Опыт работы на тему: «Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Опыт работы на тему:
«Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7 «Сказка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район
Опыт работы на тему:
«Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»
Авторы:
воспитатели
Терентьева С.Н
Андреева Н.В.
п. Мостовской
2014г.
Содержание
| |
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике. | 3 |
1.2. Теоретическая база опыта. | 6 |
| 8 |
| 9 |
| |
| 10 |
| 11 |
| 12 |
| 13 |
| 14 |
| 15 |
| 16 |
4. Выводы. | 22 |
| 23 |
1. Литературный обзор состояния вопроса
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.
Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность. Служители культов, сказители, бродячие певцы должны были держать в голове огромные объёмы информации.
Не будь у наших предков умения фиксировать в памяти обширные сведения, многие мифы, молитвы, рецепты потерялись бы в веках. Общеизвестные «Илиада» и «Одиссея», как считают многие авторитетные учёные, были ритмизованны, наполнены повторами и статичными эпитетами неспроста – всё это позволяло облегчить процесс запоминания и воспроизведения текста.
Говоря об античной мнемотехнике, следует отметить первых теоретиков этого искусства. Среди них – поэт Симонид, ораторы Квинтилиан и Цицерон. Именем последнего даже назван один из удобнейших мнемотехнических приёмов, популярных в наши дни - метод Цицерона. Надо предполагать, что арсенал приёмов запоминания, которыми пользовались древние, был богаче, чем мы думаем. Трактатов по мнемонике и мнемотехнике до нас дошло не так уж много, зато история хранит поразительные биографические факты отдельных мудрецов. Например, Сенека мог запомнить одним махом пару сотен стихов. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
В средние века элементами мнемотехники пользовались служители церкви: успешно применялись знаки-аллегории, религиозные символы, которые выступали как подпорки для запоминания добродетелей и грехов невежественным людом.
На Руси мнемотехнические приёмы пошли в ход тоже довольно рано. Вспомним древнерусскую азбуку, несколько букв которой, знает каждый из нас. Она была основана на речевой мнемонике. Все буквы связывались со словами (аз – я, буки – буквы, веди – ведаю), более того – слова складывались в более крупные единицы речи (я буквы знаю; письменность – это добро и так далее).
Письменность значительно облегчила оперирование информацией во всех странах мира. Но и в письменный период интерес к методам управления памятью не был высок. Среди самых видных учёных, работавших над этим вопросом, Джордано Бруно (XVI век).
Системы запоминания ранее не существовала, о чем совершенно справедливо писал в книге «О памяти и мнемонике» в 1903 году профессор Г.Челпанов, основатель и директор Московского психологического института (1912-1923).
XX век – особый в истории мнемотехники. Она стала развиваться семимильными шагами по всему миру. Последняя серьёзная веха истории российской мнемотехники – создание визуальной методики «Джордано», автор Владимир Козаренко и метод речевых способов Самвела Гарибяна.
До 1990 года мнемотехника существовала в виде разрозненных приемов, не имела теоретической базы, не объясняла механизмов памяти, книги о тренировке памяти описывали низкоэффективные приемы и содержали большое количество методических ошибок.
В Росси целенаправленное использование мнемотехники в области педагогики, довольно молодое направление. В наше время объем информации возрос до невероятных размеров, поэтому этой техникой интересуются не педагоги, но и специалисты всех областей, все больше и больше людей тянется к литературе о развитии памяти и записываются на курсы тренировки памяти.
Проблема изучения памяти детей дошкольного возраста в последнее время стала очень популярной среди исследователей, педагогов и психологов.
В отечественной психологии этим вопросом занимались П.И. Зинченко, Т.В. Болыпева, И.А. Барташникова, Е. Синицина, Л.В. Черемошкина. Проанализировав труды данных психологов, мы поняли, как важно научить детей управлять процессом запоминания. «Давай выучим стишок к празднику!» - вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребенку, понимают, какой сложный психический процесс они при этом запускают. Память, как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею, мы учимся всю жизнь. На протяжении детства ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью. С точки зрения известного психолога П.П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти, выполненные ими движения, тем самым запоминаются пережитые ими чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся
образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах. Психолог П. И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что его продуктивность увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей). Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают придумать какое-то слово к картинке или же разложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора и т. п.
Дошкольное детство, наиболее благоприятный возраст для развития памяти. Это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом? Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо» - память). Слово «мнемотехника» происходит от греческого «мнемоникон» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (VI век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «мнемоникон» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
1.2. Теоретическая база опыта.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель работы с мнемотехникой: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- научить детей управлять своей памятью,
- увеличивать ее объем, используя приемы мнемотехники.
