложенному названию, началу, концу).
Учитывая степень трудности продуцирования текстов различной структуры рекомендуется следующая последовательность работы: формирование умений составлять текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
В I (I дополнительном) классе обучающиеся учатся отвечать на вопросы учителя, составлять короткие рассказы по серии сюжетных картинок. Под руководством учителя пересказывают небольшие тексты, составляют несколько предложений, объединенных одной темой (по картинке или серии картинок), высказываются по личным наблюдениям и впечатлениям.
Во II классе обучающиеся дают краткие и распространенные ответы на вопросы, составляют диалоги по заданной ситуации. Знакомятся со структурой текста (начало, основная часть, концовка), озаглавливают небольшие тексты и их части. Работают над изложением.
В III и IV классах продолжается работа по формированию умений развертывать смысловую программу высказывания, точно использовать лексико-грамматические и выразительные средства его оформления. Формируются умения в работе с письменными изложениями и сочинениями.
Тематика для развития речи тесно связана с жизненным опытом обучающихся, что помогает им осмысливать явления действительности, способствует созданию картины мира и является основой формирования социальной компетенции. В I (I дополнительном) классе основой для развития речи является «школьная» и «бытовая» тематика. Во II классе центральной является тематика, связанная с изменениями в природе по временам года. В III классе представления обучающихся обогащаются понятиями о космосе, планете Земля, ее поверхности, воздушной оболочке, более глубоко изучается природа родного края, взаимодействие человека и общества. В IV классе превалируют темы единства человека и природы, строения организма человека, его восприятия мира, а также исторические, патриотические и культурологические темы. Постепенное расширение и усложнение тематического поля тесным образом связано с изучением содержания учебного предмета «Окружающий мир» и максимально способствует социализации обучающихся, их когнитивному и коммуникативно-речевому развитию.
Тематическое планирование коррекционного курса «Развитие речи»
Тематическое планирование коррекционного курса рассчитано на пять лет (I дополнительный, I - IV классы) и включает в себя семь тематических блоков:
Класс | Тематические блоки | Методическое обеспечение |
I дополнительный класс | «Развитие устной связной речи. Лексика». | Андреева Н. Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Устная связная речь. Лексика» |
I класс | «Учим буквы». | Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. «Учим буквы. Логопедические занятие в период обучения грамоте» |
II класс 1 полугодие 2 полугодие | «Развитие письменной речи. Предложение». «Коррекция письменной речи» (по группам с учетом вида дисграфии). | Андреева Н. Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст» Мазанова Е.В. Логопедический альбом (с учетом вида дисграфии). Китикова А.В. Рабочая «Тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников» |
III класс 1 полугодие 2 полугодие | «Развитие письменной речи. Текст». «Развитие письменной речи. Морфемика». | Андреева Н. Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст» Мазанова Е.В. «Коррекция аграмматической дисграфии». Китикова А.В. Рабочая «Тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников» |
IV класс | «Развитие письменной связной речи». | Андреева Н. Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Письменная связная речь» |
Тематическое планирование коррекционного курса «Развитие речи»
1 дополнительный класс.
Блок - Устная связная речь. Лексика (56 часов).
№ | Тема | Количество часов |
Текст. Признаки текста. Заглавие. | 1 | |
Последовательный пересказ с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы) | 2 | |
Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. | 2 | |
Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам. | 2 | |
Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. | 2 | |
Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа. | 2 | |
Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов - действий. | 2 | |
Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. | 1 | |
Краткий пересказ. Составление плана пересказа. | 1 | |
Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. | 1 | |
Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа. | 1 | |
Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа. | 1 | |
Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам. | 2 | |
Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам. | 1 | |
Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке. | 1 | |
Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам. | 2 | |
Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы. | 2 | |
Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических (знаковых) схем, вопросов. | 2 | |
Устное сочинение «Осень и весна». Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем. | 2 | |
Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов. | 2 | |
Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова. | 2 | |
Определение лексического значения слов. | 1 | |
Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте. | 1 | |
Однозначные и многозначные слова. | 1 | |
Прямое и переносное значение многозначных слов. | 1 | |
Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами. | 1 | |
Омонимы. | 1 | |
Этимология слов. Работа с этимологическим словарем. | 1 | |
Антонимы. Подбор антонимов к слову. | 1 | |
Подбор антонимов к словам-предметам. | 1 | |
Подбор антонимов к словам-признакам. | 1 | |
Подбор антонимов к словам-действиям. | 1 | |
Нахождение антонимов в тексте. | 1 | |
Синонимы. Подбор синонимов к слову. | 1 | |
Подбор синонимов к словам-предметам. | 1 | |
Подбор синонимов к словам-признакам. | 1 | |
Подбор синонимов к словам-действиям. | 1 | |
Нахождение синонимов в тексте. | 1 | |
Употребление синонимов в речи, для преодоления неоправданного повторения слов. | 1 | |
Прямое и переносное значение слова. | 1 | |
Образные слова и выражения. Загадки. | 1 | |
Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. | 1 | |
Пословицы и поговорки. | 1 |
1 класс.
