"Использование речевых физминуток в развитии дошкольников"
материал (старшая группа) по теме

Зазуля Лилия Михайловна

Физкультминутки способствуют активизации двигательного режима детей, повышают физическую нагрузку на организм и работоспособность на занятиях.Использование речевых физминуток может способствовать решению более широкого комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_fizminutki.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ  САД  №1  «СЕМИЦВЕТИК»  

ТЕМА: « Использование речевых физминуток в развитии  дошкольников »

Подготовила воспитатель ЗАЗУЛЯ Л. М.

ЗАТО Александровск
Г. ГАДЖИЕВО

2018

Речевые физминутки

У кого есть здоровье – у того есть надежда,

У кого есть надежда – у того есть всё!

(Восточная мудрость)

      Общественный деятель, врач и педагог Н.И.Пирогов утверждал, что воспитанию следует предъявить большее жизненное значение, чем образованию. Современная школа сместила акценты, расширив образовательное поле в ущерб воспитанию и здоровью, тем самым создав условия, не только разрушающие, но и формирующие пороки.

В последние годы для изменения сложившейся ситуации Министерством образования РФ предпринимаются определённые меры. Разработаны и утверждены новые санитарные правила, в которых в одном из пунктов говорится, что с целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения учащихся должны проводиться физкультминутки и гимнастика для глаз…

Физкультминутки способствуют активизации двигательного режима детей в утренние и вечерние часы, повышают физическую нагрузку на организм и работоспособность на занятиях. Они положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую, дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов.

Требования к физминуткам:

- они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-11 мин. занятия), так как более позднее их проведение не даёт желаемого эффекта;

- содержание физминуток может органически сочетаться с программным содержанием занятия;

- упражнения для физминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям;

- комплексы физминуток подбираются в зависимости  от вида занятий, их содержания;

- необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно результативность.

Физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры с движением, танцевальных движений, выполнения движения под текст стихотворения, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Речевые физминутки служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова.

Минуты здоровья можно отнести к здоровьесберегающим технологиям. В отличие от традиционных физкультминуток они позволяют регулировать психическое состояние детей, оказывают положительное воздействие на физиологические процессы, снимают интеллектуальную и эмоциональную напряжённость, формируют коммуникативные навыки детей.

Проведение минут здоровья в режиме дня детей дошкольного возраста может способствовать решению более широкого комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

         Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении.

Педагог не допускает физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению;

заботится о физическом и психологическом благополучии детей;

доводит до понимания детей, что физические упражнения являются одним из источников крепкого здоровья.

Дети смогут:

с удовольствием выполнять различные упражнения и двигательные задания в любую погоду и время года;

заниматься физическими упражнениями, играть в подвижные игры;

осуществлять контроль за своим самочувствием в процессе выполнения физических нагрузок.

Оздоровительный массаж всего тела

Чтобы не зевать от скуки,

 Встали и потёрли руки,

А затем ладошкой в лоб –

Хлоп-хлоп-хлоп.

Щёки застучали тоже?

Мы и их похлопать можем.

Ну-ка, дружно, не зевать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо

Переходим на загривок.

А теперь уже, гляди,

Добрались и до груди.

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

Постучим и тут, и там

И немного по бокам.

Не скучать и не лениться!

Перешли на поясницу,

Чуть нагнулись, ровно дышим,

Хлопаем как можно выше. (Выполняются быстрые частые хлопки на соответствующие слова)

«Молоточек»

Катя… играет  с одним молотком,

С одним молотком, с одним молотком.

(Ударять кулаком правой руки по столу).

Катя… играет  с двумя  молотками,

С двумя молотками, с двумя молотками.

(Ударять двумя  руками по столу).

Катя… играет  с тремя  молотками,

С тремя  молотками, с тремя молотками.

 (Ударять двумя кулаками и топать одной ногой).

Катя… играет  с четырьмя  молотками,

С четырьмя молотками, с четырьмя молотками.

(Ударять двумя кулаками и топать двумя  ногами).

Катя… играет  с пятью молотками,

С пятью молотками, с пятью молотками.

(Ударять двумя кулаками, топать двумя  ногами и кивать головой).

Игры и упражнения для развития мелкой моторики имеют непреходящее значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства.

Пальчиковые игры

«Лесная история».

Дети рассказывают историю, которая случилась в лесу, показывая все движения на пальцах:

- Выбежали зайки на полянку: прыг-скок, прыг-скок. ( Отрывистыми движениями дети барабанят пальцами по столу, изображая зайчиков)

- Пришла лиса, она шла очень тихо и осторожно. (Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь стола)

- Лиса шла не только тихо, но ещё и незаметно. Своим хвостом она заметала следы. (Дети имитируют движение хвоста, покачивая кисть то в одну, то в другую сторону).

- Зайцы увидели её и бросились врассыпную ( Ударом всех пальцев одной руки имитируют движение заячьих прыжков.)

Речёвки для проведения физкультминуток

«Зарядка»

Одолела нас дремота.

Шевельнуться не охота?

 Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз, потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

«Моё тело»

- Головушка – соловушка   ( гладят голову),

- лобик-бобик                      (выставляют вперёд свой лобик, как бычки),

- носик-абрикосик              (закрывают глазки и попадают пальчиком в кончик своего носа),

- щёчки-комочки                  (мнут пальчиками щёчки, трут их тихонько ладошками),

- губки-голубки                    (вытягивают губки в трубочку),

- зубочки-дубочки               (стучат тихонько крепкими зубами),

- бородушка-молодушка     (гладят подбородок),

- глазки-краски                     (раскрывают пошире глазки),

- реснички- сестрички         (моргают ресничками),

- ушки-непослушки             (трут тихонько пальчиками свои ушки),

 - шейка-индейка                 (вытягивают свою шейку),

- плечики-кузнечики           (дёргают плечиками вверх-вниз),

 - ручки-хватучки                (хватают вокруг себя),

  - пальчики-мальчики        (шевелят пальчиками рук),

- грудочка-уточка               (выпячивают вперёд свою грудку),

- пузик- арбузик                  (выставляют животик вперёд),

 - спинка-тростинка            (вытягивают спинку ),

 - коленки-поленки             (сгибают ножки в коленках),

 - ножки-сапожки               ( топают ножками).

Буквоупражнения

Цель – познание ребёнком букв и развитие двигательных способностей его организма.

Цель достигается во взаимосвязи с решением следуюших задач:

1. Освоение разнообразных буквенных обозначений звуков речи.

2. Обучение упражнениям, укрепляющим мышцы спины и живота.

3. Формирование хорошей осанки.

Озорная динамическая азбука

Для игры необходимо изготовить буквы.

Взрослый, рассказывая стихотворение, манипулирует буквой и движется сам:

Он и буква – одно целое.

Дети повторяют движение или импровизируют.

Все движения можно делать произвольно, придумать свои оригинальные решения.

Буква «А»                                Буква «Б»

Вот какая буква А!                 А вторая буква Б,

Озорная буква А!                    Озорная буква Б!  

Говорила: А-А-А!                   И бурчала: Б-Б-Б!  

И шутила: А-А-А!                  И ворчала:Б-Б-Б!

И смеялась:А-А-А!                 И бодалась:Б-Б-Б!

Закалялась:А-А-А!                  Барабанила:Б-Б-Б!

И плясала:А-А-А!                   И буянила:Б-Б-Б!

И стояла:А-А-А!                      И болтала:Б-Б-Б!

Вот какая буква А,                   Вот какая буква Б,    

Озорная буква А!                     Озорная буква Б!

Массаж

Он является важным средством оздоровления организма ребёнка, способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, усиливает функции потовых и сальных желёз, что положительно влияет на обмен веществ. Вызывает у детей приятные ощущения, бодрое настроение, побуждает к активности.

Приведённые примеры массажей педагог может использовать в любой отрезок времени пребывания детей в детском саду.

«Дождик»

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом! (Дети встают паровозиком друг за другом и похлопывают друг друга по спинкам)

По весёлой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

-Дома, дома посидите,- (Постукивание пальчиками)

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите, - (Постукивание кулачками)

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте, - (Поглаживание ладошками)

Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте,

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом!

По весёлой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Самомассаж

По тексту стихотворения дети выполняют шлепки ладонями:

Вот у нас игра какая:

Хлоп, ладошка,                         (хлопки в ладоши)

Хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой       (шлепки по левой руке от плеча к кисти)

Мы пошлёпаем немножко.

А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом             (лёгкое похлопывание по щекам)

Даже щёчки побьём.

Вверх ладошки! Хлоп!Хлоп!    (Хлопки над головой)

По коленкам – шлёп, шлёп!      (Хлопки по коленям)

По плечикам теперь похлопай! (Шлепки по плечам)

По бокам себя пошлёпай!          (Шлепки по бокам)

Можем хлопнуть за спиной!     (Шлепки по спине)

Хлопаем перед собой!               (Шлепки по груди)

Справа – можем! Слева – можем!