Подходы в работе с технологией мнемотехника:
- Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
- Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка.
- Деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои.
- Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога.
- Культурологический – ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.
- Информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
- Аксиологический – образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект – субъектное взаимодействие с детьми.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
В дидактике выделены три вида моделей:
1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно) .
3. Графические модели – обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Графическая аналогия — умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».
Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания.
Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Логопедическая сказка – это текст со сказочным персонажем, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки
В. Волиной, А. Цыферовой).
Методика – совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребенка; тактика научного познания.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.
модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
- Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Особенно это касается детей с проблемами в развитии речи. Мы работаем в группе для детей с общим недоразвитием речи – третьего уровня речевого развития, для которых характерно:
- бедный словарный запас;
- неспособность грамматически правильно строить высказывание;
- употребление нелитературных слов и выражений.
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ;
- неспособность построить монолог: пересказ текста своими словами, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи и т. д.
У детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с общим недоразвитием речи, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.
- Педагогический опыт
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Л.А. Венгер выделяет следующие типы моделирования:
1. Действия замещения.
В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой, поменьше, самый маленький круг или столбик). В 5-6 лет заместители становятся более условными.
2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде.
С их помощью ребенок решает познавательные задачи.
3. Построение модели.
Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.
Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица, то есть схема, в которую заложена определенная информация, предложенная Т.В. Большевой.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
3.2. Актуальность педагогического опыта.
Работая с детьми - логопатами, мы столкнулись с проблемой - они без радости включаются в учебную деятельность, не справляются с учебной нагрузкой и трудно адаптируются к школьной жизни. Как правило, у таких детей снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. Результаты проведенной диагностики памяти дошкольников показали, что основная масса детей имеет средний и низкий уровень развития природной памяти. Один вопрос не давал нам покоя: «Почему мы проводим большую работу с детьми на занятиях и вне занятий, стараемся дать детям много интересной информации, а результаты оставляют желать лучшего?» Анализ интеллектуальной готовности детей к школе за последние годы показал, что одной из важнейших составляющих данной проблемы является неспособность детей к запоминанию. А ведь, память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности ребенка дошкольника.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
В этом и состоит актуальность мнемотехники.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
Дошкольный возраст — это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.). Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов JI. Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и других - это наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения;
контрастные рамки и др.
Дети учатся анализировать объекты по различным параметрам, объединяют представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные знания, находят точные, образные слова.
3.4. Результативность педагогического опыта.
О результатах деятельности можно судить по проведенному мониторингу, который осуществлялся в сентябре 2013года и мае 2014года. Итоговая диагностика показала следующие результаты:
• у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
• расширился круг знаний об окружающем мире;
• расширился активный и пассивный словарь;
• появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
•дети преодолели робость, застенчивость, стали более общительными.
Видна положительная динамика в развитии памяти, мышления воспитанников. Они запоминают большие по объёму тексты. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Новизна заключается в том, что мнемотехника - это совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
1. принцип интеграции (интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности);
2. комплексно-тематический принцип: объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы;
3. принцип экономичности и универсальности - мнемотехнику можно с успехом применять в любой образовательной области.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.
Мнемотехника может называться технологией, так как имеет правильную для технологии структуру и соответствует по необходимым требованиям педагогической технологии: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.
Структура мнемотехники состоит из трех частей:
- Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
- Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
- Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – мнемотехника обладает всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – мнемотехника, существующая в конкретных условиях, должна быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) в образовательных учреждениях, то есть мнемотехника как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются следующие:
- группировка;
- классификация;
- ассоциации;
- поиск опорного пункта;
- схематизация.
Эти приемы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделен необходимый для запоминания материал.
Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает струю, уже известную. Эти процессы, присущие абсолютно всем людям, называют ассоциациями, способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? Например, работая над мнемосхемой по русской народной сказке «Зимовье зверей», показываем рисунок, где изображен баран и спрашиваем ребенка: «Как можно изобразить на схеме барана?». Ответы детей: «Кружочек с рожками, кружочек со спиралькой, мохнатый коврик…» Ответы детей зависят от их опыта, уровня развития, пола ребенка, актуального состояния и т.д. Поэтому мы никогда не отвергаем то, что предлагает ребенок.
Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Такой прием называется поиском опорного пункта. Например, для составления рассказа по лексической теме «Обувь» используем несколько опорных пунктов:
- контур обуви и знак вопроса (из какого материала она сделана?);
- детали предмета (назови части обуви);
- мужчина, женщина, ребенок (кто носит эту обувь?);
- солнышко, дождь, снег (для какой погоды эта обувь?);
- рука (как ухаживать за обувью?). Это своего рода план для припоминания, или мнемический план.