Блок - Учим буквы (56 часов).
№ | Тема | Количество часов |
Речь. Общее понятие. Устная и письменная речь. | 1 | |
Текст. Предложение. Слово. | 1 | |
Уточнение пространственно-временных отношений. Пространство. | 1 | |
Уточнение пространственно-временных отношений. Тело человека. | 1 | |
Уточнение пространственно-временных отношений. Время года. | 1 | |
Понятие о звуке. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Знакомство с органами артикуляции. | 1 | |
Понятие о гласном и согласном звуке. Условные обозначения звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 | |
Звук [а], буква А, а. | 1 | |
Звук [о], буква О, о. | 1 | |
Звук [и], буква И, и. | 1 | |
Звук [ы], буква ы. | 1 | |
Звук [у], буква У, у. | 1 | |
Дифференциация гласных звуков [а-о-и], букв А, а — О, о — И, и. | 1 | |
Дифференциация гласных звуков [ы-и], букв ы — И, и. | 1 | |
Дифференциация гласных звуков [а-о-у], букв А, а — О, о — У, у. | 1 | |
Звуки [н] и [н'], буква Н, н. | 1 | |
Звуки [с] и [с'], буква С, с. | 1 | |
Звуки [к] и [к'], буква К, к. | 1 | |
Звуки [т] и [т'], буква Т, т. | 1 | |
Звуки [л] и [л'], буква Л, л. | 1 | |
Звуки [р] и [р'], буква Р, р. | 1 | |
Звуки [в] и [в'], буква В, в. | 1 | |
Звуки [э] и [й'э], буква Е, е. | 1 | |
Звуки [п] и [п'], буква П, п. | 1 | |
Звуки [м] и [м'], буква М, м. | 1 | |
Практическая работа «Звуко-буквенный анализ и синтез» | 1 | |
Проверка навыков чтения и письма | 1 | |
«Звуки [з] и [з'], буква З, з. | 1 | |
Звуки [б] и [б'], буква Б, б. | 1 | |
Звуки [д] и [д'], буква Д, д. | 1 | |
Звуки [а] и [й'а], буква Я, я. | 1 | |
Звуки [г] и [г'], буква Г, г. | 1 | |
Звук [ч'], буква Ч, ч. | 1 | |
Буква ь - показатель мягкости согласных звуков. | 1 | |
Буква ь. Разделительный мягкий знак. | 1 | |
Звук [ш], буква Ш, ш. | 1 | |
Звук [ж], буква Ж, ж. | 1 | |
Звуки [о] и [й'о], буква Ё, ё. | 1 | |
Звук [й'], буква Й, й. | 1 | |
Звуки [х] и [х'], буква Х, х. | 1 | |
Звуки [у] и [й'у], буква Ю, ю. | 1 | |
Звук [ц], буква Ц, ц. | 1 | |
Звук [э], буква Э, э. | 1 | |
Звук [щ'], буква Щ, щ. | 1 | |
Звуки [ф] и [ф'], буква Ф, ф. | 1 | |
Буква ъ. Разделительный твердый знак. | 1 | |
Практическая работа «Звуки, буквы, слоги» | 1 | |
Текст. Признаки текста. Заглавие. | 2 | |
Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки. | 2 | |
Пересказ описательно-повествовательного характера с опорой на картинку. | 2 | |
Составление рассказа по серии картин, вопросам, по опорным словам. | 2 | |
Практическая работа «Предложение. Текст» | 1 |
2 класс (1 полугодие).
Блок - Предложение (28 часов).