И крест-накрест руки сложим! (Поколачивание по груди справа, слева)

И погладим мы себя –

Вот какая красота.                       (Поглаживание по рукам, груди, бокам, спине, ногам)

Гимнастика для ног

1.Из-за лесу, из-за гор

Едет дедушка Егор.      (Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, стараясь поднимать выше пятки)

Сам на лошадке,   (Ходьба на пятках, руки за спиной)

Жена на коровке.   (Ходьба на носках, руки за головой)

Дети на телятках,     ( Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки на поясе)

Внуки на козлятках   (Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в колен, руки в стороны)

Гоп! Гоп! Гоп!           (Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу)

Приехали!                  (Присесть)

2. «Кто за кем идёт»

Цыплёнок на цыпочках

Крался за кошкой.

А кошка на цыпочках шла за Антошкой.

Антошка на цыпочках

Двигался к дому.          (Дети крадучись идут на носках)

Теперь повернёмся.

Пойдём по-другому.    (Разворачиваются в другую сторону и идут с перекатом с пятки на носок)

На пятках за кошкой    (Идут на пятках)

Плетётся Антошка.

За бедным цыплёнком –

 Усталая кошка.

Цыплёнок от страха     (Приседают, руки к полу)

Забрался в корзинку.

Сердитая кошка

Выгнула спинку.           (Не отрывая рук от пола, выпрямляют ноги, выгибают спину)

Упражнения для профилактики нарушений осанки

«Зимняя зарядка»

Упражнение выполняется стоя. Следить за положением туловища и рук.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже.

А потом шаг на месте, не спеша,

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьём по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок.

«В лесу»

Ноги слегка расставить, руки на поясе. Шаг на месте, следить за положением туловища. Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперёд, сказать «сели».

Мы шли, шли, шли.

Земляничку нашли.

Сели, поели и опять пошли.

Упражнение повторяется 3-4 раза, каждый раз меняя слова: клубничку, черничку, брусничку, ежевичку и т.д.

Игры для профилактики нарушений зрения

1. «Солнышко»

Солнышко, солнышко,

В небе свети!                            (Потянуться руками вверх)

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои.

Нас покружи, оторви от земли. (Покружиться, подняв руки вверх)

Солнечный лучик быстро скакал

И на плечо он к ребятам упал.  ( Вытянуть вперёд правую руку, медленно положить указательный палец на правое плечо, проследить движение пальца глазами.)

Весело лучик                                (Повторить то же самое с левой руки)

Песенку пел,

Каждый себе на плечо посмотрел.

Солнечный лучик быстро скакал

И на маленький носик

К ребятам попал.                          (Вытянуть руку вперёд и коснуться пальцем кончика носа.

                                                         

Весело лучик песенку пел.

Каждый на носик себе посмотрел. Проследить это движение взглядом.)

Хлопают радостно наши ладошки.   (Хлопки в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.         (Ходьба на месте)

Солнышко скрылось,

Ушло на покой.                                  (Закрыть глаза и положить руку под щёку.)

Мы же на место сядем с тобой.         (Сесть на стульчики)

2. «Кошка»

Вот окошко распахнулось.  (Руки развести в стороны)

Вышла кошка на карниз.      (Имитация мягкой, грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка наверх,   (Запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз,       (Опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась,       (Повернуть голову к левому плечу)

Проводила взглядом мух.      ( Повернуть голову к правому плечу, взглядом проводить «муху»)

Потянулась, улыбнулась        (Соответствующие движения и мимика)

И уселась на карниз.               (Сесть на свои места)

3.»Самолёт»

Пролетает самолёт,

С ним собрался я в полёт. (Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолётом.)

Правое крыло отвёл,

Посмотрел.                          (Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)

Левое  крыло отвёл,

Поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.      (Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом)

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу.     (Встают на носочки и выполняют летательное движение)

4.»Жук»

К журавлю жук подлетел.

Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж».

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нас хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился:

Ж-ж-ж.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

5.»Мама»

А теперь глаза закрой

И погладь руками.

Помечтаем мы с тобой

О любимой маме.

Повращай глазами вправо –

Раз, два, три.

Повращай глазами влево –

Снова повтори.

Пальчик к носу движется,

А потом обратно.

На него посмотреть

Очень нам приятно.

Вывод. Речевые физминутки – интеграция речевого и физического развития дошкольников.

Литература

1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие.       Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

2.  Кузнецова В.М. Минуты здоровья: методические рекомендации по организации активного отдыха детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Мурманск: НИЦ «Пазори, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"

Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...

Опыт работы на тему: «Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»

Опыт работы на тему: «Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»...

"Использование метода песочной игротерапии в речевом и познавательном развитии дошкольников".

Песочная терапия - один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательном уровне, что позволяет повысить у...

Городской семинар-практикум с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"

Мастер-класс на городском семинаре-практикуме с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов по теме «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».

Знакомство педагогов с мнемотехникой  и системой работы по обучению детей моделированию на занятиях по речевому развитию....

мастер - класс "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитие дошкольников"

мастер - класс "Использование технологии синквейн в речевом и познавательном развитие дошкольников"...