Круглый стол "Конфликты и способы их разрешения"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Цель: Психолого-педагогическое просвещение педагогов о конфликтных ситуациях, причинах, особенностях, участниках, последствиях и способах разрешения конфликтов; способствовать сплочению коллектива, умению понимать друг друга без слов; установление положительных эмоциональных связей между участниками; познакомить с результатами диагностического обследования коллектива.
Задачи:
1. Дать определение понятия «конфликт», раскрыть его сущность;
2. Показать стадии развития конфликта;
3. Выделить положительные и отрицательные стороны конфликтов;
4. Определить стратегии поведения в конфликтных ситуациях и способы их разрешения.
Ход проведения:
- Вступительная часть
Здравствуйте уважаемые коллеги! Очень рада вас видеть! Хочу начать наш круглый стол с шуточной игры.
Игра «Зачем я сюда пришла»
Педагогам предлагается достать из корзиночки листочки бумаги, на которых написаны шуточные ответы на вопрос «Зачем я сюда пришла». И зачитать их.
Мне обещали незабываемую шоу-программу
Хочу занять у кого-нибудь денег
Я скрываюсь от полиции, и мне нужно было алиби
У меня просто не было другого выбора
Это моя тайна, я не могу вам раскрыть ее
Без меня это мероприятие просто не состоялось бы
У меня спецзадание — собрать компромат на всех присутствующих
Хочу спеть свою любимую песню
Во спросили! Я уже и не помню, зачем я тут!
Посмотреть, во что теперь одеваются
Я тут живу!
Ошиблась дверью!
Потому что мне негде сегодня ночевать!
Дома не с кем поболтать, а тут столько народу…
Разве трудно догадаться? Здесь хочу я оторваться!
Здесь хочу я пошалить и народ повеселить
Не хочу вам признаваться, но мечтаю я подраться!
Зачем я здесь, да почему? Ничего вам не скажу!
II. Основная часть
Тема нашего круглого стола – конфликты и способы их разрешения.
Презентация
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Конфликт–столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов, серьёзное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.
Выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
1. Возникновение конфликта (появление противоречия);
2. Осознание данной ситуации как конфликтной (хотя бы одной из сторон);
3. Конфликтное поведение (ссоры, ругань);
4. Исход конфликта (разрешение).
Упражнение "Яблоко и червячок"
Сядьте по - удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. Не раздумывая.
Презентация
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:
Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера
Избегание (уклонение) - характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление - предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество - является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесем к способам выхода из конфликтных ситуаций.
(Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование,
«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание,
«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,
«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,
«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество.
Игра на сплочение коллектива «Сороконожка»
Встать в круг друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает:
- двигаться вперед;
- бегать;
- приседать;
- прыгать на одной ножке;
- проползать между препятствиями (перешагнуть стул, обруч, пройти по скакалке).
Главная задача играющих – не разорвать единую цепь.
Упражнение «Претензии»
Между кем могут быть конфликты?
Конфликты могут быть между коллегами, между воспитателем и родителем, между ребенком и воспитателем, между администрацией и специалистами, между администрацией и родителями.
Сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды: 1 команда родителей и 2 команда педагогов.
Первая команда пишет претензии родителей к воспитателям.
Вторая команда пишет претензии воспитателей к родителям.
Первая команда зачитывает высказывания, вторая должна ответить на них. Потом вторая зачитывает, а первая отпирается.
Упражнение «Плюсы и минусы конфликтов»
Первая команда пишет положительные стороны конфликтов, а вторая команда – отрицательные стороны конфликтов.
Зачитываем ответы.
Плюсы | Минусы |
• Получение социального опыта • Нормализация морального состояния • Получение новой информации • Разрядка напряжённости • Помогает прояснить отношения • Стимулирует позитивные изменения | • Настроение враждебности • Ухудшение социального самочувствия • Формализация общения •Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение • Эмоциональные затраты • Ухудшение здоровья • Снижение работоспособности |
Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.
Упражнение "Посещение зоопарка"
Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.
В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине).
Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине).
Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).
- Заключительная часть
У каждого из нас свой характер, свои особенности, взгляды, интересы, ценности. И, тем не менее, нас объединяют единые педагогические задачи, эффективность и качество решения которых зависит во многом от того, насколько будет едина и дружна наша педагогическая команда, каким будет психологический климат в нашем образовательном учреждении.
Давайте будем дружными, не будем конфликтовать, будем помогать друг другу и делится своим хорошим настроением!
Рефлексия
Какие впечатления у вас от прошедшей встречи? Нужны ли они вам? Какие есть пожелания?
Упражнение «Аплодисменты»
Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. Всем спасибо за участие! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конфликты и способы их разрешения.
В презентации даётся понятие "конфликт", структура, классификация, виды конфликтов. А, также, стратегия поведения в конфликтной ситуации....
презентация на тему "конфликты в коллективах.причины и способы их разрешения"
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в...
конфликтные ситуации и способы их разрешения
«Конфликтные ситуации: ...
Педагогические конфликты и способы их разрешения
Педагогические конфликты и способы их разрешения....
Родительское собрание с элементами тренинга: Тема: «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»
Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями — папой и мамой, между родителями и педагогами, как найти способ решения данного конфликта, рассмотрим на приме...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ И СПОСОБЫ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ
Данная презентация раскрывает проблему педагогических конфликтов, рассматривает стороны конфликтов, в частности берется конфликт детей. Акцент сделан на подборе методов и способов выхода и разрешения ...
"Детские конфликты и способы их разрешения."
Конфликты между детьми дошкольного возраста, возникающие в процессе игровой деятельности. Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения....