Педагогические конфликты и способы их разрешения
статья на тему
Педагогические конфликты и способы их разрешения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_konflikty.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические конфликты и способы их разрешения
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, — явление обычное. Нежелание учеников учиться говорит о конфликте педагога с учащимися. В этом случае мы имеем дело с конфликтом деятельности.
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении
Причинами такого конфликта часто становятся: повышенная утомляемость; неспособность усвоить большой объем учебного материала; отсутствие объективной помощи со стороны учителя. Подобного рода конфликты имеют место быть в ситуации, когда учитель только начинает работать с классом и межличностные отношения еще не вышли на более доверительный уровень. Причинами конфликтов часто становится стремление учителя использовать отметку как средство наказания. При этом отмечается, что требования к ученикам довольно завышены. В результате таких конфликтов, по настоящему способные и талантливые школьники вынуждены уходить в другие учебные заведения, а у остальных снижается интерес к учебе.
Профессиональные условия труда представителей педагогических профессий классифицируются специалистами как стрессогенные. Основными источниками стрессов у педагогов являются эмоциональное напряжение и отрицательные аффективные переживания, возникающие вследствие затруднений и межличностных конфликтов в педагогической коммуникации, негативной модальности профессиональных взаимоотношений.
Существует достаточно много способов и методов борьбы со стрессом, как индивидуального, так и организационного применения.
На уровне организации целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом:
- создание благоприятного организационного климата;
- налаженная система обратной связи;
- участие сотрудников в процессе принятие решений;
- командные и проектные формы организации труда;
- четкое определение должностных обязанностей и границ личной ответственности;
- равномерное распределение рабочей нагрузки;
- социальная поддержка персонала;
- специальные программы управления стрессами.
В основе возникновения внутриличностных конфликтов педагогов находятся разнообразные и многочисленные требования к личности самого педагога, присутствие значительных профессиональных стереотипов, нормативно-социальные ожидания, многофункциональность педагога, существенные физиологические и информативные нагрузки. Также, возникновение внутриличностных конфликтов обосновывается индивидуальными особенностями педагога.
Внутриличностный конфликт по своим последствиям может быть как конструктивным (функциональным, продуктивным), так и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным). Первый имеет своим результатом положительные последствия, второй - отрицательные.
Отрицательные последствия внутриличностного конфликта:
• прекращение развития личности, начало деградации;
• психическая и физиологическая дезорганизация личности;
• снижение активности и эффективности деятельности;
• состояние сомнения, психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия;
• появление агрессии или, напротив, покорности в поведении человека в качестве защитных реакций на внутриличностный конфликт;
• появление неуверенности в своих силах, чувства неполноценности и никчемности;
• разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни.
• деструкция существующих межличностных отношений;
• неожиданное обособление личности в группе, молчание, отсутствие увлеченности,
• повышенная чувствительность к критике;
• пугающая информация - критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства;
• девиантное (отклоняющееся) поведение и неадекватная реакция на поведение других;
• неожиданные, нелогичные вопросы, а также ответы невпопад, приводящие собеседника в замешательство;
• жесткий формализм - буквоедство, формальная вежливость, слежение за другими;
• поиск виноватых - обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание.
Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям, наиболее сильные из которых стресс, фрустрация и невроз.
Положительные последствия внутриличностного конфликта:
- конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития;
- конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватной самооценке;
- внутриличностный конфликт закаляет волю и укрепляет психику человека;
- конфликт является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности;
- преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее. В этом плане внутриличностные конфликты дают нам возможность насладиться победой над самим собой, когда человек свое реальное «Я» хотя бы на немного приближает к своему идеальному «Я».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конфликты и способы их разрешения.
В презентации даётся понятие "конфликт", структура, классификация, виды конфликтов. А, также, стратегия поведения в конфликтной ситуации....
презентация на тему "конфликты в коллективах.причины и способы их разрешения"
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ И СПОСОБЫ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ
Данная презентация раскрывает проблему педагогических конфликтов, рассматривает стороны конфликтов, в частности берется конфликт детей. Акцент сделан на подборе методов и способов выхода и разрешения ...
"Детские конфликты и способы их разрешения."
Конфликты между детьми дошкольного возраста, возникающие в процессе игровой деятельности. Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения....
Круглый стол "Конфликты и способы их разрешения"
круглый стол...
Семинар-тренинг для педагогов "Конфликты. Конструктивные способы их разрешения"
Семинар-тренинг для педагогов "Конфликты. Конструктивные способы их разрешения"...
Конспект семинара-практикума на тему: «Конфликты. Способы их разрешения»
Конспект семинара-практикума на тему: «Конфликты. Способы их разрешения»...