Предлагаем ребенку образец рассказа: «Сапоги — это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью». У меня есть сапоги. Они зеленого цвета с белыми полосками. Это резиновые сапоги. У сапог длинные голенища, подошва, каблуки, а внутри — специальные теплые стельки. Они маленького размера, детские. Резиновые сапоги носят в дождливую погоду, а еще их можно обуть на рыбалку или когда идешь в лес за грибами. Резиновую обувь нужно хорошо просушить после носки.
Опорные пункты, расположенные в определенной последовательности являются схематизацией.
Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Структура мнемотехники
мнемоквадраты ------- мнемодорожки ------- мнемотаблицы
Особое место в работе с детьми старшего возраста занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц – схем, в которые заложена определенная информация. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета сказки или рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная, лиса – рыжая, цыплята – желтые и т.д. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста можно использовать как цветные схемы, так и нарисованные в одном цвете.
Что можно изображать в таблице? Схематически изображаем все то, что считаем нужным отразить в данной таблице. Например, при заучивании стихотворения С.Маршака «Радуга»:
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза!
Дождь прошел – трава блестит,
В небе радуга стоит.
Дети используют картинки – символы: облако с молнией, прикрытые ресницами глаза, косые черточки, изображающие дождь, трава и сама радуга.
В своей работе мнемотаблицы-схемы мы используем в качестве дидактического материала для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Нами разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
В работе с мнемотаблицами устанавливаем следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь - капельки, ветер – наклоненное дерево, снег - снежинки, тепло - солнышко, тает снег - ручеек, прилетают/улетают птицы – галочки , солнце светит мало- половина солнца, деревья без листьев и т.д. Названия времен года обозначаем заглавными буквами определенного цвета: осень – желтая О, зима – синяя З и т.д.
Поставив перед собой цель – ознакомить детей с характерными особенностями времен года, учим детей рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки и мнемотаблицы. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Размер мнемотаблиц делаем различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Для младшего возраста – таблицы на 4 (2х2), на 9 клеток (3х3). Для среднего возраста – таблицы на 9 (3х3), на 16 клеток (4х4). Для детей старшего возраста – таблицы на 16 (4х4), на 25 клеток (5х5).
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения или составления описательного рассказа.
Педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
Широко используем мнемотаблицы и при пересказах художественных произведений. Например, сказка Х.К. Андерсена «Дюймовочка»
На первом этапе идет прослушивание выразительного чтения произведения, ответы на вопросы, разыгрывание сюжета в настольном театре или по ролям, рассматривание иллюстраций к произведению.
Далее при рассказывании сказки, её обыгрывании заменяем какой - нибудь сюжет, или героя сказки на предмет - заместитель.
Например, жабу - заменяем на зеленый овал, крота - на черный круг и т.д.
Следующий этап работы - это отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, то есть предлагаем детям прослушать сказку. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и предлагаю в помощь готовую модельную схему. Показываем, как можно последовательно составить рассказ.
Третий этап работы по использованию мнемотаблиц - это самостоятельный выбор ребенком тех моделей, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
И заключительным этапом работы педагога и ребёнка является самостоятельное изображение модели на бумаге данного произведения. Например, педагог читает литературный текст, а ребенок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к данному произведению. Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка с взрослым к его собственному творчеству.
Нет лучшей тренировки для детского ума и памяти, чем разгадывание загадок! Мы, загадывая детям загадки, часто не задумываемся над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, не анализируем ход его мыслей при отгадывании, торопим, забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления. Вы, наверное, замечали, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если мы через некоторое время зададим ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Работа над загадками проходит в следующей последовательности: читаем, кодируем и составляем мнемосхему, воспроизводим, запоминаем, отгадываем и самостоятельно изображаем.
И еще важно, чтобы загадки были на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня – про животных, завтра – про природу, потом – про кухонную утварь и так далее. Такое сужение помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.
Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения мы разрабатываем и составляем свою мнемотаблицу, подбираем рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводим словарную работу по произведению, беседуем по смыслу прочитанного, и предоставляем возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его.
Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Нам, воспитателям, необходимо найти экономный и эффективный способ автоматизации звуков. Одним из таких способов является метод мнемотехники. Использование мнемотехники в работе по автоматизации дает значительную положительную динамику, даже несмотря на то, что автоматизация звуков считается одним из рутинных и утомительных по срокам этапам коррекционного процесса. И в этот период в арсенале воспитателя должно быть достаточное количество наглядно – игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребенка в увлекательную игру. А использование мнемодорожек и мнемотаблиц как раз и позволяет разнообразить коррекционную работу и не только разнообразить, но и повысить ее результативность. Одним из приемов обучения детей связному рассказыванию, объединенному с закреплением произношения какого-либо звука, является логопедическая сказка. Логопедическая сказка – это текст со сказочным персонажем, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферовой). Дети самостоятельно составляют мнемотаблицы и рассказы по ним.
На основе мнемотехники нами созданы разнообразные дидактические игры, например, «Узнай по голосу», «Волшебный барабан», «Полет скворца» и «Сочинялочка». Для дидактических игр также используются мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. На одной из них хочется остановиться подробнее. Дидактическая игра «Сочинялочка», разделена на две части:1- составление творческих рассказов , 2- составление творческих рассказов со сказочной тематикой. В каждой части 6 опорных пункта:
1) Кто я? ( картинки - девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т.д.)
2) На чем? (картинки - теплоход, самолет, машина, ракета и т.д.)
3) Место и время. (картинки – зоопарк, осенний лес, времена года и т.д.)
4) Что случилось? Кого встретили?
5) Кто помог?
6) Чем закончилось?
Даем ребенку пустую таблицу из трех столбиков.Он достает по одной картинки с изображением девочки, самолета, цветущего луга и накладывает на таблицу в определенной последовательности, получается мнемодорожка, по этой мнемодорожке ребенок начинает сочинять рассказ: «Это девочка Катя, ей так надоела длинная, холодная зима, что однажды она села на самолет и прилетела в теплые края, там она гуляла по цветущему лугу, собирала полевые цветы, ловила бабочек, наслаждалась красотой природы».
Когда дети научились сочинять рассказ по трем опорным картинкам, мы добавили еще три: 4) Что случилось? Кого встретили? (молния, сверкающая сквозь темную тучу).
5) Кто помог? (доктор).
6) Чем закончилось? (улыбающееся лицо).
Получилось вот такое продолжение рассказа: « Вдруг неожиданно начался дождь с громом, Катя промокла и заболела. Но ей на помощь пришел доктор, он сделал ей укол, дал таблеток, и она быстро выздоровела и потом долго – долго вспоминала о своем путешествии».
По аналогии учим детей составлять рассказы со сказочной тематикой.
В мнемотаблице можно изображать практически всё. Поэтому мнемотаблицы мы широко используем во всех видах деятельности: в математическом развитии, художественно – творческой деятельности, в социально – нравственном воспитании, в совместной деятельности, в свободной деятельности детей, во время режимных моментов, физминуток и т.д. С помощью мнемотаблиц закрепляем знания детей, полученные на музыкальных занятиях. Мнемотаблица «Как звучит музыка?» расскажет детям о том, что музыка, как художник, тоже умеет рисовать, только не красками и карандашами, а своими музыкальными звуками. Она может звучать отрывисто и монотонно как часы, шумно и дробно как дождик за окном, ласково и нежно, колыбельная песенка, бодро, отрывисто и быстро, как топот лошадки, громко и крикливо как бой кукушки, весело и по – озорному, как зайчик на лужайке.
- Выводы.
Использование мнемотехники имеет два аспекта:
- служит определённым методом познания;
- является программой для анализа новых явлений.
Овладение приёмами мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов (памяти, внимания, образного мышления);
• перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать ее объем, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.
Мы считаем, что чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
- Список литературы:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. - М.: «Мозайка-Синтез», 1999.
2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб., 2005.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М., 2005.
4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. - М.: «Лабиринт», 1999.
5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - Дошкольное воспитание. 2004г. № 6, с.6.
6. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. - Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008г. № 1, с.16.
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
8. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
9. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. - Логопед в детском саду. 2007г. № 4, с. 51-54.
10. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР». – М., 2004.
11. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. – Логопед. 2008г. №4, с.102 -115.
12. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». - М., 2009.
13. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. - Логопед. 2005г. № 1, с. 7-12.
14. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: «Акцидент», 1998.
15. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам». - М., 2006.
16. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память. - Ребёнок в детском саду. 2004г. № 2, с.59-62.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7 «Сказка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район
Опыт работы на тему:
«Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»
Авторы:
воспитатели
Терентьева С.Н
Андреева Н.В.
п. Мостовской
2014г.
Содержание
| |
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике. | 3 |
1.2. Теоретическая база опыта. | 6 |
| 8 |
| 9 |
| |
| 10 |
| 11 |
| 12 |
| 13 |
| 14 |
| 15 |
| 16 |
4. Выводы. | 22 |
| 23 |
1. Литературный обзор состояния вопроса
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.
Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность. Служители культов, сказители, бродячие певцы должны были держать в голове огромные объёмы информации.
Не будь у наших предков умения фиксировать в памяти обширные сведения, многие мифы, молитвы, рецепты потерялись бы в веках. Общеизвестные «Илиада» и «Одиссея», как считают многие авторитетные учёные, были ритмизованны, наполнены повторами и статичными эпитетами неспроста – всё это позволяло облегчить процесс запоминания и воспроизведения текста.
Говоря об античной мнемотехнике, следует отметить первых теоретиков этого искусства. Среди них – поэт Симонид, ораторы Квинтилиан и Цицерон. Именем последнего даже назван один из удобнейших мнемотехнических приёмов, популярных в наши дни - метод Цицерона. Надо предполагать, что арсенал приёмов запоминания, которыми пользовались древние, был богаче, чем мы думаем. Трактатов по мнемонике и мнемотехнике до нас дошло не так уж много, зато история хранит поразительные биографические факты отдельных мудрецов. Например, Сенека мог запомнить одним махом пару сотен стихов. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
В средние века элементами мнемотехники пользовались служители церкви: успешно применялись знаки-аллегории, религиозные символы, которые выступали как подпорки для запоминания добродетелей и грехов невежественным людом.
На Руси мнемотехнические приёмы пошли в ход тоже довольно рано. Вспомним древнерусскую азбуку, несколько букв которой, знает каждый из нас. Она была основана на речевой мнемонике. Все буквы связывались со словами (аз – я, буки – буквы, веди – ведаю), более того – слова складывались в более крупные единицы речи (я буквы знаю; письменность – это добро и так далее).
Письменность значительно облегчила оперирование информацией во всех странах мира. Но и в письменный период интерес к методам управления памятью не был высок. Среди самых видных учёных, работавших над этим вопросом, Джордано Бруно (XVI век).
Системы запоминания ранее не существовала, о чем совершенно справедливо писал в книге «О памяти и мнемонике» в 1903 году профессор Г.Челпанов, основатель и директор Московского психологического института (1912-1923).
XX век – особый в истории мнемотехники. Она стала развиваться семимильными шагами по всему миру. Последняя серьёзная веха истории российской мнемотехники – создание визуальной методики «Джордано», автор Владимир Козаренко и метод речевых способов Самвела Гарибяна.
До 1990 года мнемотехника существовала в виде разрозненных приемов, не имела теоретической базы, не объясняла механизмов памяти, книги о тренировке памяти описывали низкоэффективные приемы и содержали большое количество методических ошибок.
В Росси целенаправленное использование мнемотехники в области педагогики, довольно молодое направление. В наше время объем информации возрос до невероятных размеров, поэтому этой техникой интересуются не педагоги, но и специалисты всех областей, все больше и больше людей тянется к литературе о развитии памяти и записываются на курсы тренировки памяти.
Проблема изучения памяти детей дошкольного возраста в последнее время стала очень популярной среди исследователей, педагогов и психологов.
В отечественной психологии этим вопросом занимались П.И. Зинченко, Т.В. Болыпева, И.А. Барташникова, Е. Синицина, Л.В. Черемошкина. Проанализировав труды данных психологов, мы поняли, как важно научить детей управлять процессом запоминания. «Давай выучим стишок к празднику!» - вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребенку, понимают, какой сложный психический процесс они при этом запускают. Память, как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею, мы учимся всю жизнь. На протяжении детства ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью. С точки зрения известного психолога П.П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти, выполненные ими движения, тем самым запоминаются пережитые ими чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся
образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах. Психолог П. И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что его продуктивность увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей). Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают придумать какое-то слово к картинке или же разложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора и т. п.
Дошкольное детство, наиболее благоприятный возраст для развития памяти. Это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом? Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо» - память). Слово «мнемотехника» происходит от греческого «мнемоникон» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (VI век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «мнемоникон» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
1.2. Теоретическая база опыта.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель работы с мнемотехникой: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- научить детей управлять своей памятью,
- увеличивать ее объем, используя приемы мнемотехники.
Подходы в работе с технологией мнемотехника:
- Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.
- Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка.
- Деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои.
- Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога.
- Культурологический – ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.
- Информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
- Аксиологический – образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект – субъектное взаимодействие с детьми.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
В дидактике выделены три вида моделей:
1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно) .
3. Графические модели – обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Графическая аналогия — умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».
Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания.
Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Логопедическая сказка – это текст со сказочным персонажем, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки
В. Волиной, А. Цыферовой).
Методика – совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребенка; тактика научного познания.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.
модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
- Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Особенно это касается детей с проблемами в развитии речи. Мы работаем в группе для детей с общим недоразвитием речи – третьего уровня речевого развития, для которых характерно:
- бедный словарный запас;
- неспособность грамматически правильно строить высказывание;
- употребление нелитературных слов и выражений.
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ;
- неспособность построить монолог: пересказ текста своими словами, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи и т. д.
У детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с общим недоразвитием речи, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.
- Педагогический опыт
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Л.А. Венгер выделяет следующие типы моделирования:
1. Действия замещения.
В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой, поменьше, самый маленький круг или столбик). В 5-6 лет заместители становятся более условными.
2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде.
С их помощью ребенок решает познавательные задачи.
3. Построение модели.
Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.
Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица, то есть схема, в которую заложена определенная информация, предложенная Т.В. Большевой.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
3.2. Актуальность педагогического опыта.
Работая с детьми - логопатами, мы столкнулись с проблемой - они без радости включаются в учебную деятельность, не справляются с учебной нагрузкой и трудно адаптируются к школьной жизни. Как правило, у таких детей снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. Результаты проведенной диагностики памяти дошкольников показали, что основная масса детей имеет средний и низкий уровень развития природной памяти. Один вопрос не давал нам покоя: «Почему мы проводим большую работу с детьми на занятиях и вне занятий, стараемся дать детям много интересной информации, а результаты оставляют желать лучшего?» Анализ интеллектуальной готовности детей к школе за последние годы показал, что одной из важнейших составляющих данной проблемы является неспособность детей к запоминанию. А ведь, память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности ребенка дошкольника.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
В этом и состоит актуальность мнемотехники.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
Дошкольный возраст — это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.). Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов JI. Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и других - это наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения;
контрастные рамки и др.
Дети учатся анализировать объекты по различным параметрам, объединяют представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные знания, находят точные, образные слова.
3.4. Результативность педагогического опыта.
О результатах деятельности можно судить по проведенному мониторингу, который осуществлялся в сентябре 2013года и мае 2014года. Итоговая диагностика показала следующие результаты:
• у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
• расширился круг знаний об окружающем мире;
• расширился активный и пассивный словарь;
• появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
•дети преодолели робость, застенчивость, стали более общительными.
Видна положительная динамика в развитии памяти, мышления воспитанников. Они запоминают большие по объёму тексты. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Новизна заключается в том, что мнемотехника - это совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
1. принцип интеграции (интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности);
2. комплексно-тематический принцип: объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы;
3. принцип экономичности и универсальности - мнемотехнику можно с успехом применять в любой образовательной области.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.
Мнемотехника может называться технологией, так как имеет правильную для технологии структуру и соответствует по необходимым требованиям педагогической технологии: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.
Структура мнемотехники состоит из трех частей:
- Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
- Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
- Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – мнемотехника обладает всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – мнемотехника, существующая в конкретных условиях, должна быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) в образовательных учреждениях, то есть мнемотехника как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются следующие:
- группировка;
- классификация;
- ассоциации;
- поиск опорного пункта;
- схематизация.
Эти приемы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделен необходимый для запоминания материал.
Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает струю, уже известную. Эти процессы, присущие абсолютно всем людям, называют ассоциациями, способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? Например, работая над мнемосхемой по русской народной сказке «Зимовье зверей», показываем рисунок, где изображен баран и спрашиваем ребенка: «Как можно изобразить на схеме барана?». Ответы детей: «Кружочек с рожками, кружочек со спиралькой, мохнатый коврик…» Ответы детей зависят от их опыта, уровня развития, пола ребенка, актуального состояния и т.д. Поэтому мы никогда не отвергаем то, что предлагает ребенок.
Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Такой прием называется поиском опорного пункта. Например, для составления рассказа по лексической теме «Обувь» используем несколько опорных пунктов:
- контур обуви и знак вопроса (из какого материала она сделана?);
- детали предмета (назови части обуви);
- мужчина, женщина, ребенок (кто носит эту обувь?);
- солнышко, дождь, снег (для какой погоды эта обувь?);
- рука (как ухаживать за обувью?). Это своего рода план для припоминания, или мнемический план.