№ | Тема | Количество часов |
Понятие «слово». | 1 | |
Деление слов на слоги. | 2 | |
Деление слов для переноса. | 1 | |
Постановка ударения. | 2 | |
Понятие «словосочетание». | 1 | |
Согласование слов в словосочетании | 1 | |
Понятие «предложение». | 1 | |
Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». | 1 | |
Смысловая и интонационная законченность предложений (. ? !). | 3 | |
Обозначение границ предложений. | 1 | |
Деление сплошного текста на предложения. | 1 | |
Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. | 2 | |
Составление предложений из слов, данных в начальной форме. | 2 | |
Составление предложений из полных ответов на вопросы. | 2 | |
Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. | 2 | |
Составление предложений на заданную тему из личного опыта. | 2 | |
Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. | 3 |
2 класс (2 полугодие).
Блок - Фонематическое восприятие (28 часов).
№ | Тема | Количество часов |
Звуки и буквы. | 1 | |
Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | |
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков с помощью гласных А – Я. | 1 | |
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков с помощью гласных У – Ю. | 1 | |
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков с помощью гласных Ы – И. | 1 | |
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков с помощью гласных Э – Е. | 1 | |
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков с помощью гласных О – Ё. | 1 | |
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков с помощью Ь в конце слова. | 1 | |
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков с помощью Ь в середине слова. | 1 | |
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков с помощью разделительного Ь. | 1 | |
Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | |
Буква П, звуки [П] и [П`]. Буква Б, звуки [Б] и [Б`]. Дифференциация звуков [П] – [Б] – [П`] – [Б`]. | 1 - 3 | |
Буква Т, звуки [Т] и [Т`]. Буква Д, звуки [Д] и [Д`]. Дифференциация звуков [Т] – [Д] – [Т`] – [Д`]. | 1 - 3 | |
Буква К, звуки [К] и [К`]. Буква Г, звуки [Г] и [Г`]. Дифференциация звуков [К] – [Г] – [К`] – [Г`]. | 1 - 3 | |
Буква С, звуки [С] и [С`]. Буква З, звуки [З] и [З`]. Дифференциация звуков [С] – [З] – [С`] – [З`]. | 1 - 3 | |
Буква Ш и звук [Ш]. Буква Ж и звук [Ж]. Дифференциация звуков [Ш] – [Ж]. | 1 - 3 | |
Буква Ф, звуки [Ф] и [Ф`]. Буква В, звуки [В] и [В`]. Дифференциация звуков[Ф] – [В] – [Ф`] – [В`]. | 1 - 3 | |
Парные глухие и звонкие согласные (закрепление). | 1 | |
Свистящие и шипящие согласные. | 1 | |
Дифференциация звуков [С] – [З] – [Ш] – [Ж]. | 1 - 3 | |
Дифференциация звуков [С] – [З] – [Ц] - [Т’] | 1 - 3 | |
Дифференциация звуков [Ч’] – [Ц] – [Т`]. | 1 - 3 | |
Дифференциация звуков [Ч’] – [Ш] – [Щ’]. | 1 - 3 | |
Сонорные звуки. | 1 | |
Дифференциация звуков [Л] – [Л`] – [Й’]. | 1 - 3 | |
Дифференциация звуков [Л] – [Л`] – [Р] – [Р`]. | 1 - 3 | |
Дифференциация звуков [Л] – [Л`] – [Р] – [Р`] – [Й’] . | 1 | |
Звуки и буквы (закрепление). | 1 |
2 класс (2 полугодие).
Блок - Дизорфография (28 часов).
№ | Тема | Количество часов |
Предложение. Грамматическое оформление предложения. Определение границ предложения. | 1 | |
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | 1 | |
Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | |
Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | 1 | |
Количественный и последовательный анализ предложений на слова. | 1 | |
Предлоги. Значение, правописание. | 1 | |
Гласные и согласные звуки. | 1 | |
Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. | 1 | |
Правила переноса слов. | 1 | |
Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. | 1 | |
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. | 1 | |
Ударные и безударные гласные в слове. | 1 | |
Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | |
Правописание безударных гласных в корне слова. | 3 | |
Гласные первого и второго рядов. Йотированные гласные. | 1 | |
Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. | 2 | |
Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости согласных. | 2 | |
Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак. | 2 | |
Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. | 2 | |
Непроизносимые согласные. | 2 | |
Фонематический анализ и синтез. | 1 |
3 класс (1 полугодие).
Блок - Текст (28 часов).
