«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
статья по коррекционной педагогике
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Росинка» комбинированного вида
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
ДОКЛАД
тема:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Подготовила:
учитель-дефектолог
высшей категории
Чекинева Т.Н
г. Кумертау
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Работа в данном направлении реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, потому что научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Благодаря разработанной системе работы, педагоги освоили новую технологию – метод проекта, что позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, осуществлялся следующим этапам:
- -занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
- -комплексные блочно - тематические занятия;
- интеграция:
- −частичная интеграция;
- −полная интеграция;
- метод проектов:
- −форма организации образовательного пространства;
- −метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы педагога по подготовке проекта
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания для сам. выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
В настоящее время проекты классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- -исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- -ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- -информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- -творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- - комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
- - межгрупповые: - «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- - творческие: «Мои друзья», - «Мир природы»;
- - групповые: «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
- - индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»;
- - исследовательские: «Мир воды», «Питание и здоровье».
Внедряя метод проекта в образовательный процесс ДОУ, определили цель и задачи:
Цель:
Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — “метод проектов”.
Задачи:
- Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.
- Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
- Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.
- Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.
Перед тем, как начать работу в данном направлении, определили направления работы:
Это построение взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания; построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение проектного метода в воспитательно-образовательный процесс; корректирование планирования, представив проектный метод в следующих разделах – физическое воспитание, развитие речи детей, художественно-эстетическое воспитание, социально-нравственное воспитание, развитие у детей основ правового сознания, развитие у детей представлений об окружающем мире, об экологии.
Определили формы работы. Это – семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс и методы работы, это – беседы, диспут, практикум, круглый стол, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.
На I этапе
Был проведен мониторинг, а именно:
– Анкетирование педагогов; родителей;
– Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.
Отбор участников проводился на основе желания самих педагогов включиться в реализацию предлагаемого метода и по результатам собеседования. Главным критерием при этом была готовность персонала к открытости и изменениям в работе с детьми.
II этап – Реализация целей и задач проекта
Были проведены следующие мероприятия:
Семинар “Общие основы проектирования. Метод проектов в дошкольном образовании”; Консультации “Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников”, “Создание пространственной среды в группе”, “Участие родителей в проектной деятельности”;
Семинары –практикумы “Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста”, “Составление схемы взаимодействия воспитателей и специалистов”, “Разработка групповых проектов”, Презентация проектов;
Тренинг “Участие в проектной деятельности”;
На III этапе
Подводили итоги;
– Анализировали полученные результаты;
– Обобщили опыт работы педагогов;
– Разработали методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности.
Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала.
Рассмотрим механизм проектирования, который применяется дошкольном образовательном учреждении.
Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов – сюда входит: цель, задачи проекта; их реализация – это модель реализации и поэтапный план действий; анализ результатов.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:
- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.
Реализацией проектов в дошкольном учреждении руководит проектный совет, целью которого является создание условий для инновационных процессов в ДОУ. Задачами проектного совета являются: руководство образовательными проектами, утверждение или экспертиза, а также контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику ДОУ.
Так же проектным советом ДОУ определены критерии выполнения и защиты проекта.
В число таких критериев входят:
Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых педагогом или группой решений.
Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество экскизов, схем, рисунков.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.
Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.
Изменился стиль общения взрослого с ребенком.
Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Список литературы:
- Волкова М. С. Деятельностно-ценностные задачи в проектной деятельности младших школьников / М.С. Волкова // Педагогические технологии. — 2011. — № 2. - С. 58-63.
- Деркунская В.А. Проектная деятельность / Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. — М.: Просвещение, 2012. - С. 108—127.
- Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов /Н.Б. Крылова // Дополнительное образование и воспитание. — 2007. — № 3. — С. 9—15.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 110 с.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2004.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагова Т.С., Зуйкова М.Б. — М.: АРКТИ, 2003. — 96 с.
- Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов:Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста
Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появился в середине двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи. Дьюи исходил...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/12/picture-219521-1363110519.jpg)
Использование арт-метода в работе с детьми дошкольного возраста
Арт – терапия относительно новый метод психотерапии, получивший активное, бурное развитие в последнее время.Арт – метод в научно- педагогическом понятии – забота об эмоциональном самочувст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-485934-1412586344.jpg)
Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.
Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-956719-1517256987.jpg)
использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста
материал для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/04/picture-994183-1522861705.jpg)
Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста.
Влияние проектной деятельности на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Значение проектного метода как одной из привлекательных и результативных формы работы с детьми. Тематика проек...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/11/picture-1162196-1599808363.jpg)
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день технологий является использование кейс-те...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/21/picture-1023404-1521622689.jpg)
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»...