Предлагаем ребенку образец рассказа: «Сапоги — это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги носят зимой, весной и осенью». У меня есть сапоги. Они зеленого цвета с белыми полосками. Это резиновые сапоги. У сапог длинные голенища, подошва, каблуки, а внутри — специальные теплые стельки. Они маленького размера, детские. Резиновые сапоги носят в дождливую погоду, а еще их можно обуть на рыбалку или когда идешь в лес за грибами. Резиновую обувь нужно хорошо просушить после носки.
Опорные пункты, расположенные в определенной последовательности являются схематизацией.
Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Структура мнемотехники
мнемоквадраты ------- мнемодорожки ------- мнемотаблицы
Особое место в работе с детьми старшего возраста занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц – схем, в которые заложена определенная информация. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета сказки или рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная, лиса – рыжая, цыплята – желтые и т.д. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста можно использовать как цветные схемы, так и нарисованные в одном цвете.
Что можно изображать в таблице? Схематически изображаем все то, что считаем нужным отразить в данной таблице. Например, при заучивании стихотворения С.Маршака «Радуга»:
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза!
Дождь прошел – трава блестит,
В небе радуга стоит.
Дети используют картинки – символы: облако с молнией, прикрытые ресницами глаза, косые черточки, изображающие дождь, трава и сама радуга.
В своей работе мнемотаблицы-схемы мы используем в качестве дидактического материала для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Нами разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
В работе с мнемотаблицами устанавливаем следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь - капельки, ветер – наклоненное дерево, снег - снежинки, тепло - солнышко, тает снег - ручеек, прилетают/улетают птицы – галочки , солнце светит мало- половина солнца, деревья без листьев и т.д. Названия времен года обозначаем заглавными буквами определенного цвета: осень – желтая О, зима – синяя З и т.д.
Поставив перед собой цель – ознакомить детей с характерными особенностями времен года, учим детей рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки и мнемотаблицы. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Размер мнемотаблиц делаем различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Для младшего возраста – таблицы на 4 (2х2), на 9 клеток (3х3). Для среднего возраста – таблицы на 9 (3х3), на 16 клеток (4х4). Для детей старшего возраста – таблицы на 16 (4х4), на 25 клеток (5х5).
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения или составления описательного рассказа.
Педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
Широко используем мнемотаблицы и при пересказах художественных произведений. Например, сказка Х.К. Андерсена «Дюймовочка»
На первом этапе идет прослушивание выразительного чтения произведения, ответы на вопросы, разыгрывание сюжета в настольном театре или по ролям, рассматривание иллюстраций к произведению.
Далее при рассказывании сказки, её обыгрывании заменяем какой - нибудь сюжет, или героя сказки на предмет - заместитель.
Например, жабу - заменяем на зеленый овал, крота - на черный круг и т.д.
Следующий этап работы - это отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, то есть предлагаем детям прослушать сказку. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и предлагаю в помощь готовую модельную схему. Показываем, как можно последовательно составить рассказ.
Третий этап работы по использованию мнемотаблиц - это самостоятельный выбор ребенком тех моделей, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
И заключительным этапом работы педагога и ребёнка является самостоятельное изображение модели на бумаге данного произведения. Например, педагог читает литературный текст, а ребенок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к данному произведению. Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка с взрослым к его собственному творчеству.
Нет лучшей тренировки для детского ума и памяти, чем разгадывание загадок! Мы, загадывая детям загадки, часто не задумываемся над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, не анализируем ход его мыслей при отгадывании, торопим, забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления. Вы, наверное, замечали, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если мы через некоторое время зададим ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Работа над загадками проходит в следующей последовательности: читаем, кодируем и составляем мнемосхему, воспроизводим, запоминаем, отгадываем и самостоятельно изображаем.
И еще важно, чтобы загадки были на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня – про животных, завтра – про природу, потом – про кухонную утварь и так далее. Такое сужение помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.
Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения мы разрабатываем и составляем свою мнемотаблицу, подбираем рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводим словарную работу по произведению, беседуем по смыслу прочитанного, и предоставляем возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его.
Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Нам, воспитателям, необходимо найти экономный и эффективный способ автоматизации звуков. Одним из таких способов является метод мнемотехники. Использование мнемотехники в работе по автоматизации дает значительную положительную динамику, даже несмотря на то, что автоматизация звуков считается одним из рутинных и утомительных по срокам этапам коррекционного процесса. И в этот период в арсенале воспитателя должно быть достаточное количество наглядно – игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребенка в увлекательную игру. А использование мнемодорожек и мнемотаблиц как раз и позволяет разнообразить коррекционную работу и не только разнообразить, но и повысить ее результативность. Одним из приемов обучения детей связному рассказыванию, объединенному с закреплением произношения какого-либо звука, является логопедическая сказка. Логопедическая сказка – это текст со сказочным персонажем, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферовой). Дети самостоятельно составляют мнемотаблицы и рассказы по ним.
