Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" учитель-логопед Борисовская Л.В.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_razvitiya_svyaznoy_rechi.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как средство развития связной речи
у детей дошкольного возраста
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью формирования личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготского, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев и др.)
Овладение связной устной речи составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выгтского, А.А,Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и других. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А,Леонтьев, Л.В.Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М.Кониной, А.М.Леушиной, Л.А.Пеньеской, О.И.Соловьевой,Е.И. Тихеевой. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М,Бородич, Н.Ф.Виноградовой, Л.В.Ворошниной, В.В.Гербовой,Э.П.Коротковой,Н.А.Орлановой, Е.А.Смирновойи другие.
В связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная. Общение с окружающим осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность точность и ясность, изложенной мысли, выразительность.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др.
Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетаться с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила им усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержания ему хорошо известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которые детям известны: «Краски». «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Наоборот», и другие. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают сказочные и любимые цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке» - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет, среди играющих. Сколько здесь для детей игровых действий, поэтому дети всегда играют в такие игры.
Воспитатель заботиться об усложнении игр. Расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управление со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры «лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется. Если выигрывает т.е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так вне их.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить. Использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с полученной задачей. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом», «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов. Слов сходных по звучанию – главная задач многих словесных игр.
В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре «Угадай. Что мы задумали» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами «Да» или «Нет».
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «отгадай-ка?», «Магазин», «Да-нет» и др.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц». Игры с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета» и другие. В особую четвертую группу. Выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора:» испорченный телефон», «Краски», «Летает- не летает».
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность выдержка.
Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих с игрушками. Игровыми пособиями, предметами и т.д. К наглядности относится:
- Предметы. Которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;
- Картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчетливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;
- Наглядный показ, пояснение словам игровых действий и выполнение игровых правил.
При помощи словесных пояснений, указаний, воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт.
Таким образом, система современных дидактических игр для развития связной речи – это практическая деятельность. С помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, как это нужно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...
Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит. К.Д. Ушинский...
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...
Интерактивное обучение как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
В презентации подробно представлено использование интерактивных технологий как средства развития связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников....
"Игра-драматизация как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР."
Презентация...
Мастер –класс для родителей на тему: «Технология сторителлинг, с использованием игры пособия Кубики историй, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Цель: знакомство педагогов с технологией «сторителлинг» как средство речевого развития дошкольников.Задачи:-показать возможность развития связной речи через «сторителлин...
Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...