№ | Тема | Количество часов |
Понятие о тексте. Грамматическое оформление предложений в тексте. | 1 | |
Выделение признаков связного текста. Тема текста. | 2 | |
Основная мысль текста. Определение темы, главной мысли. | 1 | |
Текст. Опорные слова. | 2 | |
Восстановление деформированного текста по серии картинок. | 2 | |
Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста. | 1 | |
Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление, анализ составленных текстов. | 1 | |
Типы текстов. | 1 | |
Тип текста. Текст-повествование (характерные признаки, схема построения текста). | 3 | |
Текст-описание (характерные признаки, общие признаки, оценка предмета). Описание предмета с использованием плана и опорных слов. | 3 | |
Текст-рассуждение (характерные признаки). Составление плана (основная мысль, доказательства, вывод). | 3 | |
Составление плана текста с обозначенными частями. | 2 | |
Деление текста на части. Работа над планом. | 2 | |
Редактирование текста. | 3 | |
Составление разных типов текстов по заданной теме. | 1 |
3 класс (2 полугодие).
Блок - Морфемика (28 часов).
№ | Тема | Количество часов |
Составь слова. Корень. | 1 | |
Родственные слова. | 2 | |
Сложные слова. | 1 | |
Суффикс. | 2 | |
Приставка. | 2 | |
Предлоги и приставки. | 1 | |
Имя существительное. Род и число имен существительных. | 1 | |
Предложно-падежные конструкции имен существительных. | 3 | |
Имя прилагательное. | 1 | |
Предложно-падежные конструкции имен прилагательных. | 3 | |
Глагол. Изменение глаголов по числам и временам. | 1 | |
Согласование имен существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе. | 1 | |
Виды глаголов. | 1 | |
Части речи. | 1 | |
Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. | 1 | |
Прямое и переносное значения слов. | 1 | |
Антонимы. | 1 | |
Синонимы. | 1 | |
Омонимы. | 1 | |
Словосочетания и фразеологические обороты. | 1 | |
Словосочетание и предложение. | 1 |
4 класс.
Блок - Письменная связная речь (56 часов).
№ | Тема | Количество часов |
Понятие о тексте. Типы текстов. | 1 | |
Деление текста на части. Работа над планом. | 1 | |
Пересказ теста по плану. | 1 | |
Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению. | 2 | |
Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам. | 2 | |
Редактирование текста изложения. | 2 | |
Изложение-повествование по памяти. Свободный диктант. | 2 | |
Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по обобщённым вопросам, опорным словам. | 2 | |
Изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по составленному плану, опорным словам. | 2 | |
Изложение-описание по памяти. | 2 | |
Изложение-описание на основе слухового восприятия текста по составленному плану, опорным словам. | 2 | |
Изложение-повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным слова. | 2 | |
Изложение-повествование с элементами описания по памяти. Свободный диктант. | 2 | |
Изложение-повествование с элементами описания на основе слухового восприятия текста по краткому плану, опорным словам. | 2 | |
Изложение-рассуждение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. | 2 | |
Изложение-рассуждение по памяти. Свободный диктант. | 2 | |
Изложение с элементами описания и рассуждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. | 2 | |
Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам. | 2 | |
Изложение с творческим заданием на основе слухового восприятия текста по плану, опорным словам. | 2 | |
Составление текстов на заданную тему. | 1 | |
Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам. | 2 | |
Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам. | 2 | |
Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам. | 2 | |
Анализ и редактирование сочинений. | 2 | |
Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка». | 2 | |
Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям. «Наша собака (кошка)». | 2 | |
Сочинение по наблюдениям. «Ранняя весна». | 2 | |
Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». | 2 | |
Сочинение-рассуждение. «Моё любимое занятие». | 2 | |
Письма. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа коррекционной работы для детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
программа работы учителя-логопеда...
Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2019-2020 учебный год
Программа учителя-дефектолога расчитанная для детей с 5 лет имеющих тяжелые нарушения речи...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет в условиях логопункта
Рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет в условиях логопункта разработана на основе адаптированной основной образовательной программы на основе ООП Муниципального автономного о...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи)
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В проце...
Рабочая программа педагога-психолога для детей с тяжелыми нарушениями речи (младший и средний возраст)
Настоящая Рабочая программа разработана на основе:- Примерной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа разработанна на основе «Программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)» Н.В. Нищевой для детей 5-7 лет....
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи (5-6 лет)
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи (5-6 лет)...