На основе мнемотехники нами созданы разнообразные дидактические игры, например, «Узнай по голосу», «Волшебный барабан», «Полет скворца» и «Сочинялочка». Для дидактических игр также используются мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. На одной из них хочется остановиться подробнее. Дидактическая игра «Сочинялочка», разделена на две части:1- составление творческих рассказов , 2- составление творческих рассказов со сказочной тематикой. В каждой части 6 опорных пункта:
1) Кто я? ( картинки - девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т.д.)
2) На чем? (картинки - теплоход, самолет, машина, ракета и т.д.)
3) Место и время. (картинки – зоопарк, осенний лес, времена года и т.д.)
4) Что случилось? Кого встретили?
5) Кто помог?
6) Чем закончилось?
Даем ребенку пустую таблицу из трех столбиков.Он достает по одной картинки с изображением девочки, самолета, цветущего луга и накладывает на таблицу в определенной последовательности, получается мнемодорожка, по этой мнемодорожке ребенок начинает сочинять рассказ: «Это девочка Катя, ей так надоела длинная, холодная зима, что однажды она села на самолет и прилетела в теплые края, там она гуляла по цветущему лугу, собирала полевые цветы, ловила бабочек, наслаждалась красотой природы».
Когда дети научились сочинять рассказ по трем опорным картинкам, мы добавили еще три: 4) Что случилось? Кого встретили? (молния, сверкающая сквозь темную тучу).
5) Кто помог? (доктор).
6) Чем закончилось? (улыбающееся лицо).
Получилось вот такое продолжение рассказа: « Вдруг неожиданно начался дождь с громом, Катя промокла и заболела. Но ей на помощь пришел доктор, он сделал ей укол, дал таблеток, и она быстро выздоровела и потом долго – долго вспоминала о своем путешествии».
По аналогии учим детей составлять рассказы со сказочной тематикой.
В мнемотаблице можно изображать практически всё. Поэтому мнемотаблицы мы широко используем во всех видах деятельности: в математическом развитии, художественно – творческой деятельности, в социально – нравственном воспитании, в совместной деятельности, в свободной деятельности детей, во время режимных моментов, физминуток и т.д. С помощью мнемотаблиц закрепляем знания детей, полученные на музыкальных занятиях. Мнемотаблица «Как звучит музыка?» расскажет детям о том, что музыка, как художник, тоже умеет рисовать, только не красками и карандашами, а своими музыкальными звуками. Она может звучать отрывисто и монотонно как часы, шумно и дробно как дождик за окном, ласково и нежно, колыбельная песенка, бодро, отрывисто и быстро, как топот лошадки, громко и крикливо как бой кукушки, весело и по – озорному, как зайчик на лужайке.
- Выводы.
Использование мнемотехники имеет два аспекта:
- служит определённым методом познания;
- является программой для анализа новых явлений.
Овладение приёмами мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов (памяти, внимания, образного мышления);
• перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать ее объем, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.
Мы считаем, что чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
- Список литературы:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. - М.: «Мозайка-Синтез», 1999.
2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб., 2005.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М., 2005.
4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. - М.: «Лабиринт», 1999.
5. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - Дошкольное воспитание. 2004г. № 6, с.6.
6. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. - Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008г. № 1, с.16.
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
8. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
9. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. - Логопед в детском саду. 2007г. № 4, с. 51-54.
10. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР». – М., 2004.
11. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. – Логопед. 2008г. №4, с.102 -115.
12. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». - М., 2009.
13. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. - Логопед. 2005г. № 1, с. 7-12.
14. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: «Акцидент», 1998.
15. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам». - М., 2006.
16. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память. - Ребёнок в детском саду. 2004г. № 2, с.59-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему"Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников"
Опыт работы на тему: Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников...
Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».
Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...
Городской семинар-практикум с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"
Мастер-класс на городском семинаре-практикуме с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"...
Опыт работы на тему : «Использование разнообразных приемов в изобразительной деятельности для развития творческих способностей у детей».
Опыт работы на тему :«Использование разнообразных приемов в изобразительной деятельности для развития творческих способностей у детей»....
Опыт работы по теме: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»
Квест – технология актуальна и эффективна в условиях реализации ФГОС ДО....
Опыт работы на тему: «Использование приемов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников»
В настоящее время в своей образовательной деятельности с детьми столкнулась с тем, что желание получить большой объем знаний с каждым днем у дошкольников возрастает. В этом потоке информации очень сло...