Мастер-класс для педагогов по теме «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».
материал
- Знакомство педагогов с мнемотехникой
и системой работы по обучению детей моделированию на занятиях по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов по теме
«Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».
Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Наша память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе помогает лучше и быстрее запомнить текст. Для пересказа сказки или рассказа можно составить мнемотаблицу.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный значками.
Если правильно научиться работать с таблицей, можно значительно уменьшить время на выполнение задания.
Система работы по обучению детей моделированию на занятиях по речевому развитию.
Сначала при чтении текста мы выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей какой- то значок – символ. Если текст небольшой, но его трудно запомнить, можно придумать символы на каждое слово или словосочетание. В результате, после этого можно легко и быстро пересказать текст с опорой на символы.
В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие – либо действия, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было вам хорошо понятно.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. И как я говорила “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Занятия в младшей или средней группах состоит из нескольких этапов:
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы,
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»
Занятия для старших дошкольников можно построить по другому принципу:
Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.
Этап 2. Каждая часть кодируется
Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (ребёнок самостоятельно выбирает цвета карандашей, а может рисовать одним цветом).
Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.
Использование мнемотехнических приемов запоминания в работе с детьми дошкольного возраста
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.
Вот здесь то и нам помогут мнемотаблицы , которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти.
Багаж памяти можно увеличивать, включая материал в игровые ситуации, поскольку детям легче усвоить задачу, опосредованную игровым мотивом.
ИГРА 1. Тренировка визуализации запоминаемых слов.
Пример со шмелем.
Слово можно увидеть. Вот, к примеру, ПЧЕЛА
Закройте глаза и попытайтесь представить себе живую ПЧЕЛУ Сосредоточьтесь, не торопитесь и постарайтесь представить ее так ясно, как будто видите ее на самом деле.
Пчелу можно увидеть по-разному:
- Вы думаете о пчеле, стараетесь ее представить, но не видите ее четко. Перед глазами просто какое-то пятно. Вроде бы пчела , а может, и нет.
- Можно увидеть пчелу как на фотографии или как на картинке.
- А этот пчела в вашем воображении оживет. Вы видите, как она летает, садится на цветы. ДА ОНа ЖИВая!
Теперь нужно представить семь слов. Не забывайте ответить, как вы их видите: Ничего не вижу. Какое-то пятно. Как на картинке. Как наяву.
БАБОЧКА
ОЗЕРО
ДЕРЕВО
ЛЕСТНИЦА
ОБЛАКО
ЛЕС
ДОМ
Вспомните слова, которые вы представили, или нарисуйте их.
ИГРА 2. Тактильные, обонятельные соощущения при запоминании слов.
Пример с книгой и подушкой.
Слова можно не только видеть. Их можно слышать, нюхать, пробовать на вкус трогать. Вспомните пчелу… Ее можно и видеть, и слышать. Слышите, ЖУЖЖИТ?
Вот вам три слова. Постарайтесь услышать слова:
КОЛОКОЛЬЧИК
МАШИНА
ВАЗА
Cлово можно потрогать, например, слово ПОДУШКА. Чувствуете, какое оно мягкое?
ПОТРОГАЙ слова:
КОЛЕСО
СТАКАН
ШАРФ
Некоторые слова легко понюхать или попробовать на вкус.
ЛИМОН – кисло, правда?
А как прекрасно пахнет слово РОЗА?
Понюхайте или попробуйте на вкус слова:
СОЛЕНЫЙ ОГУРЧИК
ЛЕС
ПЕЧЕНЬЕ
ДОЖДЬ
А теперь вспомните все слова, которые слышали, трогая, нюхая или пробуя на вкус в этой игре.
Напомню вам, первое слово: колокольчик.
ИГРА 3. Слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения при запоминании слов.
Пример с апельсином.
На самом деле одно и то же слово можно увидеть и услышать, потрогать, попробовать на вкус и понюхать.
Слово АПЕЛЬСИН.
Его легко увидеть – он такой яркий, оранжевый…
Нет ничего проще, чем почувствовать его запах и вкус…
А теперь представьте, что вы трогаете апельсин. Вы вынимаете его из холодильника. Он такой холодный, круглый, почти гладкий, но с маленькими бугорками и ямочками…
Если очень захочется, можно даже услышать звук апельсина. Проще всего представить, как он скатывается со стола и шлепается об пол…
Послушайте эти слова и попытайтесь представить их так же, как слово АПЕЛЬСИН. Но учтите, что необязательно чувствовать все. Например, одно слово можно видеть и слышать, другое – только видеть, третье – только видеть, трогать, чувствовать его вкус и запах. Делайте так, как вам нравится.
Вижу Слышу Трогаю Чувствую вкус Чувствую запах
МЯЧ
ЛЕВ
ОРЕХ
БУКЕТ
НОЖНИЦЫ
ВИШНЯ
КАРТОШКА
Cкажите слова, которые вы запомнили, или, если хотите, нарисуйте их.
ИГРА 4. Запоминание слов методом придумывания рассказа.
