Конспект семинара-практикума на тему: «Конфликты. Способы их разрешения»
план-конспект занятия

Янина Светлана Николаевна

Конспект семинара-практикума на тему: «Конфликты. Способы их разрешения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsmpekt_konflikty.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29

Семинар-практикум

тема:

                         «Конфликты.

Способы их разрешения»

Подготовила:

педагог – психолог                                                        С. Н. Янина.                                                                                         08.11.2020 г.

ноябрь

2020 – 2021 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «КАЛЕЙДОСКОП»

Подготовила

педагог – психолог С.Н. Янина

08 ноября 2020 г.

МБОУ СОШ №29 дошкольное отделение «Калейдоскоп»

г. о. Химки

Семинар-практикум для воспитателей

На тему:

«Конфликты. Способы их разрешения»

Цель: расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

- ознакомить педагогов с научными знаниями о конфликтах;

- помочь педагогам в овладении навыков конструктивных способов поведения в конфликтах;

- помочь педагогам в овладении навыков конструктивных способов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций.

Ход семинара-практикума

I часть – Теоретическая. О конфликте

1. Сказ о богатыре русском

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился…

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, Горыныч спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, я водицы испить хотел…

- Ды-к, пил бы! Чего ж драться-то начал?!»

Так и в нашей жизни: порой, не разобравшись в чем дело, люди ссорятся, конфликтуют специально или неосознанно, тем самым, усложняя жизнь себе и другим. Речь сегодня пойдет о конфликтах с родителями. Способах их преодоления и предотвращения.

2. Упражнение «Яблоко и червячок»        

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

3. Упражнение «Руки»

Ведущий просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Обсуждение:

- что вы чувствовали?

- как вы себя чувствуете?

- какие ощущения у вас возникли при выполнения задания?

В ответ на (агрессию) раздражение мы подсознательно начинаем сопротивляться, т. е. раздражение рождает конфликт, агрессию.

Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

4. Мини-лекция «Что такое конфликт?»

Как думаете, вообще, почему возникают конфликты? (диалог с педагогами)

Верно! Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт – это острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, часто выходящий за рамки социальных норм и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Существует обыденное представление, что конфликт - это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Однако в настоящее время ученые все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Главное: уметь грамотно управлять конфликтом. Этим мы сегодня и займемся.

5. Упражнение “На мостике”.

Сейчас мы с вами сыграем в одну игру, представьте себе, что вы стоите на краю пропасти, а вам очень нужно перейти на другой берег по этому мостику, но на другом берегу стоит тоже человек, которому так же как и вам необходимо перебраться на другой берег.

Группа делится на две команды. С каждой команды выходят по 2 участника, которые расходятся в разные концы комнаты, между ними рисуется узкая дорожка.

Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.

Выполнение упражнения начинается по команде ведущего.

Обсуждение:

- Как вы себя чувствовали?

- Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?

- В реальных ситуациях, вы предпочитаете уступить или добиться определённой цели?

- Какого стиля общения придерживался каждый из участников.

Существует 5 способов выхода из конфликтных

Конкуренция («акула) (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера.

Избегание (уклонение) («черепашка») уход от конфликтных ситуаций, характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс (лиса) – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Приспособление (медвежонок) предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество (сова) является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.

II часть – Профилактика конфликтов

Конфликты сопровождают нас от рождения до самого последнего дня. Но это не значит, что во всех этих, зачастую кажущихся неразрешимыми, ситуациях обязательно должна быть проигравшая и выигравшая стороны. Выиграть могут обе. Оказывается, противника можно представить партнером по разрешению конфликта. И тогда тот потенциал, та энергия, генератором которой является каждый конфликт, из разрушающей превратится в творческую.

И сейчас я предлагаю Вам попробовать на себе некоторые психологические способы и приемы работы с конфликтами.

1. Упражнение «Расскажи сказку – «Колобок»

Цель: проанализировать и обыграть действия персонажей сказки с точки зрения переговорных позиций; отработка навыка противостояния манипуляции и конструктивного решения конфликта.

Участники делятся на 5 групп, каждой из которых предлагается от имени героя русской сказки «Колобок» дать отпор манипулятивным действиям и словам Лисицы («Сядь ко мне на носок, спой еще разок»). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизованных способах противостояния манипуляциям, должен за 5-10 мин написать и зачитать ответ Лисе, соответствующий определенной стратегии поведения в конфликте.

Ответ колобка к упражнению «Колобок и лисица»

1. Лиса! Если ты намереваешься меня съесть, то так и знай: ты растолстеешь! Я ведь мучной, высококалорийный. А ты такая стройная и красивая, наверняка следишь за своей фигурой. А еще от моей сладости у тебя может нарушиться кислотно-щелочной баланс ротовой полости. Нос твой может не выдержать нагрузки (я ведь тяжелый) и тебе придется идти к врачу (метод убеждений, договора, сотрудничество)

2. Лиса! Все хотят съесть меня, но стоит ли? Ты знаешь, чем это обычно заканчивается? Если ты меня задержишь еще на минуту, я опоздаю, не успею вовремя прикатиться домой, вот тогда мой дед придет с ружьем и сошьет своей старухе прекрасную шубу (угроза – конфронтация).

2. Проблемные ситуации.

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя - он «получает за это деньги».

Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить стенд об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

Ситуация 2

Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.

3. Психологическая зарядка.

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Упражнение на стирание стрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги.               Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить

4. Заключение

И теперь, когда мы с вами стерли все негативные воспоминания, я вам предлагаю посмотреть притчу о Солнце и Ветре.

Есть такая притча. Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково». И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Семинар-практикум "Общение педагога с родителями и детьми. Разрешение конфликтных ситуаций"

Даны рекомендации по построению адекватного общения педагога с родителями....

конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ "Внимание! Конфликт!"

Семинарско-практическое занятие для педагогов ДОУ...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Предупреждение и разрешение конфликтов возникающих в процессе взаимодействия с окружающими: детьми, воспитывающими, в аспекте ФГОС ДОУ"

Семинар-практикум для родителей Тема: «Предупреждение и разрешение конфликтов возникающих в процессе взаимодействия с окружающими: детьми, воспитывающими, в аспекте ФГОС ДОУ"Цель:...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».2. Да...

"Конфликты. Способы их разрешения"

quot;Конфликты. Способы их разрешения"...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

   Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....