Вы уже поняли, что слова можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать их на вкус и запах. Это поможет вам запоминать самые разные слова. А для того, чтобы запомнить их ПО ПОРЯДКУ, нужно представить себе, что слова – это персонажи какой-то истории.
Посмотрите, как это делаю я.
Запоминайте слова вместе со мной.
Вот слова, которые нужно запомнить:
ВЕРБЛЮД
ЖУРНАЛ
ВЕТЕР
ГВОЗДИКА
НОЧЬ
ШЛЯПА
“Я вижу ВЕРБЛЮДА на фото ЖУРНАЛА . Он у меня в руках, дует ВЕТЕР переворачивает страницы, а там нарисована ГВОЗДИКА. Начинает темнеть, и наступает НОЧЬ. Верблюд укладывается спать и ему снится ШЛЯПА”.
Когда вам нужно вспомнить слова, вы закроете глаза и “просмотрите” этот фильм, слова вспомнятся по порядку сами собой.
Придумайте свой собственный фильм.
Запомните вот эти слова:
ЛИСТ
КОЛЬЦО
ДОМ
ШМЕЛЬ
КОСТЕР
ЯБЛОКО
ПАЛЬМА
ЗЕРКАЛО
ТЕЛЕВИЗОР
БАНТ
Скажите, что вы почувствовали, когда вспоминали эти слова?
ИГРА 5. Тренировка внимания. Выполнение двух дел одновременно. Запоминание слов и рисование крестиков.
Сейчас мы сыграем в более сложную игру. Вам придётся не только запоминать слова, но и одновременно рисовать.
Очень важно уметь сосредоточиться, а для этого нужно ТРЕНИРОВАТЬ СВОЁ ВНИМАНИЕ.
Вам нужно будет запоминать по порядку 7 слов. Но пока вам их диктуют, вы должны РИСОВАТЬ КРЕСТИКИ.
Перед тем как начать игру, научитесь рисовать крестики быстро.
Итак, начнём…
Запоминайте слова и рисуйте крестики:
ТИГР
КОШЁЛЕК
ВИНОГРАД
СНЕГОВИК
МОСТ
КАКТУС
РЕКА
Вспомните слова.
ИГРА 6. Тренировка распределения внимания. Рисование одновременно двумя руками круга и треугольника.
В этой игре вам не нужно запоминать слова. Зато придётся рисовать одновременно двумя руками. Наверняка вы раньше никогда не пробовали это делать.
Возьмите два фломастера. На отдельном листе бумаги попробуйте одной рукой рисовать круг, а другой одновременно – треугольник. Неважно, какой рукой, какую фигуру вы будете рисовать. Делайте, как вам удобно.
ВНИМАНИЕ! Рисовать обеими руками нужно одновременно, то есть одновременно начинать и одновременно заканчивать обе фигуры.
ПОПРОБУЙ:
Сначала будет трудно. Треугольники будут похожи на круги, а круги – на треугольники.
Потренируйтесь рисовать отдельно левой и правой рукой, а потом обеими вместе. Старайтесь следить сразу за обеими руками. Если смотреть только на левую руку, правая рука тут же начнёт рисовать то же, что и левая, и наоборот.
Попробуйте ещё раз. Следите за обеими руками.
ИГРА 7. Запоминание слов и рисование двумя руками.
Теперь, когда вы научились рисовать двумя руками, мы усложним игру. Вам нужно будет РИСОВАТЬ ДВУМЯ РУКАМИ И ОДНОВРЕМЕННО ЗАПОМИНАТЬ СЛОВА.
Конечно, это потруднее, чем рисовать крестики одной рукой. Постарайтесь рисовать их правильно.
ВНИМАНИЕ! Запоминайте слова и рисуйте.
ПУХ
СОЛНЦЕ
ДОРОГА
КАПУСТА
ДИВАН
МАРКА
Эта игра очень помогает развивать память и внимание.
Чтобы вам было легче понять, что такое мнемотаблица, и каким образом используются в ней символы, предлагаю поиграть в игру «Диалог».
Разделитесь на пары и попробуйте пообщаться (составить диалог) при помощи пиктограмм (символов), изображая их поочереди на одном листе бумаги. Главное условие – нельзя разговаривать и показывать жестами.
Сложно было общаться при помощи пиктограмм? Все ли символы вашего собеседника были понятны вам?
Вывод: В мнемотаблицах должны использоваться символы понятные всем.
Заключительное задание – «Составь самостоятельно мнемотаблицу».
Всем участникам раздаются карточки, на которых написаны всем известные стихи. Вы должны закодировать данный текст, а остальные должны его расшифровать, следуя каждому символу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"
Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...
Опыт работы на тему: «Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»
Опыт работы на тему: «Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»...
Городской семинар-практикум с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"
Мастер-класс на городском семинаре-практикуме с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"...
«Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».
Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника»....
Мастер- класс для родителей " Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника"
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста для родителей. Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания ...
«Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».
Консультация для педагогов ....